Организация и проектирование торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель проектирования супермаркета (гипермаркета) – обеспечить удобство и привлекательность покупателям, обеспечить эффективное использование площадей для достижения планируемого уровня товарооборота и прибыли владельца. Технологическое проектирование предприятия торговли должно с

Вложенные файлы: 1 файл

проектирование магазина .doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Приложение 1………………………………………………………………………..27

 

Введение

Основная цель проектирования супермаркета (гипермаркета) – обеспечить удобство и привлекательность покупателям, обеспечить эффективное использование площадей для достижения планируемого уровня товарооборота и прибыли владельца. Технологическое проектирование предприятия торговли должно соответствовать всем требованиям эргономики, мерчендайзинга, логистики, санитарным, противопожарным и строительным нормам.

Первым этапом технологического проектирования супермаркета является зонирование площадей. Следует  принять решение относительно отделов, ассортимента товаров, объема закупок  и рассчитать площадь для их размещения. 

Вторым этапом должно стать определение площади, необходимой для служебных целей - подсобных помещений, мест для приемки  товара, служебных кабинетов и  т.д. 

Третий этап- планирование торгового зала, которое  начинается с уточнения и детализации ассортимента товаров в супермаркете, определения соотношения товарных групп в ассортименте, выделения групп товаров повседневного и повышенного спроса, перечня сопутствующих товаров, товарных позиций, приносящих максимальную прибыль, и продолжается расстановкой торгового и торгово-технологического оборудования.

 

 

1 Теоретические  основы проектирования универсамов самообслуживания

1.1 Технология планировки торгового объекта, эффективность используемых площадей

 

Одной из важных составляющих концепции торгового объекта является технологическая планировка, т.е., совокупность всех помещений торгового предприятия в определённой взаимосвязи, обеспечивающей наиболее рациональную организацию оперативных процессов. Она является непременным условием создания или реконструкции торгового объекта, позволяя добиваться максимально эффективного использования имеющихся торговых площадей. Кстати, эффективность вовсе не предполагает, чтобы каждый метр торговых или вспомогательных помещений торгового объекта был занят оборудованием или товаром. Рациональное использование площадей торгового предприятия означает то, что каждый квадратный метр помещения учитывается в операционном процессе и выполняет в нём строго определённую функцию. Задача заключается в том, чтобы заставить работать каждый метр площади с наибольшей отдачей.

Для разгрузки транспортных средств в торгового объекта оборудованы специальные места. Помещение для приемки товаров по количеству и качеству примыкают к месту разгрузки. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров имеет кратчайшее расстояние с торговым залом. Помещение для хранения оснащены соответствующим технологическим требованием – стеллажами, подтоварниками.

В торговом зале вся площадь  по функциональному назначению делится  на установочную (предназначенную для  размещения оборудования), расчётно-кассовую, для движения покупателей (проходы), для выкладки товара, для работы продавцов и др.

Особое значение имеет установочная площадь. Она определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.

Специалисты пришли к  выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала. Оптимальная величина Ку в торговых объектах самообслуживания составляет 0,3-0,92; в универмагах — 0,29; в торговых объектах по реализации обуви — 0,33; одежды — 0,28; хозтоваров — 0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. А для традиционных методов продажи то есть через прилавок Ку составляет в среднем 0.15. Это норма, отклонение от которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работа зала. Для определения коэффициента выставочной площади исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, панелей), на которых могут, выложены товары.

Главным образом продвижением товара с помощью современных технологий продаж является мерчендайзинг. Название мерчендайзинга (merchandising) идет от английского merchandise - торговать, окончание -ing придает динамичность понятию, представляя процесс торговли как важное средство коммуникаций. Планировка торгового объекта является одним из основных элементов мерчендайзинга. При ее разработке важно продумать методы, стимулирующие продвижение покупателей по торговому залу, чтобы они покупали больше товаров, чем предварительно запланировали. Стимулирующими мероприятиями продвижения является внешнее разнообразие - размещение торгового оборудования, его виды, подъемы уровня пола, оригинальный рисунок пола, наклонные переходы, информационные дисплеи, витражи, освещение, запахи, звуковой фон и тому подобное. Также для мерчендайзинга склона выкладка товара, т.е. товар выкладывается по линейки сортов, марок, стоимости и т.д. Так например, компания «Кока-Кола», предоставив холодильник, следит, чтоб на полках холодильника стояла только их продукция, чтобы «железные» банки стояли вверху, а остальные по мере объема. Также поступает «стар дистребьюшн компани». Специально приезжает мерчендайзер и проверяет всю линейку пива, следит за состоянием используемого оборудования и развешивает различные рекламные вывески. Качественное продвижение товара просто не может обойтись без современного торгового оборудования. Холодильники – витрины в то же время охлаждают товар, не давая ему испортиться, и дают покупателю посмотреть на товар. В крупных магазинах самообслуживание сейчас стали часто использоваться холодильники – витрины без стеклянных крышек, т.е. спокойно можно взять товар, не открывая при этом чего-либо, а товар находится в холоде. Конечно, в жаркую погоду приходится все-таки закрывать такие холодильники, так как холодильник не «справляется». Так же используется холодильники для напитков и пива со стеклянной дверцей, где очень хорошо видна вся продукция. Верхняя полка пристенной горки освещается, что придает «яркость» продаваемого товара. В основном на этой полке находятся вино-водочные изделия.

1.2 Особенности  проектирования предприятий розничной  торговли

 

Магазин — это основное торговое заведение (по терминологии Госкомстата РФ — предприятие), имеющее торговый зал для продажи товаров и обслуживания покупателей, а также подсобные и складские помещения для хранения запасов товаров, их обработки и подготовки к продаже. Торговые предприятия, не имеющие залов для покупателей, относятся к иным заведениям (палаткам, киоскам).

Ведущая роль магазинов  объясняется их преимуществами перед  другими торговыми предприятиями. Магазины, как более крупные торговые предприятия, создают необходимые условия для формирования ассортимента товаров, хранения товарных запасов, организации на высоком уровне торгового обслуживание покупателей.

В небольших населенных пунктах, где строительство магазинов  экономически нецелесообразно, торговое обслуживание населения осуществляется через мелокорозничную торговую сеть: палатки, киоски, передвижные автолавки и др. В отличие от магазинов палатки, киоски проектируют в виде объектов легкой конструкции без торгового зала.

От численности и  мощности магазинов и иных торговых заведений, от подбора ассортимента в них товаров зависит степень удовлетворения платежеспособного спроса. Магазины, павильоны и иные заведения назовем в совокупности условно предприятиями розничной торговли.

Магазины любой формы  собственности имеют особенности  проектирования, отличные от проектирования промышленных предприятий, жилых домов и других объектов.

Проект магазина, как и всякого другого предприятия, здания, содержит два взаимосвязанных  решения — объемно-планировочное  и конструктивное. В объемно-планировочном  решении воплощаются идея проекта, функциональное назначение объекта, его габариты, структура помещений, планировка . Конструктивное решение определяет возможность осуществления объемно-планировочного решения, применение определенных строительных материалов и конструкций. Планировка и конструкция помещений магазина должны при необходимости позволять (без больших затрат) изменять схемы планировки магазина и торгового зала. Это означает, что перестановка и установка нового оборудования не должны вносить существенных изменений в строительные конструкции здания. Перегородки в зданиях магазинов желательно иметь сборно-разборные, легко переносимые.

 

2 Практическая  часть

2.1 Характеристика проектируемого предприятия

 

Супермаркет «Иволга» входит в состав предприятий и сети магазинов ООО «Иволга» г.Челябинска.

Вид деятельности: розничная торговля.

ООО «Иволга» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, имеет круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, товарные знаки, знаки обслуживания и другую символику.

Основными целями деятельности предприятия на данном этапе его развития являются: получение прибыли; повышение финансовой независимости и устойчивости работы; интенсификация использования трудовых ресурсов.

Основные задачи, стоящие перед ООО «Иволга»:

- административное и финансовое управление торговой деятельности;

- организация  различных форм торговли в  сфере продовольственных и сопутствующих  товаров.

В своей деятельности ООО «Иволга» руководствуется правовыми и нормативными актами, определяющими порядок и правила проведения торговых операций, решением собрания учредителей, приказами и распоряжениями директора. Ориентация на данный тип построения организации вызван наличием широкого круга реализуемых товаров, возможной дальнейшей диверсификацией деятельности. Такая структура легко позволяет присоединять новые элементы без потери управляемости и гибкости.

Супермаркет «Иволга» имеет линейно-функциональный принцип построения структуры (рис. 1). Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична.

Анализ эффективности  организационной структуры позволяет  сделать вывод о том, что структура  управления построена магазином с учетом особенностей направлений деятельности.

 

Рисунок 1 - Организационная  структура магазина

Для достижения положительных результатов  работы предприятию необходимо правильно  сформулировать цели деятельности. Без  четкого представления того к чему стремишься, невозможно успешно заниматься работой. Миссия, цели и стратегия деятельности являются отправным моментом для определения объема управленческой деятельности.

Представлен ассортимент из 5000 наименований продовольственных товаров. Режим работы – 8:00-23:00. Метод продаж – самообслуживание. Система самообслуживания ориентирована на продажу фасованного товара. А поскольку не весь товар поступает в магазин в фасованном и упакованном виде, то предусмотрен дополнительное фасовочно-упаковочное оборудование для подготовки товара к продаже в зале самообслуживания.

Очень высокая оснащенность торгового  зала. Освещение искусственное, окон торговый зал не имеет вообще. Вход в торговый зал отделен от непосредственно  самого магазина. Вход-выход совмещены. Расстояние между параллельными стеллажами – 1,5 м, что просто идеально для магазина, в проходах между стеновыми прилавками и стеллажами расположены товары по сниженным ценам, находящиеся в коробках, что в этой части магазина существенно затрудняет движение. В целом, планировка магазина производит очень благоприятное впечатление, создается ощущение простора.

Все помещения  магазина расположены с учётом рациональной взаимосвязи между собой и  поэтому планировка торговых помещений, а также зон для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений отвечает основным требованиям: торговые помещения связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров; оптимальным является решение, при котором кладовые расположены на одном уровне; помещения для хранения товаров максимально приближёнными к ним помещениями для приёмки и подготовки товаров к продаже; помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря расположены непосредственно у приёмочного и разгрузочного помещения; административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Товары, которые  входят в ассортимент продажи: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, жиры, молоко и молочные продукты, яйца, сахар, кондитерские изделия, чай, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа и макаронные изделия, картофель, овощи, плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни и другие продовольственные товары, а так же сопутствующие товары.

Планировка  помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий  уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на предприятии. Основным торговым помещением является торговый зал, который служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала отвечает требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Вся торговая площадь  магазина разделена на торговые зоны, своеобразный торгово-операционный зал, независимо друг от друга, что дает возможность осуществлять быструю индивидуальную перепланировку оборудования под смену различных товарных групп, проводить замену или перемещение всего ассортимента товаров в торговом зале. Торговый зал имеет большой периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.

Информация о работе Организация и проектирование торгового предприятия