Город – полис и новое в градостроительной политике греческих архитекторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:21, реферат

Краткое описание

Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных земель, особенно таких которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Особенности становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……3
Полис древней Греции: его общая характеристика…………………..……5
Архитектура Древней Греции. XII век до н.э. – I век н.э………………….10
2. 1 Архитектура Гомеровского периода……………………………….…..12
2.2 Архитектура архаического периода……………………………….……12
2.3 Архитектура классического периода……………………………………19
2.4 Архитектура эллинистического периода……………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...32
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговый вариант.docx

— 654.07 Кб (Скачать файл)

Рис. 5. Афинский акрополь. V в до н. э. Общий вид: 1– пропилеи; 2 – храм Нике Аптерос; 3 – Парфенон; 4  – Эрехтейон

Ансамбль открывается Пропилеями — большим портиком с пятью проходами (421 г. до н. э.). Фасады Пропилеи решены в дорическом ордере, центральный проход окружают ионические колонны. К входной группе акрополя относятся также т. н. Пинакотека (место экспозиции живописных произведений) и небольшой ионический амфипростиль Нике Аптерос — храм «Бескрылой победы», организованные в асимметричную, но уравновешенную композицию. За Пропилеями была поставлена величественная статуя Афины-Воительницы, выполненная Фидием. Центральное сооружение акрополя — Парфенон (храм Афины) построен архитекторами Иктином и Калликратом в 432 г. до н. э. (рис. 6).

Рис. 6. Храм Парфенон в Афинском акрополе. 432 г. до н. э. Фасад,   план.

Законченность и совершенство пропорций Парфенона, простота и выразительность его форм, органичное слияние конструктивных и художественных начал представляют творческий итог и вершину классической древнегреческой архитектуры. Самое крупное здание акрополя, дорический периптер Парфенона, имеет композицию, совместившую в себе дорические и ионические традиции. Его целла разделялась глухой стеной на помещение святилища с хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота) статуей Афины, окруженной двухъярусной галереей дорического ордера, и сокровищницей, где хранилась казна Морского союза греческих городов, во главе которого стояли Афины. Колонны сокровищницы были, по-видимому, ионическими. Скульптурный фриз длиной 160 м, опоясывающий стену целлы снаружи, также свидетельствует о наличии ионических мотивов в архитектуре Парфенона. Идейная значимость Парфенона в качестве главного храма Греции и как воплощение политической победы демократии над родовой аристократией подчеркивалась и тематикой скульптурных композиций его фронтонов. На западном была изображена сцена спора Афины—богини, особенно почитавшейся демосом, с Посейдоном—богом морей и «потрясателем земли», покровителем родовой знати, за владычество над Аттикой (областью, принадлежавшей Афинам); на восточном—миф о рождении Афины из головы самого Зевса.

В дорическом ордере классической эпохи  произошли изменения: формы его  становятся более стройными, сухими. В его пропорциях и изяществе  декоративной отделки все заметнее влияние ионического ордера.

Ионический храм Эрехтейон был построен в том месте акрополя, где, по преданию, и произошел спор Афины и Посейдона; он посвящен этим богам. Его строители должны были учитывать рельеф участка, северо-западная часть которого почти на 3 м ниже основного уровня. Храм асимметричен, что встречается очень редко в практике культового древнегреческого строительства; в его южном портике вместо колонн на высокий парапет поставлены фигуры кариатид (рис. 7).

Рис. 7. Храм Эрехтейон в Афинском акророле. 407 г. до н. э. Вид портика кариатид, план.

Несмотря на сложность пространственного  решения, все части храма гармонично уравновешены и представляют законченный  ансамбль. Лишенный героического пафоса, присущего рядом стоящему Парфенону, Эрехтейон иллюстрирует другую сторону  достижений греческой архитектуры: утонченность и изящество композиции, глубокую человечность масштаба, великолепное сочетание целого и деталей.

Городская площадь—агора, имевшая  первоначально торговое назначение, приобретает с развитием общественной жизни греческого полиса многообразные функции, становится политическим центром города. К площади примыкали культовые и общественные сооружения: святилища и алтари, залы общественных собраний, театры, пинакотеки, гимнасии, палестры (спортивные школы). Ближе к окраинам города размещались стадионы и ипподромы.

Греческие театры зарождаются как праздничные игры, посвященные богу Дионису. Представления разворачивались на площадке у подножия холма, на склоне которого располагались зрители. Традиционные места представлений впоследствии благоустраивались. Основные планировочные элементы театра: орхестра — круглая площадка для выступлений хора; скена —помещение для переодевания актеров; театрон — места для зрителей, окружавшие орхестру. Крупнейшие театры вмещали до 50 тыс. зрителей, а диаметр театрона достигал 140 м. Для улучшения эвакуации зрителей ряды мест разделялись радиальными и кольцевыми проходами.

С развитием греческой драматургии  наиболее частым реформам подвергалось устройство скены, которая из легкой палатки превращается в двухэтажное здание, служившее фоном действию, его постоянной декорацией. С выделением основной сюжетной линии в представлении игра главных действующих лиц переносится на проскениум — пристройку перед скеной в виде высокой площадки (рис. 8).

Рис. 8. Театр в Сегесте. Вид на скену эллинистического периода.

Каждый греческий город имел театральные сооружения. Наиболее известны театр в Эпидавре и театр Диониса  в Афинах.

В Галикарнасе в середине IV в. до н. э. для карийского правителя Мавсола  строится гробница, названная его  именем — Мавсолей. От него сохранились лишь архитектурные детали и статуя самого Мавсола, по которым разработано несколько вариантов реконструкции. По одному из них на высоком цокольном этаже здания располагался ионический храм, завершенный ступенчатой пирамидой и скульптурной группой, изображающей Мавсола и его жену Артемисию, стоящих в парадной колеснице (рис. 9). Здание было облицовано мрамором, богато украшено скульптурой, рельефными фризами.

Рис. 9. Мавзолей в Галикарнасе. Середина IV в. до н. э. 

2.4 Архитектура эллинистического периода

Разрозненные города-государства  Греции IV в. до н. э, были завоеваны македонским  царем Филиппом, а в 332 г. до н. э. его сын Александр предпринимает ряд дальних походов и создает огромную державу, распавшуюся после его смерти на несколько эллинистических государств на обширной территории от Балкан до Индии, от Черноморья до Египта.

В зависимости от устойчивости местных  традиций эллинистическая культура оказала разное по силе влияние в  захваченных странах и сама претерпела значительные изменения. На смену стихийному развитию города пришла регулярная застройка с четким выделением общественных и религиозных центров, главных магистралей.

Гипподамова система была применена  при реконструкции Милета и строительстве  Приемы, заменившей город Гелину, разрушенную  землетрясением и смытую наводнением. Приена (IV—II вв. до н. э.) располагалась на крутом склоне горы недалеко от моря и примыкала с юга к скале акрополя. Ее продольные улицы имели широтную ориентацию, поперечные пересекали склон и в большинстве случаев представляли собой лестницы. Живописность такой планировки не скрывает, однако, недостатков применения в подобных условиях абстрактно геометрического трассирования магистралей, не характерного в целом для греческой архитектуры, сооружения которой возводились в гармонии с природой и градостроительный замысел исходил из условий рельефа.

Милет (рис. 10) получил новую регулярную планировку в эпоху эллинизма. Расположенный на изрезанном бухтами полуострове, город огражден со стороны материка изломанной в плане линией стен. Торговый характер города определил тяготение центра к гавани, насыщенность его портовыми сооружениями. Здания общественного назначения объединялись здесь стоями ионического ордера. С юга к главной площади примыкал Большой рынок размером 162x116 м, окруженный дорическим портиком, за которым с юго-востока и юго-запада располагались торговые и складские помещения. Обе площади, завершенные уже при римлянах, композиционно связывались зданием Булевтерия. Он имел зал, вмещавший 1500 человек и предназначался для заседаний совета города. Культурный центр Милета к западу от Большого рынка включал театр, гимнасий и стадион, живописно расположенные вокруг бухты. Жилые кварталы деловой части города более мелки.

Рис. 10. Город Милет. II в. до н. э. План.

В некоторых городах сохранялась  подчиненная рельефу планировка центральных частей, сложившихся  еще в эпохи архаики и классики. В Пергаме сооружения акрополя живописно развернуты на концентрических террасах, ниспадающих к морю гак, что центром композиции, ее ключом, стал театр на 14 тыс. зрителей.

Простота и монументальность классики сменяются динамизмом, размельченностью, богатством деталей, игрой света  и тени, активным использованием перепадов высот в качестве дополнительных средств достижения выразительности архитектуры. Идея обобщения застройки площадей пери-стильными колоннадами проникает и в культовую архитектуру. Святилище Афины в Пергаме представляет обширную площадь, окруженную с трех сторон двухъярусной стоей; южнее святилища располагался алтарь Зевса, также решенный в виде ионического перистиля. Цоколь алтаря обработан скульптурным фризом общей длиной 120 м, изображающим борьбу богов с гигантами (рис. 11). Динамичная, эмоционально напряженная композиция скульптурных групп алтаря характеризует общую направленность искусства эллинистической эпохи, его склонность к психологической характеристике, изображению грандиозных и драматичных событий.

Рис. 11. Алтарь Зевса в Пергаме. 180 г. до н. э. Общий вид, план.

В использовании ордеров уже  не придерживались канонических схем. Ордер сохраняет значение основной конструктивно-художественной системы, но приобретает более богатые декоративные формы. В сочетаниях ордеров по вертикали (в стоях) придерживаются принципа тектонической последовательности: монументальный дорический—внизу, легкий ионический—на втором ярусе. В объемно-планировочных решениях фасад украшается дорическим или ионическим ордером, в интерьер вводятся изящные коринфские колонны. Излюбленным становится ионический ордер.

По-прежнему сохраняется изолированность  жилища от внешней среды. Богатые  дома имели бассейны, щедро украшенные росписью, мозаикой, скульптурой интерьеры. В озелененном дворе устраивались уютные места для отдыха, фонтаны. Греки строили хорошо оборудованные гавани, маяки. История сохранила описания гигантских маяков на о. Родос и на о. Фарос в Александрии.

Родосский маяк представлял собой огромную статую из меди, изображавшую Гелиоса — бога Солнца и покровителя острова (рис. 12) — с зажженным факелом, указывающего вход в гавань. Статуя была сооружена родосцами ок. 235 г. до н. э. в честь своих военных побед. От нее не сохранилось ничего; неизвестно даже, какой она была высоты. Греческий историк Филон называет цифру «семьдесят локтей», т. е. около 40 м.

Рис. 12.Стагуя-маяк на о. Родос. III в. до н. э. Реконструкция общего вида.

Республиканский строй Родоса способствовал  необычайному расцвету искусства. Чтобы  судить о родосской скульптурной школе, достаточно упомянуть всемирно известное произведение «Лаокоон».

В эпоху эллинизма греческая  культура проникает в самые отдаленные уголки цивилизованного мира. Культурному обмену способствовали обширные завоевания Александра Македонского. «Высочайший внутренний расцвет Греции совпал с эпохой Перинла, высочайший внешний расцвет — с эпохой Александра», — писал К. Маркс.

 

Заключение

Греческий полис, возникший  в начале I тысячелетия до н.э. оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.

    Греческий полис предоставил  благоприятные возможности для  развития экономики, формирования  социальной структуры, политической  организации и культуры греческого  народа. Эти благоприятные возможности  создались потому, что форма мелких  государств оказалась хорошо  приспособленной к естественным  условиям, рельефу и природной  среде. В такой замкнутой общине, с достаточным количеством земель, сырья для ремесленных производств,  связанной по морю с другими  аналогичными общинами, были созданы  все условия для развития разных  отраслей экономики. Именно в рамках полисного строя древние греки создали в классический период своей истории блестящую цивилизацию, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу почетное место во всемирной истории.

   Но греческий полис мог  существовать как независимое  государство лишь в том случае, если он представлял собой  сплоченный коллектив жителей,  равноправных граждан, обеспеченных  земельным участком, активно принимающих  участие в политической жизни  полиса и защищающих его в  ополчении. Отсюда рождалась политика  по сохранению этого единства, сдерживания имущественной концентрации, с одной стороны, и поддержания  достаточного прожиточного минимума  беднеющих сограждан – с другой, поощрение политической активности  граждан через участие в Народном  собрании.

   Древнегреческие  полисы подарили миру множество  разнообразных форм правления,  включая тиранию, монархию, демократию, власть олигархии, аристократии. Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика /афинская демократия/. Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан

Для своего времени полис может  считаться наиболее совершенной  формой политической организации.

Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.

Информация о работе Город – полис и новое в градостроительной политике греческих архитекторов