Средневековая эстетика. Средневековый интерьер в романском и готическом стиле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:27, реферат

Краткое описание

Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии. Возникшее и существовавшее на почве феодализма, средневековое искусство было тесно связано с религией, с её догматами, которые освящали феодальный строй и его сословную иерархию, накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религия и церковь были могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры.

Содержание

1.Специфика средневекового искусства…………………………3
2.Проявление средневековья в романском стиле………………..5
3.Готический стиль………………………………………………...11
4.Список литературы………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Специфика средневекового искусстваишхан.docx

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Ивановский государственный  архитектурно-строительный университет

 

Кафедра архитектуры и дизайна

 

История дизайна

 

Реферат на тему:

«Средневековая эстетика. Средневековый интерьер в романском  и готическом  стиле»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы Д-31 Петров Ишхан

Руководитель: Коряшина О.Л.

 

 

 

Иваново 2012

Главы

  1. Специфика средневекового искусства…………………………3
  2. Проявление средневековья в романском стиле………………..5
  3. Готический стиль………………………………………………...11
  4. Список литературы………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика средневекового искусства

Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии. Возникшее и существовавшее на почве феодализма, средневековое  искусство было тесно связано  с религией, с её догматами, которые  освящали феодальный строй и его  сословную иерархию, накладывали  печать на философию, мораль, нравственные представления. Религия и церковь  были могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь  была главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что  духовенство было единственным тогда  образованным классом. Религиозное  мышление сформировало всё средневековое  искусство.

Религиозное мышление Средневековья накладывало отпечаток  на все формы жизни общества, определяло характер художественной культуры. Христианская религия проповедовала, что всё  земное является лишь слабым отражением небесного. Земное существование ничтожно по сравнению с загробной жизнью, поэтому не может стать предметом  изображения, достойным внимания в  искусстве. Церковь, понимая огромную силу искусства по воздействию на людей, использовала его для наставления  в вере. Она утверждала, что тело - лишь уродливая тюрьма для души, оковы её бессмертия, ничтожный сосуд  греха и соблазна. Таким образом, в христианстве обнажается противоречие между духовным и материальным.

Образ человека в  искусстве, рождённый доктриной  христианства, утрачивает разумную ясность  и внутреннее равновесие, характерные  для античных героев. Новый идеал  противоположен идеалу античности. В  нём в угоду христианской идее в жертву приносилась правдивая  передача красоты физического облика человека. Изображение подчинялось  определённым выработанным канонам. Зато духовный мир с его многообразием  чувств и переживаний средневековый  художник умел показать с такой силой, что созданные им образы воздействовали то силой внутренней сосредоточенности  и философского самоуглубления, то страстной взволнованностью, высоким  духовным подъёмом, то мечтательностью  или гармоничной созерцательностью.

Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству, так  как в отличие от античного  искусства, обращённого только к  свободному члену общества, искусство  Средних веков обращается ко всему  народу. Античного раба, стоявшего  вне гражданской и духовной жизни  общества, сменил крепостной крестьянин, который при всём своём бесправии, всё же признавался членом гражданского коллектива. Да и само искусство  в Средние века создаётся руками ремесленников, вышедших из самой гущи народа, поэтому в средневековом  искусстве сильнее ощущаются  народные веяния, оно близко к народному  творчеству. Оно многослойнее, чем  искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов. В Средние  века были заложены основы национальных культур, национального искусства, возникло множество местных школ. Это было время расцвета безымянного  народного искусства; неистощимая  фантазия народа особенно ярко проявилась в расцвете декоративных форм и прикладного  искусства, на почве которых возникает  монументальное синтетическое искусство.

Образный строй  и язык средневекового искусства  сложнее и экспрессивнее искусства  античного. В нём на смену представлению  о мире, как о чём-то завершённом, приходят новые представления. Под  влиянием христианских идей человек  перестаёт быть центром мироздания. В нём видят лишь частичку мироздания, подчинённую его неведомым силам. Возникает всеобъемлющий взгляд на окружающий мир, воплощающий собой  божество. Отдельные явления приобретают  значимость, поскольку рассматриваются, как проявления величия целого. Такой  всеобъемлющий взгляд на мир дал  крупнейшее завоевание средневекового искусства - синтез всех видов искусства  при господствующем значении архитектуры: строятся грандиозные храмы, украшенные росписями, рельефами и статуями.

Расширилась и сфера  явлений, отображаемых в искусстве, правда, передаваемых с помощью символов и аллегорий, так как в художественной системе средневекового искусства  существовала предельная условность.

Однако содержание средневекового искусства не ограничивалось только областью официальных религиозных  идей. Художники привносили в него и связанные с реальной жизнью идеалы, нравственные представления. Мифология, народная фантазия, поэтическое отношение  к миру определяли силу и яркость  образов средневекового искусства, их высокое художественное совершенство. В нём нашли отражение и  материнская любовь, и глубокие страдания, и стоическое мужество, и красота  природа и мира. Впервые в нём  разрабатывается проблема характерного, гротескного, открывая новые перспективы  развития мирового искусства последующих  веков.

 

 

 

 

 

 

 

Проявление  средневековья в романском стиле

Особенности романского стиля

Романский период - время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой  архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от Византии, где искусство  было строго регламентировано столичной  школой, единство романского стиля  не исключало обилия местных школ. Не только каждая страна, нои каждая область Европы давала свой вариант  романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей  декором, то аскетично строгой. Разными  были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.

При сохранении местных  особенностей романскому искусству  присущи общие черты: ведущая  роль архитектуры, отличавшейся суровым  крепостным характером, подчиненность  ей живописи и монументальной скульптуры, условных по стилю, назидательных и  экспрессивных. Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная  пластика, изделия прикладного искусства.

Средневековье принято считать  мрачным периодом в истории Европы. В городах быт был очень  примитивен: помои выливались прямо  на улицу, люди в буквальном смысле тонули в грязи (известен исторический анекдот - рыцарь утонул на главной  площади в грязной луже, будучи верхом на коне).

Своеобразна архитектура  того времени: в городах ремесленники и беднота строили дома в несколько  этажей, очень близко друг к другу, а чтобы увеличить "жилплощадь", достраивали "козырьки" над улицей, из-за этого улицы были темные и  очень узкие. Дома и улицы освещались факелами, что часто вызывало пожары.

Богатые феодалы - от короля до баронов - строили в своих владениях  замки, каменные дома-крепости, для  жилья и обороны от врага. Замок  обносили толстой крепостной стеной со рвом. Жилые строения тоже возводились  из камня и были многокомнатными  с обязательной центральной залой  и очагом, служившей и гостиной и столовой. Внутреннее убранство  дома было скудным. Пол был обычно земляным, только в очень богатых  домах мостился камнем, иногда при  этом выкладывался примитивный орнамент. В замках постоянно тянуло сырость  и холодом от булыжных стен и земляного  пола, который для тепла устилали соломой. Каменные стены украшались и утеплялись коврами, вначале привозимыми  с Востока. Такой ковер был  роскошью, многим недоступной. И тогда  в Европе развивается искусство  изготовления гобеленов - тканых ковров со сложными сюжетными картинами.

Мебель средневековых  замков (а трудовой люд мебели практически  не имел) была тяжелой, прочной и  грубо практичной. Самой универсальной  мебелью был сундук, служивший  скамьей и кроватью дома, чемоданом  в дороге. Из него же произошел и  шкаф - сундук вытянулся вверх, обрел  дверцы и ножки. Стул был не просто предметом мебели - по высоте его  спинки определялась знатность владельца. Стулья не имели обивки, были жесткими с прямой спинкой. Кровати покрываются  балдахинами, больше не для украшения, а защиты от сквозняков. Итак, мебель того периода примитивна и интересна  только с исторической точки зрения, т.к. цели украшения жилища она не служила.

В мире много величественных соборов, но не каждый из них известен, как Нотр-Дам. Секрет обаяния древнего храма объясняется временем его рождения. Строительство Кафедрального Собора Парижской Богоматери на острове Сите началось в XII в. и длилось почти 170 лет. В этот период романский стиль постепенно сменялся готическим. Именно синтезу двух архитектурных стилей Нотр-Дам де Пари обязан своим неповторимым обликом. Это уже не приземистая романская церковь, но еще и не устремленный ввысь готический храм. Но все же новый стиль преобладает: в контурах собора царят вертикали и стрельчатые формы. Благодаря сужающимися кверху стенным нишам и узким окнам с ажурными колонками, собор «струится». Плоские поверхности сведены к минимуму, здание как будто состоит из игры объемов, контрастов света и тени. Особенно пластический характер архитектуры Собора Парижской Богоматери выразителен в восточном фасаде здания.

 

Собор Парижской богоматери. 1163—1257. Интерьер.

 

        

Эволюция интерьера готического  храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор  Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя  готика. Англия («украшенный стиль»; аббатство Гисборо). 4. «Перпендикулярная  готика». Англия (собор в Уинчестере).

Внутреннее убранство.

В интерьере собора преобладает серый цвет камня  — из него построены стены и  возведены своды храма. Здесь  ощущается атмосфера холодности и мрачноватости. Высокие стрельчатые  своды собора поднимаются в бесконечность, что в сочетании с относительно небольшой шириной и легкостью  конструкции создает ощущение необыкновенного  величия и высоты.

Собор Парижской  Богоматери не использует в интерьере  настенной живописи, а единственный источник цвета в сером интерьере  — многочисленные витражи, которые  вставлены в переплеты достаточно высоких стрельчатых окон.

Главный витраж собора «Роза» расположен над входом в собор. В центре розы Богоматерь, а вокруг — знаки зодиака. Проникая через  витражи, солнечный свет заливает Собор  Нотр Дам де Пари радугой оттенков, игра которых смягчает некоторую однотонность постройки и придает интерьеру определенную таинственность и феерическую роскошь.

 

Готический  стиль

 

Готический стиль (от ит. gotico - готский, варварский) пришел на смену романскому стилю в Европе XIII- XIV вв. и также был связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством (мебель, одежда, витражи и т.п.). Если романский стиль отличается величественностью преимущественно в горизонтальном плане, то для готических соборов, которыми и ныне заполнена вся Западная и Центральная Европа, неизменно характерны вертикальность композиций, их устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с широким использованием золотой краски, резьбы по дереву, резной и раскрашенной религиозной скульптуры.

Готический стиль в  дизайне интерьера. Стиль готики, постепенно теряя ярко выраженную национальную (французскую, немецкую, английскую) специфику  и приобретая единые стилевые черты. Основными чертами дизайна интерьера  в готическом стиле можно назвать  стремление вверх, заостренность, легкость, экспрессивность.  
       Исторические интерьеры готики. Интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке. 
       Мебель в готическом интерьере. Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой. Основные материалы в дизайне интерьера готического стиля.

В строительстве и отделке  готических зданий использовались в  основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и  покрывалась позолотой.  
        Витражи. Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое «лицо» стиля готики.  
Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности. Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый. 
         Цветовая гамма. «Готические розы», красочные витражи, раскрашенная скульптура – все это говорит об особой роли цвета в средневековье. В дизайне интерьеров готического стиля использовались насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити. Для контрастных деталей использовались пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки. 
      Элементы декора готического стиля интерьера. Картинами для украшения комнат в готике пользуются редко. В то же время, эпоха готики – это время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств. В готическом стиле наблюдается расцвет цехового ремесла: в резьбе по камню и дереву, в мелкой скульптуре из слоновой кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах – всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

Информация о работе Средневековая эстетика. Средневековый интерьер в романском и готическом стиле