Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 01:27, реферат

Краткое описание

Развитие научных основ технического творчества, разработ-
ка методик активизации творческого процесса, обучение основам
творчества, создание в научных, проектно-конструкторских и
технологических организациях, на предприятиях и в вузах бла-
гоприятных условий для творчества стало в настоящее время
настоятельной необходимостью.
Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными ме-
тодами - путем роста численности кадров научных работников и
научно-вспомогательного персонала не может отвечать целям се-
годняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний,
создания высокоэффективной техники на базе изобретений необхо-
димо иметь средства для активизации творческого мышления. Спе-
цифичность этих средств связана с тем, что "логика научного
открытия (изобретения) далека от логики формальной, а обстоя-
тельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень поз-
нания, далеко не всегда соответствуют важности момента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................ 3

1. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА

1.1. Техническое творчество и его сущность .............

1.2. Многоуровневость творчества .......................

1.3. Модель технологии живого творчества ...............

2. ЭВРИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСТВА

2.1. Эвристика и техническое творчество ................

2.2. Эвристические приемы активизации
творческого мышления ...................

3. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций ............

Список использованной литературы ...................

Вложенные файлы: 1 файл

техническое творчество.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

     Комбинации  составляются из двух элементов  путем  попытки

объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым

случайным объектом.

 

     ЧЕТВЕРТЫЙ  ШАГ. Составление  перечня  признаков  случайных

объектов.

     Определяются  признаки  случайно выбранных  объектов с воз-

можно большим количеством призников  в  течение  ограниченного

времени (2-3  мин.).  Успех поиска в значительной мере зависит

от широты охвата признаков  случайных  объектов,  поэтому  це-

лесообразно перечислять  как  основные,  так  и второстепенные

признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном

столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в дру-

гом (напротив) -  признаки  этих  случайных  объектов.

 

     ПЯТЫЙ  ШАГ.  Генерирование идей путем  поочередного присое-

динения к  техническому объекту и его синонимам признаков слу-

чайно выбранных объектов.

 

     ШЕСТОЙ  ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.

     Поочередно  из признаков случайных объектов, выявленных на

четвертом шаге,  генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для

каждого из  отдельных признаков они могут быть практически не-

ограниченной длинны,  поэтому генерирование следует ограничить

по времени или количеству элементов гирлянды.

     Если  генерирование гирлянд ассоциаций  проводится  коллек-

тивно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятель-

но.

     СЕДЬМОЙ  ШАГ. Генерирование новых идей.

     К  элементам  гирлянд синонимов  технического объекта пыта-

ются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

 

     ВОСЬМОЙ  ШАГ. Выбор альтернативы.

     На  этом шаге решается вопрос -  продолжать  генерирование

гирлянд ассоциаций  или  их уже достаточно для отбора полезных

идей. Если по предварительной оценке таких  идей  мало,  можно

продолжить создание  гирлянд ассоциаций,  начиная с какого-ни-

будь нового элемента  гирлянд,  созданных  на  шестом  шаге  и

действуя подобным же образом.

 

     ДЕВЯТЫЙ  ШАГ. Оценка и выбор рациональных  вариантов идей.

     Среди  множества нерациональных,  тривиальных  и даже неле-

пых идей,  как правило, всегда находятся оригинальные и рацио-

нальные. Если в течение короткого времени можно найти несколь-

ко десятков вариантов решения,  то вполне удовлетворит положе-

ние, при котором хотябы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

 

     ДЕСЯТЫЙ  ШАГ. Выбор оптимального варианта.

 

           ╔═════════════════════════════════════╗

           ║ ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА  ГИРЛЯНД ║

           ╚═════════════════════════════════════╝

     Для  демонстрации  метода гирлянд  поставим перед собой за-

дачу расширение ассортимента часового завода,  поэтому возьмем

для модернизации такой объект как часы.

 

     1. На  первом  шаге  мы  получим  гирлянду синонимов слова

часы: часы - будильник - секундомер - хронометр.

     2. На втором шаге выберем пять  случайных объекта, исполь-

зуя для  этого  орфографический  словарь и генератор случайных

чисел. Генератор чисел выдает группу из трех чисел, определяю-

щих страницу,  номер столбца и номер слова в столбце. При про-

ведении эксперимента получилась следующая пятерка слов:

   кассета (82,2,17),   подснежник   (131,2,18),   транспарант

(173,1,8), постель (136,1,23), войлок (51,1,27).

     3. На третем шаге получаем следующую  комбинацию синонимов

и случайных  объектов:  часы с кассетой,  часы с подснежником,

часы на транспоранте,  часы в постеле, часы в войлоке, будиль-

ник с кассетой,  будильник для постели,  будильник с войлоком,

секундомер с кассетой и т.д.

     4. На четвертом шаге получим  таблицу случайных объектов и

их признаков:

╔════════════════╦════════════════════════════════════════╗

║CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ║                ПРИЗНАКИ                ║

╠════════════════╬════════════════════════════════════════╣

║ Кассета        ║ Пластмассовая, хрупкая, музыкальная.   ║

╟────────────────╫────────────────────────────────────────╢

║ Подснежник     ║ Голубой, маленький, пахучий.           ║

╟────────────────╫────────────────────────────────────────╢

║ Транспарант    ║ Большой, тяжелый, красочный.           ║

╟────────────────╫────────────────────────────────────────╢

║ Постель        ║ Чистая, мягкая, теплая, широкая.       ║

╟────────────────╫────────────────────────────────────────╢

║ Войлок         ║ Плотный, колючий, теплый.              ║

╚════════════════╩════════════════════════════════════════╝

 

     5. Комбинируя модернизируемый предмет  и  его  синоним   с

признаками случайных  объектов  получаем:  пластмассовые ч сы,

хрупкий будильник,  голубые часы,  музыкальные часы, мален кие

часы, будильник  с запахом,  большие часы,  тяжелый будиль ик,

красочный секундомер чистые  часы,  мягкий  будильник,  теплые

часы, широкий секунломер, теплый секундомер, плотные часы, ко-

лючий будильник и т.д.

     6. На данном шаге будем генерировать  гирлянды  свободных

ассоциаций основой которых будут признаки случайных объектов:

╔═══════════════╦═══════════════════════════════════════════════╗

║  ПРИЗНАК      ║       Г И Р Л Я Н Д А   А С С О Ц И А Ц И Й   ║

╠═══════════════╬═══════════════════════════════════════════════╣

║ Пластмассовый ║ Пластмасса - ручка - бумага - огонь           ║

╟───────────────╫───────────────────────────────────────────────╢

║ Хрупкий       ║ Стекло - стакан - вода - дождь                ║

╟───────────────╫───────────────────────────────────────────────╢

║ Голубой       ║ Небо - солнце - лето - жара                   ║

╟───────────────╫───────────────────────────────────────────────╢

║ Пахучий       ║ Духи - женщины - цветы - весна                ║

╟───────────────╫───────────────────────────────────────────────╢

║ Тяжелый       ║ Гиря - спорт - соревнования - призы           ║

╟───────────────╫───────────────────────────────────────────────╢

║ Красочный     ║ Журнал - компьютер - дискеты - программы      ║

╚═══════════════╩═══════════════════════════════════════════════╝

 

     7. Синтезируя гирлянду ассоциаций  и синонимы модернизиру-

емого предмета получим следующие комбинации: часы в ручке, ог-

ненные часы,  стеклянные  часы,  водные часы,  солнечные часы,

часы в духах,  женские часы,  цветные часы,  спортивные  часы,

призовые часы,  стеклянный будильник, водный будильник, призо-

вой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер.

     8. На данном шаге мы решаем  не продолжать процесс генери-

рования идей т.к. их уже достаточно.

     9. Выбирая из множества идей только рациональные и отсеи-

вая те решения,  которые уже воплащены в  жизнь  (будильник  с

кассетой,  часы с музыкой, женские часы, подводные часы, спор-

тивные часы,  часы в ручке и т.д.), получим следующие комбина-

ции:

     Будильник с запахом, часы в духах, солнечные часы, теплые

часы, стеклянные часы, призовые часы, компьютерный секундомер.

 

     10. На  последнем  этапе выбор  решений должны производить

представители "производства",  но на мой взгляд наиболее инте-

ресным решением является будильник с запахом и часы в духах.

  

 

    

    

    

    

    

               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    

    

     1. Столяров А.М.  Эвристические приемы  и методы активиза-

        ции творческого мышления. - М: ВНИИПИ, 1988.

    

     2. Столяров А.М. Методологические основы  изобретательско-

        го творчества. - М: ВНИИПИ, 1989.

    

     3. Альтшуллер Г.С.

 

    

 

 


Информация о работе Метод гирлянд случайностей и ассоциаций