Архитектурные формы создания среды жизнедеятельности человека в городе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

Цель работы: Изучить архитектурные формы.
Архитектурные формы в городской среде. Современный город стал жизненной средой для множества людей. В городах сосредоточены гигантские производственные силы; они – основные рычаги культуры, экономического и социального прогресса.

Содержание

Цель работы………………………………………………..….……………….…3
Объект работы……………………………………………………..…………......3
Материал работы………………………………………………………………...3
Методы исследования…………………………………………………….…….3
Введение………………………………………………………………………......4
Основное содержание работы………………………………………………….5
Понятие «архитектурных форм» ………………………………………5
История развития «архитектурных форм»……………………...……7
Логика понимания «архитектурной формы» …………………..……8
История и память в архитектуре………………………………………11
Заключение……………………………………………………….....................…14
Список использованных источников………………………………….…….15

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектурные формы.docx

— 37.01 Кб (Скачать файл)

РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

“МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА”

 

 

Реферат на тему: “Архитектурные формы  создания среды жизнедеятельности  человека в городе”

 

 

 

 

 

                                                                                                     Выполнила: студентка 2 курса Тинина Д.В.

            Строительного факультета по специальности

        «Промышленное и гражданское строительство»

                                                                                                     Проверил: Доцент Виликотская Л.А.

 

 

 

 

Рязань 2012г.

Оглавление

 

Цель работы………………………………………………..….……………….…3

Объект работы……………………………………………………..…………......3

Материал работы………………………………………………………………...3

Методы исследования…………………………………………………….…….3

Введение………………………………………………………………………......4

Основное содержание работы………………………………………………….5

  • Понятие «архитектурных форм» ………………………………………5
  • История развития «архитектурных форм»……………………...……7
  • Логика понимания «архитектурной формы» …………………..……8
  • История и память в архитектуре………………………………………11

Заключение……………………………………………………….....................…14

Список  использованных источников………………………………….…….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель работы

Изучить архитектурные формы.

 

Объект работы

       Архитектурные формы в городской среде. Современный город стал жизненной средой для множества людей. В городах сосредоточены гигантские производственные силы; они – основные рычаги культуры, экономического и социального прогресса.

 

Материал работы

       Составили идеи и концепции, возникшие в последние десятилетия в теории архитектуры.

 

Методы исследования

  • теоретический анализ;
  • изучение исторического опыта;
  • включенное наблюдение.

 

 

 

 

Введение

 

             Архитектура – это система архитектурно-пространственных форм, оказывающих на человека  воздействие, это среда в которой человечество существует, которая противостоит  природе и связывает человека с природой, среда, которую человечество создаёт, чтобы жить, и оставляет потомкам в наследство.  Архитектура, представляет собой всеобъемлющий феномен человеческого бытия, включена во все сферы жизни и может рассматриваться как система постоянного обмена информацией между человеком и созданной им искусственной средой. Рассматривая архитектуру как процесс и средство организации пространства жизнедеятельности людей, мы должны рассматривать не только организацию потребительской (бытовой или непроизводственной) сферы, но и эмоционального воздействия и эстетического восприятия архитектуры.

             "Архитектура - это летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшей нации. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отживших уже людях. Чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей  жизни и погрузила бы нас в их быт, привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за их существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения".

Н.В. Гоголь.

 

 

 

 

 

Основное содержание работы

Понятие «архитектурных форм»

 

           Архитектурная форма — организация пространства и материальных структур объекта (здание, сооружение, группа построек), обеспечивающая необходимые физические качества окружения и целесообразную упорядоченность определенного комплекса процессов жизнедеятельности, символически выражающая при этом информацию об этих процессах и связанные с ними значения. Соотносимая с функцией объекта как способ ее осуществления (форма для данного содержания), она должна выражать ее, но отнюдь не обязательно следовать в своих физических параметрах ее пространственной артикуляции (требование, которое пытался ввести как догму ортодоксальный функционализм; изменчивость функций при этом вела к моральному устареванию формы, опережающему физическую амортизацию материальных структур). Архитектурная форма не только структура, строение «вещи в себе»; она возникает прежде всего в сознании, представлении, т. е. идеально, отражая комплекс субъектно-объектных отношений, идеальные модели и ценности, присущие данной культуре. В ней конкретизируется целеполагание строительной деятельности. Идеальная форма может получить промежуточную фиксацию в материальных моделях проекта (или архитектурной фантазии) — вербальных описаниях условных изображениях на плоскости, объемных макетах. Ее окончательное воплощение в организации материала, конструкциях, требующее значительных затрат материальных ресурсов и труда, осознается как акция настолько значительная, что становится предметом символического выражения в форме (таким образом могут раскрываться морфология конструкции, действующие в ней напряжения, свойства материала и методы осуществления формы).

В архитектурных формах соединяются  все возможные отношения человека к архитектурным сооружениям  и выражаются отношения между  людьми, природой и техникой, так  или иначе опредмеченные в  культуре.

Обычно архитектурные  формы  делятся на:

  • исторические и современные;
  • по странам и народам (греческие, римские, китайские, индийские);
  • по стилям (классические, романские, готические, византийские);
  • в соответствии с частями зданий (проемы, стены, лестницы, ограждения и пр.);
  • по материалу (каменные, кирпичные, металлические );
  • по отношению к конструкциям (конструктивные и декоративные).

Архитектурные формы  символизируют одновременно:

    • утилитарную функцию (дверь - вход, скамья - сиденье, и т.п.);
    • некоторую мифологическую интерпретацию (купол - небо, алтарь - святая святых, атриум - символ отцовской власти и т.п.);
    • стиль и эпоху (классицизм - античность, египетский стиль - археологическая древность);
    • особые свойства постройки (циклопическая кладка - крепость, руст - сельская постройка, гладкие стены – современная индустрия).

Всякое значение формы, будучи воспринимаемым, становится символическим  в том числе функция и конструкция. Если сама по себе функция  может пониматься как вербальное описание свойств предмета, то будучи выраженной в материале, она становится и одним из ее символических значений.  

 

 

История развития «архитектурных форм»

 

           Несмотря на широкое употребление понятий архитектурного пространства и архитектурной среды, все таки центральное место в инвентаре архитектурной мысли остается за понятием архитектурной формы. В известной степени употребительность этого понятия можно объяснить тем, что оно выступает и в функции категории, то есть на его основе строятся более конкретные понятия, такие как «классические архитектурные формы», «современные архитектурные формы» и т.п.

Исторически содержание этого  понятия неуклонно расширялось.            Античное понимание категории «архитектурная форма» не скрывает их ремесленное происхождение, связанное с производством вещей по определенным нормативным описаниям, которые и толковались как формы самих предметов и философски возводились к некоей «вечной» и неразрушимой на фоне разрушающихся  предметов космической сущности: идее, форме предмета.  
Об объеме понятия до эпохи Возрождения говорить трудно, у нас нет достаточных текстуальных свидетельств. Достаточно сказать, например, что Витрувий его вообще не употребляет. Но начиная с Ренессанса оно все прочнее входит в обиход, а его объем неуклонно расширяется. Сначала к архитектурным формам относят только реконструкции архитектурных форм классической древности,  затем к концу 18 столетия, в число архитектурных форм попадают рациональные геометрические и изобразительные метафоры французских зодчих, вслед за ними - усилиями романтиков в круг архитектурных форм включается готика. Категория «архитектурная форма» начала осознаваться как форма самого мышления. Философская мысль, исследуя категорию «архитектурная форма», имеет дело уже не с ремесленным производством, а с производством научных знаний и их систем, сменой стилей в искусстве и с развитием самих философских концепций.   
В 19 столетии археология обогащает число архитектурных форм материалами археологических обмеров и реконструкций  сооружений древних  цивилизаций, в том числе и архитектуры стран Азии, Ближнего востока и Нового света.

Позднее Наконец, в наши дни  категория «архитектурная форма» развертывается в систему  новых категорий  для нужд  научной и технической деятельности, социального и культурного действия.    
Несмотря на то, что увлечение наукой и научными категориями временами оттесняло традиционную категорию - «архитектурная форма» на периферию архитектурной мысли, она  продолжала широко использоваться  в среде проектировщиков,  в архитектурной критике и в истории архитектуры.

Логика понимания «архитектурной формы»

 

            Понятие архитектурной формы остается и в центре современных теоретических дискуссий, хотя многие авторы, предлагающие самые разные теоретические и экспериментальные опыты интерпретации архитектурных форм не дают точного определения.

Как только мы начинаем рассматривать  понятие архитектурной формы  с точки зрения логики профессионального  мышления,  мы сталкиваемся с тем, что имеем дело  с одной из основных философских категорий, но сразу же обнаруживаем, что категория формы в философии разработана не настолько, чтобы можно было «применить» ее в архитектуре.  И дело тут не в отсталости философии. Если взять современный философский словарь, отражающий основные направления современной западной философской мысли, то в нем статьи «форма» не найдем вообще. 

 В «Философской энциклопедии» советских времен статья «форма» написана А.Кураевым, который пишет: «Содержание и форма - философские категории, во взаимосвязи которых, содержание, будучи определяющей стороной  целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания».  Это определение весьма туманно. Поэтому необходимо начинать с  наивных вопросов о том, что такое форма вообще. 
Кажется очевидным, что всякий предмет имеет какую то форму. Например - вот это яблоко имеет форму шара, а вот эта груша - форму ...груши. Этот пример показывает, что мы зачастую не можем назвать форму предмета никаким именем, отличным от его собственного. Говоря о форме мы постоянно обращаемся к некоторому каталогу форм. В случае с яблоком мы обратились к геометрическому понятию - шару. В случае с грушей у нас такого геометрического понятия нет и мы можем пользоваться либо очень приблизительными определениями типа «треугольник», «конус» или просто назвать форму груши «грушевидной».

Приходится признать, что форма  предмета принадлежит не столько  самому предмету, сколько нашим познавательным средствам, мышлению. Мы умеем видеть в предметах только те формы, которые освоены знанием и мышлением в культурной традиции и языке..Там где соответствующих стереотипов усмотрения формы нет, там мы ее попросту не видим, хотя предмет перед нами и в его существовании нет никаких сомнений. Формы, которые мы видим в предметах, есть конструкции мысли и в какой то мере

формы самого мышления.

Заметим, что на понимание и восприятие архитектурной формы наложило отпечаток  обыденное словоупотребление, сложившееся  в русском языке. Слово «форма»  привычно используется, чтобы охарактеризовать геометрические свойства объекта, отвлеченные  от его материальности, структурности, его (объекта) вовлеченности в жизнедеятельности  и его значений. Мы говорим о  форме шара и форме круга, о  кубической и квадратной форме. Этот второй смысл, которому соответствует  термин «очертание», не включает сущностные аспекты понятия «архитектурная форма», не соотносится с его содержанием. Быть может стремление отграничиться от этой абстракции объясняет столь популярные в недавние десятилетия утверждения о внешней детерминированности архитектурной формы.

Но функция может полноценно реализоваться только через целостность  гармонично организованной, выразительной  формы. Сама форма функциональна. Она  обладает и некой мерой самоценности. И процесс архитектурного творчества, независимо от принятой концепции, никогда  не развертывается в одном лишь направлении  — от функции к форме как  конечному результату. Практически  форма закономерностями упорядоченности  своих структур подсказывает новые  «ходы» в организации функции, ее уточнении и совершенствовании, рождая встречное движение мысли  — от формы к функции.

К тому же формы живут дольше функций  и материально, и идеально. Здание может утратить первоначальную практическую предназначенность и значения, заложенные в его символику. Форма, сохранившая  свою морфологию, осваивается новой  функцией; к ней адаптируются иные процессы жизнедеятельности, ее символика  наполняется новыми смыслами, а упорядоченность  соотносится с новой системой эстетических ценностей. Форма памятника  архитектуры обретает новое качество, отвечающее потребностям и ценностным установкам людей иного времени (Парфенон, функция которого сводится теперь к символическому воплощению историко-культурных и мифологических значений и демонстрации самоценной гармонии формы; императорские дворцы Санкт-Петербурга и его окрестностей, превращенные в историко-культурные и художественные музеи; руины терм Диоклетиана в Риме, превращенные в католический храм; городская усадьба  Пашкова в Москве, ставшая частью Российской государственной библиотеки и пр.).

Представление о форме имеет  фундаментальное значение для эстетической ценности и эстетической оценки. Вместе с тем в архитектуре оно  не ограничено уровнем эстетического  и художественного, с которым  связано неразделимо. Эстетически  и художественно значимый способ упорядочения материальной структуры, обращающий ее в архитектурную форму, оказывается и способом осуществления  социального назначения; он связан (хоть и неоднозначно) и с технико-конструктивной упорядоченностью. Через форму осуществляется функция. На нее, прежде всего, направлена профессиональная деятельность зодчего, преобразующего аморфную материю по законам природы, социальной целесообразности и красоты.

Информация о работе Архитектурные формы создания среды жизнедеятельности человека в городе