Композиция в ландшафном проектировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:16, реферат

Краткое описание

«Цвета действуют на душу, они могут вызвать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют», — писал в XVII веке великий мыслитель Гете в своем трактате «Учение о цвете».
Цвет воспринимается человеком не одним зрением, а с участием всех органов чувств (слух, вкус, осязание, обоняние).

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ЛА Комп..docx

— 28.76 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. КИРОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

 

Дисциплина  « Ландшафтно - архитектурная композиция»

 

 

 

 

 

Реферат

Цвет в ландшафтной архитектуре

Цветовосприятие

Символика цвета в разных религиях

 

 

 

Выполнила :

Сизова И.Р.

 ФЛА 3к- 2 гр.

№ ст.б. 711075

Проверила:

Куприянова А.Г.

 

Санкт- Петербург 2012

 

Цвет и свет: характеристика и восприятие в ландшафте.

Восприятие цвета в ландшафте 
«Цвета действуют на  душу, они могут вызвать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют», — писал в  XVII  веке великий мыслитель Гете в  своем трактате «Учение о цвете». 
Цвет воспринимается человеком не одним зрением, а с участием всех органов чувств (слух, вкус, осязание, обоняние). Цвет способен создать впечатление легкости или тяжести предмета, тепла или холода, вызвать у  человека радость или грусть. 
Цвета в сочетании друг с другом могут усилить или, наоборот, подавить друг друга, выглядеть более легкими или более тяжелыми, радовать и вдохновлять. 
 
Восприятие света в ландшафте, цвет и цветовой круг 
Цвет — это элемент света. Опытным путем И. Ньютон установил, что белый свет, пройдя через призму, распадается на световой спектр, содержащий все цвета радуги. Добавив к  этим цветам пурпурный, Ньютон объединил их в цветовой круг, благодаря которому можно составлять гармоничные колористические сочетания, которые используются в  разных областях искусства, в том числе и в ландшафтном дизайне. 
В основе цветового круга Ньютона, включающего все цвета спектра, находятся шесть цветов: три основных — красный, синий и желтый, и три промежуточных  — фиолетовый, зеленый и  оранжевый. Смешение цветов, расположенных друг напротив друга, дает нам нейтральный серый. Согласно законам световосприятия, если при смешении цветов получается серый цвет, то их сочетания являются наиболее гармоничными. Путем смешения основных цветов получаем промежуточные, или как их еще называют — дополнительные. Так, основному желтому соответствует дополнительный фиолетовый, основному синему  — дополнительный оранжевый, а основному красному — зеленый. Вы не ошибетесь, если захотите составить цветники, основанные на  контрасте по этой схеме. Нюансные колористические сочетания строятся на оттенках одного цвета, а  также умелого сочетания спектральных тонов и их оттенков. 
Цвета спектра разделяют на теплые и холодные. К  теплым относятся красный, оранжевый, желтый, а  к  холодным — синий, голубой, фиолетовый. Зеленый находится в середине спектра и является цветом физического равновесия.

 
Воздействие цвета на человека 
Цвет оказывает воздействие на  общее эмоциональное состояние человека. Эмоциональная реакция на цвет обусловлена, в том числе, и определенными ассоциациями, а вместе с ними и символикой цвета. На основе обобщения ряда научных наблюдений было установлено, что цвет воздействует на  человека и  физически. Это определяется как подсознательным влиянием цвета на психику, так и обусловленными жизненным опытом условными рефлексами и  ассоциативным мышлением. 
Визуальное восприятие отдельных цветов в ландшафте вызывает реакцию достаточно устойчивого типа воздействия. 
 
Значение цветов в психологии: 
Красный физиологически активный, согревающий, возбуждающий. Активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Эмоциональное воздействие  — наиболее действенный, активный, трудно подавляемый другими. Символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздник.  
Оранжевый тонизирует, действует так же как красный, но  слабее. Теплый, полный жизни, вызывает радость. Символика: солнце, власть, тепло, радость, тщеславие. 
Желтый — физиологически оптимальный, наименее утомляемый, способствует созданию радостного настроения. Стимулирует зрение и нервную систему. Цвет солнца, веселья, легкости, тепла. Символика: жизнь, радость, роскошь. 
Зеленый — физиологически оптимальный, самый привычный для органа зрения. Уменьшает кровяное давление, успокаивает и  облегчает невралгии. Связующий, успокаивающий, мирный. Символика: надежда, мир, покой, плодородие. 
Голубой  — успокаивающий. Снижает мускульное напряжение и кровяное давление, стабилизирует пульс и замедляет ритм дыхания. Действует как ясный, чистый, оживленный. Символика: верность, доверие, небо. 
Синий действует уже угнетающе. Способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный. Символика: бесконечность, даль, тоска. 
Фиолетовый — соединяет эффект красного и синего, торжественно роскошный, служит для связи других красок, в целом действует успокаивающе, но  если им занять очень большие поверхности, он может оказывать негативное воздействие. Символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба. 
При всем этом цвета нельзя использовать в одинаковых количествах, они не должны занимать равные площади. 
 
Садовая цветотерапия 
Физиологическое или терапевтическое воздействие цветов — цветотерапия — способствует восстановлению эмоционального состояния и действует успокаивающе на нервную систему. Используя в саду такие растения как ива белая, лох узколистный, ель колючая, незабудки, лобелия, василек, мускари, сцилла, можно устроить фрагмент голубого сада, сада релаксации. А радостное настроение, полное жизни и позитива, достигается использованием желтого цвета: мать-мачеха, форзиция, настурция, тагетис и др. 
Впечатление, которое вы захотите создать, будет зависеть от варьирующихся сезонных тонов и оттенков и путей их объединения в единой композиции. 
Все цвета разделяются на  хроматические и  ахроматические. Хроматические — это цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ахроматические  — белый, черный и все оттенки серого. Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в  растительных композициях. Черный, напротив, уменьшает объемность и  усиливает действие теплых тонов  — желтого и красного. Следует помнить, что цвет неразрывен с  формой и  фактурой растения. Цвет фона, в некоторых случаях особенный, в цветниках призван объединять разные тона и оттенки. Также он при любом освещении привлекает большое внимание. По  желанию, можно создать монохромный сад, где главным будет какой-то определенный цвет, например, белый. Можно добиться потрясающего эффекта, используя цветы с белыми цветками, — такие как вербена, вероника, горечавка, колокольчик карпатский, лобелия, немезия, герань. Особенно красив белый цвет в темных уголках сада. 
По большому счету, только личный вкус определяет утонченность или заурядность композиций, так как при работе с  цветом необходимо учитывать огромное количество факторов: освещение, соотношение тонов, их оттенки, сезонность, влияние воздушной перспективы. 
Воздушная перспектива отражает изменение цвета. Голубоватая дымка, накладываясь на естественные краски объектов, изменяет существующие цвета. Так, предметы синей гаммы будут сгущаться, красный получит синеватый оттенок, зеленый  — бурый, желтый  — зеленоватый. В наименьшей степени подвергаются воздействию воздушной перспективы желтый, оранжевый и  белые тона. Зрительно предметы, окрашенные в  эти тона, будут казаться ближе.

Зеленый цвет в световом спектре является переходным между теплым и  холодным, активным и  пассивным. Он может быть теплым, если имеет оттенки желтого цвета, и принадлежать к группе выступающих цветов и  к  холодным при синих оттенках цвета, относясь к  группе отступающих цветов. В цветочном оформлении зеленый цвет играет важную роль как фон для цветочных растений  — вертикальный в виде деревьев и кустарников, и горизонтальный — в виде газона. Колоритные нюансы декоративно- травянистых растений зеленого цвета способствуют созданию композиций большой художественной выразительности.

Зеленый — физиологически оптимальный, самый привычный для органа зрения. Уменьшает кровяное давление, успокаивает и  облегчает невралгии. Связующий, успокаивающий, мирный. Символика: надежда, мир, покой, плодородие. Прогулка среди зеленых растений - самая лучшая цветотерапия.

 
Цветники и композиции 
Решающее значение имеет работа с цветом при составлении цветников. В  цветниках, построенных на  контрасте, становится более заметной форма цветка или соцветия, фактура лепестков, а это делает цветы еще более привлекательными.

Важнейшим условием создания красочных, гармоничных ландшафтных решений является соблюдение пропорций цвета каждого компонента в общей композиции. Это позволяет усилить и  выявить нужный, доминирующий цвет, составляющий основу композиции, ослабить или растушевать нежелательные яркие краски. Особую роль для восприятия цвета в  композиции играет ее оптимальная удаленность от глаза. 
Растения с  насыщенной цветовой поверхностью, ярко окрашенными цветками, хорошо воспринимаются на  значительном расстоянии, а  ряд растений с  мелкими цветками нежной нюансной окраски, на  большом расстоянии четко не просматриваются и теряют свою декоративность. Одним из основных положений формирования гармоничных как по цвету, так и по конфигурации композиций является грамотное размещение компонентов по  отношению друг к  другу и  к  общему художественному замыслу. 
Для этого следует учитывать такие факторы, как высота растений, архитектоника кроны, характер поверхности растений, насыщенность цветом и  другие характерные для вида или сорта индивидуальные особенности. Следует избегать применения чрезмерно большого количества видов, разновидностей, форм и сортов, особенно на  участках при небольшой площади. Это может разрушить гармоничное равновесие, создавая эффект пестрого многоцветия, упрощая и  ослабевая декоративные качества растений, как отдельных компонентов композиций, так и  всей композиции в  целом.  
 
Цвет и освещение.

Цвет в ландшафте и солнечное освещение тесно взаимосвязаны. Изменение освещения в течение дня влияет на свойства цвета, эффект сочетания отдельных тонов, а также на восприятие пространства.

В частности, красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается, при сумеречном — служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность, и она кажется более обширной. Давно замечено, что белый и желтый распространяются на более темные цвета, расположенные рядом, зрительно уменьшая их размеры, а голубой — при дневном освещении удаляет предмет (поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков). При сумеречном цвете темно-синий, фиолетовый и черный цвета уменьшают объект. Зеленый цвет самый спокойный, однако не следует забывать, что в больших пространствах зеленого цвета человек также себя чувствует некомфортно, постоянно пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент другого цвета. В данном случае внесение цветового пятна, эффекта светотени может оживить однообразный зеленый тон и структуру пейзажа.

ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА

 

Наиболее существенное отличие "языческого" периода цветовой символики от

"христианского" заключается, прежде всего, в том, что свет  и цвет

окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а

становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но

сам он не сводится к свету. Свет, особенно, видимый, только одна из ипостасей

Бога. Жесткой связи между определенным цветом и мистическими силами, как это наблюдается ранее,практически, уже нет.

 Божественную сущность  необходимо постигать внутренним, трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью.

Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и

духовности. Ангелы на небесах - в белых одеждах, как и святые, претерпевшие

за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и

непорочность.

Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные отрезки

средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то

положительные, то отрицательные значения. Так, в раннем Христианстве

превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого

духа, божественного откровения, просветления и т.д. Но позднее, желтый

приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается этому цвету и в

наши дни. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости и т.д.

Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение

людей, а, следовательно, - и его любовь к людям.

Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным

цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но

более темных оттенков, с преобладанием синего). В настоящее время, когда

королевские особы больше не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах,

сохранился обычай "пурпурного траура" в западноевропейских королевских домах.

Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов

и философ Н. Кузанский называл фиолетовый "гармонией противоречий". Знаком

кардинальского достоинства считался фиолетовый камень аметист. Синий

(голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал

на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.

В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше "земным",

означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском

искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства,

искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета,

что, возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке

завистливости и жадности человека).

Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха

(красный в определенных  ситуациях также символизировал  грех - неправедную

кровь), дьявола и ада, а также - смерти. В значениях черного, как и у

первобытных народов, сохранился и даже развился аспект "ритуальной смерти",

смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.

Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл,

особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали

нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.

    

 ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА  ИСЛАМА

 

В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня

развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния

как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама

много оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д.

способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных

средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых

символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.

В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами

блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с

Богом.

Белый выражает чистоту и духовность., богатство, торжество и т.д.

Считался лечебным цветом (Омар Хайям).

Почитаемым и "священным" считался зеленый цвет (зеленое знамя пророка).

Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета

означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. Драгоценные

Информация о работе Композиция в ландшафном проектировании