История и перспективы развития Харьковского Аэроузла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:13, реферат

Краткое описание

Цели публикации:
– оценка истории и перспектив развития Харьковского аэроузла в контексте исторического пути и перспектив развития города и региона4
– восстановление истории создания и описание памятника архитектуры – существующего здания Харьковского аэровокзала – в связи с разворачиванием его реконструкции.

Вложенные файлы: 1 файл

История и перспективы развития Харьковского аэроузла.docx

— 2.64 Мб (Скачать файл)

История и  перспективы развития Харьковского аэроузла

 

А.М. Кирюхин, канд. геол.-минер. н.,

член-корр. Академии технологических наук

Украины

И.И. Крейзер, к. арх., доц.

А.П. Буряк, канд. арх., проф.,

акад. Украинской Муниципальной Академии

 

 

Аннотация. Статья посвящена истории и перспективам развития Харьковского аэроузла. Описаны основные этапы строительства и послевоенного восстановления Харьковского аэровокзала, впервые проанализирована схема застройки территории аэровокзала 1937 года. Рассмотрены геоэкономические основания развития Харьковского аэроузла в контексте евроинтеграции Украины и, в частности, в перспективе развития украинско-российского сотрудничества в организационных рамках еврорегиона «Слобожанщина».

Актуальность  – впервые представлен материал, собранный из разрозненных отрывочных описаний (газетных публикаций, довоенных книг, архивных материалов), описана история создания Харьковского аэровокзала и аэропорта. Актуальность данной темы определяется интенсивными поисками Харьковом как крупнейшим мегаполисом на Востоке Украины, своей новой региональной позиции. Особый интерес к данной теме связа реконструкцией Харьковского аэропорта к играм Евро-2012.

Постановка  проблемы. Сегодня все меньше остается зданий в городе, хранящих память об истории Харькова. Задача архитекторов, историков, культурологов – сохранить архитектурные памятники, создающие особый «дух», ценную среду города.

Цели публикации:

– оценка истории и перспектив развития Харьковского аэроузла в контексте исторического пути и перспектив развития города и региона4

– восстановление истории создания и описание памятника архитектуры – существующего здания Харьковского аэровокзала – в связи с разворачиванием его реконструкции.

1.

История Харьковского авиатранспортного  узла отчетливо делится на два  периода. Первый – становление, развитие и последующий глубокий кризис одного из важнейших региональных аэропортов СССР. Эта история начиналась в 20-е гг. прошлого века, когда Харьков, в начале ХХ столетия финансовый центр российского Юга, стал столицей Украинской ССР. Новый период начинается в наши дни, когда проблемы возрождения и развития Харьковского международного аэропорта привлекают пристальное внимание в связи с перспективой проведения Украиной и Польшей европейского футбольного чемпионата 2012 г. Теперь будущее аэроузла обсуждается в совершенно иных  контекстах – в перспективе украинской евроинтеграции, непростых отношений между современной Украиной и Российской Федерацией, т.е. в контексте поисков Харьковом, «научно-образовательной столицей Украины», новой геоэкономической, геокультурной и геополитической позиции в быстро меняющемся мире.

Для второго по значению города крупной  европейской страны, расположенного на границе между Центральной  Европой и огромным евроазиатским  пространством России, создание мощного  современного аэроузла имеет принципиальное значение. Решение этой проблем и, в особенности, способ ее решения кардинальным образом повлияют на то, каким будет в ХХІ веке продолжение исторической траектории развития Харькова – одной из самых ярких и необычных судеб среди крупных европейских городов.

Харьков был основан 355 лет назад  как передовой форпост на засечной черте, обозначающей южный рубеж русской экспансии на просторы «дикого поля». Заселялась Харьковщина, как и весь регион Слобожанщины, смешанным украинско-русским населением, что на века определило социальную психологию края и трансграничный характер местной культуры и экономики. Утратив вскоре военно-стратегическое значение, город превратился, благодаря удачному расположению на пересечении торговых путей, во вполне успешный губернский центр. Но особое значение Харькова вырисовалось только после 1805 г., с учреждением здесь одного из первых российских университетов. С этим связаны все последующие успехи города – превращение его из ярмарочного торжища в важный финансовый центр, формирование крупнейшего железнодорожного узла на пути в Крым и на Кавказ, развитие наиболее передовых, по меркам к. ХІХ – нач. ХХ вв., отраслей промышленного производства, фундаментальной и прикладной науки.

Непродолжительный столичный период Харькова лишь закрепил эти позиции трансграничного экономического, образовательного и культурного центра, сформированные всем предшествующим историческим развитием. Создание аэропорта было совершенно логичным продолжением основных тенденций развития города.

 

2.

История создания харьковского аэровокзала  началась в 1923 году, когда в Харькове было учреждено общество «Укрвоздухпуть» [1]. В далеком 1923 году Харьковский аэропорт представлял собой обыкновенное непаханое поле. На нем садились и с него взлетали знаменитые «кукурузники» [2]. «Почетным председателем «Урвоздухпуть» был избран Г.И. Петровский, а заместителем – М.В. Фрунзе» [3, стр. 242].

25 мая 1923 г. в первой столице были открыты первые регулярные авиарейсы [4]. Из других источников [5] регулярные рейсы на самолетах «Комета – II» начались только в 1924 году. Немецкие цельнометаллические 6-ти-местные самолеты марки “Дорнье-комет” фирмы-производителя были куплены на средства трудящихся Украины. 18 ноября в 1923 году они были переданы обществу “ Укрвоздухпуть ”. На праздничном митинге по этому поводу выступил М.В. Фрунзе. Названия самолетов: “Харьковский металлист”, “Укрвнешторг”, “Харьковский пролетарий”, “Красный химик” – были даны предприятиями, на средства которых, они были куплены. Всего аэропорт имел шесть машин, дважды в неделю осуществлялись рейсы в Киев и Одессу [4].

Летом 1924 года началось регулярное воздушное  сообщение по первым воздушным трассам  Харьков-Киев (через Полтаву) и Харьков  – Одесса (через Днепропетровск), а вскоре открылась первая на Украине  международная линия Харьков  – Тегеран. В 1928 – 1930 гг. на южной  окраине Харькова был сооружен аэропорт – один из первых в Украине [1, 6, стр. 287-288].

Из газет  1932 г. по Харькову становится известно, что «… приказом №350 по управе гражданской авиации Украины аэропорт принят и передан в эксплуатацию. За два года построили аэропорт всесоюзного значения. В новом помещении аэропорта будет метеорологическая станция, мощная радиоустановка с радиостудией, отдельное помещение для обслуживания аэронавигации, станция проверки точных контрольных приспособлений, гараж, три мастерские (каждая будет обслуживать отдельную линию). Заканчивают строительство подземного бензо-хранилища, масло-грильни и др. Есть 4-х этажный дом для летного состава. Заканчивается еще один такой же дом, готова столовая. На открытии присутствовали начальник управления гражданской авиации тов. Левандовский, секретарь городского парткома тов. Просвирин, начальник аэропорта тов. Филатов» [7].

В 1936 году аэрофлот подчинялся Управлению капитального строительства Москва-центр. По документам, найденным в Государственном  архиве Харьковской области [8], место, где строился аэровокзал, называлось - стройплощадка №2 строительства  Х.А.И. и Аэропорта треста «Машинострой».  По состоянию на 1/1 –1936 г.  приняли в эксплуатацию: моторный корпус, мастерские, бытовки, контору, помещение обкатки моторов, помещение для котельной, главный цех, здание ВОХР`а, казарму, здание тепляка, 3-х квартирный жилой дом.

Планы на строительство: жилого дома 26/1, ремонтных мастерских, теплого  склада №10/2, здания ВОХР`а, клуба, тепляков (при механической мастерской, при техническом складе, при жилом доме №2).

Планировалась реконструкция: моторного  корпуса, гаража, конюшни, 5 бараков, навеса над лесопилкой и временных сооружений.

Упоминаются: котельная, резервуар, проекты  конструкции дороги, устройства бортовой камня. А также, моторные мастерские 2-го класса, служебное здание Харьковского Аэропорта, котельная Харьковского Аэропорта, жилдом-1.

В 1937 году строительство продолжалось. Харьковский аэропорт уже подчинялся Главному Управлению Гражданского Воздушного Флота «Аэрофлот». Появился адрес: Харьков, Змиевское шоссе, аэропорт.

Меняется название стройплощадки - отдельный строительный участок  оборонной промышленности в подчинении Народного Комиссариата, Государственный  Союзный трест №19.

Строительные материалы заказывались на предприятиях всего Советского Союза: чугунные трубы, кирпич (часто, поставки срывались, товар исчезал вагонами), слюду (для штукатурки), цемент, стекло для наружного фасада и др. Разгрузка вагонов со стройматериалами осуществлялась на станции Основа.

Сохранилась информация о том, что  руководил стройкой тов. Таранов, Начальник  особого строительного участка  Аэропорта – тов. Никитин А.Ф.

В приказах, поступающих из Москвы, говорилось о необходимости организации  культурно-бытового обслуживания рабочих.

Известно, что в строительных работах  принимали участие заключенные  Строительной исправительной трудовой колонии №3 г. Харькова.

19-й трест располагался в Доме  Проектов. Часто отдельные проектные  работы осуществлялись в Харькове и направлялись трестом на стройку, например, проект фермы-козырька и проект организации ее монтажа.

5.11.1937 г. от Наркома Оборонной  промышленности Лазаря Моисеевича  Кагановича поступил приказ №218 о проведении стахановского полуторамесячника на строительстве аэропорта с 15.11.37 по 1.01.38.

Одна из проблем этого периода  – текучка рабочей силы (плохие жилищные условия, плохая организация  работы – травмы и гибель рабочих  на строительстве).

В приложении I представлена схема  застройки территории аэропорта 1937 г., найденная в госархиве. На схеме показана переноска электролинии и проводов на территории жилдома №1. На схеме видно, что здание аэровокзала удалено от жилого квартала (дома, в которых проживали сотрудники и их семьи). Главная улица (Змиевское шоссе) выходит на площадь перед зданием аэровокзала. Нынешние конфигурация и направление улицы, расположение жилых зданий, аэровокзала позволяют сделать предположение, что в ходе послевоенного восстановления схема района аэровокзала была сохранена и развита.

В приложении II представлена схема  генплана города Харькова 1930 года, на ней  еще не обозначена территория аэровокзала.

Приложения  І, ІІ.

После освобождения города в 1943 г. началось восстановление аэропорта, полностью разрушенного фашистами. В апреле 1945 г. аэропорт вступил в строй. В 1954 году построен новый авиационный вокзал [6, стр. 287-288].

В путеводителях, изданных в 1950-60-е  гг. находим описание нового аэропорта  и территории вокруг: «только на давних фотографиях и в памяти старожилов сохранился непривлекательный  вид грязных прежних околиц Харькова – Качановки, Основы, Верещаковки. В настоящее время они неузнаваемо изменились, стали живописными уголками города. За годы пятилеток здесь выросло немало заводов, школ, больниц, клубов, обитаемых домов, что утопают в зелени садов. В поселках чистые, упорядоченные улицы, асфальтированные тротуары. Готовясь к празднованию 300-летия, учреждения Харькова, общественность, жители этих поселков еще больше упорядочивают дворы, улицы. Особенно нарядным стал городок аэропорта. Ровные улицы с жилыми многоэтажными домами, везде, куда ни кинь взгляд, деревья, кустарники, цветы. В поселке много магазинов, парикмахерских, ателье и других заведений бытового обслуживания трудящихся»[9].

 «Еще одним красивым сооружением  обогатился наш Харьков, среди  густой зелени садов и аллей  возвышается аэровокзал с многометровой  башней, увенчанной золотой эмблемой воздушного флота и красной пятиконечной звездой.

Торжественный митинг, посвященный открытию аэровокзала, состоялся 7 июля 1954 г. Газеты восторженно описывали новое аэровокзала: «… большие, с широкими окнами залы, ресторан, буфет, комната матери и ребенка. Здесь же имеется библиотека, читальный зал, почта сберкасса, киоски Союзпечати, телефон и др.» Отмечалась праздничная приподнятость художественного образа здания, высокохудожественная внутренняя отделка помещений.

Главный инженер строительства -  т. Поляков.

Работы выполняли выпускники школ и училищ ФЗУ: столяры, штукатуры, мозаичники. Красочные плафоны залов на тему «Дружба народов» были написаны по штукатурке масляными красками молодыми московскими художниками. Впервые в украинском строительстве стены здания были украшены декоративным фризом, на котором украинский орнамент был изображен в фактурной каменной штукатурке.

«Сложная по своему исполнению башня.  Держится на восьми колоннах, кровля ее сделана из жести, вроде рыбьей чешуи» [10].

«По благоустройству Харьковский  аэропорт один из лучших на Украине, - говорят  пассажиры» [9].

«В 1954 году по проекту архитекторов Г. Элькина, Г. Крюкова и Н. Литневича построено здание авиавокзала. Авторы правильно подошли к синтезу архитектуры, скульптуры и живописи, создав образ нового вида сооружения. Хорошо решен фасад здания, внутренние помещения, подходы и подъезды со стороны города и летного поля. На потолках зала ожидания – большие красочные плафоны на темы дружбы народов и борьбы за изобилие продуктов в нашей стране. 300-летию воссоединения Украины с Россией посвящается роспись стен круглого операционного зал. Здание авиавокзала является значительным вкладом в архитектурный фонд города» [11, стр. 144-145].

«В 1962 г. Харьковский аэропорт получил Почетную грамоту Президиума Верховного Совета УССР и Почетную грамоту ВЦСПС, а в 1967 г. – Памятное знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС» [6, стр. 287-288].

Периодом расцвета для Харьковского аэропорта были годы т.н. «застоя», когда самолеты во все концы Союза взлетали отсюда каждые 10 минут. В 1990-е гг. реконструировали взлетные полосы. Планировалось сотрудничество с японскими и германскими фирмами в оснащении аэропорта современным навигационным оборудованием [2]. Рассматривались такде предложения канадско-британского концерна КАСИ по сооружению нового современного пассажирского терминала для придания аэропорту статуса международного. В это кризисное время возобладали тенденции экономии средств, и была предпринята попытка преобразовать существующий аэропорт в международный местными силами, с минимальными затратами. Были проведены ремонт фасадов и частичная реконструкция интерьеров аэровокзала. В центральном вестибюле были устроены новые помещения, сооружен пассажирский терминал перед выходом на летное поле [12]. Эта реконструкция не смогла решить возлагавшиеся на нее задачи, и свое 80-летие 18 ноября 2003 г. Харьковский аэропорт встретил в состоянии глубокого упадка [1]. Приложение III.

Информация о работе История и перспективы развития Харьковского Аэроузла