Градостроительство в Соединенных Штатах Америки во второй половине 19 – начале 20 века. Развитие городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

В период, последовавший за гражданской войной Севера и Юга (1861 -1865), в результате которой было отменено рабство по всей стране и произошло расширение внутреннего рынка, США превратились в высокоразвитую индустриальную капиталистическую страну. Этому способствовали наличие обширных малонаселенных земель, широкая колонизация не освоенных европейцами частей континента, массовая иммиграция из Европы, богатые нетронутые природные ресурсы. В 1860 г. США занимали четвертое место в мире по объему промышленного производства. К 1894 г. они обогнали Англию, Францию, Германию и вышли на первое место среди индустриальных стран. Рост промышленности был связан с концентрацией производства и образованием монополий. В 1909 г. крупнейшие корпорации, составлявшие 1,1 % общего числа предприятий, давали 43,8 % всей валовой продукции. Развитие американских городов было тесно связано с этими процессами.

Вложенные файлы: 1 файл

Ненашева 251гр.2 семестр(исправл).docx

— 3.79 Мб (Скачать файл)

Преобладание    получила    Моллось, шедшая с востока на запад от Капитолия. Она представляла собой проспект с бульварами по двум сторонам и вытянутым сквером в середине, обстроенный монументальными зданиями, выдержанными в классическом стиле. За памятником она фиксировала на себе пространство обширного регулярного парка с большим крестообразным бассейном и, наконец, на берегу Потомака замыкалась круглой площадью. Парк с бассейнами и скверами, менее эффективный по композиции, развивался от Белого дома к югу. В то же время по решению комиссии из центра города были удалены железнодорожные станции и пути. Все они были объединены в вокзальном комплексе Юнион.

Благодаря деятельности градостроителей второй половины XIX — начала XX в. при сохранении начертания основных магистралей, проложенных  по плану Л’Анфана, центру Вашингтона были приданы столичный, монументальный характер и масштаб. Город был благоустроен и получил выразительное архитектурно-пространственное решение.

Нью-Йорк во второй половине XIX — начале XX в. переживал  характерный для капиталистического города период неудержимого роста. В 1850-х  годах его население насчитывало  около 40 тыс. жителей, к 1900-м годам  оно увеличилось в 100 раз и достигло 4 млн. чел. В соответствии с составленным ранее проектом весь остров Манхаттан был покрыт на протяжении 20 км сетью прямых коротких поперечных улиц, пересекаемых перпендикулярными им продольными проспектами, шедшими с юга на север. Среди них Бродвей сохранил свое значение главной магистрали города. Кроме Манхаттана в конце XIX в. стали активно застраиваться районы Куинс и Бруклин, занимавшие западную часть острова Лонг-Айленд. Здесь разместились складские и промышленные предприятия. В 1883 г. инженерами Дж. и В. Реблинг был построен Бруклинский мост, соединивший эти районы с центром города. Мост своей выразительной формой обогатил морскую панораму Нью-Йорка. В то же время большое внимание было уделено набережным. А в 1886 г. на маленьком островке, расположенном при подходе к Манхаттану с моря, был установлен маяк в виде Статуи Свободы с факелом в руке высотой 92 м.

Бродвей

Однако главные  изменения затронули прежде всего  архитектурную ткань Нью-Йорка. Дома XVIII — первой половины XIX в. стали  очень быстро заменяться новыми, все  более высокими. В 1848 г. Д. Богардус построил в Нью-Йорке первое пятиэтажное здание с чугунным каркасом. Подобный метод строительства широко распространился. Новые конструкции скрывались за фасадами, подражавшими венецианской готике, французскому ренессансу. Миллионеры строили особняки, похожие на замки. Церкви возводились в средневековых формах. Нью-Йорк того времени был городом, где царила безудержная эклектика и стилизация. Но и этот образ города оказался недолговечным. Уже в первой половине XX в. небоскребы, заполнившие Манхаттан, заняли место многоэтажных домов, построенных в исторических стилях.

Существенным для  американского градостроительства начинанием было устройство Центрального парка в центре Нью-Йорка. В течение XIX в. американские литераторы и политические деятели многократно писали и  говорили, что в Лондоне существует целая система парков, а в городах  Америки их практически нет. Постепенно вопрос о создании парка в Нью-Йорке  превратился в политическую проблему, вызывавшую шумную кампанию в печати. В 1856 г. архит. Ф. Олмстед создал проект огромного живописного парка, который был утвержден. Вытянутый участок разделялся надвое двумя большими озерами, служившими общегородскими резервуарами пресной воды. В обеих частях были проложены замкнутые криволинейные дороги для прогулок в экипажах, а между ними — густая   сеть   пешеходных   дорожек.

Проектирование  живописного парка огромного  масштаба, включавшегося во внутреннюю структуру города, вызвало к жизни  распространение живописных планировочных  концепций в американском градостроительстве. Стали появляться поселки и пригороды, спроектированные как пейзажные  сады с домами, расставленными вдоль  извивающихся дорожек. Один из первых примеров — Луэллин-Парк в Оранте, вблизи Нью-Йорка. Там был разбит парк и построено 50 жилых домов. В 1857 г. подобный, но более крупный комплекс Лейк-Форест возник к северу от Чикаго. Также вблизи Чикаго было основано поселение Риверсайд одно из наиболее ярких по своей планировочной концепции. Проект был выполнен тем же архитектором, что создал центральный парк Нью-Йорка,- Олмс-тедом. В целом возникла устойчивая традиция строительства пригородов с живописной планировкой, перешедшая и в XX в.

Нью-Йорк начало  XX в и сейчас.

 

Площадь Колумба (Коламбус-сёркл) в 1912 и сейчас

 

 

Аналогичные решения  стали воплощаться и в других городах. Появился заметный интерес  к живописным и взаимосвязанным  со сложным природным окружением планировочным решениям в создании не только парков, но и самих поселений, а главное - пригородов. Поселки и  пригороды приобрели вид пейзажных  садов с домами, ритмически повторяющими извивающиеся дорожки. Эта тенденция  продолжалась и позднее - в XX в. Примерами  таких решений могут служить  жилые дома Луэллин-Парка в Оранте, вблизи Нью-Йорка, более крупный комплекс Лейк-Форест к северу от Чикаго, поселение Риверсайд вблизи Чикаго. 
    Значительным толчком в развитии американского градостроительства послужила все-мирная промышленная выставка в Чикаго в 1893 г., приуроченная к 400-летию открытия Америки Колумбом. Выставка представляла собой сложный архитектурно-пространственный организм, в котором при значительном многообразии зданий был создан ансамбль, все элементы которого последовательно раскрывались при движении по выставке один за другим. Она показала, насколько велики возможности пространственной композиции в формировании городов, необходимость развития в Америке градостроительного проектирования, разработки планов развития городов и проектов городских центров, районов, кварталов.

Сан-Франциско во второй половине XIX — начале XX в.

Одним из первых подобных планов стал разработанный в 1906 г. Р. Бернхемом план Сан-Франциско. По этому плану город подразделялся на несколько районов в соответствии с рельефом, береговой линией моря, холмами, озерами и формировавшимися парками. В каждом районе создавалась мелкая прямоугольная уличная сеть, расчлененная крупными диагоналями. На пересечениях этих диагоналей, а также в местах, где они пересекали старые главные улицы, создавались открытые улицы и скверы различной конфигурации: овальные, трапециевидные и круглые. В центре формировалась система широких бульваров, магистралей и площадей с направлением движения к тому или иному крупному зданию: ратуше, опере, вокзалу или монументу. В проекте выявлялись прежде всего общественные пространства города, его транспортные и пешеходные артерии, площади и парки, в то время как интересы отдельных владельцев земли не учитывались. Из-за недоучета реальной сложности общения государства и частных собственников разработанный проект удалось реализовать лишь частично.

В целом были достигнуты единство пространственного решения, уравновешенность архитектурных масс, несмотря на большое  число павильонов, возведенных на выставке. Крупнейший мастер американского  градостроительства того времени Д. Бернхем писал: «Началом широкого создания общественных зданий и пространств в США была Всемирная выставка в Чикаго… (она — авт.) произвела глубокое впечатление… первым результатом…было то, что правительство… решило создать новый план столицы. Затем каждый значительный город…был подвергнут рассмотрению…(появились — авт.) планы Манилы… затем    Кливленда…Сан-Франциско».

В 1906 г. Бернхем закончил разработку нового плана Сан-Франциско. Он предлагал разделить город на несколько частей в соответствии с рельефом, береговой линией моря, холмами, озерами и создававшимися парками. В каждом районе он создавал систему прямоугольной, мелкой по масштабу уличной сети, свободно расчлененной мощными диагоналями. На их пересечениях или там, где они сталкивались со старыми главными улицами, устраивались разнообразные овальные, трапециевидные, круглые открытые площади и скверы. В центре он создавал обширную систему широких бульваров, магистралей, площадей, причем каждая из них подчинялась движению к тому или иному крупному зданию: ратуше, опере, вокзалу или монументу. В проекте с большой определенностью выделялись именно общественные пространства города, его транспортные артерии, площади и парки, а интересы владельцев земли не всегда учитывались. Может быть именно вследствие этого предложения архитектора были претворены в жизнь лишь в очень незначительной степени.

Фото Сан-Франциско сделанное  с дирижабля в начале XX века

 

Перепланировка  Филадельфии  1909-1912 гг

Идея Бернхема нашли отражение в перепланировке Филадельфии в 1909-1912 гг. Там была пробита двухкилометровая диагональная улица от центральной площади, на которой располагалась ратуша, к Фермаутскому парку. Магистраль подводила к холму, на котором был построен музей в формах классической архитектуры. Вдоль проспекта разбили бульвар, посредине пути от ратуши к музею озеленили существовавшую там площадь, выделив ее центр круглым сквером. Таким образом было нарушено монотонное пространственное построение старой Филадельфии.

Броуд-стрит. Филадельфия

 

Градостроительное наследие США половины XIX — начала XX в. Заключение.

В   целом  градостроительная  деятельность в США второй половины XIX — начала XX в. выделяется своим размахом и масштабностью. Быстрое развитие капитализма в этой стране влекло за собой особую роль городского фактора в формировании системы расселения. В эту эпоху продолжалось основание многочисленных торговых и промышленных центров. Одновременно крупные города становились гигантскими средоточиями людской массы и деловой активности. Все больше обострялись противоречия, заложенные в развитии капиталистического города. Спекуляции, связанные со строительством и распродажей территорий в поселениях, все чаще разрушали замыслы архитекторов. Однако зодчие США стремились если не разрешить, то смягчить эти противоречия. Профессиональные градостроительные концепции заметно усложнились в эту эпоху. В них соединилось стремление создать упорядоченную пространственную среду, в которой четкость прямоугольной планировочной сети соединялась с живописными принципами романтической планировки пригородов-парков и городов-садов. При этом наметилась определенная тенденция к монументализации центральных ансамблей. Вместе с тем нельзя не отметить, что эти ансамбли зачастую «терялись» среди утомительно однообразных коммерческих кварталов Нью-Йорка и Чикаго, Детройта и Питтсбурга.    

В условиях извлечения огромных доходов от строительства  и торговли недвижимостью американские города во многом развивались под  влиянием деятельности предпринимателей без участия профессиональных градостроителей. В то же время градостроители стремились оказывать влияние на реальные процессы, создавая планы, в которых просматривались  тенденции усложнения городов, введения живописных приемов, позволявших преодолевать жестко рационализированную схематичность  и монотонность. В американском градостроительстве, так же, как и в европейском, по мнению некоторых исследователей, проявились общие черты. Стремительное  развитие экономики и техники  вызвало новые проблемы, которые  требовали не стереотипных подходов и решений, опирающихся на анализ конкретной ситуации. Как и в Европе, в США возникла необходимость  решения социальных, экологических, транспортных проблем, происходили  поиски организации пригородов, озеленения городских образований. 
    Градостроительство в США в XIX в. развивалось так же, как и вся экономика государства, гигантскими, все нарастающими темпами. За XIX в. Нью-Йорк вырос с 40 тыс. до 4 млн. жителей, т.е. увеличился в 100 раз. Рост населения в крупных американских городах сопровождался чрезвычайным уплотнением застройки, появлением небоскребов в центральных районах городов и сильнейшим развитием автомобильного транспорта. 
  Характерный план американского города XIX в. - прямоугольная сетка. Кроме городских улиц, по прямоугольной системе проводились проселочные дороги, а также и границы отдельных штатов и провинций. Типичный пример прямоугольной планировки американского города дает план Чикаго 1908, прямоугольная сетка содержит по 50 городских кварталов в каждом квадратном километре.  Прямоугольная планировка территории города создает во многих отношениях удобные и экономичные участки, которые можно разбивать простейшим способом. При правильной ориентации прямоугольная планировка может обеспечить жилым домам удачное расположение в отношении солнца и преобладающих ветров. Как правило, прямоугольную планировку применяют там, где всякое усложнение плана является необоснованным, например в небольших городах, при планировке отдельных жилых районов крупных городов и вообще в тех случаях, когда естественные условия территории не противоречат правильной разбивке городского плана. Однако прямоугольная система планировки теряет свои положительные качества в больших городах вследствие трудности в сообщении отдельных районов и особенно когда города расположены на пересеченной местности (Сан-Франциско). Удлинение диагональных маршрутов по ступенчатой линии прямоугольной сетки улиц достигает 29%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Градостроительство в Соединенных Штатах Америки во второй половине 19 – начале 20 века. Развитие городов