Лекции по "Ландшафтному дизайну"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:21, курс лекций

Краткое описание

Еще каких-то пару десятков лет назад пределом мечтаний огородника были обширный огород, дающий добротный урожай овощей, склонившиеся под тяжестью плодов и ягод деревья c кустaрниками, здесь же скромная клумбочка c неизменным набором ромашек, флоксов, астр, пионов. Сегодня отношение людей и сам подход к ведению дачного, подсобного хозяйства несколько изменились. И причиной тому появившиеся в изобилии разнообразные специальные газеты, журналы, прекрасно изданные aльбомы, масса доступной литературы, интересные радио- и телепрограммы...

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по введению в специальность «ландшафтный дизайн».doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)

Мховый сад. До недавнего времени подобные сады существовали только в Японии. Сейчас интерес к ним проявляется во многих регионах мира, в том числе и в России. Главное достоинство мхов - это их способность образовывать сплошные подушкообразные покровы на затененных, достаточно увлажненных участках и довольствоваться минимально тонким слоем грунта. Весь ассортимент растений берется из естественных мест их обитания, широко распространенных и на территории нашей страны.

Папоротниковый сад. Чарующие своей изысканной формой растения просто незаменимы в тенистых уголках, близ водоемов, у гротов, фонтанов любого сада. В моду стали входить сады, полностью засаженные десятками видов папоротников: от миниатюрных, высотой 10-20 см, до размеров в рост человека и выше.

Декоративный сад-огород - особая страничка в ландшафтном искусстве. Овощи, пряные травы, ягодные кустарники разводятся не только с целью получения урожая, но и для украшения всей территории сада. В таком тщательно ухоженном огороде основное место занимают декоративные овощи и травы: фасоль, мангольд, свекла, салат-латук, сельдерей, капуста, шалфей, майоран, перец, мелкоплодные томаты и другие. Даже самые обычные морковь, кабачок, лук, удачно спланированные на огороде, смотрятся очень привлекательно.

Грядки в саду-огороде обычно имеют правильную геометрическую форму; образованная ими композиция может быть обрамлена низкой живой изгородью. Тропинки между грядками, как правило, бывают вымощены плитками, засыпаны гравием, песком, кирпичной крошкой... Арки, которые иногда сооружают вдоль тропинок, обвивают цветущими побегами фасоли, девичьего винограда, ветвями плетистых роз и других вьющихся растений. Классическим образцом садов-огородов является самый знаменитый огород во Франции - сад Вилландри (Вийандри).

Сад пряно-ароматических  трав. Этот сад приближается к аптекарскому саду и саду-огороду. Провести между ними грань невозможно из-за целого ряда схожих свойств. Сад пряно-ароматических трав планируется также в регулярном, геометрическом стиле, с дорожками, бордюрами, стриженым кустарником и т. д. Типичный набор растений - мелисса, иссоп, шалфей, лук-резанец, кровохлебка, петрушка, кервель, базилик и другие.

 

Экологические сады

 

Песчаные сады, или арерарии, устраивают в районах с сухим, безветренным, затяжным летним периодом. Часто - как имитацию ландшафта засушливых мест, с характерной скудной растительностью, в саду средней полосы. Пятна из уплотненного песка перемежаются с небольшими группами суккулентных (засухоустойчивых) растений: синеголовника, гипсофилы, тмина, гвоздики-травянки, сушеницы и других. Чуть извивается песчаное русло «пересохшего» ручья. Иногда русло ручья выстлано галечником. По берегам - куртинки иных растений-многолетников: злаков, дрока красильного, бузины красной. Иногда высятся полузанесенные песком валуны или россыпи камней. Дорожки выложены из осколков плиточного известняка.

Каменистый сад, или рокарий, - один из интереснейших видов оформления территории сада. Он позволяет окультурить склоны, откосы, террасы, лестницы, т. е. участки, непригодные для иных приемов декорирования местности. Причем это могут быть совсем маленькие участки и пространства значительной протяженности.

В садово-парковом искусстве сложились  два вида планировки рокариев: естественный, максимально приближенный к природным  формам, и геометрический - на террасах и вдоль лестниц. Кроме того, очень популярны мотивы использования элементов

сада-рокария на развалинах старых построек и у каменных подпорных стен. В любом варианте уголки цветущего сада, соединенные с группами камней, крупными скалами, лужайками, водопадами, ручьями, в целом напоминают горный пейзаж.

Растения в таких садах высаживают между камнями. Обычно они невысокие, часто образующие подушки или небольшие ковровые «заплаты», не закрывающие выветренную поверхность камней. Лишь на больших площадях можно встретить более высокие растения - солитеры. В зависимости от ориентации по сторонам света меняется и подбор растений: от светолюбивых, засухоустойчивых до теневыносливых, относительно влаголюбивых.

Необходимо добавить, что первые каменистые сады появились более тысячи лет назад в Японии. В Европе они стали сооружаться в XV-XVI веках.

 

 

 

Экзотические  сады

 

Садик на крыше. Плотное жилое строительство в больших городах, ведущее к сокращению свободных открытых территорий, обратило внимание архитекторов на возможность использования под садовые участки плоских поверхностей крыши. Эта возможность и была вскоре реализована.

Во вновь сооружаемых зданиях, на крышах которых проектируются сады, заранее просчитываются дополнительные нагрузки. Усиливаются основные несущие конструкции, задается определенный угол наклона поверхности, на которую будет насыпана земля, определяются степень гидроизоляции, система полива, быстрого стока излишней дождевой воды и т. д. По всему периметру крыши возводится надежное ограждение высотой не менее 60 см. Это делает садик безопасным при передвижении по нему, предохраняет растения от постоянных ветров и быстрого высыхания почвы, а зимой защищает землю от промерзания. Плодородный почвенный слой на крыше достигает толщины 30-40 см. Слабое место крышных садов - открытость всем ветрам, незащищенность от палящего солнца, сильных морозов.

Из растений, которые можно посадить на крыше, следует назвать красивоцветущие  летники, клубневые и луковичные культуры, листопадные древесные и кустарниковые растения и даже некоторые виды хвойных.

Плоскость сада иногда делится на части красиво и аккуратно выложенными дорожками из природного материала, керамики, бетона, деревянных кругляшей. Предусмотрены и места отдыха с навесами, обвитые зеленью, оформленные по всем правилам садового искусства.

 

Мобильные садики. Особенность мобильного садика следующая - каждый из его обитателей растет в отдельной емкости: плошке, миске, вазе, корытце, ящике, горшке, - заполненной почвенной смесью.

В результате любое растение может  быть передвинуто, скомпоновано с другими, переставлено с места на место, что дает возможность добиваться наилучшего эстетического восприятия мини-садика.

Переносные посадки просто незаменимы на открытых мощеных площадках во дворах, перед домом, на верандах, небольших ровных крышах частных домов и гаражей, поскольку создают уютную, приятную обстановку. Ассортимент растений самый разнообразный, в первую очередь это классические пеларгония, петуния, клубневая бегония, фуксия, настурция. Из деревьев и кустарников подходят только низкорослые, с компактной корневой системой: вереск, эрика, айва японская, кизильники, розы и другие.

Трудности с такими садиками возникают  в зимний период. Необходимо иметь достаточную свободную площадь закрытых помещений с плюсовой температурой (на несколько градусов), куда можно было бы заносить растения: теплицу, веранду, холл, светлый лестничный пролет, полуподвал и т. п.

 

Японские сады

 

Японские сады - уникальное явление  в искусстве преобразования окружающей человека среды. Связано это со свойственным японцам преклонением перед красотой родных мест. Поклоняясь горным вершинам, живописным скалам, причудливым россыпям камней, могучим старым деревьям, водоемам, водопадам, они считали их не иначе как божественным творением. Более того, бытовало суждение, что наиболее красивые места в окружающем ландшафте есть не что иное, как жилище для духов и богов.

История первых японских садов уходит к VI-VII векам. В основном они повторяли пейзаж морского побережья и выглядели как маленькие озерца с разбросанными по ним островками, скалами. Строго продуманная композиция садов и садиков как бы превращала их ограниченные пространства в миниатюрную модель Вселенной. Счастливый созерцатель сада буквально переносился в иной мир - мир красоты, чистоты, спокойствия, безмолвия, настраивался на философский лад. Подобные сады организовывались при храмах, монастырях, замках, резиденциях аристократии, императоров. К Х веку создание садов, которым занимались специалисты высокой культуры, передававшие свои знания из поколения в поколение, превратилось в подлинное искусство.

Современная трактовка японского  сада сводится к воспроизведению  в миниатюре гористой местности: с небольшим водоемом; островком, выступающим из водной глади; мостиком, перекинутым к нему; ручейками, питающими пруд и вытекающими из него; извилистыми цепочками камней, ведущими через журчащий ручей...

Из растений, что растут почти  в каждом японском саду: сосна, клены, камелии, дуб, азалии, - обязательны хризантемы и орхидеи.

Создатели садов планируют их таким  образом, чтобы человек непременно замедлил шаг, смог любоваться постоянно меняющимся пейзажем, каждый элемент которого имеет определенный смысл.

Картина японских садов будет неполной, если не показать их многообразие. Неотъемлемой частью быта японцев является чаепитие. Церемония проходит в специальных «чайных садах». Эти сады - прекрасный образец ландшафтного стиля. Наибольшее распространение они получили в XVI-XIX веках. «Чайный сад» разбивался вокруг чайного домика - скромной, крытой тростником постройки, убранной внутри соломенными циновками. Проходя через сад с особым типом дорожек, особым пейзажем вокруг, специальными каменными колодцами для омовения, человек настраивался на определенный лад и подходил к домику хозяина в приподнятом настроении. Единственным украшением комнаты была токонома - ниша, в которой обычно находилась картина или древний сосуд с красиво составленным букетом. Центром внимания гостей становилась также изящная фарфоровая чашка с чаем, которая передавалась по кругу. Суть чайной церемонии состояла в том, чтобы отвлечься от суеты жизни, поразмышлять над смыслом бытия или просто отдохнуть в полном покое.

Карликовые, или миниатюрные, сады своему появлению обязаны «бонсай» - искусству выращивания маленьких деревьев. Старая сосна, «воспроизведенная» этим способом, кроме причудливой формы, отличается низким ростом (50-80 см). Способом «бонсай» японцы выращивают разные растения. При этом они добиваются, чтобы карликовые плодовые деревья (апельсиновое, сливовое, вишневое и другие) покрывались цветами, а затем плодами.

Из таких деревьев и растений японцы создают миниатюрные садики площадью             10-80 м2, в зависимости от желания или возможностей хозяина. Кроме растений в таких садиках размещают маленькие скалы, причудливые камни, устраивают в том же масштабе каскады, ручейки с мостиками и т. п. Вместо дорожек, для которых не хватает места, раскладывают плоские камни, чтобы, шагая по ним, можно было пересечь территорию садика в нескольких направлениях.

Традиционной принадлежностью  японского жилища являются устраиваемые в ящиках или широких плошках размером с письменный стол так называемые игрушечные, крохотные сады. Они как бы перекликаются с видом сада, открывающимся за окном. В игрушечном садике растут самые настоящие деревца высотой 7-8 см. Иногда их заменяют куртинки мха, здесь же и пятнышки воды, одиночные камешки-скалы, галька-гора, фарфоровые мосты, строения... Каждый хозяин творит на его маленькой территории свой любимый пейзаж - морской, гористый, равнинный.

Сады воды. Вода в сознании японцев олицетворяла незамутненный разум, постигающий и отображающий Вселенную и прежде всего Небо. Поэтому при буддистских храмах очень часто устраивали пруды. Существовал особый ритуал заселения их рыбой. Карп в садовых водоемах и сегодня считается воплощением силы, упорства и мужества.

Посреди прудов строились островки, также имевшие символическое значение. Это мог быть остров Черепахи (это животное на Востоке означает долголетие, мудрость), Журавля (возносит к высотам мудрости и просветления), Рая. К первым двум перекидывались мостики. Попасть на Райский остров было почти невозможно ввиду трудности его достижения.

Воды прудов украшали белоснежные  лотосы, корнями уходившие в придонный  ил (символ греховности человеческого  бытия). Цветки же олицетворяли чистоту и добродетель.

Стремление японцев к предельному  символизму и лаконичности привело  к созданию сухих садов, сухого потока камней или просто садов камней. Вода и даже порой растения обозначались в них песком, галькой, камнем. Сухие сады служили исключительно лишь для созерцания и медитации. Входить в него из посторонних никто, кроме садовника, не смел. Монахи устраивались на некотором возвышении над садом и «читали» текст, «написанный» создателем сада с помощью камня, гальки и песка. Главное в саду «сухих гор и воды» - идея неизменности, идея вечности Вселенной.

Сухой философский сад в Киото, созданный 600 лет назад, представляет собой прямоугольную площадку размером 14х31 м. Вся она покрыта белым гравием (цвет воды), «причесанным» специальными граблями. Гребни на гравии имитируют рябь на воде.

По всему участку размещено  пять групп камней, обсаженных по периметру  мхом. Всего камней 15, символизирующих  непознанность Вселенной. С любой точки открытой веранды видно лишь 14. Один всегда выпадает из поля зрения.

Расположение камней здесь демонстрирует  правила, написанные в японских трактатах о садах. Предпочтение отдавалось пяти группам камней (символ пяти первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл, вода). Воображаемая линия между двумя из них не равна другим. Эти линии не могут быть параллельны. В композиции сада не должно быть объектов равного размера.

Самый примечательный из себе подобных мховый сад в храме Сайходзи существует с середины XIV столетия. В глубокой тени сосен и кленов веками расстилается пушистый ковер из мхов многих разновидностей (около 50 видов). Одновременно они покрывают камни, пни, стволы деревьев, выделяясь разноцветными пятнами необыкновенных растений. В Сайкодзи мох является главным действующим лицом.

Информация о работе Лекции по "Ландшафтному дизайну"