Дворец Топкапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

«Topkapı Saray» - «Дворец Топкапы». В русском произношении также «Топкапы», а в переводе дворец «Пушечные ворота».
Название дворцового комплекса произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая память о том, что и при византийцах приблизительно на этом месте также находились ворота.

Содержание

• Султанский дворец Топкапы в Стамбуле . . . . . . . . . . . . . 3

• В центре бывшей византийской столицы . . . . . . . . . . . . . 4

• Символы борьбы за эмансипацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

• Башня «Адалет» - символ дворца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

• Совещания дивана, или султан за решеткой . . . . . . . . . . 7

• Привязка к местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

• В тени «Святой Софии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

• Символ правительства, или визирь по-соседству . . . . . 10

• Жизнь в четыре двора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

• Холодная пора - зимняя тоска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

• Волос из бороды и другие сокровища . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Вложенные файлы: 1 файл

Topkapi referat.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

  • Султанский дворец Топкапы в Стамбуле . . . . . . . . . . . . . 3

 

 

  • В центре бывшей византийской столицы . . . . . . . . . . . . . 4

 

 

  • Символы борьбы за эмансипацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

 

 

  • Башня «Адалет» - символ дворца  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

 

 

  • Совещания дивана, или султан за решеткой . . . . . . . . . . 7

 

 

  • Привязка к местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

 

 

  • В тени «Святой Софии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

 

 

  • Символ правительства, или визирь по-соседству . . . . . 10

 

 

  • Жизнь в четыре двора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

 

 

  • Холодная пора - зимняя тоска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

 

 

  • Волос из бороды и другие сокровища . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

 

 

 

Султанский дворец Топкапы в Стамбуле

 

 

«Имперские  ворота» - главный вход Топкапы. Здесь вид на

Стамбул: виднеется мечеть Султанахмет, справа угадывается комплекс «Святой Софии».

 

«Topkapı Saray» - «Дворец Топкапы». В русском  произношении также «Топкапы», а в переводе дворец «Пушечные ворота».

Название дворцового комплекса  произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался  почетный пушечный залп. В происхождении  названия сыграла свою роль и историческая  память о том, что и при византийцах приблизительно на этом месте также находились ворота. 

С 1924 года дворец является музеем, а до этого служил несколько  столетий главной султанской резиденцией, но занимал в последние годы существования империи уже второстепенное место, т.к. у султанов появилась резиденция в европейском стиле – «Долмабахче».

 

Медуза  Горгона из Еребатан Сарничи.

 

 

 

 

 

В центре бывшей византийской столицы

 

 

Топкапи располагается на месте византийского акрополя, приблизительно там, где во времена  Византийской империи располагался  императорский дворец.

Если еще точнее, то  дворец императора находился на месте нынешней площади мечети «Султанахмет», примыкающей к Топкапы, а непосредственно на месте  султанского дворца располагались во времена Византии оливковые сады.  Однако от византийского дворца ничего не осталось, как и от тех оливковых садов.

Вообще от времен Византии  в центральной части  Старого Стамбула сохранилось очень немного.

Это, конечно, в первую очередь,  «Святая София» (от греческого слова  «Σοφία» ( знание, мудрость). В турецком  - «Айя София») - главная церковь  византийских императоров, превращенная  затем в мечеть, а с наступлением эры Турецкой республики - в музей.

Также от времен Византии сохранился в центре города (неподалеку от «Святой Софии») подземный резервуар с водой  - «Еребатан Сарничи»

 

Ворота  в стамбульский университет в  районе площади Баязид,

на которой  располагался самый первый дворец османских  султанов в Стамбуле.

 

(в буквальном переводе – «водохранилище храма») Интересно, что в его строительстве использовались камни более древних  языческих храмов, но ставили  эти камни с языческими символами вверх ногами, чтобы показать  торжество христиан над язычниками. (Знаменитые перевернутые камни с головой Медузы Горгоны). Подземный резервуар Еребатан Сарничи служил  источником воды на случай осады Константинополя. При османах водохранилище было заброшено и не использовалось.  От древней Византии   остались и несколько колонн на месте бывшего ипподрома, справа от построенного позднее чуда османской архитектуры  - мечети «Султанахмет».  

И еще церковь Святой Ирины, которая  умудрилась уцелеть  не просто внутри старого Стамбула, а после постройки султанского дворца оказалась внутри Топкапы.

 

Возвращаясь к теме султанского  дворца, скажем, что первоначально  османские султаны поселились в несохранившемся до нашего времени  построенном для них дворце, расположенном на территории, которую ныне занимает Стамбульский университет в районе «Баязид»  (другое написание в русском – «Беязид») также в центральной части города. 

 

Кстати,  архитектура главных ворот стамбульского университета, построенных  пару столетий назад очень внушительна и вполне могла бы сойти за въезд во дворец, а  за одну из дворцовых башен могла бы сойти и башня Баязида, построенная  как первая в городе пожарная каланча. Эта  башня также расположена на территории городка нынешнего стамбульского университета.

Но теперь ничто не напоминает о  существовании  дворца османских султанов в Стамбуле в районе Баязид. Хотя этот дворец просуществовал довольно долго. А когда султаны переехали в более просторный и соответствующий их статусу новопостроенный дворец Топкапы, то  гарем в Топкапы не переехал, а продолжал оставаться на его задворках в  «Изразцовом  дворце» или «Изразцовом киоске» - «Чинили кешк», сооруженном в 1472 году Мехмедом Завоевателем.  Гарем  размещался  там и раньше и в бытность старого дворца в районе площади Баязид, тогда в районе Топкапы здание гарема было единственным зданием, имевшим отношение к султанскому дворцу. Потом построили дворцовый комплекс Топкапы, а  гарем в   «Изразцовом  дворце» оказался, в свою очередь, единственным жилым султанским помещением в Топкапы за пределами дворцового комплекса. Первые несколько десятилетий Топкапы был, так сказать, только рабочим офисом султанов, а их жены  и наложницы жили отдельно, хотя и рядом, в «Чинили кешк». И это было нормой для османов.

Вид на Топкапы с моря. Здесь за дворцом Топкапы также виднеется Святая София и мечеть Султанахмет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символы борьбы за эмансипацию

 

Роксолана, любимая наложница султана  Сулеймана Великолепного первой добилась переезда во дворец Топкапы, чтобы быть постоянно рядом с султаном. Именно  сооружение комплекса гарема во втором и третьем дворах Топкапы в XVI веке стало наиболее значительным изменением в планировке этого дворцового сооружения с момента первоначальной постройки. В итоге, постепенно весь гарем переехал в этот новый дворец, а в старый стали ссылать  жен и наложниц умерших султанов. 

 

Бывшее здание старого гарема - Изразцовый дворец - киоск «Чинили кешк», и ныне находится на задворках дворцового комплекса Топкапы (его первого двора). Сейчас это самая старая османская постройка на территории Топкапы. Ведь она, как говорилось выше, была построена еще до сооружения самого дворца Топкапы. Ныне в ней размещается музей керамической плитки - изразцов и киоск-дворец является частью Археологического музея. «Чинили кешк» был украшен голубыми и зелеными изразцовыми плитками, отсюда и его название, и  поэтому он был выбран под музей изразцов. Хотя  этот киоск-дворец можно было бы сделать музеем-символом борьбы за эмансипацию,  своеобразным символом которой является теперь и Роксолана. Но туристы редко интересуются старым гаремом в Изразцовом киоске. Разве что изразцами. 

 

Возвращаясь к истории с Роксоланой, укажем, что  она во многом была первой. Она стала самой влиятельной среди наложниц турецких султанов. Ей удалось добиться, чтобы султан Сулейман женился на ней (чего османские султаны не делали с раннего периода династии, обходясь наложницами и вообще не вступая в браки), а также оставался верен ей до самой ее смерти. По одной из версий, Роксолана была украинкой. В некоторых источниках ее называют русской.  В наши дни  ее могила («тюрбе») является одной  из самых посещаемых достопримечательностей  современного Стамбула. Ее тюрбе расположена на территории, построенной  по заказу Сулеймана мечети «Сулеймания» и по соседству с тюрбе самого султана Сулеймана. Тюрбе венчает большой тюрбан, почти такой же, как и на тюрбе ее мужа-султана, в знак того, что Роксолана была султаншей. Подробнее о гареме османских султанов смотрите в материале  на нашем сайте здесь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Башня «Адалет» - символ дворца

 

Вид на Топкапи с моря. Видна башня  Правосудия и длинный ряд труб над дворцовыми кухнями

 

В новом дворце гарем, конечно, занимал  важное место, но  самым заметным  из города (помимо главных ворот со стенами) архитектурным элементом дворцового комплекса стала башня над  зданием дивана – совета – башня «Адалет» (букв. правосудия или законности).  

 

Ее очень хорошо было видно со стороны моря, тогда она доминирует на всем комплексом, но в самом дворцовом  комплексе она просматривается, в основном, когда находишься возле нее во втором дворе Топкапы.  Башня выполняла и сторожевые функции, будучи главной смотровой площадкой дворца. Во время заседаний дивана визуальный контроль с башни прилегающей территории также исключал возможность шпионажа.

 

Совещания дивана,

или султан за решеткой 

 

 

 

В приземистом, но с изысканной отделкой,  здании дивана с упомянутой высокой башней над ним проходили  регулярные  совещания  министров султана, и визирь принимал посетителей. При этом если  встреча не являлась торжественной, и султану было не по чину лично принимать гостей, то у него сохранялась возможность  услышать всю беседу с помощью небольшого окошка с мелкой решеткой, находясь в смежном помещении. Окошко было проделано  в стене прямо над местом великого визиря. 

 

Говорят, что впервые практика такого опосредованного участия султана  в делах дивана  возникла, когда во время  заседания совета  проник посетитель и стал  пытаться  что-то  просить у султана, перейдя границы почтительности. Правда неизвестно когда и где это было. В помещении  дивана в Топкапы любой желающий может увидеть это окошко до сих пор. 

 

Кстати, само слово «диван» пришло к османам от персов и арабов и  в персидском оно означает «записывать». В канцеляриях по всему Востоку  стояли низкие приземистые длинные диваны, на которых располагались писцы. (Также диван означает собрание каких-либо документов, например, стихов одного поэта). Длинные диваны в помещении дивана  неплохо сохранились и в Топкапы. Само помещение дивана в Топкапи состоит из двух смежных комнат - комнаты визиря и  помещения для составления протокола. Что касается распорядка заседания дивана, то укажем, что они проходили в Топкапы четыре раза в неделю - с воскресенья по вторник.

 

 

Привязка к местности

 

Территория  вокруг Топкапы. На переднем плане – мечеть Султанахмет, затем виднеется красноватая Святая София и за ней дворец Топкапы с его башней Правосудия над диваном. Видна также железная дорога, опоясывающая Топкапы со стороны моря.

 

 

Дворец Топкапы начал строиться спустя 20 лет после завоевания османами Константино-поля (Завоевание произошло в 1453 году). 

Его строительство было завершено  в 1479 году, но и после во дворце проводились  различные реконструкции и небольшие  строительства. В годы расцвета Топкапи  здесь проживало от 4000 до 5000 человек. 

Теперь самое время рассказать об общей структуре дворцового комплекса. Он представляет собой вытянутый  прямоугольник, с двух сторон он окруженный морем. 

По всему периметру дворец опоясывает стена, по-турецки называемая «Сур-и Султани». Внутри дворцовый комплекс строго иерархически разделен на т.н. «дворы» - «авлу».  Существует внешний и внутренний периметр  дворца. Во внутренний периметр, окруженный непрерывной стеной, входят  второй, третий и четвертый  дворы. Внутри периметра эти дворы также  разделены стенами с воротами. Внешний периметр включает в себя и первый двор. Первый двор с трех сторон также окружен довольно высокой стеной с башнями. Со стороны Босфора ограждение первого двора  более   низкое и частично разрушено. В то время как во внутреннем периметре  все стены ограждения сохранились в неприкосновенности с султанских времен.

Кроме повреждений у стены первого  двора, Топкапы сохранился неплохо, но за исключением потери нескольких своих  приморских павильонов  для отдыха, раньше расположенных снаружи от стен на берегу  пролива «Золотой рог» и основного Босфорского пролива. Это произошло, в том числе, и из-за строительства железной дороги от вокзала «Сиркеджи». 

 

Эта  железнодорожная линия теперь как бы опоясывает  Топкапи со стороны моря, проходя чуть ниже этого расположенного на возвышенности дворцового комплекса и его стен. (Железная дорога от Сиркеджи  была первой в Стамбуле и по ней прибывал на  этот вокзал  знаменитый  «Восточный экспресс», курсирующий между Османской империей и Европой и, в частности,  до владений Австро-Венгерской империи. Сейчас вокзал используется для пригородного сообщения. С него отправляется также поезд до греческих Салоник).          

 

В тени «Святой Софии»

 

Главными воротами в  дворцовый комплекс  Топкапи являются  массивные «Bab-i Humayum»  («Имперские или Высочайшие ворота»). Это самые старые ворота дворцового комплекса. Первоначально, кроме двух башен над воротами имелся также несохранившийся павильон. На воротах изображена круглая  печать Мехмеда II  с его именем,  написанным по-арабски. (Ворота были построены в период правления этого султана). Также на воротах разместились две боковые  стелы с памятными надписями. На первой - дата постройки- -1478 год. На другой стеле указывается, что сооружение было отреставрировано султаном Абдулазизом в 1867 г. Эти главные ворота дворцового комплекса Топкапы  со своей внешней стороны смотрят прямо  на  тыльную часть комплекса Святой Софии. В те времена, когда Святая София  была превращена в мечеть, султан переходил из своего дворцового комплекса на молитву в эту  церковь-мечеть через ворота позади Айя Софии, которые были специально возведены  для этих случаев. Эти ворота  расположены прямо  напротив Bab-i Humayum.  

Информация о работе Дворец Топкапы