Современная теорий формообразования в архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:42, научная работа

Краткое описание

Нас интересует лишь одно из них, когда ФОРМА (лат. Forma – форма, вид, образ) рассматривается как очертание, внешний вид, контуры предмета. Для архитектуры ФОРМА – это геометрический объект, построенный по законам эвклидовой геометрии (хотя современная архитектура начинает выходить за ее формат). В архитектурной композиции форма уже участвует не только как отдельная плоская или объемная геометрическая фигура, а в большей степени, как их комбинация или сопряжение.

Вложенные файлы: 1 файл

Формообразование.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

         Прием традиционен  и наиболее широко распространен в мировой архитектурной практике. Он широко использовался в народном зодчестве всех цивилизаций и активно применяется в современной архитектуре.

         Этим приемом  было обозначено начало моей  самостоятельной практики в 1985 году (проект двухквартирного усадебного дома из изделий 137 серии). Так же выполнен на основе этгго приема конкурсный проект на архитектурную идею приспособления и расширения Российского этнографического музея, отмеченный второй премией в 2004г.

 

  1. Объемы, образованные спряжением геометрических фигур, имеющих в плане квадрат или круг и их производные (прямоугольник, эллипс).

            Практически вся геометрия классики  и ее повторений, начиная с  эпохи Древнего Рима (именно тогда  вместе с аркой появился и  круг в плане) – это диалог квадрата и круга. Уместно привести высказывание по этому поводу К. Леду : «Круг и квадрат – вот буквы алфавита , приобретаемые авторами в качестве основы лучших произведений…Все в природе есть круг. Форма куба – это символ незыблемости. На кубах должны восседать боги и герои!». Другая современная цитата принадлежит Ф.Д.К. Чиню «Круг – центричная , уравновешенная , замкнутая в себе фигура, образующая самостоятельный центр в пространстве. Помещенный в центр некоего поля, круг центрирует его. Однако, сопоставив круг с прямыми и угловыми формами или расположив элемент на окружности, можно прибить ему круговую динамику.»

              Этот прием был основой для архитектуры нашего города: петербургской классики, неоклассики, классицистического ар-нуво , конструктивизма , «сталинской  архитектуры», ленинградской архитектуры 1960-1980-х гг.

               Данный прием формообразования  использовался  мною особенно  активно. Было выполнено большое  количество работ, особенностью  является равноправный диалог  квадрата и круга. Предпринимались также попытки введения темы круга в фасадную проекцию, и они реализованы в натуре. Примерами использования этого приема являются проекты (в т.ч. конкурсные) и такие постройки как жилой дом в Лисьем носу (1993-1994 гг.), административно-жилой комплекс по улице Торжковской, д. 3 (1999-2000 гг.), застройка пешеходной улицы в квартале 130 (2000-2004 гг.), отмеченный дипломом фестиваля «Зодчество». В рамках этого направления выполнены в 2004 г. Проект реконструкции флигеля под административное здание (ул. Чайковского, д. 44 а) и конкурсный проект нового административного здания законодательного собрания Ленинградской области (вторая премия).

 

  1. Объемы, образованные спряжением геометрических фигур, имеющих сопряжение  окружностей в плане или проекциях (иррациональные объемы)

Эстетика линии и формы этого  направления в архитектуру пришла из графики О. Бердслея и впервые  была реализована в брюссельских работах В. Орта. Семантическая суть линий – живая геометрия растительного  мира, метко обозванная искусствоведами «эстетикой бича». Иррационалистическое ар-нуво, наиболее ярко представленное в работах таких мастеров, как Э. Гимара и А. Гауди, породило архитектурную бионику 1960-1970 гг. и современные иррационалистические процессы.

            Мои занятия с иррациональной формой реализовались по средством циркульного сопряжения окружностей в одной плоскости и получили фрагментальное воплощение. Исключением являются работы, выполненные на территории компании «Балтика», где этот прием стал основой формообразования павильона главного входа (2001 г.), экскурсионной галереи (отмечена Дипломом второй степени фестиваля «Зодчество» в 2005 г.)

       Ранее, в 1995-1999 гг. иррациональное формообразование  было использовано при постройке  загородного дома в поселке Репино (Диплом второй степени фестиваля «Зодчество»).

  1. Объемы, образованные спряжением геометрических фигур, имеющих круг, квадрат, треугольник в плане или проекциях.

               Основу этого приема формообразования создали К.Н. Леду, а также К.С. Малевич и его ученики. Этих мастеров объединяют стремление к чистоте формы, представленной основными образующими геометрию фигурами: кругом, квадратом и треугольником.

             Мои работы в этом направлении  формообразования выполнены в  разное время и в разной стилевой манере: проект памятной часовни на Черной речке рядом с местом дуэли А. С.Пушкина (1998 г., Диплом второй степени фестиваля «Зодчество»), концепция строительства высотных жилых зданий на пр. Энгельса, д.99 (2000 г.), эскизный проект мемориального комплекса «Храм-часовня», посвященный первому храму Санкт-Петербурга на Троицкой площади (2001 г.), отмеченной второй премией на открытом конкурсе.

      Работа с формой сегодня у меня базируется на принципах максимальной геометрической чистоты и правильности, гравитационной устойчивости и ее традиционалистичности в современном изложении.

 

 

 

Список литературы:

    1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
    2. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.
    3. Иттен И. Искусство формы (Мой форкурс в Баухаузе и других школах). М., 2003.
    4. Чинь Ф.Д.К. Архитектура – форма, пространство, композиция. М.: Изд-во Астрель. 2005.
    5. Танкаян В. Архитектура глазами человечества (архитектурные афоризмы). СПб.: Стройиздат, 2000

Информация о работе Современная теорий формообразования в архитектуре