Градостроительство в Соединенных Штатах Америки во второй половине 19 – начале 20 века. Развитие городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

В период, последовавший за гражданской войной Севера и Юга (1861 -1865), в результате которой было отменено рабство по всей стране и произошло расширение внутреннего рынка, США превратились в высокоразвитую индустриальную капиталистическую страну. Этому способствовали наличие обширных малонаселенных земель, широкая колонизация не освоенных европейцами частей континента, массовая иммиграция из Европы, богатые нетронутые природные ресурсы. В 1860 г. США занимали четвертое место в мире по объему промышленного производства. К 1894 г. они обогнали Англию, Францию, Германию и вышли на первое место среди индустриальных стран. Рост промышленности был связан с концентрацией производства и образованием монополий. В 1909 г. крупнейшие корпорации, составлявшие 1,1 % общего числа предприятий, давали 43,8 % всей валовой продукции. Развитие американских городов было тесно связано с этими процессами.

Вложенные файлы: 1 файл

Ненашева 251гр.2 семестр(исправл).docx

— 3.79 Мб (Скачать файл)

Самарский государственный  архитектурно - строительный университет

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

" Градостроительство в Соединенных Штатах Америки во второй половине 19 – начале 20 века. Развитие городов."

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса АФ 251 группы

Ненашева Лилия,

 

Преподаватель:

Храмова Мария Юрьевна

 

 

 

 

 

 

Самара, 2013

Градостроительство  Соединённых Штатов Америки ХIХ- начало XX вв.

 

 
   В период, последовавший  за гражданской войной Севера и Юга (1861 -1865), в результате которой было отменено рабство по всей стране и  произошло расширение внутреннего  рынка, США превратились в высокоразвитую индустриальную капиталистическую  страну. Этому способствовали наличие  обширных малонаселенных земель, широкая  колонизация не освоенных европейцами  частей континента,   массовая   иммиграция из Европы, богатые нетронутые природные ресурсы. В 1860 г. США занимали четвертое место в мире по объему промышленного производства. К 1894 г. они обогнали Англию, Францию, Германию и вышли на первое место среди индустриальных стран. Рост промышленности был связан с концентрацией производства и образованием монополий. В 1909 г. крупнейшие корпорации, составлявшие 1,1 % общего числа предприятий, давали 43,8 % всей валовой продукции. Развитие американских городов было тесно связано с этими процессами.

Продолжалось основание  новых поселений на осваивавшихся  землях. Нередко этот процесс протекал драматически в условиях вытеснения индейцев из принадлежавших им владений. Так, в 1879 г. группа предпринимателей попыталась занять индейские территории в Оклахоме и основать здесь несколько городов, не считаясь с договором между  федеральным правительством и индейскими племенами. Борьба продолжалась 10 лет, и в 1889 г. победили колонизаторы. 10 тыс. переселенцев ринулись на новые земли. Они сразу же приступили к строительству  городов — опорных пунктов  колонизации. Один из переселенцев вспоминал: «Я бросился в дикую схватку за городской участок, которая происходила  на склоне холма. Там было несколько  тысяч человек на одном куске  земли, каждый жаждал занять участок  в (будущем — авт.) городе, который  можно было захватить без платы… Гонка не кончалась, когда удавалось выбрать участок… Дело заключалось в том, чтобы первому привезти сюда свою повозку, поставить быстрее других палатку и затем прежде остальных построить деревянную хижину…». Подобное происходило не только в Оклахоме, но и в Юте, где поселились многочисленные представители  религиозной секты мормонов, основавшие свою столицу Солт-Лейк-Сити — один из крупнейших деловых центров современной Америки, а также в Калифорнии, где только в одном 1887 г. было основано 40 новых, похожих один на другой городов. Распространение капиталистической активной деятельности все дальше на запад США с его нетронутыми природными ресурсами поддерживало «городской бум», охвативший все новые территории, рождавший бесчисленные спекуляции, связанные с приобретением и перепродажей земель, строительством в новых городах и пр.

Солт-Лейк-Сити, панорама площади Temple Square, 1912 год

Быстрое развитие капитализма  и превращение США в высокоразвитую капиталистическую страну, наличие  обширных, малонаселенных земель, массовая иммиграция из Европы, нетронутые природные  ресурсы - все эти факторы способствовали быстрому развитию США, которые к 1894 г. вышли на первое место среди  индустриальных стран. Необходимо было основание новых поселений на осваивающихся землях, что сопровождалось вытеснением коренного индейского населения.

 

Происходил захват территорий поселенцами, которые стремились получить участки земли бесплатно. Поэтому основная задача заключалась  в том, чтобы быстрее других поставить  палатку, а потом прежде других построить  деревянную хижину. Все новые территории охватывал городской бум, связанный  с приобретением и перепродажей земель, строительством в новых городах  и пр. Быстрым развитием промышленности определялось быстрое развитие городов, в котором выделяются следующие  направления:

 

1) расширение старых городов, на периферии которых строились крупные заводы;

2) развитие производства и строительство новых городов;

3) создание железнодорожных городов, которые строились компаниями главным образом с целью создания железных дорог;

4) реконструкция центров крупнейших городов.

 

Железнодорожные города США 

Железнодорожные города США создавались вместе с формированием трансконтинентальной сети железных дорог. Города строились вокруг станций по типовой схеме одновременно со строительством железной дороги, так как были необходимы для самого строительства. Дома собирались из заранее изготовленных конструкций. После того как строительство заканчивалось, они часто приходили в упадок, так как не были связаны с окружающей местностью каким-либо производством. 
     Железнодорожные города были крайне примитивны как по планировке в виде простой прямоугольной сетки, так и по составу зданий. Большинство таких городов по центру разрезала железная дорога. Города в штате Иллинойс (33 города) были построены по одной схеме  размером кварталов.  Главную роль в таком городе играла железная дорога.  В 70-х годах XIX в. железнодорожные города стали строить в благоприятных климатических условиях южной Калифорнии, их было особенно много и некоторые (Лос-Анджелес, Санта-Барбара, Сан-Диего) быстро становились крупными центрами. Вокруг этих центров возникали более мелкие поселения. При этом прямоугольная уличная сеть иногда уже не удовлетворяла создателей городов; появлялись нетривиальные решения, связанные с конкретным местом. Планировка развивалась от первоначально примитивной к сложной, соединяя несколько планировочных приемов. Это позволяло придать разнообразие частям города и учитывать особенности рельефа. Примером такого рода является город Колорадо, в центре которого была разбита площадь с живописным сквером, а прямоугольные кварталы прорезаны диагональными улицами. Прямоугольную сетку сохранили только в середине поселения, а по его окраинам проходила широкая полоса с живописной планировкой и изогнутыми улицами наподобие аллей пейзажного парка. 
                                                               

                             Штат Иллинойс Колорадо

Американские города, возникшие во второй половине XIX в., находились во власти предпринимателей - торговцев недвижимостью. Участки, находившиеся в их собственности, приходилось  учитывать при создании планировочных  систем и проведении градостроительных  мероприятий.

 

 

Планировочные системы городов

 

  Большинство крупнейших американских городов, в отличие от более ранних Бостона, Вашингтона, Филадельфии, получили планировочное развитие на основе прямоугольной сетки. Такие сетки возникали, когда разбивались участки поселений первых колонистов. Прямоугольная планировка давала возможность делать это простейшим способом. Удобная ориентация сетки позволяла удачно размещать жилые дома по отношению к солнцу. Чаще всего они разбивались по меридианам и широтам. В разных городах США эта сетка приобретала различные особенности. В частности, в плане Нью-Йорка сетка улиц имеет небольшое число "авеню" - улиц, идущих в направлении север-юг, И пересекающих их под прямым углом многочисленных "стрит". Исключением стала старая часть города Гринвич-вилледж и главная улица Бродвей, которая пересекает город по диагонали. В местах её пересечения с сеткой улиц образовались площади и скверы разных планировочных конфигураций. Следует заметить, что в больших городах из-за трудности сообщения между отдельными районами, особенно в случаях, когда города располагались на пересеченной местности, прямоугольная система утрачивала свои преимущества. Характерный пример - Сан-Франциско. Мощный рельеф холмов, на который легла прямоугольная сетка, сделал невозможным движение на 17 % улиц города. Крутых перепадов можно было избежать, организуя улицы по горизонталям рельефа.

 

Во второй половине XX в. на севере и северо-востоке США  происходило активное развитие крупной  промышленности, формировались мощные фирмы, занимавшиеся металлургией, машиностроением, текстильной индустрией. Предприниматели  посчитали выгодным для себя создавать  города вместе с новыми заводами. Это  диктовалось несколькими факторами: 

  1. необходимостью расширения производства;
  2. концентрацией его в одном месте;
  3. необходимостью контролировать рабочих.

 

 

 

    В соответствии с этим создавались города небольшого размера, стоявшие отдельно от крупных центров сосредоточения рабочего движения. 
Развитие конкретных городов было связано с действием мощных экономических интересов как в сфере производства, так и в торговле недвижимостью.

 

Чикаго  во второй половине XIX — начале XX в.

 

Наглядна в этом смысле история Чикаго. Начиная с 1779 г. Чикаго представлял собой поселок. В 1823 г. здесь было приблизительно 250 жителей. К середине века их стало  уже 30 тысяч. В 1880-е гг. стали осваиваться  территории вокруг города. Здесь прошли железные дороги, на огромных территориях  прерий развивалось сельское хозяйство. Использование сельскохозяйственных машин, уборочной техники и зернохранилищ  привело к тому, что Чикаго превратился  в самый большой в мире центр  по производству зерна, мяса и консервной промышленности. Чикаго служил также  гигантской перевалочной базой продуктов  производства Запада и Среднего Запада США. Прямой водный путь длиной более 1750 км вел через озера и реку Св. Лаврентия к Атлантике. Второй путь после постройки канала проходил по Гудзону через Нью-Йорк. Город  был естественным центром торговли лесом; неподалеку на севере находились месторождения бурого угля, медной и железной руды, открытые в 40-е годы. Все эти факторы привели к  концентрации в городе многопрофильных  производств и его быстрому росту. Быстрое промышленное развитие определило стремительный рост городского строительства.

В 1884-1885 гг. в городе появился первый небоскреб, автором  проекта которого был У. Дженни, применивший  каркасную конструкцию. Первые большие  здания города - это здания контор деловых  фирм, страховых обществ, впоследствии крупные гостиницы, а также крупные  здания, где размещались одновременно конторы и гостиницы. Делались также  попытки создания многоквартирных  жилых домов.

 

Самый первый небоскрёб в Мире.(Чикаго)

 

План Чикаго 1909 г

В плане  развития Чикаго 1909 г., Д. Бернхем предложил "прорубить" диагонали в старой прямоугольной сетке улиц. При этом каждая из диагоналей несколько раз на своем протяжении ломалась, что дало возможность избежать монотонности и схематичности. Цель основной планировочной системы заключалась в раскрытии города на просторы озера Мичиган, к которому веером сходились диагональные проспекты. Эту структуру подчеркивала полукольцевая магистраль на окраине. Главная композиционная ось проходила через отмеченный двумя молами парадный порт. Начиналась она у живописного парка, располагавшегося на границе Чикаго, пересекала систему бульваров и выходила к общегородскому центру - большой площади с монументальными общественными зданиями. Так же, как и в Сан-Франциско, план был реализован не полностью, не были построены предусмотренные планом общественные здания. 
 Как и в Сан-Франциско, надежды мастера на полную перестройку города оправдались в Чикаго далеко не полностью. Грандиозные общественные здания не были воздвигнуты по его проектам. Общая система планировки, делавшая значительно более четкой композицию города и более рациональными транспортные связи, была претворена в жизнь также далеко не полностью.

Планировочная система  Чикаго, характерная и для других крупнейших городов США, стала результатом  планировки поселков переселенцев, землевладения  которых членились на равные по площади  квадраты. Простая сетка образовала планировочную систему города. Квадраты-

кварталы в условиях резкого удорожания стоимости участков стали застраивать домами повышенной этажности. Спекуляция земельными участками  повышала и без того высокую стоимость  земли. Поэтому уже в 80-е годы в  Чикаго стали расти здания в 12, 14, 16 и 23 этажа, расположенные в непосредственной близости друг от друга, а не отдельно, как в других городах (многие из этих зданий снесены).

  Развитие многоэтажного строительства привело к новым поискам в области конструкций и архитектуры зданий.

Возникло архитектурное  течение (чикагская школа), которое  стремилось к рациональным решениям. Основным элементом многоэтажных зданий стал каркас. Опыт высотного строительства  в Чикаго существенно повлиял  на градостроительство США в целом. Затем небоскребы стали характерным  явлением для городов других стран.

Нью-Йорк во второй половине XIX — начале XX в.

План  Нью-Йорка 1895г

В конце Х1Х-начале XX века потребовались реконструктивные преобразования крупнейших городов США. В частности, характерный для капиталистического города этого периода значительный рост Нью-Йорка требовал градостроительных преобразований. К 1900 г. (за 50 лет) его население увеличилось в 100 раз и достигло 4 млн человек. Согласно разработанному ранее плану остров Манхэттэн был покрыт сетью коротких поперечных улиц и перпендикулярных им проспектов с севера на юг длиной примерно 20 км. Главной магистралью города стал Бродвей. Помимо Манхэттэна начали активно застраиваться районы Куинс и Бруклин в западной части острова Лонг-Айленд, где размещались складские помещения и промышленные предприятия. В 1883 г. был построен Бруклинский мост, соединивший эти районы с центром. В эти же годы благоустраивались набережные, а в 1886 г. на маленьком острове при подходе с моря был установлен маяк высотой 92 м в виде статуи Свободы с факелом в руке. 
  Основные изменения осуществлялись в застройке города. Старые дома стали быстро заменяться новыми, все более высокими. Их росту способствовало использование чугунного каркаса. Уже в первой половине XX в. место старых жилых домов на Манхэттэне заняли небоскребы. 
  Американские литераторы и политические деятели XIX в. говорили о том, что в городах Америки практически нет зелени. Необходимость создания парка в Нью-Йорке стала важной политической проблемой, и в 1856 г. архитектор Ф. Олмстед разработал проект ог-ромного живописного парка на вытянутом участке, который разделялся двумя большими озерами (рис. 3.26). В обеих частях парка были проложены замкнутые криволинейные дороги для прогулок в экипажах, между ними - густая сеть извилистых пешеходных дорожек. Живописная планировка продолжала английские традиции естественных парков, но, в отличие от Англии, этот парк занимал огромную территорию. 
    В 1900 г. в связи с празднованием столетнего юбилея столицы ее архитектурно-планировочная концепция вновь привлекла внимание правительства США. Была создана комиссия для выработки нового плана города, в состав которой входили архитекторы Бернхем и Олмстед. Прежде всего было обращено внимание на формирование общественных пространств и важнейших зданий города. Комиссия предложила «двухосевую» концепцию центра Вашингтона. Центральные ансамбли столицы США должны были развиваться от здания Капитолия и от Белого дома во взаимно перпендикулярных направлениях в сторону изгибающего берега Потомака. На их пересечении было решено воздвигнуть обелиск в честь Дж. Вашингтона.

Информация о работе Градостроительство в Соединенных Штатах Америки во второй половине 19 – начале 20 века. Развитие городов