Архитектурные памятники Петергофа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:13, реферат

Краткое описание

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Санкт-Петербурга и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов – все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Петродворец – это памятник огромной художественной ценности. Он принадлежит сокровищнице мирового искусства, является высоким достижением культуры. На протяжении двух веков в создании дворцов и парков участвовали многие талантливые архитекторы, художники, скульпторы и мастера ландшафтного искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектурный ансамбль Петродворца.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПЕТЕРГОФА.

 

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный  в 29 км от Санкт-Петербурга и возникший  в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов – все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Петродворец – это памятник огромной художественной ценности. Он принадлежит сокровищнице мирового искусства, является высоким достижением культуры. На протяжении двух веков в создании дворцов и парков участвовали многие талантливые архитекторы, художники, скульпторы и мастера ландшафтного искусства.

Начало строительства Петродворца  датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота  и канала) принадлежит Петру I. Нередко, упоминая о желании Петра видеть здесь, В Петергофе резиденцию, которая «первейшим государям приличествует» и,  исходя из внешнего сходства некоторых петергофских сооружений с версальскими, Петергоф называли «Русским Версалем». «Петергоф часто сравнивают с Версалем, - писал известный художник и историк искусства Александр Бенуа, - но это по недоразумению». Он отметил, что совершенно особый характер Петергофу придает море. Он как бы родился из пены моря. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа. Эта органическая связь с морем и есть главная особенность ансамбля, хорошо выявленная его строителями.

Главными исполнителями указаний Петра I были архитекторы                     И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Минетти, М. Земцов, Т. Усов, П. Еропкин, И. Устинов, Ф. Исаков, гидротехники В. Туволков и П. Суалем, скульптор          К. Растрелли и его русские ученики, а также садоводы Л. Гарнихфельт,              А. Борисов. Каждый из них сыграл значительную роль, воплощая замысел Петра I,проявив при этом художественный вкус и творческую оригинальность. Огромная заслуга принадлежит строительным командам «Канцелярии от строений», мастерам и подмастерьям садового, фонтанного, живописного, резного дела и другим специалистам, приехавшим со всех концов России и приглашенным из-за границы.

В 1723 году формирование Петергофского  дворцово-паркового ансамбля было в  основном закончено. К этому времени сложились почти все планировочные элементы Нижнего парка и Верхнего сада, построены Большой дворец и «Монплезир», сооружена водопроводящая система фонтанов.

Уникальный водовод Петергофа  создан в 1720-1721 гг. по проекту русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. Общая длина каналов водовода – 49 км, на его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, вмещающих более 1млн. 300 тыс. кубических метров воды и занимающих площадь почти 100 гектаров. Главная особенность петергофской системы водоснабжения заключается в отсутствии каких-либо водонапорных сооружений и насосов: здесь используется принцип сообщающихся сосудов – разница в уровнях, на которых расположены пруды и фонтаны.

Большой урон всему ансамблю нанесла  Великая Отечественная война. С  первых ее дней начались работы по спасению и эвакуации музейных ценностей. Сотрудники музея и парковые рабочие укрывали в земле скульптуру, упаковывали и отправляли в тыл произведения искусства. За три месяца с начала войны до захвата Петергофа немцами 22 сентября 1941 года, из дворцов и павильонов было эвакуировано 16 тысяч музейных экспонатов живописи, фарфора, стекла, мебели, тканей. Мраморная скульптура парков и часть бронзовой были укрыты в тайниках на территории Верхнего сада и Нижнего парка. С сентября 1941 по январь 1944 года немцы разграбили и вывезли из Петергофа несколько тысяч музейных экспонатов. Они уничтожили Большой дворец, Марли, Ольгин и Розовый павильоны, Английский дворец. Варварски разрушили «Монплезир», «Эрмитаж», «Царицын павильон» и «Коттедж».

Сразу после освобождения города по распоряжению правительства начинается реставрация. Уже 17 июля 1945 года Нижний парк открылся для посетителей. В 1946-1956 годах была воссоздана утраченная скульптура и восстановлены фонтаны. 25 августа 1946 года состоялся пуск первых 38 фонтанов, а 14 сентября 1947 года заработали все фонтаны.

В архитектурно-художественный ансамбль Петродворца входят два зеленых  массива – Верхний сад (15 га) и  Нижний парк (102,5 га). Верхний сад  расположен над естественным склоном, а от подножия склона до Финского залива (ширина 0,5 км) простирается Нижний парк. Связующим звеном композиции парков служит Большой дворец.

Автор первоначального проекта  дворца неизвестен. В основе первого  варианта лежали рисунки Петра I. Работы начались в 1714 году. С 1716 года руководство строительством дворца было поручено французскому архитектору Ж.-Б. Леблону, которого Петр пригласил в Россию для возведения зданий в новой столице Санкт–Петербурге.

Ж.-Б. Леблон подчеркнул парадное значение дворца: построил сквозной парадный вестибюль с колоннами, расширил двери и окна, а центральном зале, украсил его деревянными панелями, живописью и резьбой. Леблон не успел завершить строительство и в 1719 году его преемником стал архитектор И. Браунштейн, который пользовался проектами отделки дворца, разработанными Леблоном. Наиболее значительной следует считать работу по украшению кабинета Петра I. По рисункам французского скульптора Н. Пино были выполнены 14 резных дубовых панно для кабинета.

 В 1721 году руководство строительством перешло к архитектору Н. Микетти, который пристроил к дворцу с двух сторон галереи, завершенные двухэтажными флигелями.

С 1747 года началась длившаяся несколько  лет перестройка дворца, которая  осуществлялась по проекту выдающегося  архитектора В. Растрелли. В основу композиции была положена старая схема: центральная часть, примыкающие к ней галереи и боковые корпуса. Растрелли, в основном, сохранив внешний облик здания, характерный для архитектуры петровского времени, увеличил центральную часть дворца, пристроив два боковых флигеля, и соединил их галереями с двумя боковыми корпусами – Церковным и Гербовым.

Внутри дворца архитектор создал роскошную анфиладу парадных залов и жилых покоев в стиле  барокко. Все помещения были  богато украшены золоченой деревянной резьбой, зеркалами, живописными плафонами и наборными паркетами. В оформлении интерьеров Растрелли добился необычайно сильных декоративных эффектов. Сохранившиеся до 1941 года Парадная лестница, Танцевальный и Аудиенц-залы были ценнейшими памятниками русского искусства XVIII века. В 60-70-х гг. XVIII века в Большом дворце некоторые залы были переделаны в духе установившегося в архитектуре нового стиля – классицизма. Столовая, Тронный им Чесменский залы были оформлены заново. Золоченый резной декор уступил место лепке. Проекты отделки этих залов принадлежали архитектору Ю.М. Фельтену. По проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота были созданы два Китайских кабинета, украшенные лаковой китайской живописью.

В XIX веке в Большом дворце проводились работы по декоративному оформлению помещений восточной половины, которыми руководил архитектор А. Штакеншнейдер.

С террасы от Большого дворца открывается  панорама центрального парадного ансамбля – Большого грота с каскадом, канала и моря. Большой грот с  каскадом – одно из самых грандиозных фонтанных сооружений мира, которое объединяет 64 фонтана, 255 скульптур и декоративных украшений.

Морской канал, соединяющий Большой  каскад с Финским заливом, и аллея  из 22 фонтанов делят Нижний парк на две части: западную и восточную. На берегу Финского залива на равном расстоянии от Морского канала находятся дворец «Монплезир» в восточной и парадный павильон «Эрмитаж» – в западной части парка.

«Монплезир» – это уникальный памятник русской архитектуры начала XVIII века. В строительстве «Монплезира» с 1714 по 1723 гг. принимали участие архитекторы И.Браунштейн

Н. Микетти, живописцы  Ф. Пильман, Ф. Воробьев, Р. Бушуев и другие. Фасады дворца решены просто и лаконично, интерьеры же привлекают богатством и гармоничностью художественного оформления: живописные плафоны, лаковые панно, изразцы, изысканная лепка. В «Монплезире» хранится большая коллекция живописи голландских, фламандских и итальянских мастеров XVII – начала XVIII века. В Центральном зале особый интерес представляют роспись и лепной декор плафона – изображения персонажей итальянской комедии масок, аллегории времён года и четырех стихий. К Центральному залу примыкают с востока Лаковый кабинет, Кухня и Буфетная. В Кухне выставлена коллекция подлинной медной утвари начала XVII века, оловянные блюда английской работы, дельтфский фаянс, а в Буфетной – собрание художественного стекла русской работы первой четверти XVIII века.

С запада к Центральному залу примыкают еще три помещения. Это - Морской кабинет, из окон которого открывается великолепный вид на просторы Финского залива. Панели Кабинета украшены изразцами с изображением тринадцати типов парусников, использовавшихся в русском флоте XVIII века. Далее – Секретарская и Спальня, где выставлены личные вещи Петра I. Уже с середины XVIII века «Монплезир» – это целый комплекс зданий усадебного типа. С запада к нему пристроены галереи для размещения гостей, Банный корпус, созданный архитектором Э. Ганом в 60-х годах XVIII века, и Ассамблейный зал – постройка знаменитого русского архитектора М.Г. Земцова. В западной части здания выделяется большое каменное здание – Екатерининский корпус, построенный В. Растрелли в 1748 году.

 Перед «Монплезиром»  расположен сад с фигурными  цветниками и фонтанами. Прямая  аллея соединяет Монплезирский ансамбль с «Шахматной горой» - каскадом Восточной части парка. В этом же районе парка расположены оригинальные фонтаны-шутихи: «Диванчики», «Дубок», «Зонтик», своеобразный водный обелиск – фонтан «Пирамида, машинный фонтан «Солнце».

Симметрично «Монплезиру», в западной части парка расположен «Эрмитаж». Здание стоит на берегу Финского залива, на массивном каменном постаменте, окруженном рвом. Павильон был построен в 1722 - 1725 годах под руководством архитектора И. Браунштейна. «Эрмитаж» отличается легкостью, совершенством пропорций и архитектурных форм. Из Центрального зала второго этажа открывается великолепный вид на Финский залив и Кронштадт.

Почти одновременно с  «Эрмитажем», также в западной части  парка, по проекту архитектора И. Браунштейна построен дворец Марли. Он расположен на берегу прямоугольного пруда и является центром западного района парка с каскадами «Золотая гора», группой фонтанов (Менажерные, Тритоны) и фруктовым садом.

 

                      ВЕРХНИЙ САД.

 

Знакомство с фонтанами  Петергофского ансамбля начинается с Верхнего сада. Он расположен над естественным склоном, от подножия которого до Финского залива простирается Нижний парк. Местоположение сада определило его планировку в виде вытянутого прямоугольника равного по ширине фасаду Большого дворца. Всю центральную часть Верхнего сада занимает широкий партер, создающий перспективу от монументальных пилонов главных ворот до дворца. Партер окаймлен рядами деревьев, за которыми расположены шесть прямоугольных боскетов, по три с каждой стороны. С трех сторон сад обнесен оградой с массивными столбами, украшенными маскаронами. Ограда была сооружены в середине XVIII века архитектором В. Растрелли.

Верхний сад – типичный образец  регулярных парков, с характерной  для них геометрической построенностью, строгой симметрией плана, фигурной стрижкой деревьев, многочисленными трельяжными беседками, партерами со сложным рисунком, скульптурой.

Основной декорацией Верхнего сада служат пять фонтанов, бассейны которых  используются как резервуары воды для  Большого Каскада. Три из фонтанов Верхнего сада – «Нептун», «Межеумный» и «Дубовый» – расположены на средней аллее, а два других – в квадратных прудах напротив боковых флигелей дворца. Оформление фонтанов подчинено единому принципу: установленная в центре статуя окружена венком дугообразных струй, льющихся из разверстых пастей дельфинов.

Среди водометов Верхнего сада самый  богатый и значительный по своему скульптурному оформлению – фонтан «Нептун». Статуя грозного бога морей  и около сорока крупных фигур  и деталей, выполненных с большим мастерством, образуют богатый скульптурный парад, эффектно сочетающийся с игрой воды. Первоначально «нептунову телегу» отлили из свинца по моделям скульптора К. Растрелли. Однако в 1799 году место обветшавшей композиции заняла фонтанная группа «Нептун», созданная еще в 1652-1660 гг. в Нюрнберге скульпторами Г. Швейгером, И. Эйслером по модели Х. Риттера. В 1798 году ее приобрели для Петергофа. Вскоре на борту бассейна этого фонтана  была установлена статуя Аполлона Бельведерского, отлитая мастером В. Евдокимовым по модели, сделанной с античного оригинала скульптором Ф. Гордеевым.

Непременным дополнением регулярного  парка служила мраморная скульптура, привозившаяся для Петергофа  из Италии. Верхний сад декорирован  четырьмя произведениями известного итальянского скульптора                        Дж.  Бонацца – «Флора», «Зефир», «Вертумн» и «Помона», установленные в 1757 году.

 

«БОЛЬШОЙ КАСКАД»  НИЖНЕГО ПАРКА.

 

Художественный замысел оформления Большого каскада восходит к началу XVIII века. Его идея – прославление тожества России, получившей выход к Балтийскому морю и ставшей одной из могущественных держав Европы. Эта идея в аллегорической форме многократно утверждается в скульптурном убранстве Каскада. Более 30 бронзовых золоченых статуй богов и героев древности, 29 барельефов на мифологические сюжеты в той или иной форме трактуют эту тему. Общая сюжетная канва скульптурной декорации воплощает три темы: прославление триумфальной победы России в борьбе со Швецией в ходе Северной войны, хвала России, плодородной и могущественной, подчинившей себе водную стихию, и сатира на побежденного врага.

Композиционный и идейный центр  всего грандиозного фонтанного комплекса  – это скульптурная группа «Самсона российского, рыкающего льва Свейского  преславно растерзавшего». Трехметровая статуя, в образе библейского героя представляющая Россию-победительницу, установлена на постаменте, напоминающем скалу, и окружена восемью водометами, бьющими из пастей золоченых дельфинов. Над ними, вырываясь и пасти поверженного льва, взлетает 20-метровый водяной столб.

Информация о работе Архитектурные памятники Петергофа