Модулор Ле Корбюзье, его значение и перспективы практического применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 23:23, реферат

Краткое описание

Значение творчества Ле Корбюзье, крупнейшего теоретика и мастера, воплощавшего свои новаторские идеи языком зодчего, художника и литератора, четкость его формулировок, броских, как агитационные плакаты, острота композиционных замыслов давно признаны советскими архитекторами. Творческий путь Корбюзье как мыслителя и художника знаменуется переходом от лозунга конструктивизма — виллы в Гарше — к сложному сочетанию идей Марсельской жилой единицы и комплекса Чандигарха.

Вложенные файлы: 1 файл

Модулор Ле Корбюзье.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

 

Ковры — это только деталь, но она отражает некоторые  общие черты пропорциональных построений, заложенных в проект Чандигарха. Характеризуя принятый им пропорциональный строй, Ле Корбюзье формулирует три понятия, соответствующие применяемым им приемам, — «арифметическое», «структурное»  и «геометрическое». Первое из них  означает повторение одинаковых величин, т. е. наличие простых кратных  модульных отношений; второе — отношения  по Модулору, связанные со структурой и размерами человеческого тела; третье — геометрические построения.  

 

Этими определениями, за которыми следует рассмотрение пропорциональных построений в проекте планировки и застройки Чандигарха, Корбюзье показывает, что его творческий метод  отнюдь не ограничивается применением  Модулора, а предполагает также наличие  других числовых и геометрических закономерностей, свойственных особенностям решения  каждой композиционной задачи. 

 

Построение генерального плана Чандигарха основано на простых  числовых отношениях с разделением  на «секторы» размером 800—1200 м с  административным центром — Капитолием, скомпонованным в двух квадратах 400 x 400 м, один из которых расположен в  более обширном квадрате 800 x 800 м. Простые  числовые отношения положены также, по словам Корбюзье, в основу назначения размеров залов Верховного суда 12 x 18 м, высотой 12 м и судебных палат 8 x 12 м, высотой 8 м во Дворце правосудия. Впрочем, на приведенной схеме (рис. 28) показана также ширина этих залов  в числах Модулора и длина, полученная геометрическим построением с помощью  расчленения квадрата, что, по-видимому, было окончательным решением *. 

 

* Это,  в частности, видно из приведенных  Корбюзье данных о раскладке  элементов ковров на торцовых  стенах большого зала 8 x 140 + 133 = 12,53 м, малого зала 5х140 + 0,72 = 7,72 м. Цифры  почти в точности (ширина малого  зала расходится на 2 см) соответствуют  размерам ширины помещений по  Модулору, приведенным на рис. 82. 

 

Основное построение фасада (рис. 31 и 32) также соответствует  простым арифметическим закономерностям, но членение витражей остекления и  солнцезащитных ограждений определяется структурными отношениями Модулора.  

 

Те же методы применены  в проектах здания министерств, временных  административных строений и торговой аркады, задуманной Корбюзье в Чандигархе, музея в Ахмадабаде, фабрики в  г. Сен-Дье. Высота помещений принимается, как правило, равной 2,26 м или 1,83 x 2 = 3,66 м, или 2,26 x 2 = = 4,52 м и более. Расстояние между осями колонн или несущих  стен в плане (в чистоте) различных  зданий выбирается из ряда 2,26; 2,96; 3,66; 4,79; 5,92; 7,75 м. 

 

При делении размеров по Модулору на равные части, например при членении общей высоты торговой аркады в Чандигархе 7,75 м на две  и на три части, образуются небольшие  невязки с размерами по Мо¬дулору, которые в большинстве случаев  не находятся между собой в  простых кратных отношениях (за исключением  пар из синего и красного ряда 43 и 86; 70 и 140; 113 и 226; 183 и 366 см и др.). Эти  невязки приходятся на толщину перекрытий, стен, колонн или компенсируются доборными  элементами. Доборные элементы появляются также при использовании геометрических построений. Развитию основной идеи построения системы пропорциональных размеров, соответствующих масштабу человека, сопутствует множество приведенных  в книге наблюдений и описаний творческих поисков. 

 

Корбюзье многократно  подчеркивает, что исходная величина Модулора 2,26 м связана с необходимой  высотой помещений минимального объема для человека, малые размеры  которых компенсировались бы высокоэффективным  инженерным оборудованием, как в  каюте океанского пакетбота. В Модулоре-1 и -2 он снова и снова возвращается к этой идее, говоря о высоте помещений  жилых домов в Марселе и  Нанте, о своем кабинете в мастерской на улице Севр, о построенной им «хижине» и домиках для отдыха на Лазурном берегу. 

 

Ле Корбюзье экспериментирует, применяет Модулор для крупных  сооружений и малых форм, определяет размеры «отверстой длани» — монумента  при въезде в Чандигарх, работает над пропорциями выставочных  стендов и декоративных панно, форматов изданий и иллюстраций, над конструкциями  сборно-разборных лесов и размерами  контейнеров для перевозки грузов.  

 

Сама эмблема  Модулора превращается в декоративный мотив. Эмблема повторяется на памятной стене и на стенах домов в Марселе, Нанте, а впоследствии, после смерти Корбюзье, будет поставлена в ансамбле с построенным по его эскизу павильоном в Цюрихе. Корбюзье говорит в книге  о своих эскизах здания ОНН  в Нью-Йорке, плана правобережного Антверпена, деловой части Алжира, небольшого промышленного города Сен-Дье, работу над которым ему не было поручено продолжать. В этих эскизах, однако, нельзя усмотреть какую-либо систему применения Модулора. 

 

В самом общем  виде даны также ссылки на применение Модулора в часовне в Роншане  — самом поэтичном и свободном  от всякой схемы произведении Корбюзье. В связи с работой над проектом этой часовни он говорит: «В принципе я против любых модулей, если они  сковывают творческое воображение... я отрицаю каноны... пластические образы не подчиняются школярским или  академическим пропорциям», но затем  в заключение: «Огромное удовольствие составила возможность воспользоваться  в работе всем богатством сочетаний, предоставляемых Модулором». 

 

Но где и как  применены отношения по Модулору в Роншане? Определяют ли они построение или, естественно, возникают так  же, как и любые иные соотношения  в том или ином месте изгиба криволинейных очертаний плана  и объема? Автор не отвечает на эти  вопросы, и они требуют дальнейшей расшифровки. 

 

Не очень убедительны  также приведенные Ле Корбюзье данные о его обмерах памятников архитектуры, которые, по мысли автора, подтверждают объективную закономерность величин  Модулора. Применение отношений золотого сечения или ряда Фибоначчи в  египетских барельефах общеизвестно и  соответствует некоторым египетским канонам членения человеческой фигуры, но в большинстве других рассмотренных  примеров совпадения с Модулором  весьма приблизительны, с расхождением до 5—10%. В Модулоре-2 Корбюзье приводит примеры использования предложенной им системы пропорционального построения в работах других авторов. Но примеров таких немного, и детально рассмотрен только жилой дом, построенный А. Воженским с применением размеров по синему ряду Модулора.  

 

• 

 

За 15 лет, прошедших  со дня опубликования второй книги  Ле Корбюзье, число энтузиастов возросло, но все же применение Модулора не получило массового распространения. 

 

Как же следует оценить  перспективу использования Модулора, который пока еще остался в  стороне от основного направления  модульной координации размеров, применяемых в строительстве? Есть ли в нем рациональное начало, определяющее целесообразность непосредственного  применения Модулора, и особенно дальнейшего  развития заложенных в нем принципов?  

 

Утвердительный  ответ на этот вопрос следует искать прежде всего в выразительности  ритма членения фасадов «Жилых единиц»  в Марселе и Нанте, четкости пропорциональной системы композиции зданий в Чандигархе, витражей и ковров Дворца правосудия.  

 

Об этом свидетельствуют  также некоторые приведенные  Корбюзье письма ученых, архитекторов, инженеров, художников. 

 

Архитекторы X. Л. Серт и Б. Винер пишут: «Применение  нами Модулора дает отличные результаты»; А. Воженский: «Применение Модулора меня никогда не стесняло и не ограничивало в работе»; отец и сын Оже: «Благодаря Модулору, положенному в основу проекта, между нами установилось полное согласие, поскольку мы оба пользовались одним  и тем же хорошо настроенным инструментом». Альберт Эйнштейн, которому автор  Модулора рассказал о своей работе, пишет ему: «Это гамма пропорций, которая делает плохое трудным и  хорошее легко достижимым». Возражая тем, кто указывал, что высказывание Эйнштейна не носит характера  научно обоснованного заключения, Корбюзье расценивает его как предвидение  и дружеский жест великого ученого.  

 

Известный математик  Ле Лионне высказался более осторожно: «... Как Вам известно, я упрекал  многих авторов в приписывании слишком  большого значения, граничащего с  мистицизмом, — применению золотого сечения. Спешу заверить, что к  Вам это не относится (вероятно, потому, что Корбюзье считал свою систему  лишь рабочим инструментом, а не залогом совершенства произведения — Д. X.)... Очевидно, что, если даже Модулор  не станет единственно обязательным, директивным в области пластических искусств, он обладает рядом других качеств, которые наряду с другими  числовыми значениями могут привлечь к себе внимание как художников, так и архитекторов». 

 

Весьма важно  для понимания существа и значения системы Корбюзье высказывание Зигфрида Гидиона, который показал, что Модулор  не выдуман, а «... основан на великих  системах пропорций; он сумел их связать  воедино». К этим источникам Модулора Гидион относит системы, основанные на золотом сечении, на некоторых  геометрических построениях и на канонах человеческой фигуры. О золотом  сечении и ряде Фибоначчи неоднократно говорит сам Корбюзье. Геометрические построения сказались на графических  моделях Модулора. Остается вопрос о связи Модулора с историческими  канонами пропорций человека. 

 

Корбюзье принял за основу Модулора рост человека — 6 футов, ссылаясь лишь на рослого мужчину  по английским детективным романам, но эта величина точно совпадает  с эталоном Витрувия, который указывает, что ступня, т. е. фут, составляет 1/6 человеческого  роста *. 

 

* Абсолютная  величина фута в античности  и в современной Англии различается,  но выражение роста человека  и других размеров в футах  и дюймах остается тем же. 

 

С поднятой рукой  человек становится выше на локоть, т. е. по Витрувию на  ¼ своего роста, и достигает высоты 7½ фута, как и по схеме Корбюзье, приведенной Серральта и Мезонье к футам и дюймам. Анализ показывает, что эта схема совпадает с античным каноном и в других основных членениях. Высота от солнечного сплетения до ступни здесь так же, как по Витрувию, составляет ½ роста человека с поднятой рукой, т. е. 33/4 фута = 90"; высота от макушки до солнечного сплетения 2 ¼ фута =27" и т. д. По сравнению с исходной схемой Корбюзье (без округлений, принятых Серральта — Мезонье под его руководством) указанные величины отличаются на ½" или на 1", т. е. на 1,2—2,5 см. 

 

Работая над системой пропорций, Корбюзье не исходил из античных канонов, так же как в самом  начале пути он еще не основывался  полностью на золотом сечении. Корбюзье изобретал Модулор, руководствуясь интуицией и опытом, анализируя исторические памятники, исследуя размеры, функционально  необходимые для человека, и проверял их в своей творческой лаборатории. В результате, однако, он вновь приблизился  к познанию некоторых найденных  ранее объективных закономерностей  пропорциональных построений в архитектуре, но в аспекте применения их для  решения современных архитектурных  задач. 

 

Это дает ответ на вопрос о месте и значении Модулора в решении проблемы пропорций, который  постоянно ставил себе сам Ле Корбюзье: «... если Модулор прокладывает путь к чудесным свойствам чисел, направлен  ли он только по одному случайно подвернувшемуся  пути из множества других, существующих или могущих быть, или же по счастливому  случаю найден именно тот путь, который  нужен?» 

 

Итак, Модулор не случаен; он является звеном развития теории архитектурных пропорций, основанным на ранее известных системах, которые  разрабатывали в античности, в средние века, в эпоху Возрождения и в наши дни.  

 

Новое в Модулоре — это не только более четкое и ясное сочетание шкалы размеров золотого сечения и канона фигуры человека по сравнению с прежними построениями и не только современная  динамическая схема «движущегося в  пространстве» человека с поднятой рукой, о которой говорит Гидион. Новым является также трактовка  Модулора как рабочего инструмента  и превращение абстрактной схемы  в рабочий метод, процесс применения которого показан на ряде практических примеров. Поиски творческого метода назначения пропорциональных размеров зданий и их частей характерны и  для некоторых других архитекторов, но они не получили такого кристаллически четкого завершения, как в Модулоре. В частности, метод И. В. Жолтовского, основанный на использовании закономерностей  роста, убывания и чередования соотношений  золотого сечения, к сожалению, известен только по отдельным высказываниям  мастера и пересказам с его  слов. 

 

Модулор, его эмблема, выразительные и четкие схемы  пропорциональных размеров, функционально  необходимые для человека, практические примеры Корбюзье привлекают все  большее внимание зодчих и дизайнеров. Растет число примеров использования  Модулора. 

 

Но чем все  же объясняется, что при всех положительных  качествах Модулора он не получил  широкого практического применения?  

 

Здесь, по-видимому, сочетание нескольких причин, и прежде всего противоречие между Модулором  и метрической   системой   мер.   Все величины   Модулора приближенно даны в   миллиметрах и округлены   до сантиметров, но они получили как бы случайное выражение, не связанное с основным членением метра и с установленными строительными модулями, основанными на исходной величине М = 10 см или 4" ≈ 10,16 см. Последнее, по-видимому,   имело   особое значение, поскольку даже в странах с футо-дюймовая системой мер Модулор не стал общепринятым рабочим инструментом, хотя его исходная величина выражена в английских футах, а величины значительно: проще выражаются в дюймах, чем в сантиметрах. Корбюзье пренебрежительно отзывается о модуле 10 см, говорит о связанной с ним «убогой системе стандартизации, которая исключает проявление творческого воображения». Однако дециметр — это всего лишь мера длины, и соответствующая ей модульная сетка служит только канвой для назначения размеров, которая к тому же может получать дальнейшее укрупненное или, при необходимости, дробное членение. Что же касается пропорциональных отношений, то ряды размеров, кратных принятым сейчас модулям М = 10 см, 3М = 30 см, а также более крупным или дробным модулям, дают возможность выбора величин в отношении чисел Фибоначчи, например 50, 80, 130, 210 см или 150, 240, 390, 630 см, обеспечивая такое же приближение к золотому сечению, как и отношения чисел Модулора.   

Информация о работе Модулор Ле Корбюзье, его значение и перспективы практического применения