Лекции по "Ландшафтному дизайну"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:21, курс лекций

Краткое описание

Еще каких-то пару десятков лет назад пределом мечтаний огородника были обширный огород, дающий добротный урожай овощей, склонившиеся под тяжестью плодов и ягод деревья c кустaрниками, здесь же скромная клумбочка c неизменным набором ромашек, флоксов, астр, пионов. Сегодня отношение людей и сам подход к ведению дачного, подсобного хозяйства несколько изменились. И причиной тому появившиеся в изобилии разнообразные специальные газеты, журналы, прекрасно изданные aльбомы, масса доступной литературы, интересные радио- и телепрограммы...

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по введению в специальность «ландшафтный дизайн».doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)

Не миновала мода и Россию. Начало ХУIII века отмечено не только расцветом садово-паркового искусства, вызванного широким строительством царских резиденций, дворцов именитого дворянства, но и проявлением в них аккуратно, с выдумкой, художественно подстриженных на западный манер деталей ландшафтного интерьера.

С появлением в конце ХУiII века на английский манер природного паркового  стиля мода перекинулась на естественные очертания форм растений. Топиарное  искусство снова почти на два  столетия ушло в тень.

В настоящее время интерес к формовому садоводству заметно возрастает.

 

Классические  формы фасонной стрижки для растений.

 

Классическими формами фасонной стрижки  являются шары на штамбах, кубы, параллелепипеды, пирамиды, конусы, полусферы. Их можно  увидеть чуть ли не у каждого домика во многих европейских городах.

Привлекательны спиралевидные  конусы, стрижки в виде зонтиков, для последних можно использовать даже породы, произрастающие на европейской  территории России в диком виде: сосну обыкновенную, клен полевой, иргу канадскую.

Арки, образованные двумя переплетенными верхушками деревьев, — излюбленный  прием стрижки у европейцев. Хотя подобные украшения хорошо были известны и в усадебной России, где таким  образом создавали целые крытые аллеи — так называемые огибные дороги-берсо из ветвей липы мелколистной и некоторых других пород деревьев.

Стали весьма привычны в местах с  мягким климатом фигуры из самшита, тиса, выполненные в виде гномиков, птиц, животных (зайцы, собаки, медведи, дельфины). Настоящим королевством топиарных форм является сегодня Голландия.

Достаточно редко встречается  садовая «мебель» из стриженого кустарника, пользоваться которой, естественно, невозможно, но как декоративная деталь ландшафта  она очень оригинальна.

Из эксклюзивных решений можно  отметить растения, выстриженные в форме инициалов, вензелей, которые обычно размещают перед входом в дом.

В последнее время практикуется прием стрижки, совмещенный с  прививками. На одном штамбе одновременно получают зеленые шары, конусы, иные несложные фигуры различных размеров и оттенков: от золотистого до голубоватого.

 

       Мастерство художественной стрижки в первую очередь сводится к званию биологии растений и общих приемов обрезки деревьев и кустарников.

Из формировании геометрических и  более сложных фигур прибегают в основном к технике стрижки. Но сначала молодое, отдельно растущее деревце, кустик нужно к этому подготовить. Здесь уже обращаются к технике более глубокой стрижки — обрезке. В ходе «операцию> удаляют отдельные веточки, которые повышают созданию будущей скульптуры. Обрезка скелетных веток стимулирует рост почек, расположенных ниже, и растение довольно быстро обрастает мелкими побегами, усыпанными листочками или хвоинками.

Для поддержания узнаваемого облика растения у фигурно подстриженного куста прищипывают кончики стеблей. От такой поверхностной стрижки крона, листва становится еще более плотной и густой.

Существует правило, что чем  моложе растение, тем раньше и чаще его следует подстригать. В европейских  королевских садах ХVI—ХVII веков фигуры подстригали дважды в год: в марте и сентябре. Весенняя стрижка побуждает растение к дальнейшему росту и выбрасыванию побегов, осенняя замедляет рост, что особенно важно для молодых растений.

Существует ряд вспомогательных  приемов формирования, облегчающих фигурную стрижку. Например, из проволочной сетки делается каркас требуемой формы. Каркасом накрывают кустарник. Побеги, прорастающие сквозь сетку, подрезают садовыми ножницами. Через некоторое время растение начинает принимать задуманную форму.

 

Чтобы придать кусту форму шара, в средней части его кроны выстригают «экватор», затем несколько «меридианов» и, уже ориентируясь на них, продолжают стрижку.

При создании конусовидной формы куст подстригают, смотря на него сверху вниз. При этом также намечают ножницами несколько продольных полос, которые потом соединяют друг с другом, контролируя образующуюся плоскость ровной палкой.

Чтобы получить спиралевидную форму, совсем молодое растение «наматывают» на палку. Если это уже взрослое растение, то его обматывают толстой веревкой и выстригают листву и верхушки стеблей вдоль веревки.

Технология формирования кровы  в виде фигуры птицы, животного будет  примерно следующая. Берется куст с  несколькими хорошо развитыми побегами. Из твердой проволоки делаются каркасы  для каждой части тела, которые концами надежно втыкают в землю. К каркасам подвязывается нужное количество побегов. Трижды в год растение подстригают.

 

Основными растениями, используемыми  в топиариях в мировой практике садоводства, являются вечнозеленые, медленно растущие деревца или кустарники: самшит, тис, кипарисовики, магония падуболистная, плющ, бирючина и другие. Однако ассортимент растений средней полосы России, позволяющих осуществлять фигурную стрижку, крайне скуден. Вызвано это в первую очередь неблагоприятными климатическими условиями. Можно лишь пытаться создавать относительно простые геометрические формы: шар, конус, куб, — высаживая для этого высокорослые культуры: тую, клен полевой, ели; низкорослые: ту же тую, барбарис, кизильник.

Наилучшие места для экспериментов с живой скульптурой — солнечные, защищенные от ветров, со свободным подходом со всех сторон с целью облегчения стрижки и... последующего созерцания.

Для создания красивой стриженой живой  изгороди с успехом подойдут айва японская, акация желтая, барбарисы, боярышники, дерен белый, ель, калина, кизильники, клены, липа, лиственница, магония падуболистная, можжевельник, пихта, сирень, смородина альпийская, черемуха и другие.

 

Как уже говорилось, в условиях климата Подмосковья подбор необходимых растений ограничен и само занятие художественной стрижкой — дело весьма рискованное. Однако можно попробовать приобрести необходимый навык в стрижке... однолетников. Среди них наилучшим образом себя зарекомендовала кохия, в простонародье — «веники».

В старых изданиях по цветоводству это декоративно-лиственное растение с естественной колонно-видной формой называется не иначе как кипарис летний. Указывается на его способность великолепно переносить стрижку. Крону кохии составляет тонко изрезанная, изумрудно-зеленая, плотная листва, а ее габариты могут составлять 75х100 см. Кохия исключительно хороша в одиночных посадках, бордюрах, группированная по несколько растений рядом, как в естественном, так и подстриженном виде. Иногда растеньица выращивают в горшках, что дает возможность менять оформление сада по своему усмотрению.

Дизайнер из Хакасии Василий  Антонов разработал методику работы с северным кипарисом. Вот лишь некоторые  его советы. Растения можно выращивать, прямо на грядках, в рассадочных  ящиках, для мобильных фигур и выбраковки некачественных – в горшках. Почва для неприхотливой кохии подойдет любая. Поливают ее лишь в засушливую пору, но рыхлить и подкармливать землю время от времени необходимо. К ветрам растение устойчиво. Важнее всего для кохии солнце, и тогда растение способно «вымахать» за пару месяцев почти до 2 м.

Авторские работы Антонова в области  изящного садоводства (геометрические формы, лабиринты, забавные фигуры животных) каждое лето украшают здания, улицы, парки  городов Хакассии: Черногорска и Абакана. В планах дизайнера создание в Абакане Парка топиарного искусства.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Альпинарий, или альпийская горка, — каменистый сад-горка, напоминающий горный ландшафт со скалами, россыпью камней, низкорослыми деревцами и кустарниками альпийскими травянистыми растениями подчеркивающими суровость и неповторимость местности.

Арабеска (фр. — арабский) — старинный элемент цветочного оформления, представляющий собой неширокую извилистую линию. Несколько А. могут составлять прихотливый узор. Растения, используемые для А., — это низкие или почвопокровные однолетние или многолетние растения.

Архитектура (греч. архи — главный, тектура - сооружение здание) — строительное искусство придания художественной формы пространству в целях приспособления его к человеческим потребностям

Бельведер (итал. — прекрасный вид) — беседка площадка на возвышении, оформленная как терраса или павильон, занимающая центральное место в саду, парке, откуда открывается красивый вид.

Берсо — в русских парках ХУIII века — крытая аллея, зеленый свод которой образуют ветви деревьев, привязанные к деревянному каркасу.

Беседка — легкое парковое сооружение, часто с колоннами и куполообразным завершением. Служит местом отдыха и украшает сад.

Бордюр (фр. — окаймление) узкая полоска земли с низкими декоративными растениями, устроенная вдоль дорожки, газона, клумбы.

Боскет (фр, итал. — лесок, рощица) — 1. Декоративные деревья или кустарники, посаженные плотно друг к другу в один ряд. Обычно постриженные, они образуют ровные стенки (так называемые шпалеры) по краям дорожки. 2. Замкнутые участки правильной формы, обсаженные деревьями и кустарниками, внутри которых произрастают экзотические растения.

Вертикальное озеленение — разновидность озеленения с использованием вьющихся растений — лиан. Используется как для украшения, так й для защиты зданий от пыли, шума, перегрева.

Вид - часть пейзажа, открывающая с определенного места — видовой точки, отмеченной на плане, дизайн-проекте сада.

Вилла (лат. усадьба поместье) — загородный усадебный дом с садом или парком.

 

Виста (ит. — красивый вид) -. узкая, направленная на наиболее красивое место сада перспектива, ограниченная посадками — зелеными кулисами

Газон — участок земли с искусственно созданным травянистым покровом, уход за которым заключается в регулярной стрижке, поливке и подкормке.

Гармония (греч.) — согласованностъ соразмерность, единство отдельных элементов и всей композиции сада в целом.

Грот (фр. итал. — пещера) — естественная, но чаще искусственно сооруженная неглубокая пещера с широким входом, устраиваемая в европейских парках ХVI—ХVIII веках (в России с ХVIII века) как место отдыха и уединения в жаркую погоду. Часто украшался статуями, стены выкладывались раковинами и даже зеркалами.

Дендрарий — зона ботанического сада, в котором в научных целях выращиваются разнообразные деревья и кустарники.

Дизайн (англ.) — проектирование проект, чертеж.

Диссонанс – нарушение целостности восприятия, гармонии, которое является результатом случайного или неудачного подбора отдельных элементов композиции, несоответствия их формы и содержания общему замыслу.

Доминанта – наиболее выразительный, определяющий элемент композиции, которому починены все остальные.

Каскад — естественный или искусственный водопад, в котором вода низвергается по уступам.

Клумба — садовая грядка с цветами в виде круга, овала, квадрата, прямоугольника или более сложной конфигурации.

Куртина — озелененный участок произвольной формы, ограниченный со всех сторон дорожками, водоемами, строениями и т. п., четко определяющими его границы. Внутри участка посажены небольшими группами декоративные деревья, кустарники, обычно одной породы.

Ландшафт (нем. — местность, страна; слав. — земельный участок, поляна) — одно из значений: общий вид какой-либо местности, пейзаж.

Ландшафтная архитектура — см. садово-парковое искусство.

Ландшафтный дизайн — творческая деятельность человека, направленная на проектирование окружающей среды с использованием природных элементов: рельефа почвы, воды, растительности, камня и т. д.

Миксбордер — сложный цветник непрерывного цветения создаваемый из большого числа разнообразных (смешанных) цветочных растений последовательно зацветающих с мая по октябрь.

Миловид — в русских усадьбах ХVIII —ХIХ веков открывается беседка или площадка, от которой открывается красивый вид.

Огород (лат. парикус — огораживать) — одно из названий сада при русской усадьбы           ХV – ХVII веков, где нередко помимо основных культурно-плодовых деревьев и кустарников выращивались также овощи и цветы.

Павилъон — небольшая отдельно стоящая постройка удачно вписывающаяся в окружающую природу парка, сада. При строительстве П. за образец нередко брали архитектуру экзотических стран.

Парк (лат. — отгороженное место) — участок земли для прогулок отдыха игр с естественной или посаженной растительностью, аллеями , водоемами и т.д.

Партер (фр.) — открытая, хорошо обозреваемая часть сада, парка с газонами, цветниками, бордюрами, водоемами, кустарниковыми группами, часто украшенная скульптурами, фонтанами. В регулярном парке — участки правильной формы, в пейзаж- ном — лужайки.

Патио (исп.) — 1. Внутренний мощеный двор дома. 2. Уголок для отдыха.

Пейзажный парк (он же английский, свободный, неформальный, ландшафтный) — тип парка, характеризующийся живописным, асимметрическим расположением объектов наподобие естественного ландшафта с лужайками, извилистыми тропинками, речками, озерами, органически вписывающийся в окружающий пейзаж.

Пергола (ит.) — легкая арочная конструкция, увитая зеленью, устраиваемая над дорожкой, парадной дверью, образующая крытый проход, место, где можно укрыться от зноя.

Перистиль (греч.) — сад прямоугольной формы (двор, площадь) в античности, окруженный с четырех сторон крытой колоннадой.

Информация о работе Лекции по "Ландшафтному дизайну"