Нелинейная архитектура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:44, доклад

Краткое описание

Как было сказано выше, - архитектура формирует среду. Архитектор в свою очередь формирует архитектуру, следовательно - на его плечи ложится огромная ответственность, а также возможности моделирования благоприятной эмоциональной среды! Немаловажно также предназначение будущего пространства, воздействие на психическое развитие индивидуума.
Цель моей исследовательской работы: Определить предпосылки возникновения нелинейной архитектуры и выявить концепции формообразования геометрически сложных (криволинейных) форм.

Вложенные файлы: 1 файл

Нелинейная архит..doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Технические возможности 1990-х способствовали реализации давно назревавшей идеи устремленности к свободной форме. Идея свободной формы стала символом нелинейного движения в архитектуре. Она метафорически связывает  научные концепции нелинейности и компьютерные нелинейные техники, служит протестом жесткой геометрии модернизма и классической тектоники, символизирует отказ от декартовой системы координат и принятие идеи самоорганизующейся "формы-движения".

 

Главный признак произведения архитектуры - пространство, целесообразно организованное для определенной социально значимой цели, вмещающее человека и воспринимаемое им зрительно. При этом речь идет не только о пространстве, со всех сторон ограниченном, как в интерьере здания, но и о пространстве внешнем, организованном объемами зданий и сооружений, благоустройством земной поверхности и зелеными насаждениями. Таким образом, в понятие «архитектура» вместе со зданиями входят комплексы застройки и населенные места в целом. Входят в него, сооружения не имеющие внутреннего пространства, но служащие для организации внешних пространств (ограды, террасы, набережные, мосты, эстакады, развязки автомагистралей, монументы и т. п.).

 

Как и вся культура в целом, архитектура, развиваясь вместе с обществом, опирается  на многовековые результаты труда человечества, материального и духовного производства прошлых эпох. Обладая на каждом этапе исторической конкретностью, будучи связана с системой общественных отношений, архитектура несет и общечеловеческое содержание, опирающееся на народную основу культуры, ее преемственность. Единство достижений общества в материальном и духовном развитии, характеризующее его культуру, получает в архитектуре прямое и целостное выражение.

В архитектуре опредмечиваются  основы мировоззрения общества, его этические принципы и эстетические идеалы. Архитектура всегда относилась к числу важнейших средств утверждения определенной идеологии. Среда, организованная архитектурой, ненавязчиво, но постоянно воздействует на сознание, поведение и эмоции человека.

Как было сказано выше, - архитектура  формирует среду. Архитектор в свою очередь формирует архитектуру, следовательно - на его плечи ложится  огромная ответственность, а также  возможности моделирования благоприятной  эмоциональной среды! Немаловажно  также предназначение будущего пространства, воздействие на психическое развитие индивидуума.

 

Цель моей исследовательской  работы: Определить предпосылки возникновения нелинейной архитектуры и выявить концепции формообразования геометрически сложных (криволинейных) форм.

 

 

Основы из истории

 

Остановимся подробнее на закономерностях  эволюции архитектуры. Для этого анализа нам необходимо прежде всего выделить параметр порядка в конструкции любого сооружения. Однако первоосновой архитектурной идеологии нелинейности следует считать теорию "складки" 1993 года, перенесшую центр внимания проектного искусства архитектуры с готового объекта на стадию созревания архитектурной формы. Теория "складки", несмотря на ряд ее недостатков, стала поворотным моментом в конструировании нового видения объекта. Но уже во второй половине 1990-х при освоении дигитальных технологий появились новые теории, вступающие в спор с концепцией "складки. Строительство любого здания происходит в поле тяготения земли, и потому степень его устойчивости подчиняется принципу минимума потенциальной энергии: наиболее устойчивому состоянию всякого сооружения отвечает наименьшее возможное значение потенциальной энергии (или наинизшее положение центра тяжести). Строительство зданий - это своеобразный вызов этому принципу. Это борьба с неустойчивостями, возникающими вследствие вертикальной протяженности любого, сооружения. Таким образом, первым параметром порядка естественно считать вертикальный размер сооружения. Любая вертикальная конструкция подвергается внешним возмущениям: внешним воздействиям, температурным перепадам и т. д. и потому должна быть хорошо стабилизирована. Другой параметр порядка возникает вследствие того, что сооружение имеет горизонтальную протяженность. У здания должна быть крыша. И чем просторнее помещение, тем больше должны быть размеры свода. Понятно, что состояние любого свода по своей природе неустойчиво: основная его масса всегда находится над пустым пространством здания, и необходима хорошо продуманная система стабилизации, чтобы свод был устойчивым. Подчеркнем, что именно со свода стала развиваться архитектура: основой всякой первобытной постройки была не стена, а крыша. Характер покрытия определяет толщину стен и опор, - очертания плана. Таким образом, вторым параметром порядка необходимо считать длину пролета свода, т. е. расстояние между опорами, поддерживающими свод.

Отметив характерные особенности  каждого стиля, мы можем сделать  вывод о том ,что развитие архитектурных стилей, их переход друг в друга можно сравнить с развитием некоторого растения: сначала интенсивный количественный рост вверх, затем - пышное цветение и, наконец, плодоношение. В этом смысле последовательность в чередовании архитектурных стилей в европейском искусстве можно считать устойчивой, т. е. если бы можно было повторить развитие европейской культуры, эта последовательность сохранилась бы.

С появлением более прочных, чем  камень, строительных материалов (железобетон, сталь, алюминий и т.д.) появилась  возможность продолжать общие закономерности развития: стали резко расти как горизонтальные пролеты сооружений, так и вертикальные размеры (небоскребы, телебашни). В то же время железобетон и другие строительные, материалы позволяют создавать практически любые формы, и потому стали возводиться сооружения самых непривычных, иногда нарочито оригинальных, экзотических форм.

 

Нелинейная архитектура

Нелинейная архитектура -- естественное развитие современной авангардной  мысли, выросшей по линии постмодернизм, деконструктивизм, нелинейный опыт. Неоавангардная мысль 1970-90-х подготовила диалог синтезирующего мышления архитектора с логикой компьютерного моделирования.

Одновременно с выявлением онтологического  основания архитектуры, генерируемой компьютером, требуется особая сосредоточенность  на феномене художественного освоения новейших мировоззренческих идей.

Сегодня можно разглядеть ряд достаточно радикальных перемен в архитектуре, которые, с одной стороны, связаны  с серьезными трансформациями в  научной сфере, и с другой стороны, должны постепенно распространиться на все другие области жизни. Новые науки (sciences of complexity -- "науки о сложных системах"), включающие фрактальную геометрию, нелинейную динамику, неокосмологию, теорию самоорганизации и др., принесли с собой изменение мировоззренческой перспективы. От механистической картины мира мы движемся к пониманию того, что на всех уровнях -- от атома до галактики -- вселенная находится в процессе самоорганизации. Опираясь на возможности, предоставляемые компьютерными технологиями, эта новая парадигма находит отклик в процессах, изменяющих и характер архитектуры.

 

Компьютер вторгается в архитектурную  деятельность как носитель потенциала творческой деятельности. Он постепенно становится и инструментом реального  проектирования, и главной опорой всего футуристического. Архитектура осваивает новые области языкознания -- языки программирования. Архитектура уходит в гиперпространство. Там архитектура теряет всякую историческую и пространственную привязанность. Моделирование объектов, процессов для реальности становится постепенно первичной задачей.

Разные специалисты учат компьютер  работать с процессами хаоса, самоорганизации, генерациями, взаимодействиями, в то время как архитектор учится с  помощью этого творить. Разрабатываются  растущие, делящиеся, изменяющиеся, текучие, газообразные, говорящие, чувствующие, самовоспроизводящие, реагирующие системы. Архитектура исследует мир людей, природы и техники вместе с обществом, познавая его, и каждый раз поражаясь им. Архитектура не просто сводится к контейнеру и его содержимому, в ней существует динамический обмен между жизнью материи и материей нашей жизни.

В определении этой новой архитектуры  до сих пор нет единства: термины "дигитальная", "виртуальная", "био-морфная", "криволинейная", "не-стандартная" (non-standard ), "nurbs-архитектура" зачастую определяются как синонимы. Нет согласия и в интерпретации конкретных объектов, отнесении их к тому или иному стилю. Грамматика этой новой архитектуры всегда провокативна. Она варьируется от неуклюжих капель до элегантных волноподобных форм, от рваных фракталов до подчеркнуто нейтральных "инфопространств".

 

Грег Линн -- наиболее креативный и интеллигентный представитель этой архитектуры, начиная с 1993 года, выпускает несколько культурологических и архитектурных трудов. Его принципы формообразования Bleb (Пузырь), Blob (Блоб), Fold (Складка), Flower (Цветок), Shred (Лоскут), Branch (Ветвь), Skin (Кожа), Strand (Переплетение), Teeth (Зубы), Lattice (Пространственная решетка) становятся грамматикой нового архитектурно)компьютерного языка. Другой тенденцией, формообразования нелинейной архитектуры является, создание такого типа здания, облик которого основан на воспроизведении и переосмыслении форм земного ландшафта "ленд-форма", а также параллельный ему тип "волновой формы", связанный с открытым метеорологами эффектом "странного аттрактора". Питер Эйзенман проложил дорогу этому направлению, создавая Город Культуры в Сантьяго-де-Компостела. Здания такого типа выглядят как результат столкновения тектонических пластов, что подчеркивает понимание земли как непрерывно эволюционирующей динамичной среды. Еще один прием создания архитектурных объектов новой мировоззренческой культуры -- "загадочное означающее". Ранее яркие представители деконструктивизма, также ищущие воплощение новых тенденций в архитектуре, Рэм Колхаас, Даниэль Либескинд, Куп Химельблау, Заха Задид, Эрик Мосс и другие, проектируют странные, провоцирующие на интерпретацию формы. Они пробуждают к жизни и активируют целый поток полисемантических означающих, открытых для интерпретации, которая призвана связать их с программой здания, его местоположением и новым языком, присущим данному направлению в архитектуре.

 

Природа стала законодателем  формообразующих концепций криволинейных  объектов. В современной архитектуре  объекты не имеют единой концепции формообразования. Вот далеко не весь список генеральных идей формообразования: поверхность, топология (переосмысление тектоники), детектонизация, энтропия, геотропизм, хаос, детерриторизация, децентрализация.

 

Поверхность является ключевым звеном в организации любой криволинейной формы, именно она организует любую форму, она обладает собственной глубиной. Геометрическая сложность поверхностей следует за научными открытиями современной физики микромира и макромира.

 

Тектоника заменяется топографией -- вместо согласования частей здания в соответствии с определенными принципами архитектурной композиции, объем здания рассматривается как единое целое с поверхностью земли. Понятие энтропии связано с топографией в геологическом осмыслении тектоники.Геотропизм-движение, обратное направлению силы тяжести. С помощью этого принципа архитектурный объект может избежать ограничений, связанных с гравитацией, статикой форм и овладеть другими возможностями архитектуры -- изменчивостью, интерактивностью, текучестью. Под детерриторизацией понимают смещение прежних пространственных границ. Пространство перестает быть четко определенным.Для нового типа объекта естественны процессуальность (безостановочное преобразование формы) и гетерогенность (непредсказуемое смешение различных типов геометрий, криволинейных и сложноскладчатых структур) в подтверждение тому, что архитектурная форма, как прототип системы любого живого организма, способна к самоорганизации.Возникающие новые модели могут отпугивать и вызывать подозрения в поверхностном мышлении, однако, взглянув пристальнее, мы часто убеждаемся в том, что они более интересны и более адекватны нашему восприятию мира, чем доставшиеся нам в наследство от прошлого бесконечные колоннады или модернистские навесные стеклянные фасады.Ее приход связан с утверждением новой картины мира, в которой природа и культура видятся выросшими из единого повествования -- "нарратива вселенной", который лишь недавно (последние тридцать лет) был предварительно намечен в рамках новой космологии.Это значит, что стало наконец возможным возвращение к своеобразным истокам постижения мира и его пространства, в котором прямые линии и плоскости являются скорее частным случаем среди миллиардов других криволинейных вариантов.

 

Вывод.

Архитекторы пытаются не только овладеть техникой компьютерного генерирования  архитектурной формы, но и найти  глубинные основания новой электронной  культуры проектирования как неустранимой и притягательной основы создания будущей среды человека. Это вызов старым языкам классицизма и модернизма, основанный на вере в возможность новой системы организации среды обитания, которая будет больше напоминать постоянно самообновляющиеся формы живой природы.

 

1960-79 год.

 

Постмодернизм вливается в архитектуру. «Бумажники» интуитивно схватывают концепции, основанные на философском  понимании сложности и нестабильности. Появляются первые футуристические  проекты, связанные с принципами нелинейного/сложного построения формы. Такого рода проекты, например, выполняла студия «Аркигрэм».

 

"Аркигрэм". Computer City Project_1964.

 

1980-84 год.

 

Математические принципы нелинейности приобретают актуальность в естественных науках, например, физике, биологии. Эти принципы прослеживаются в исследованиях бельгийского физика/химика Ильи Пригожина, украинского радиофизика/космофизика Леонида Черногора, математика Георгия Малинецкого и многих других известных ученых.

 

Илья Пригожин. Диссипативные структуры.

 

1985-89 год.

 

В архитектурно-дизайнерской среде  очень популярны постмодернистские  идеи. Ироничные, порой отрицающие классические нормы и правила, они связаны  с выстраиванием архитектурного пространства как некоего текста. В пример можно привести «Дом-бинокль» Френка Гери, «Векснер-центр» Питера Эйзенмана или «Haas-Haus» Ханса Халляйна.

 

Питер Эйзенманн. "Векснер центр"_1989.

 

Френк Гери. Рекламное агентство "ChiatDay Building"_1985-91.

 

1990-94 год.

 

Социологи, философы, культурологи вторят, что наш мир «соткан» из нелинейных, самоорганизующихся материй, сложных систем и процессов. Известные философы, такие как, Жак Деррида, Жиль Делёз, Жан Франсуа Лиотар, социолог/культуролог Жан Бодрияр, вдохновляют своими трудами практикующих архитекторов, например, Вольфа Д. Прикса, Френка Гери, Питера Эйзенмана - плодотворно творящего в эти годы.

 

Питер Эйзенманн. Макет "Haus Immendorf "_1993.

 

1995 год.

 

Идеей скульптурных пространственных форм «заболевают» архитекторы-новаторы. Филипп Джонсон строит посетительский центр «Da monsta». В Праге, архитекторы Френк Гери и Владо Милунич реализуют «Танцующий дом».

 

Филипп Джонсон. "Da monsta" glass-house_1995

 

1996 год.

 

Цифровая графика уверенно входит в деятельность архитекторов, работающих в области современной архитектуры. Питер Эйзенман, Том Мэйн, Френк Гери, Заха Хадид, Рем Коолхас, Бен Ван Беркель и многие другие активно экспериментируют с компьютерными моделями.

Информация о работе Нелинейная архитектура