Николай Владимирович Султанов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Лишь в конце XIX века в Россию пришли теории Виолле-ле-Дюка, которые пропагандировал, в частности, Н. В. Султанов (проект реставрации дворца царевича Димитрия в Угличе). Тем не менее предпринятая на рубеже XIX и XX вв. реставрация Мстиславова храма во Владимире-Волынском и Васильевской церкви Овруча далека от современных представлений о первоначальном облике этих храмов.

Вложенные файлы: 1 файл

Султанов.docx

— 50.52 Кб (Скачать файл)

Историко-культурное наследие России понесло огромный урон от неумелых попыток реставрации обветшавших памятников старины, которые предпринимались в XVIII и XIX веках. Например, в 1722 г. архиерей распорядился прорубить огромные окна в домонгольском соборе Боголюбского монастыря, после чего тот рухнул. В 1830-е гг. во время варварской реставрации Дмитриевского собора во Владимире были снесены древние галереи и лестничные башни, заодно смыты фрески XII века. В 1860-е гг. в порядке реставрации собора Рождественского монастыря Н. А. Артлебен снёс его до фундамента и построил заново. В 1870-е гг. под видом реставрации была практически уничтожена Якиманская церковь конца XIV или начала XV века. Реставрация палат Романовых в Москве и в Костроме обернулась их основательной перестройкой.

Лишь в конце XIX века в  Россию пришли теории Виолле-ле-Дюка, которые пропагандировал, в частности, Н. В. Султанов (проект реставрации дворца царевича Димитрия в Угличе). Тем не менее предпринятая на рубеже XIX и XX вв. реставрация Мстиславова храма во Владимире-Волынском и Васильевской церкви Овруча далека от современных представлений о первоначальном облике этих храмов.

 

Никола́й Влади́мирович Султа́нов (1850, Санкт-Петербург, Российская империя — 1908, Висбаден, Германия) — архитектор (гражданский инженер), искусствовед и историк архитектуры, реставратор, преподаватель, директор Института гражданских инженеров (1895—1903). Идеолог и исследователь византийского стиля в архитектуре. Автор Собора Петра и Павла в Петергофе и не сохранившегося памятника Александру II в Московском кремле.

Биография

Николай Владимирович Султанов родился в 1850 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Род Султановых вел свое начало от Акиндина Фёдоровича Султанова, пожалованного поместьями в 1674 году.

До 1868 года обучался в Санкт-Петербургской пятой гимназии, после чего поступил в Строительное училище (с 1882 — Институт гражданских инженеров). В 1873 году выпущен из училища с аттестатом I-го разряда.

По окончании училища  работал на государственной службе, преподавал в ИГИ. В 1878—1879, не достигнув  тридцати лет, опубликовал «Курс  истории архитектуры», в 1895 году занял  должность директора ИГИ. С ранней молодости, был сторонником и  вскоре идеологом византийского  пути в развитии архитектуры. Под его руководством ИГИ стал фактическим центром проектирования в византийском стиле.

Для русских архитекторов византийский стиль имеет громадное  значение, во-первых, потому, что он может служить превосходным подспорьем при проектировании православно-русских церквей, для тех художников, которые почему-либо не желают обращаться к нашему московскому зодчеству XVII века, а во-вторых, потому, что он послужил основой нашей первоначальной архитектуры, а стало быть, его изучение может служить для выяснения многих тёмных и ещё не разгаданных сторон нашего национального зодчества 
История архитектуры. Курс лекций, 1879

 

Как практический архитектор, Султанов выдвинулся благодаря случайному знакомству с графом С. Д. Шереметевым. В 1878—1891 Султанов — домашний архитектор Шереметевых, затемЮсуповых; работал он и по заказам Д. С. Сипягина, И. И. Воронцова-Дашкова и др. высшей знати.

В Москве вместе с арх. В. Д. Померанцевым отреставрировал исторические Палаты Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке, пристроив к 1895 хозяйственные корпуса, конюшни и устроив ограду по образцу ярославской церкви Николы Мокрого.

Реставрировал имения и храмы  по всей России, собрал массу материалов по истории российской, византийской и западноевропейской архитектуры, издал важнейшие для своего времени  монографии по истории архитектуры.

С 1893 — действительный член Императорской академии художеств, активный участник российских и европейских научных обществ.

Общественная и научная  деятельность Султанова, совпавшая  с идеологией дома Романовых, сделала  его имя хорошо известным при  дворе. В 1892 Александр III лично пригласил Султанова, вместе с тремя другими архитекторами, к участию в «конкурсе» проектов будущего Петропавловского собора в Петергофе. В марте 1893 император выбрал из четырёх проектов именно султановский; постройкой собора, начатой в 1895, руководил его ученик Василий Косяков (1862—1921), вскоре — главный архитектор Морского собора в Кронштадте. Как следует из переписки двух архитекторов, именно Султанов побудил Косякова взять за основу Морского собора константинопольский Софийский собор.

Был женат на писательнице Екатерине Павловне Летковой, пережившей мужа почти на тридцать лет.

Могила Н. В. Султанова находится в Висбадене на погосте русской церкви.

Постройки

  • 1891—1893 — перестройка дома московского генерал-губернатора (Тверская, 13, не сохранился)
  • 1893—1905 — Собор Петра и Павла в Петергофе (проект; руководил постройкой В. А. Косяков) с церковно-приходской школой и электростанцией
  • 1893—1898 — архитектурная часть памятника Александру II в Московском Кремле (скульптор А. М. Опекушин)
  • 1886—1889 — надпещерный храм Черниговского скита при Троице-Сергиевой лавре
  • 1900—1902 — православная церковь в Мариенбаде (совр. Марианске-Лазне)
  • 1889—1890 — домовая церковь во дворце великого князя Павла Александровича. Санкт-Петербург, Английская набережная, д.№ 68. (Не сохранилась).
  • 1895 — отделка части интерьеров и конюшенный корпус(?) дворца великой княгини Ксении Александровны. Санкт-Петербург, Набережная Мойки, д.№ 106
  • 1874—1876 — ряд интерьеров дома Мурузи. Санкт-Петербург, Литейный проспект, д.№ 24/улица Пестеля, д.№ 27/переулок Короленко, д.№ 14 (архитектор А. К. Серебряков при участии П. И. Шестова)
  • 1906 — отделка домовой церкви в здании Женского педагогического института (корпус Герценовского института). Санкт-Петербург, Малая Посадская улица, д.№ 26 (Не сохранилась).
  • участие в перестройке дома А. Д. Шереметева. Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, д.№ 4
  • проект усыпальницы Марии Келлер, дочери Ф. Э. Келлера. Усыпальница сочетала в себе гробницу и оранжерею с тропическими растениями. Сохранились руины в селе Сенницы,Московской области.

Наряду с перестройкой больших зданий и ансамблей, Н. В. Султанов работал и над небольшими сооружениями, но они не менее интересны по своим художественным качествам. В Донском монастыре им была построена изящная часовня (не сохранилась). "4 июня 1888был приглашен А. А. Козловой устроить часовню над могилами ее родных в Донском монастыре в Москве — часовня из чугуна вся покрыта орнаментом, в стиле ярославских «царских мест» и напрестольных «сеней». Проект был утвержден настоятелем монастыря. Часовня — лучшее произведение зодчего в этом жанре — стояла на затесненном участке некрополя Донского монастыря над семью надгробиями семейства Козловых и Хрущевых.

 

Реставрация

  • 1895 — крепостные башни Нижегородского кремля
  • 1895 — Палаты Волковых-Юсуповых в Москве, Большой Харитоньевский переулок, 19 — 21
  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1897, Москва, Улица Малая Дмитровка, 4)
  • Троицкая церковь в Останкине
  • усадьба Кусково
  • проект реконструкции дворца царевича Димитрия в Угличе

Нижегородский кремль

Как свидетельствует летопись, в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем основан был Нижний Новгород, защитой которому служили деревянно-земляные укрепления — глубокие рвы и высокие валы, окружавшие город и посады его.

Первая попытка замены деревянной крепостицы на каменный кремль относится к 1374 году, к эпохе Нижегородско-Суздальского великого княжества (1341—1392). В это время князь Дмитрий Константинович заложил кремль, но его постройка ограничилась всего одной башней, известной как Дмитровская башня, не дошедшей до нас (современная башня сооружена позднее).

При Иване III Нижний Новгород играет роль сторожевого города, имея постоянное войско и служа местом военного сбора при действиях Москвы против Казани. В целях усиления обороны города вновь начинаются работы над крепостными стенами. Началом строительства каменного Нижегородского кремля стала постройка в 1500 году в прибрежной части города Ивановской башни, но основные работы развернулись с 1508 года и в короткие сроки — к 1515 году — грандиозное строительство было завершено. Основные работы по сооружению кремля осуществлялись под руководством присланного из Москвы архитектора Пьетро Франческо (Пётр Фрязин). Разрушению старых оборонительных сооружений — дубовых стен — способствовал огромный пожар 1513 года.

Двухкилометровая стена подкреплялась 13 башнями. «Каменный город» имел постоянный гарнизон и солидное артиллерийское вооружение. Новая волжская крепость создавалась Московским государством как основной опорный пункт против Казанского ханства и за свою ратную службу выдержала многократные осады и приступы (в 1521, 1536 и 1574 годах)[2]. И ни разу за всё это время враг не смог овладеть ею.

С падением Казани Нижегородский кремль утратил своё военное значение, и в дальнейшем в нём размещались органы власти города, княжества и губернии.

При Екатерине II в 1785—1790 годах был произведён ремонт Кремля, в ходе которого была разобрана кровля, лежавшая на зубцах стены, а сами зубцы были укорочены более чем наполовину. После снятия кровли под воздействием атмосферных осадков кладка кремлёвских стен стала постепенно разрушаться. В конце 1930х по генеральному плану города часть стен и башен планировалось снести.

Во время Великой Отечественной войны кровли Тайницкой, Северной и Часовой башен были разобраны и на верхних площадках установлены зенитные пулемёты.

30 января 1949 года выпущено распоряжение  Совета Министров РСФСР о реставрации  Нижегородского кремля.[5] Реставрация, которой руководил Святослав Агафонов, продолжалась до 1981 года, в том числе были приведены в порядок все сохранившиеся стены и башни, на них (кроме Дмитриевской) воссозданы деревянные шатры, заново отстроена Борисоглебская башня, ранее разрушенная оползнем. В 2012 году была восстановлена также Зачатьевская башня, таким образом, проект восстановления Кремля был доведён до конца.

С 1973 года отмечается начало практики передачи помещений крепости под коммерческие объекты. С 2005 года крепость подвергается интенсивным переделкам, которые существенно исказили её облик.

Церковь Рождества  Богородицы в Путинках

Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.

Как отмечал А. В. Чаянов, название «в Путинках» одни авторы связывали с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге); другие — что церковь находилась на «путях» в Дмитров и другие северные города — в разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.

Церковь была построена из специально формованного кирпича и  включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.

После завершения строительства  храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.

В конце XVII века к храму  была пристроена новая широкая трапезная  с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей. В 1897 году была проведена реставрация церкви архитектором Н. В. Султановым.

В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век[6]. Реставрацией руководил архитектор Н. Н. Свешников. Работы велись при постоянном контроле Академии архитектуры в лице члена-корреспондента академии Д. П. Сухова. Реставрация имела высочайшую оценку Академии архитектуры.

В 1930-х годах в храме  служила братия Высоко-Петровского монастыря, а в 1935 году приход был закрыт. После закрытия в церковном здании были устроены конторские помещения, а затем репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене», где до лета 1990 года дрессировали собак и обезьян.

Храм троици живоначальной в останкине

Первая деревянная церковь в  селе Осташково (позднее Останкино) была построена в 1584 году при дьяке Щелкалове и была разрушена в Смутное время. Новая деревянная церковь строится с 1625 года по 1627 год князем Иваном Борисовичем Черкасским, которому поместье было пожаловано в 1617 году царем Михаилом Федоровичем.

Прошение о постройке каменного  вотчинного храма при господских хоромах подано в 1677 году князем Михаилом Яковлевичем Черкасским, на что он получил благословение в том же году от Патриарха Иоакима. Храм строился с 1677 по 1692 год: Тихвинский придел освящён в 1683 году, придел Александра Свирского в 1691 году, придел Святой Троицы в 1692 году.

Шатровая колокольня храма в 1739 году была разобрана и к 1754 году вместо неё была построена колокольня в  стиле барокко. В 1877 году по указанию графа А. Д. Шереметева она также была разобрана и к 1878 году на её месте вновь построена шатровая, более подходящая по стилю к храму, по проекту архитекторов Серебрякова и Султанова.

Силуэт храма тогда был обогащён и иными прибавлениями в неорусском стиле: над крытым просто на два ската крыльцом было возведён богатый шатёр, напоминающий притворы ярославских храмов.

Информация о работе Николай Владимирович Султанов