Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 01:27, реферат

Краткое описание

Развитие научных основ технического творчества, разработ-
ка методик активизации творческого процесса, обучение основам
творчества, создание в научных, проектно-конструкторских и
технологических организациях, на предприятиях и в вузах бла-
гоприятных условий для творчества стало в настоящее время
настоятельной необходимостью.
Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными ме-
тодами - путем роста численности кадров научных работников и
научно-вспомогательного персонала не может отвечать целям се-
годняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний,
создания высокоэффективной техники на базе изобретений необхо-
димо иметь средства для активизации творческого мышления. Спе-
цифичность этих средств связана с тем, что "логика научного
открытия (изобретения) далека от логики формальной, а обстоя-
тельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень поз-
нания, далеко не всегда соответствуют важности момента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................ 3

1. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА

1.1. Техническое творчество и его сущность .............

1.2. Многоуровневость творчества .......................

1.3. Модель технологии живого творчества ...............

2. ЭВРИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСТВА

2.1. Эвристика и техническое творчество ................

2.2. Эвристические приемы активизации
творческого мышления ...................

3. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций ............

Список использованной литературы ...................

Вложенные файлы: 1 файл

техническое творчество.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

   

 

 

 

                     С О Д Е Р Ж А Н И  Е

 

 

 

 

 

        ВВЕДЕНИЕ ............................................ 3

    

     1. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА

    

     1.1. Техническое творчество и его  сущность .............

    

     1.2. Многоуровневость творчества .......................

    

     1.3. Модель технологии живого творчества ...............

    

     2. ЭВРИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСТВА

    

     2.1. Эвристика и техническое творчество ................

 

     2.2. Эвристические приемы активизации

                    творческого мышления ...................

    

     3. Метод гирлянд случайностей и  ассоциаций ............

 

        Список использованной литературы ...................

 

 

 

 

 

                       В В Е Д Е Н И Е

 

     Поиск новых знаний и их материализация, т.е. создание но-

вых объектов техники,  значительно усложнились в условиях воз-

росших темпов  обновления технических средств и быстрого роста

научно-технической информации.

     В  силу этого, как у нас в стране  так и за рубежом возник-

ли разработки теоретических основ и методических средств акти-

визации творческого  мышления и поиска новых технических реше-

ний.

     Развитие  научных основ технического творчества, разработ-

ка методик активизации творческого процесса,  обучение основам

творчества, создание  в  научных,  проектно-конструкторских  и

технологических организациях,  на предприятиях и в вузах  бла-

гоприятных условий  для  творчества  стало  в  настоящее время

настоятельной необходимостью.

     Ускорение  научно-технического прогресса экстенсивными ме-

тодами - путем роста численности кадров научных  работников  и

научно-вспомогательного персонала  не может отвечать целям се-

годняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний,

создания высокоэффективной техники на базе изобретений необхо-

димо иметь средства для активизации творческого мышления. Спе-

цифичность этих  средств  связана с тем,  что "логика научного

открытия (изобретения) далека от логики формальной,  а обстоя-

тельства,  сопутствующие прорыву на более высокую ступень поз-

нания,  далеко не всегда соответствуют важности момента. Скры-

тая работа мысли происходит не только в тиши кабинета,  у чер-

тежной доски и в рабочее время,  но и казалось бы в самой  не-

подходящей обстановке,  и малейшего толчка извне иногда бывает

достаточно,  чтобы сумерки ожидания осветильсь яркой  вспышкой

мгновенного озарения и разрозненные фрагменты загадочной моза-

ики сложились в единую картину".

     Изучение  эвристических   приемов  и  методов  активизации

творческого мышления приближают  момент  "озарения",  а  также

развивают способности личности в творчестве.

     Овладение  теорией творчества,  приемами  и методами поиска

новых технических решений помогает осознать социальную  значи-

мость творчества, его общественную необходимость, полнее раск-

рыть свои творческие возможности.

 

 

            ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО  СУЩНОСТЬ.

 

     Проблемы  творчества вообще и  технического  творчества  в

частности, издавна волновавшие человечество, остаются актуаль-

ными и в настоящее время в силу своей гносеологической,  соци-

ально-психологической и мировоззренческой многоаспектности.

     Что  же такое творчество?  Результат  особого дара и исклю-

чительности человека,  осенения (озарения) свыше, иррациональ-

ной интуиции, экстрасенсорного восприятия, богатого, развитого

воображения или логического мышления?

     Конечно, анахронизмом  является   обьяснение   творчества

"осенением  свыше",  однако, и другие, изложенные  выше толкова-

ния, в силу своей односторонности и абсолютизации лишь отдель-

ных сторон творчества не могут раскрыть его сущности.

     Единственно  правильное  объяснение  сущности  творческого

процесса можно дать лишь с позиций диалектического материализ-

ма.

     Творчество  как  процесс  создания нового выражает созида-

тельный, преобразующий труд человека,  неразрывно связанный  с

его познавательной деятельностью, являющейся отражением обьек-

тивного мира в сознании человека.  Процесс отражения не  явля-

ется зеркальным  отображением действительности,  а его процесс

анализа и синтеза новых форм и образов  в  мозгу  человека.  В

процессе творчества  не  только  отражаются предметы и явления

объективного мира, но и познаются цели, условия и причины воз-

никновения и существования этих предметов и явлений.

     В  этой связи творчество следует  рассматривать как процесс

сложных объективно-субъективных  отношений  между  творцами  и

объектами творчества, как единство познания и преобразования.

     Объективный  характер  творческого  процесса  проявляется в

отражении реальных явлений,  задач, общественных потребностей;

субъективная сторона  выражается в различных мотивах и резуль-

татах преобразующей деятельности человека.

     Например, имея перед собой одну и  ту же техническую зада-

чу (объективный фактор), один человек решит ее на уровне изоб-

ретения, другой  -  на уровне рационализаторского предложения,

третий получит тривиальное,  давно известное решение  (субъек-

тивный фактор).

     В  литературе можно встретить различные  определения  поня-

тия творчества.

     Так,например, творчество, по мнению американского ученого

П.Хилла, "...можно определить как успешный полет мысли за пре-

делы неизвестного.  Оно дополняет знания, способствуя созданию

вещей, которые не были известны ранее".

     Советский  философ А.Матейко считает,  что сущность  твор-

ческого процесса  заключается в реорганизации имеющегося опыта

и формировании на его основе новых комбинаций .  В  трактовке

Я.А.Пономарева творчество рассматривается как "взаимодействие,

ведущее к развитию" .

     Английский исследователь М.Генле считает творческим такое

решение, когда  его  новизна  обусловлена  отражением  некоего

аспекта гармонии в природе .

     Представляется, что наиболее обобщающее определение  твор-

чества дает следующая формулировка:  творчество - это деятель-

ность,порождающая нечто качественно новое и  отличающееся  не-

повторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уни-

кальностью.

     Существуют  различные  виды  творчества:  научное,  техни-

ческое, художественное и др.  Все они имеют свои специфические

черты, общность и различия.

 

  

 

                 МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ТВОРЧЕСТВА

 

   Фазы творческого  процесса отражают структурно-уровневую  при-

роду механизма  творчества.  Целесообразно  говорить  о  спектре

творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в

зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче  про-

тиворечий между творцом и проблемной ситуацией.

   Творческие  задачи можно разделить на  два класса:

   ТЗ1 - задачи, которые могут быть решены  посредством планомер-

ного использования осознаваемых способов, приемов.

   ТЗ2 - решаются  в результате "развязывания"  противоречий  не-

осознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач  ТЗ2

является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совоку-

пность всех этапов, в результате реализации  которых  получается

творческий результат, определяется как цикл творческого процесса

и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная

цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творче-

ству, изобретательству.

 

                  ┌──────────────────────┐

                  │  Логический анализ   ├*─┐

                  └─────────┬────────────┘  │

                            │               │

                            *               │

                  ┌─────────┴────────────┐  │

               ┌─Ў┤ Интуитивное решение  ├──┘

               │  └─────────┬────────────┘

               │            │

               │            *

               │  ┌─────────┴────────────┐

              └──┤ Вербализация решения ├*─┐

                  └─────────┬────────────┘  │

                            │               │

                            *               │

                  ┌─────────┴────────────┐  │

                  │ Формализация решения ├──┘

                  └──────────────────────┘

 

   

 

             МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ЖИВОГО ТВОРЧЕСТВА

 

   Анализ  интеллектуальной деятельности  мозга,  направленный  на

раскрытие механизмов реализации этих функций,  дает  возможность

сформировать мысленную  (ментальную)  модель  технологии  живого

творчества.

   На Рис.1 представлена модель живого творчества,  описание и

назначение элементов которой дается ниже:

 

  1 - Целевая  мотивация, реализующая фынкции  зарождения и созре-

вания  идеи  и  одновременно определяет  требования к результату

разрешения проблемной ситуации. По левому каналу реализуется фу-

нкция целевой мотивации, по правому - деятельностной.  Централь-

ный канал - отвечает за описание и раскрытие постановки задачи.

  2 - Осмысление  проблемной ситуации.

  3 - Деятельностная  мотивация зарождения и созревания  идеи, оп-

ределяющая, как можно достигнуть требуемого результата.

  4 - Мысленное  или ментальное генерирование  идей по целям твор-

ческой задачи. Генерация ментальных моделей целей,  направленная

на разрешение проблемных ситуаций.

  5 - Мысленное  генерирование ментальной модели  творческой зада-

чи.

  6 - Генерирование  ментальной модели, способов и  условий дости-

жения результата.

  7 - Анализ, оценка, выбор предпочтительного варианта  целей.

  8 - Анализ, оценка, выбор  предпочтительного  варианта  модели

творческой задачи.

  9 - Анализ, оценка, выбор предпочтительного варианта  идеи реа-

лизиции цели.

10 - Описание  и постановка творческой задачи.

 

 

   <<<Гипотетическая  модель технологии живого  творчества>>>

 

                       ┌────────────┐

                       │ Проблемная │

                       │  ситуация  │

                       └──┬──┬──┬───┘

                          *  *  *

                 ┌────────┴──┴──┴───────────┐

                 │  Восприятие и осознание  │

               ┌Ў┤ существования проблемной  ├*┐

               │ │         ситуации         │ │

               │ └──┬─────────┬─────────┬───┘  │

               │    │         *         │     │

               │    *         *         *     │

               │  ┌─┴─┐     ┌─┴─┐     ┌─┴─┐   │

               ├─Ў┤ 1 ├*───Ў┤ 2 ├*───Ў┤ 3 ├*──┤

               │  └─┬─┘     └───┘     └─┬─┘   │

               │    │         *         │     │

               │    *         *        *     │

               │  ┌─┴─┐     ┌─┴─┐     ┌─┴─┐   │

               ├─Ў┤ 4 ├*───Ў┤ 5 ├*───Ў┤ 6 ├*──┤

               │  └─┬─┘     └─┬─┘     └─┬─┘   │

               │    *         *         *     │

               │    *         *         *     │

               │  ┌─┴─┐     ┌─┴─┐     ┌─┴─┐   │

               ├─Ў┤ 7 ├*───Ў┤ 8 ├*───Ў┤ 9 ├*──┤

               │  └─┬─┘     └─┬─┘     └─┬─┘   │

               │    │         │         │     │

               │    │Zopt     *       S*│     │

               │    └────Ў┬───┴───┬*────┘     │

               │         ┌┤  10   ├┐          │

               │         *└───────┘*          │

               └───*─────┼────*────┘          │

                         └────Ў───────────Ў───┘

                            Рис.1

    

 

             ЭВРИСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.

 

     "Эврика!"-это  восклицание древнего ученого  и изобретателя

Архимеда знакомо всем со школьной скамьи.  Это слово не просто

констатация факта находки,  в нашем сознании оно ассоциируется

с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и востор-

га от найденного решения задачи,  которую до этого  никому  не

удавалось решить  и  путь решения которой был тернист и долог.

"Эврика"-это  финал поиска той истины,того  знания, дорога к ко-

торому неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно

сказать, как он ее нашел.

     Прошло  более двух тысячелетий, и в  нашем лексиконе появи-

лось слово "эвристика".  В настоящее время оно  нашло  широкое

распространение. "Эвристическое мышление", "Эвристические при-

емы и методы",  "эвристическое свойство" и т.д.  Произнося эти

слова, мы не всегда задумываемся над тем,  какой смысл вклады-

Информация о работе Метод гирлянд случайностей и ассоциаций