Архитектурно-градостроительный памятник А.П. Зенкова Свято-Вознесенский собор города Алматы и его использование в туристско-экскурсионно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:00, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть и изучить особенности архитектурно – градостроительного памятника Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы и его использование в туристско-экскурсионном потенциале.
Для реализации цели выдвинут ряд задач:
- определить существенную роль Андрея Павловича Зенкова в истории и в жизни города Алматы;
- рассмотреть самые значимые этапы истории строительства Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы;
- выявить современную значимость Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы.

Содержание

Введение
А.П. Зенков в истории города Алматы
История строительства Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы
Современная панорама Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

памятник 1.docx

— 44.40 Кб (Скачать файл)

Многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Это применение железобетонных конструкций, антисептиков, приточно-вытяжных систем вентиляций и специальных  каналов. Благодаря инициативе производителя  работ Зенкова, при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что создало надежную основу сооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен была укреплена по углам и в простенках: срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Нагели в стенах устанавливались чаще обычного, а ствол колокольни и барабаны куполов в прямом смысле прошиты насквозь металлическими связями. Сруб центрального барабана скреплен стальными накладками; плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихся балок, обеспечивает надежную связь стен его восьмерика в верхней части. Все стропила укреплены металлическими связями и скобами, обрешетка кровли сделана в виде сплошного дощатого настила.

Завершилось строительство  в августе 1907 года. По желанию жителей  города собор был посвящен «Вознесению  Господа». Разрушительное землетрясение  в 1911 году, стало серьезным испытанием для нового храма. Его строителям было чем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор  при грандиозной высоте своей  представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и  работала, как гибкий брус, заделанный одним концом.

Вслед за этим испытанием последовал ряд ремонтных и отделочных работ  на соборе. С наибольшим размахом они  проводились перед празднованием 300-летия Дома Романовых в 1913 г. Как  показал анализ архивных фотографий и результатов обследования самого здания, по этому случаю в отделке  собора преобладали цвета российского  флага. Так, металлическое кровельное покрытие «в шашку» на центральном  куполе было перекрашено в белый, синий, красный цвета, а на карнизах фасадов «российский флаг» можно  было встретить до последней реставрации.

Многое изменилось в Верном после 1917 года. То, что еще вчера вызывало чувство гордости в сердцах его горожан, стало символом «темноты и невежества». В 1929 году были сброшены колокола со звонницы Свято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный по своей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована вся церковная утварь, иконы и библиотека. В 30-х годах городские власти размещают здесь радиостанцию, затем Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания7.

Смена функций здания закономерно  повлекла изменение и пространственной среды вокруг него: засаживались аллеи, благодаря которым оно и когда-то просматривалось с отдаленных точек  города, и по которым далеко разносился звон колоколов. Яркое многоцветие куполов скрылось под зеленой краской, более удовлетворявшей вкусы того времени, маскируя функциональное назначение здания; спокойные охристые тона фасадов и интерьеров сменились на революционно-розовые. Ничто, кроме двух каменных надгробий, не напоминает, о том, что западная часть городского парка когда-то была кладбищем. А когда в 1995 году собор перешел в пользование церкви, уже стерлось в памяти даже его точное название.

С «Перестройкой» в 90-х года в России пошел процесс передачи храмов-памятников в пользование  церкви, на уровне правительства стал подниматься вопрос о реставрации  этого здания с восстановлением  его первоначального вида и функций. В 1994 году государством было решено создать  здесь действующий собор-музей, и  были выделены средства на начальный  этап работ для подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений. А 18 апреля 1995 года здание официально было полностью передано в бессрочное пользование Алматинско-Семипалатинской епархии решением Президента Республики Нурсултана Назарбаева.

Восстановление кафедрального  собора начало проводиться с богослужениями. К его освящению Святейшим  патриархом Всея Руси Алексием II, намеченному летом 1995 г., были восстановлены алтарь, ризница, притвор, проведены мероприятия по водоотводу, обеспечению пожарной безопасности, восстановлению нормальной вентиляции и организации эвакуационных путей. На звонницу были подняты новые колокола, отлитые к тому времени в Москве на средства, собранные алмаатинцами.

 

Современная панорама Свято-Вознесенского собора города Алматы

 

Всякий город запечатлевается  в памяти в первую очередь зрительными  образами, которые претерпевают сложные  превращения в глубинах нашей  души. Картины современного Алматы остаются в памяти со сверкающими жемчужными горнами вершинами и радужными городскими фонтанами, разноликой и шумной толпой городских базаров, монументом на новой площади – венцом творения и символом конца советской эпохи. И, конечно же, со странным собором в парке 28 Панфиловцев, жизнеутверждающее великолепие которого не может покорить сердце любого, кто видел его однажды.

Сегодня полностью восстановлено  функционирование собора в соответствии с канонами церкви. Но еще ждет своей  очереди трехъярусный иконостас, будут  реставрироваться цементные полы с  редким узором из метлахских плиток; продолжается декоративная отделка интерьеров, ведутся  мероприятия по укреплению колокольни. Архивные документы и материалы  обследования здания дают возможность  для более точной реставрации  фасадов. И хотя пока остается открытым вопрос об организации пространства охраной зоны памятника, реставрации  бывшего церковного домика, реставрация  собора продолжается.

Но, несмотря на все это, на сегодняшний день Свято-Вознесенский собор представляет собой одно из исторических мест города Алматы, которое посещается не только многочисленными православными паломниками и туристами из разных стран, но и также представителями других вероисповеданий. Ежедневно здесь совершаются богослужения с многочисленными прихожанами, красивым церковными пением, колокольным звоном и поучительной проповедью. Проводятся специальные экскурсии, сопровождением одного из священника.

Свято-Вознесенский кафедральный собор – это место молитв и  уединений. Многие жители и гости  города идут в этот собор с чувством и благоговения. В этом здании оживают  славные страницы истории, пронизанные  духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами. Это памятник былого, нитей, связывающих нас с  родной землей и предшествующими  поколениями.

Собор великолепен и огромен. Под его сводами масса южного солнца, света и тепла, оно льется из окон в куполе на каменные плиты  пола, в ясный, солнечный день белый  купол кажется летящим ввысь. Внутри собор превосходно украшен. В Киеве были заказаны иконы больших  размеров – почти метр в ширину и полтора метра в высоту. Они  были написаны яркими праздничными красками на золотом чеканном фоне. Изображение  над Царскими вратами представляло копию с «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Иконостасную стену для  собора выполнил по рисункам Зенкова житель г. Верного Усырёв. Она была сделана из ели и тополя, выкрашена белой краской, украшена искусной позолоченной резьбой. Иконостас был украшен голубыми и розовыми похожими на картины иконами, которые Зенков поручил выполнить художнику Хлудову.

В 2007 году исполнилось 100 лет  с тех пор, как возведен Вознесенский кафедральный собор – главный  православный храм и редкая по своей  красоте достопримечательность  Алматы. В 2010 году, в ходе официального визита в Республику Казахстан, Божественную Литургию в Вознесенском соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Более 100 лет прошло с тех  пор, как был построен собор –  главный православный храм и редкая по своей красоте достопримечательность  Алматы. С уверенностью на сегодняшний день, можно сказать, что здесь в Казахстане – в центре Азии, Вознесенский собор при внимательном рассмотрении открывает истину о том, насколько предопределен и генетически заложен в истории синтез культур Запада и Востока. Кафедральный собор города Алматы ярко демонстрирует непрерывность культурного диалога, происходящего бесконечно на том участке континента, закономерно продолжая ряд уникальных архитектурных и исторических памятников Центральной Азии: мавзолей Ходжа Ахмеда Яссови, воздвигнутый покровителем Азии Тимуром над могилой святого в Туркестане; Айша-Биби – мавзолей, построенный Караханидами, пришедшими из Восточного Туркестана в долину Таласа и основавшими здесь могущественное государство, на протяжении нескольких веков контролировавшие Шелковый путь; мавзолей Жоши-хана, старшего сына Чингиз – хана, в Улытау, на территории, бывшей когда-то одним из центров Монгольской империи… Построенный на рубеже столетий в эпоху апогея расцвета эклектики, собор являет собой яркий пример Российской колониальной архитектуры начала 20 века.

Прекрасные архитектурные  формы, стилистические особенности, удивительные для своего времени конструкции, и богатое прошлое делают Свято-Вознесенский собор уникальным по значению памятником 19-20 веков за пределами Республики Казахстан.

Своей внешней и внутренней красотой, собор привлекает местных  художников, начинающих строителей, красота  церковного пения, которое звучит здесь  ежедневно, привлекает студентов и  композиторов, которые обучаются  музыки.

Свято-Вознесенский кафедральный собор, величественно возвышающийся  в самом сердце Алматы, является духовным центром Казахстана, центром алматинской епархии. Даже на фоне окружающих его многоэтажных зданий, собор выделяется своим величием и строгой красотой. Собор по праву является украшением и гордостью Алматы.

 

Заключение

 

Архитектура провинциальных городов России конца 19 – начало 20 века, ставшая отголоском модных тенденций, протекающих в архитектурной  жизни Санкт-Петербурга и Москвы на рубеже веков, носила эклектико-стилизаторский характер с элементами «модерна». Верный не остался в стороне от новых веяний, характерных для зодчества тех лет. Рост города – крупного административного центра Семиреченской области, способствовал появлению зданий с новыми типологическими характеристиками и свойственным этому периоду многообразием стилевых направлений. Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы – это выдающееся произведение зодчества. Выделяясь отточенной гармонией архитектурных форм и пропорций в ряду памятников архитектуры Центральной Азии, он представляет собой яркий пример достижений строительного искусства своей эпохи.

В данной работе был изучен Свято-Вознесенский кафедральный собор, где так же была изучена история, проблемы, актуальность данной работы.

И по итогам все работы можно  сделать выводы. С древнейших времён и до наших дней Православная Церковь  обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но и в области церковного искусства. Как известно, среди прочих церковных искусств особо значимое место занимает храмовая архитектура, такая как кафедральный собор города Алматы. И это естественно, потому что храм в жизни Церкви - нечто гораздо большее, чем просто строение, каким бы ни было оно замечательным, или место церковных собраний; храм - это полное и органическое воплощение самой сути Церкви. В храме Церковь видит выражение Православия в его целом, Православия как такового. Церковное искусство и жизнь Церкви взаимосвязаны и взаимообусловлены - поэтому, ни понять, ни объяснить церковного искусства вне Церкви и ее жизни невозможно.

Один из важнейших памятников исторической Алматы Свято-Вознесенский кафедральный собор, прошедшего столетний путь реставрации, обретений и утрат, пережившей периоды упадка и возрождения, стало совмещение в нем двух функций - музея и храма. Несомненно, Собор ценен не только со стороны истории, но и как величайшее произведение искусства.

В ходе работы, было выявлена огромная заслуга Зенкова в разработке принципов антисейсмичного строительства. Впоследствии его опыт послужил основой научных методов строительства сейсмостойких зданий Алматы.

На сегодняшний день Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы выдержал испытание разрушительного землетрясения в 1911 году, он прошел через социальные испытания 30-х и застойных лет позднего советского периода, и сегодня, в третьем тысячелетии, благодаря реставрации обретает новую жизнь. Ежедневно под сводами этого храма проводятся службы. Это место стало излюбленным посещением туристов и паломников, которых привлекает храмовая архитектура этого собора.

Архитектурное сооружение, такое  как Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы, должно поразить каждого человека, который пришел сюда, ведь, как и церковная музыка, так и церковная архитектура этого собора приводит людей к Богу.

 

Список литературы

 

Абишева З.М. Основы туристско-краеведческой работы: Учебное пособие. – Алматы: Казак Университеты, 2007. – 92 с.

Ауэзов Е.К., Кунаева Г.С. Алматы: Энциклопедия. – Алматы; ИД «Сredo», 2009. – 423 с.

Вуколов В.Н., М.К. Назарчук Основы туристско-краеведческой работы. Учебное пособие. – Алматы: 1998 – 81 с.

История Алматы. В 2-х томах. – Алматы: ИД «Сredo», 2009. Том 2. – 422 с.

Т.Н. Турекулов, Н.В. Турекулова. Алматы. История тысячелетия. – Алматы: «Сredo», 2008. – 240 с.

100 великих чудес света/  Автор – составитель Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2002. – 528 с.

Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы wwwssian-church (03.05.2011 г.)

Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы www.sedmitza (03.05.2011 г.)

Размещено на

1 История Алматы. В 2-х томах. – Алматы: ИД «Сredo», 2009. Том 2. С. 69

2 История Алматы. В 2-х томах. – Алматы: ИД «Сredo», 2009. Том 2. С. 70

3 Т.Н. Турекулов, Н.В. Турекулова. Алматы. История тысячелетия. – Алматы: «Сredo», 2008. С. 195

4 История Алматы. В 2-х томах. – Алматы: ИД «Сredo», 2009. Том 2. С. 71

5 Ауэзов Е.К., Кунаева Г.С. Алматы: Энциклопедия. – Алматы; ИД «Сredo», 2009. С. 123

6 Т.Н. Турекулов, Н.В. Турекулова. Алматы . История тысячелетия. – Алматы: «Сredo», 2008. С. 195

7 100 великих чудес света/  Автор – составитель Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2002. С. 481

Похожие рефераты:

Храмы Краснодара

Описание основных храмов и соборов Краснодара. Возведение архитектурных ансамблей и богослужебная  деятельность православного храма  во имя святого великомученика Георгия  Победоносца, Свято-Екатерининского  кафедрального собора и Свято-Троицкого  собора.

Достопримечательности Краснодара

Описание основных достопримечательностей Краснодара, к которым необходимо отнести, в первую очередь, его архитектуру  – недаром в начале ХХ в. город называли Маленьким Парижем. Главные улицы и бульвары, театры, памятники, кафедральные соборы Краснодара.

Информация о работе Архитектурно-градостроительный памятник А.П. Зенкова Свято-Вознесенский собор города Алматы и его использование в туристско-экскурсионно