Город – полис и новое в градостроительной политике греческих архитекторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:21, реферат

Краткое описание

Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных земель, особенно таких которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Особенности становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……3
Полис древней Греции: его общая характеристика…………………..……5
Архитектура Древней Греции. XII век до н.э. – I век н.э………………….10
2. 1 Архитектура Гомеровского периода……………………………….…..12
2.2 Архитектура архаического периода……………………………….……12
2.3 Архитектура классического периода……………………………………19
2.4 Архитектура эллинистического периода……………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...32
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговый вариант.docx

— 654.07 Кб (Скачать файл)

Многие детали полисной жизни  неясны до сих пор и это оставляет  простор для свободных трактовок  и разнообразных гипотез, а также  лишний раз подчеркивает сложный  характер древнегреческих общественных отношений.

 

2. Архитектура Древней  Греции. XII век до н.э. – I век н.э.

К XII в. до н. э. распад микенского государства  и упадок его культуры были ускорены нашествием дорян. Несмотря на разрушение крито-микенской культуры дорийскими племенами, она послужила ступенью в формировании античной культуры Восточного Средиземноморья.

Центром античной греческой культуры стал Балканский полуостров. Здесь  в результате вторжений и перемещений  ахейских, дорийских, ионийсних и  других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая  форма хозяйства, укрепившая различные  области экономики: ремесло, торговлю, земледелие. Развитие экономических  связей эллинского мира способствовало его политическому сплочению; предприимчивость мореходов, заселявших новые земли, благоприятствовала распространению  греческой культуры, ее обновлению и совершенствованию, созданию различных местных школ в едином русле общеэллинской архитектуры. В результате борьбы демоса (свободного населения городов) против родовой аристократии складываются государства — полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане. Демократическая форма правления способствовала развитию общественной жизни городов, формированию различных общественных учреждений, для которых строили залы собраний и пиров, здания совета старейшин и др. Их размещали на площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки (рис. 1). Религиозным и политическим центром города был акрополь, расположенный на высоком холме и хорошо укрепленный. Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов—покровителей города.

Рис. 1. Агора в Ассосе. Градостроительное завершение площадь получила в эллинистический период. 

Религия занимала большое место  в общественной идеологии древних  греков. Боги были близки людям, их наделяли человеческими достоинствами и недостатками в преувеличенных размерах. Но вместе с тем люди верили в их могущество, приносили им жертвы и строили храмы по образу своих жилищ.

Сухой субтропический климат Греции, горный рельеф, высокая сейсмичность, наличие высококачественного строительного леса, известняка, мрамора, которые легко поддаются обработке и моделировке в каменных конструкциях, определили «технические» предпосылки греческой архитектуры.

Этапы развития древнегреческой  архитектуры

XIII—XII вв. до н. э. — Гомеровский период, живо и красочно описанный поэмами Гомера;

VII—VI вв. до н.э. — архаический период (борьба рабовладельческой демократиии против родовой знати, становление городов-полисов);

V—IV вв. до н. э. — классический период (греко-персидские войны, эпоха расцвета культуры, разложение союза полисов);

IV в. до н.э.—I в. н.э. — эллинистический период (создание империи Александра Македонского, распространение греческой культуры и ее расцвет в колониях Малой Азии).

2. 1 Архитектура Гомеровского периода

Архитектурой этого периода  продолжаются крито-миненские традиции. Древнейшие жилые дома, сложенные из кирпича-сырца или бутового камня мегароны, имели закругленную стену, противоположную входу. С введением каркаса, формованного кирпича и тесаных каменных блоков стандартных размеров здания становились прямоугольными в плане.

2.2 Архитектура архаического периода

С ростом городов и формированием полиса складывается рабовладельческая тирания, опиравшаяся на поддержку свободного населения. Возникают различные формы общественных учреждений: симпосии, булевтерии, театры, стадионы.

Наряду с городскими храмами  и священными участками строятся общеэллинские святилища. Планировочная  композиция святилищ учитывала сложные  условия рельефа и сам характер религиозных церемоний, которые были прежде всего жизнерадостными праздниками с торжественными процессиями. Поэтому храмы размещались с учетом их визуального восприятия участниками шествий.

Одной из форм укрепления единства эллинских  городов были Олимпийские игры, впервые  проведенные в 776 г. до н. э. у священной горы Крон на полуострове Пелопонесс и устраивавшиеся регулярно каждые четыре года до 393 г. до н. э.

В архаический период происходит переход  от сырцовой кладки к каменной, складываются типы греческих храмов (рис. 2).

Рис. 2. Типы древнегреческих храмов: 1 — храм в антах; 2 — простиль; 3 — амфипростиль; 4 — периптер; 5 — диптер; 6 — псевдодиптер; 7 — толос.

Храм в антах развивает формы мегарона. Он состоит из прямоугольного в плане помещения целлы и портика. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика—антов.

Простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.

Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения. Культовые здания устанавливали на ступенчатое основание из камня — стереобат; его верхняя площадка называлась стилобат. С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала стены храмов, затем и остальные элементы здания — деревянные колонны и перекрытия — заменяются каменными. При этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся в камень.

Тектоника стоечно-балочной системы  портиков становится основным средством  для достижения художественной выразительности  зданий. Художественно переработанная логика стоечно-балочной конструкции заложена в основу древнегреческого архитектурного ордера. Пропорциональными соотношениями основных элементов ордера: колонн и балочного перекрытия —антаблемента—архитекторы Древней Греции умели создать образ легкого, изящного здания или монументального сооружения, в котором подчеркивалась напряженная работа колонн, несущих тяжелое строение крыши.

В эпоху архаики складываются дорический и ионический ордера.

Дорический ордер.

Дорический ордер, воплотивший  художественные идеалы суровых и  воинственных дорийских племен, получил  особенно широкое распространение в архаической Греции. Его составные части:   колонна, состоящая из ствола, имеющего вертикальные желобки (каннелюры), и капители; антаблемент, включающий архитрав, фриз и карниз (рис. 3 ).

Рис. 3. Капитель и антаблемент дорического ордера и его деревянный прототип.

База в дорическом ордере отсутствует, колонна ставилась непосредственно на стилобат. Ствол ее делался кверху тоньше и имел легкую выпуклость—энтазис, что вместе с каннелюрами создавало впечатление напряженности конструкции, стройности колонны. Капитель, передающая вес антаблемента на колонны, также в художественной форме выражает идею борьбы с тяжестью и состоит из абаки — квадратной плиты, и эхина — сплюснутой круглой подушки. В частях антаблемента сохранена Конструктивная логика деревянного прототипа дорического ордера.

В эпоху развитой архаики для  строительства храмов применялся известняк, легко поддающийся отделке. Вырабатываются основные приемы каменной кладки, транспортировки  и подъема блоков. Подогнанные  друг к другу блоки укладывали насухо, скрепляли железными штырями  и скобами с заливкой пазов  свинцом. Принцип сборности требовал высокой точности обработки деталей, продуманной последовательности работ, внедрения в строительство стандартизации, системы пропорционирования и модулирования  сооружений.

Большинство блоков доставлялось из каменоломен в готовом виде. Некоторые  из них, например барабаны колонн, обрабатывали уже после сборки. После завершения кладки внешние поверхности тщательно  отделывали. Стены храмовых целл и фронтоны штукатурили для грунтовки поверхности под окраску. Древние греки любили украшать свои храмы яркой росписью, накладными металлическими деталями, монументальной скульптурой, рельефом. Для перевозки блоков, особенно крупных архитравных балок, применялась окантовка их деревянными брусьями, образующими форму колеса. При монтаже для подъема блоков в них прорубались петлеобразные пазы, в которые закладывались веревки подъемного механизма, использовались клинья-анкеры и другие приспособления.

Дорический ордер архаики отличается грузными формами, тяжеловесными пропорциями, сильно акцентированным сужением колонн под капителью, сочными, пластичными изгибами широкого эхина, наивным реализмом скульптур, несколько условных и статичных. Ведущим архитектурным типом в это время был периптер.

Древнейшие из сохранившихся дорических сооружений греков — храмы на о. Сицилия (ансамбль в Селинунте, середина VI в. до н. э.) и в Посейдонии на юго-западном берегу Италии (храмы в Пестуме, середина VI в. до н. э.) — земледельческих колониях греков.

Ионический ордер.

В эпоху расцвета средиземноморских  колоний греков, основанных ионийскими племенами, вытесненными дорянами с  Балкан, начинается, а точнее, продолжается формирование ионического ордера. Колонна ионического ордера опирается на базу, ствол имеет каннелюры, разделенные тонкими ребрами. Капитель с завитками восходит своими формами к древнейшим растительным мотивам завершений колонн в архитектуре Эгейского мира.

Трехчастный, аналогично дорическому, антаблемент зрелого ионического  ордера вначале не имел фриза, как  и его деревянный предшественник. Введенный впоследствии фриз стал поясом, несущим декоративные и скульптурные украшения (рис. 4).

Рис. 4. Капитель и антаблемент ионического ордера и его деревянный прототип.

Гигантский диптер, храм Артемиды в Эфесе (IV в. до н.э.) — одно из самых древних сооружений ионического ордера — перестроен в эпоху эллинизма. Его ордер еще не имел фриза, зато нижние барабаны колонн были отделаны скульптурным рельефом. Храм поставили на болотистом участке, считая, что мягкая почва послужит амортизатором при землетрясениях. Но, чтобы здание не погрузилось в трясину, под его основанием был вырыт глубокий котлован, который наполнили смесью шерсти и древесного угля. Храм Артемиды причислялся к семи чудесам света.

В эпоху архаики складываются градостроительные  принципы греческого поселения, его общественного и религиозного центров в виде агоры и акрополя. Было завершено в основных чертах формирование греческого храма, отработаны конструкции и методы каменного строительства, создана ордерная система. Заимствовавший структуру деревянной конструкции, каменный ордер утвердился, как самостоятельная с конструктивной и художественной точек зрения тектоническая система.

2.3 Архитектура классического периода

В начале V в. до н. э. греко-персидские войны заканчиваются победой  Греции, закрепившей преимущества прогрессивного экономического уклада греков, более передового по сравнению с восточными деспотиями общественного устройства. Военно-политические и экономические успехи способствовали возвышению и расцвету Афин, Спарты, Сиракуз.

В Греции получает развитие новая  форма государственного устройства — рабовладельческая демократия. Начинается новый подъем искусства, науки, философии, архитектуры. Идеалом греческой культуры этого периода становится образ воина—гражданина, всесторонне развитого  человека. Города-колонии Малой Азии были ослаблены войнами и поэтому первая половина V в. до н. э. отмечена преобладанием в греческой архитектуре дорического ордера.

Прекрасный пример раннеклассической  архитектуры представляет небольшой храм Афины Афайи на о. Эгина, в ясных и гармоничных пропорциях которого воплотились патриотические идеи греков (храм был сооружен в честь победы над троянцами). Храм Зевса в Олимпии, несмотря на крупные размеры, также не вызывает ощущения тяжеловесности. Его пропорции доведены до классического совершенства. Масштабный строй этого храма и даже размеры его колонн приобрели значение нормы при возведении храмов последующего времени. В его интерьере была установлена статуя Зевса — главного бога греческого пантеона, — изваянная великим греческим скульптором Фидием. Фронтоны и фризы целлы были украшены рельефами и скульптурой.

В период классики утверждается канонический тип храма: по числу колонн, пропорциям, архитектурной образности. Отношение  количества колонн на торцовом и боковом  фасадах, определяющее, по существу, габариты плана, устанавливалось по формуле: nx(2n+1), где n — число колонн торцового фасада, причем число это всегда принималось четным.

Модульная система размерностей —  важнейшее достижение греческой  архитектуры — была выработана для  решения задач художественной выразительности  и удобства заготовки элементов  здания.

Но стандартизация элементов зданий не привела греческую архитектуру к сухости и однообразию. Греки умели корректировать зрительные иллюзии, порождаемые четкой ортогональностью зданий. Кроме энтазиса колонн, легкие выпуклости (курватуры) придавались горизонтальным частям—антаблементу и стилобату, регулировались наклон колонн и расстояния между ними, что, кстати, повышало сейсмостойкость здания.

Афинский акрополь представляет одно из наиболее цельных и гармоничных произведений греческой архитектуры (рис. 5). Он расположен на высокой скале Пиргос, имеющей длину 300 м и ширину в средней части около 150 м. Храмами акрополя утверждалась идея военно-политической и культурной гегемонии Афин. Использованием в храмах дорического и ионического ордеров демонстрировалось единство греческих полисов. Процессии, устраивавшиеся раз в четыре года на акрополе, определяли композиционное построение ансамбля с постановкой храмов, учитывающей наилучший ракурс восприятия с установленной трассы движения процессии.

Информация о работе Город – полис и новое в градостроительной политике греческих архитекторов