История и перспективы развития Харьковского Аэроузла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:13, реферат

Краткое описание

Цели публикации:
– оценка истории и перспектив развития Харьковского аэроузла в контексте исторического пути и перспектив развития города и региона4
– восстановление истории создания и описание памятника архитектуры – существующего здания Харьковского аэровокзала – в связи с разворачиванием его реконструкции.

Вложенные файлы: 1 файл

История и перспективы развития Харьковского аэроузла.docx

— 2.64 Мб (Скачать файл)

 

2.

Сегодня обсуждение перспектив развития авиационного сообщения в трансграничном  регионе, центром которого является Харьков, происходит в качественно новых условиях и в совершенно иной, трезво-прагматической тональности. Ключевой задачей сбалансированного пространственного развития становится подготовка инфраструктурного обеспечения качественных коммуникаций между деловыми партнерами  с минимизацией транспортных и сопутствующих издержек, сокращением операционного цикла переговорного процесса при заключении международных контрактов и последующий рост объемов встречных грузопотоков путем сокращения временных расстояний между отправителями и получателями.

Логика развития трехстороннего диалога  между Россией, Украиной и Европейским  Союзом указывает на необходимость  выработки новых принципов стратегического  партнерства.  В основе такого партнерства лежат экономические интересы сторон, которые  должны обеспечить более высокий уровень экономической интеграции, взаимодополняемость хозяйственных комплексов, рост конкурентоспособности приграничных регионов.

Эволюция Европейского Союза обязана  служить укреплению единства континента и быть направлена на развитие широкого сотрудничества в Европе. Нельзя допустить, чтобы в европейской политике вновь возобладали блоковые подходы  времен «холодной войны», а на старом континенте появились новые разделительные линии.

Пространственная связность Европейского континента будет в перспективе  определяться согласованностью отраслевых и инфраструктурных политик стран, взаимодополняемостью региональных экономик  и созданием общеевропейской системы транспортных коридоров.

Формирование коммуникационной сети без ограничительных барьеров, в  качестве которых до настоящего времени  выступают государственные границы, является приоритетом не столько межгосударственных отношений, сколько инициативной работой регионального звена.

Значение российско-украинской границы будет постоянно возрастать, а ее инфраструктурная обеспеченность в значительной степени определять стабильность и безопасность всей системы европейских границ.

Приграничное сотрудничество на внешних  границах ЕС является ключевым приоритетом  для Европейской политики соседства  и Стратегического партнерства  ЕС с Россией. Оно приобретает особую важность в связи с новым программным форматом – «Восточное партнерство». 

Расширение  межрегионального и приграничного  сотрудничества (в новейшей европейской практике объединено единым термином «территориальное сотрудничество») возможно при условии постоянного совершенствования общегосударственной и региональной нормативно-правовой базы соседей, создания новых инструментов сотрудничества на региональном и локальном уровнях.

Российско-украинская граница постепенно становится основным звеном в системе европейских  границ, поскольку отражает две различные  геополитические модели в отношении Европейского Союза – партнерскую, на которую ориентируется Россия, и ассимиляционной интеграции – стратегическое направление для Украины.

Учитывая общее стремление обеих  стран к укреплению стабильности и процветанию, следует максимально продуктивно использовать потенциал приграничных территорий для создания нового инвестиционного имиджа и привлекательной предпринимательской среды на основе согласованных действий по обе стороны границы. В условиях повсеместного кризиса отсутствие совместных проектов отбросит приграничные территории на депрессивный уровень середины 90-х годов и, возможно, на ближайшую перспективу законсервирует их периферийность и отсталость.

Еврорегионы в российско-белорусско-украинском приграничье рассматриваются как территориальные институты долгосрочного партнерства, наделенные новыми компетенциями сотрудничества и обладающие возможностью концентрировать различные ресурсы на наиболее важных задачах структурной модернизации приграничных регионов. Этот новый подход направлен на создание добавленной стоимости (ценности) территорий, непосредственно прилегающих к государственной границе.

Украина проводит более активную политику в отношении создания необходимых  правовых условий развития приграничного  сотрудничества, чем Россия. Государственная  Дума Российской Федерации на сегодня  еще не приняла закон «О приграничном сотрудничестве в РФ». Почему в Украине эти процессы идут быстрее? Это объясняется, с одной стороны, желанием Украины включиться в европейский интеграционный процесс и активизировать приграничные связи со странами-новыми членами ЕС. Закон Украины «О трансграничном сотрудничестве» N1861-IV от 24.06.2004 конкретизировал Европейскую рамочную конвенцию о трансграничном сотрудничестве  территориальных сообществ и властей, что позволяет реализовывать сотрудничество на основе программно-проектного принципа, привлекая одновременно финансовые средства государственного и местных бюджетов, а также средства структурных фондов операционных программ Сообщества INTERREG  и ENPI. В этом законе вводится понятие «еврорегион», что позволяет на равных вести диалог с партнерами из Европы. Вслед за этим принятие 3 протокола даст возможность создавать унифицированные институты территориального сотрудничества EGTC (в отличие от пестрой организационной палитры уже существующих еврорегионов).

С другой стороны, учитывая экономический  вес восточного приграничья (более 40% промышленного производства), руководство  Украины, особенно, региональное и районное звено стремятся создавать благоприятные  условия для развития связей со смежными территориями Российской Федерации на основе взаимодополняемости хозяйственных комплексов.

Совет руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации  и Украины был создан в 1994 году как инструмент адаптации местных  властей и хозяйствующих субъектов  к возникшей барьерности новых государственных границ. Исполнительный комитет Совета инициирует и постоянно внедряет на системном уровне интегрированный подход к формированию консолидированного приграничного пространства путем подготовки и реализации крупных межрегиональных программ и создания сплошной сети компактных еврорегионов вдоль российско-украинской границы. На сегодня их официально три – «Днепр», «Ярославна» и «Слобожанщина». Формируется еще один - «Донбасс», на границе Ростовской и Луганской областей.

После подписания 7 ноября 2003 года соглашения о создании Еврорегиона Слобожанщина между Харьковской и Белгородской областями начался процесс перехода от декларативного, имитационного сотрудничества на программно-проектный принцип расширения трансграничного взаимодействия.

В условиях социально-экономического угасания приграничных территорий создание инновационной модели на основе поляризованного («сфокусированного») развития отражает новый взгляд на роль и возможности приграничного сотрудничества.

Включение контактных зон в процессы формирования  связных экономических  пространств посредством выделения  дополнительных перспективных инвестиционных площадок, выполняющих функции коммуникационных узлов, позволяет ускорить модернизацию территорий, создать опорный каркас для структурных сдвигов в регионе.

Международный аэропорт «Белгород-Харьков» является базовой  составляющей комплексного трансграничного  территориального проекта - Еврорегион «Слобожанщина» на стыке Харьковской области Украины и Белгородской  области (Российская Федерация).

Создание Еврорегиона “Слобожанщина” на принципах европейской региональной интеграции имеет цель долгосрочного и сбалансированного эколого-экономического развития приграничных территорий в пределах смежных районов Харьковской и Белгородской областей, основными задачами которого являются:

  • Согласованное региональное территориальное планирование и повышение уровня конкурентоспособности местных экономик;
  • привлечение внутренних и внешних инвестиций;
  • увеличение экспортного потенциала приграничной территории за счет взаимодополняемости со смежной;
  • создание новых рабочих мест, особенно в секторе услуг и агробизнеса;
  • улучшение трансграничной кооперации малого и среднего бизнеса;
  • сотрудничество между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими  учреждениями, создание трансграничных учебно-образовательных сетей и кластеров;
  • развитие транспортной инфраструктуры и привязанных к ней отраслей высоких технологий (создание технополисов);
  • повышение экономической активности депрессивных приграничных районов;
  • развитие экологического  и сельского туризма;

В инновационной  модели Еврорегиона «Слобожанщина» это обеспечивается за счет создания приграничных специализированных комплексов:

выставочного 

приграничный  выставочный комплекс «Экспоцентр «Слобожанщина»;

сопутствующая офисная  и гостиничная инфраструктура;

индустриального

специализированные  индустриальные парки, проектируемые  на кластерной основе;

экспортно-транспортного

международный аэропорт «Белгород-Харьков»;

железнодорожный контейнерный терминал;

логистическая инфраструктура, обслуживающая аэропорт и терминал (проект IDCT -2013).


 

Существующие  аэропорты Харьковской и Белгородской областей не отвечают в полной мере требованиям, предъявляемым к современным  аэропортам, которые претендуют на статус международных аэропортов по целому ряду признаков. 

Расположение  взлетно-посадочных полос в черте  города связано с нарушением безопасности полетов, так как взлет и посадка  выполняются на малой высоте над  густонаселенными районами городов. Устарела вся инфраструктура, существуют значительные ограничения по типам воздушных судов, нагрузке, по погодным условиям и т.д. Этими и многими другими факторами вызвана их малая загруженность.

Логический путь решения вопроса строительства  и эксплуатации новейшего международного аэропорта - объединение усилий Харьковского и Белгородского регионов.

Предполагаемое  расположение нового международного аэропорта-хаба вблизи границы Украины и России рядом с Экспоцентром «Слобожанщина», железнодорожной и автомобильной магистралями привлечет дополнительный приток пассажиров и грузов из стран Европы, Ближнего и Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, стран СНГ, а также позволит странам указанных регионов интенсивнее осваивать рынок расположенных вокруг и вблизи аэропорта областей, таких как Белгородская, Воронежская, Курская, Харьковская, Полтавская, Сумская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская.

Успешность вложений в транспортные объекты определяется, в первую очередь, формируемой вокруг объекта логистической средой и инфраструктурой.

В результате анализа  существующей международной практики, собственных научных исследований и проектных предложений местных экспертов был сформулирован перечень якорных объектов:

  1. Международный аэропорт «Белгород-Харьков», выполняющий функцию хаба, притягивает и распределяет пассажиропотоки и грузопотоки между Украиной, Россией, странами ЕС и Азией;
  2. Железнодорожный контейнерный терминал - привлекает грузопотоки из Китая, Южной Кореи и Японии и распределяет их по Украине и Югу России;
  3. Приграничный выставочный комплекс «Экспоцентр «Слобожанщина» - служит площадкой, на которой происходит рост деловой активности малого и среднего бизнеса;
  4. Индустриальные парки, проектируемые на кластерной основе – являются потребителями поступающих грузопотоков или источниками производства товаров и соответственно формируют грузопотоки, распределяемые посредством аэропорта или контейнерного терминала.

Финансовый анализ деятельности аэропорта показал, что  инвестиции в данный объект, без учета логистической среды, нельзя назвать привлекательными, так срок возврата кредита составляет более 18 лет.

Прибыль аэропортов при обретении ими статуса  хаба увеличивается за счет роста пассажиропотока и расширения спектра предоставляемых услуг. Именно такими критериями в своей работе руководствуются крупнейшие аэропорты России, претендующие на роль узловых в своих регионах. К ним относятся аэропорты Московского авиаузла, а также Кольцово (Екатеринбург), Толмачево (Новосибирск), Емельяново (Красноярск), Пулково (Санкт-Петербург), Курумоч (Самара), Минеральные Воды (Кавказские Минеральные воды).

Анализ деятельности этих ведущих предприятий транспортного  комплекса позволяет сделать  общий вывод: все аэропорты модернизируют  и строят новые взлетно-посадочные полосы, аэровокзальные здания, обновляют  аэронавигационное оборудование, внедряют современные информационные системы, включая современную систему  продажи и бронирования билетов, развивают неавиационный сервис (гостиницы, кафе, парковки, такси, сопровождение детей и т.д.). Вблизи наиболее значимых аэропортов построены и строятся крупные складские комплексы, способные представить весь комплекс транспортно-логистических услуг. Каждый из вышеназванных аэропортов является системообразующим в своем регионе, а города, в которых они расположены, - это центры крупных транспортных узлов.

Ниже приведены  краткие описания ключевых объектов инфраструктуры Слобожанского транспортного узла.

ПРИГРАНИЧНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС

«ЭКСПОЦЕНТР СЛОБОЖАНЩИНА»

Выставочный комплекс будет  включать выставку строительной индустрии, продукции сельхозмашиностроения, туристического бизнеса, а также изделий высоких технологий с дополнительными возможностями обучения и сервисом.

«Экспоцентр «Слобожанщина» будет расположен вблизи международного автомобильного пункта пропуска «Гоптовка-Нехотеевка». Часть комплекса будет находиться на украинской территории, часть – симметрично на российской. Комплекс должен иметь такую инфраструктуру, которая позволит расположить постоянно действующую выставку товаров, производимых в двух областях, а впоследствии и товаров, производимых в других регионах Украины, России и третьих стран. Выставка позволит перенести центр тяжести деловой активности малого и среднего бизнеса из областных центров в зону пониженной конкуренции, где он сможет проще развиваться, но главное – быть ближе к соседним рынкам вокруг еврорегиона.

Информация о работе История и перспективы развития Харьковского Аэроузла