Новое в развитии архитектуры в период XII века до н.э. – 1 века нашей эры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:19, реферат

Краткое описание

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на территории южной Греции и островах Эгейского моря (III тыс. - XII в. До н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений, что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных рабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий.

Содержание

Введение 3-4 стр.
Микенская архитектура. 4-5 стр.
Архитектура античной Греции. 5-11 стр.
Заключение. 11 стр.
Список используемой литературы. 12 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат история архитектуры.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Институт «ИДО»

 

 

 

 

Реферат по дисциплине:

«ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

на тему: «Новое в развитии архитектуры в период  XII века до н.э. – 1 века нашей эры»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Репсон Александр Михайлович

Группа: ПГС-У 2 курс

 

 

Преподаватель: Соловьев Кирилл Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут

2014 г.

Содержание

 

  1. Введение     3-4 стр.
  2. Микенская архитектура.     4-5 стр.
  3. Архитектура античной Греции.     5-11 стр.
  4. Заключение.     11 стр.
  5. Список используемой литературы.    12 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Около 1500 года до н.э. Крит был завоёван ахейскими племенами (предками греков). Жители Крита были вынуждены переселиться на материк, где ими были основаны хорошо укреплённые города – крепости, Микены, Афины, Тиринф. На протяжении 300 лет на материковой части Греции господствует микенская цивилизация.

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века  до  н.э.,  делится  на  три  периода:  архаический,  классический  и эллинистический. Им предшествовали  периоды  крито-микенской  культуры на территории южной Греции и островах Эгейского моря (III тыс. -  XII  в.  До н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.)  –  это время разложения родового строя и возникновения ранних классовых  отношений, что  привело  в  VIII  –  VII  вв.  до  н.  э.   к   формированию   античных рабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до  н.  э.) совпадает  со  временем  окончательного  сложения  полиса   и   формирования основных  типов  культовых  и  общественных  зданий.  Из  второго   периода, охватывающего время  с  480  г.  до  конца  IV  в.  следует  выделить  время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место  в  эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век»  правления  Перикла  достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею  – искусство и архитектура. Третий период — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н.  э.)  —  время возникновения греко-восточных монархий  и  интенсивной  экспансии  эллинской культуры в новые города Малой  Азии  и  Египта,  ставшие  крупными  центрами торговой и культурной жизни.

  Если говорить о  самой архитектура, то в Древней  Греции  она развивалась быстро  и  многосторонне.  В  растущих  греческих  городах  создаются  жилые каменные здания, укрепления, портовые сооружения, но самое  важное  и  новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в  каменных  общественных зданиях. Именно здесь, и,  прежде  всего  в  архитектуре  храмов,  сложились классические греческие архитектурные ордера.

Прямоугольное   в   плане,   строгое   и   величественное   сооружение, возвышающееся на трех  ступенях  цоколя,  обнесенное  строгой  колоннадой  и покрытое двускатной кровлей, — вот что всплывает в  памяти,  как  только  мы произносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно,  построенный по правилам ордера  греческий  храм  был  самой  значительной  постройкой  в городе и  по  своему  назначению,  и  по  тому  месту,  какое  занимала  его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм  царил  над  городом;  он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались  в  каких-

либо других важных местностях,  например,  в  местах  считавшихся  у  греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода  вершиной  в  греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие  на  последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно  к  особенностям  ордерных построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями  архитектуры  и строительства Древней  Греции.  Итак,  запомним  сразу  —  ордер  в  Древней Греции,  принадлежал  не  массовой  архитектуре,  а   архитектуре,   имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным  смыслом  и  связанной  с духовной жизнью общества.

Архитектура Древней Греции  в  основном  охватывает VIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее  развитие в основном  в  так называемый «классический период» и в архаике, в  принципе об этом периоде  и пойдёт речь в данном реферате, но сначала обратимся к более ранним  временам и посмотрим как же обстоит дело там.

 

  1. В отличие от Критских городов, города микенского периода сильно укреплены. Кладка стен циклопическая. Огромные каменные глыбы неправильной формы лежали в основе сооружения стен. Только стены у ворот возводились из больших, правильных по форме камней – квадров, которые были уложены ровными рядами. При этом они так плотно были пригнаны друг к другу, что создавали иллюзию монолитного сооружения. Ворота были составлены из двух огромных плит, которые были поставлены вертикально и перекрытых третьей плитой, над которой было оставлено треугольное отверстие в стене. Эта конструктивная особенность уменьшала нагрузку на перемычку. Это отверстие закрывалось плитой с рельефным изображением двух львиц. Эта рельефная плита является наиболее ранним примером монументальной скульптуры в Европе. Микенскую архитектуру, отличает большая симметрия, обозримость форм и чёткость композиции. Интересной архитектурной особенностью царских дворцов Микен и Тиринфа является наличие в комплексе дворцовых помещений встроенного зала для собраний – мегарона. Микенский мегарон имел очень большие размеры – 11.75х9.75 метров и состоял из трёх элементов расположенных на одной оси – портика, передней и собственно парадного зала (мегарона).

Микенское зодчество не отличалось особой декоративностью. Если городские здания Кносса или Феста на Крите могли быть украшены декоративными элементами или расписаны, дворцы Микен, Тиринфа или Афин только в интерьерах были не лишены декоративности. Для внутренней отделки помещений применяли драгоценные камни, золото. Для росписи внутренних помещений дворцов приглашались критские мастера-живописцы. Наибольший интерес для историков-архитектуры представляет собой гробница Микенского царя Атрея. Внешне гробница напоминает курган и очень похожа на гробницы Боспорских царей в Аджимушкае (Крымский полуостров). По конструкции гробница представляет собой – без распорный ложный купол высотой 13.2 метра и диаметром в 14.5 метров. Интересно, что кладка купола идёт от пола гробницы и ведётся горизонтально-концентрическими кольцевыми рядами кладки, которая постепенно смыкается. Для лучшего оптического эффекта применяется приём уменьшения высоты рядов кладки. Благодаря этому высота купола как бы увеличивается. Микенское царство 300 лет господствовало в Эгейском море. В XII столетии до н.э. Микены объединили греческих царей в походе на Трою. Однако гибель микенской цивилизации наступает уже в XI веке до н.э. в связи с нашествием дорических племён. Однако именно крито-микенская цивилизация легла в основу развития античной культуры и архитектуры. Именно в Микенах впервые появляются открытые театральные площадки, взаимосвязанные объёмно-пространственные элементы помещений – портик или пропилеи (торжественная проходная галерея), передняя зала и непосредственно мегарон- приёмная зала. Именно в архитектурно-конструктивной планировке дворцов появляются  световые шахты и широкая сплошная застройка парадных фасадов дворцов. Именно в Микенах конструктивно появляются без распорные ложные своды и купола, а также формируется первая сейсмостойкая конструктивная система с использованием критских колонн. Именно эти принципы легли в основу дальнейшего развития архитектуры древней Эллады.

 

  1. Архитектура (гомеровский период XI – VIII вв.)

 

Некоторые представления об  архитектуре  гомеровской  эпохи  дают:  эпос, немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов,  найденные при раскопках так называемых священных  участков.  Скудость  археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того  времени.  В отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних  святилищ - священных рощ и  пещер  с  примитивными  алтарями,  дается  характеристика жилой  усадьбы,  группировавшейся  вокруг  двора  (“ауле”),  разделенной  на мужскую и женскую половины и включающей  специальные  помещения  для  рабов; главным  помещением  жилого  дома  был  примыкавший  ко   двору   “мегарон”- прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке  и входным  портиком,   образуемым   выступающими   концами   продольных   стен (“антами”) и столбами между ними.

Мегарон был исходным архитектурным типом в  развитие  греческого храма. Судя по раскопанным  фрагментам  зданий,  строительная  техника  гомеровской эпохи заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из  глины или  сырцового  кирпича  (редко  из  плитняка)  на  фундаментах   из   бута, скрепленного  глиняным  раствором;  вытянутые  в  плане,   они   завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н.э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм  Артемиды  Орвал и  в  Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам.  Глиняная  модель  храма VIII в. до н.э. из  Герайона  близ  Аргоса  свидетельствует  о  развитие двуматной  кровли  и  появлением  потолка  и  фронтонов;   столбы   образуют самостоятельный  портик.  Позже  возникает  портик   вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм  Геры  в  Герайоне  близ  Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне).

Описание в “Одиссее”  дворца  Алкиноя  позволяет  угадать  эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура еще не  отделилась  от  ремесел  ,  a представления о  красоте-  от  восхищения  мастерством,  по  словам  Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого  труда. Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого  сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует  не  столько  специфическими  средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками,  резьбой по дереву, росписями, декоративными  тканями;  путника  манят  богатый  дом, искусно орошенный сад,  прохлада  помещений,  продуманная  организация  всей

усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.

 

Архитектура (архаика VIII – VI вв.)

 

В  то  время  город  обычно  располагался  вокруг  укрепленного  холма-“акрополя”, на вершине которого находилось святилище с  храмом,  посвященным богу-покровителю  полиса. У подножия акрополя  размещались  живые  кварталы; их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии  селились отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая  площадь  “агора” - место политических собраний граждан. В связи с возникновением  новых  форм  общественной  жизни  складываются различные типы зданий общественного  назначения;  среди  них  ведущее  место принадлежало храмам.

Наряду  с  храмами   сложились   другие   типы   общественных   зданий: “булевтерий” – дом для собрания совета общины; “Пританей”- дом со  священным очагом общины,  предназначенный  для  официальных  приемов  и  торжественных трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с  других сторон, служившие местом отдыха и  прогулок.  К  числу  общественных  зданий относились также “лесхи” (своего рода  клубы),  фонтаны,  театры,  стадионы. Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”-  школ  для физического  и  общего   воспитания   молодежи.   Большинство   общественных сооружений свободно размещалось вокруг агоры.

Начало  поисков  более  долговечных,  чем   известных   прежде,   более внушительных и соответствующих требованиям новой  эпохи  архитектурных  форм знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.

Эти храмы в большей мере  свидетельствуют  о  поисках,  чем  об  успехах зодчества архаики. Его крупнейшие достижения  были  связаны  с  созданием  и последовательным применением ордерных принципов. Ордер  представляет  особый тип  архитектурной  композиции,  характерными  чертами   которого   является трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое  разделение  частей на несомые и несущие, нарастание сложности  построения  снизу  вверх.  Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских  племен, заселявших греческую метрополию. Он встречается уже  в  первых  сооружениях, построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и  ст.  фолос в Дельфах), так и в  дорийских  колониях  (храм  Артемиды  в  Керпире,  храм Аполлона в Сиракузах). На первых  порах  дорические  постройки  имели  много местных особенностей. Со временем  стерлись  различия  в  плане.  Исчезли  и резкие колебания в пропорциях  колонн,  первоначально  весьма  значительных. Вышла из  употребления  керамическая  облицовка,  бессмысленная  в  каменных сооружениях, но иногда  применявшаяся  по  традиции  (сокровищница  илоян  в Олимпии).

Примерами сложившейся  архаической  дорике  служит  храм  Афины  на  о-ве Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика”  и храм Деметры в Пестуме. Важным  элементом  архаической  архитектуры   был   декор:   cкульптура, заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми  красками по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В  дорических  храмах фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы,  триглифы и регулы – в синий, нижние поверхности карниза, тении, под  капителями  –  в красный.  Основные,  “работающие”  части  здания  (архитрав,   колонна)   не окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и  в то же время  придавала архитектуре праздничный, мажорный характер.

Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический  ордер  сформировался в богатых торговых  городах  островной  и  малоазийской  Греции,  испытавших воздействие  культуры   Востока.   Конструктивным   прототипом   ионического антаблемента  была  плоская,  совмещенная  с  потолком  глинобитная  кровля, уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и  находит свой прообраз  высокая  ионическая  сила  и  зубчики,  расположенные  поверх архитрава. Ионический  ордер  встречается  впервые  в  больших  малоазийских диптерах середины VI в до н.  э.,  возведенных  из  известняка   и  мрамора. Среди  них  наиболее  прославлен  храм  Артемиды  (архитекторы  Херсифон   и Метаген) в Эфесе.

Информация о работе Новое в развитии архитектуры в период XII века до н.э. – 1 века нашей эры