Архитектура Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 18:13, доклад

Краткое описание

Мы гуляем по Петербургу, любуемся его улицами и площадями, набережными, мостами, дворцами. Но не всегда мы задумываемся о том, что у всего того великолепия, которое нас окружает, есть своя история. Санкт-Петербургу уже более трёхсот лет, этот город имеет поистине богатую историю. И каждое сооружение города тоже имеет свою историю. В своём реферате я хотел бы рассмотреть историю архитектуры времен правления Петра I. В этот небольшой исторический отрезок, имеющий большое значение для России, в городе на Неве были построены прекрасные архитектурные сооружения, многие из которых сохранились и по сей день.

Содержание

1. Введение.
2. Основание Санкт-Петербурга.
3. Архитектура Санкт-Петербурга.
4.Мосты города.
5. Культурная жизнь города.
6. Экономические связи города.
7.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 32.76 Кб (Скачать файл)

1. Введение.

2. Основание Санкт-Петербурга.

3. Архитектура Санкт-Петербурга.

4.Мосты города.

5. Культурная жизнь города.

6. Экономические связи города.

7.Заключение.

 

 

1. Архитектура оказывает большое влияние на формирование личности человека. В отличие от фильмов, музыки, которые можно не смотреть и не слушать, не видеть окружающих нас зданий и сооружений, не замечать их, будет проблематично, если вообще не невозможно.

Мы гуляем по Петербургу, любуемся его улицами и площадями, набережными, мостами, дворцами. Но не всегда мы задумываемся о том, что у всего того великолепия, которое нас окружает, есть своя история. Санкт-Петербургу уже более трёхсот лет, этот город имеет поистине богатую историю. И каждое сооружение города тоже имеет свою историю. В своём реферате я хотел бы рассмотреть историю архитектуры времен правления Петра I. В этот небольшой исторический отрезок, имеющий большое значение для России, в городе на Неве были построены прекрасные  архитектурные сооружения, многие из которых сохранились и по сей день.

Также я собираюсь затронуть культурную жизнь города и политическую.

2. В 1700 г. Россия начала войну против Швеции для того, чтобы получить выход к Балтийскому морю и вернуть себе невские берега. Уже  1 мая 1703 года русские войска вошли в крепость Ниеншанц. Взятием Ниеншанца главная задача войны была решена — выход в Балтийское море для России был открыт. Теперь предстояло его обезопасить и укрепить.

 У разветвления Невы, на небольшом Заячьем острове 27 мая 1703 г. по чертежу Петра I и военного инженера Жозефа Ламберта была заложена крепость бастионного типа, названная Петропавловской. Эту дату принято считать днём основания Санкт-Петербурга. К концу 1703 г. земляные стены крепости были возведены, а весной 1706 г. стены стали перестраивать в камне. Имя крепости, звучавшее по-немецки как Санкт-Петербург, перешло и на  город.

   3. В первой трети 18 в. проводилась политика меркантилизма, направленная на экономию, связанную с затянувшейся Северной войной. В связи с этим излишнее убранство и декоративность в архитектуре не поощрялись, а простота, наоборот, приветствовалась. Особенности архитектуры петровской эпохи, которая исполнена в стиле барокко, можно заметить, рассматривая такие шедевры, как Эрмитаж в Петергофе, Монплезир,  дворец в Стрельне, здание Кунсткамеры и Двенадцати коллегий, собор Петропавловской крепости.

В 1703 году в Россию прибыл талантливый архитектор-фортификатор Доменико  Трезини. До превращения Санкт-Петербурга в новую столицу его деятельность ограничивалась участием в создании фортификационных сооружений, таких как Петропавловская крепость и Кроншлот. В последствие же он занимался градостроительством, возведением различных зданий и сооружений. На протяжении 30 лет он являлся бессменным “обер-архитектором”. По указанию именно Доменико Трезини впервые в русской истории были разработаны первые “образцовые” проекты жилых домов: одноэтажные небольшие—для беднейшего населения,  побольше—для “знатных”.  Стоит упомянуть известный Летний Дворец Петра 1, построенный Трезини в 1710-1714 гг. у истока Фонтанки.

Отличительными особенностями “образцовых” домов являются: наличники сдержанных очертаний на проемах, фигурные ворота сбоку, регулярный характер фасадов.

Планировка улиц Петербурга кардинально отличалась от планировки улиц средневековых русских городов. Фасады зданий в Северной столице обязательно должны были выходить на главные улицы и набережные, тем самым формируя фронт их застройки и придавая городу организованный вид.

В 1722 году Доменико Трезини разработал серию проектов для усадеб и загородных домов. Они соответствовали требованиям, согласно которым дома выходили фасадами к реке, позади них разбивались сады, а перед ними — набережные.

Конечно, в Петербурге помимо жилых домов строились роскошные дворцы. В сочетании с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а внутреннее убранство становится живописным.  Появляются резиденции с садами регулярного стиля, который разработал французский архитектор Андре Ленотр. Этот стиль воплощен им в Версальском дворцовом парке во Франции. 

Вернемся к творениям Доменико Трезини. На берегу Невы у Зимней канавки был построен Второй Зимний Дворец, который не сохранился до наших дней. Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий – тоже являются творениями знаменитого архитектора. В 1717-1718 гг. Доменико Трезини создал Петровские Ворота, которые установил на месте старых деревянных ворот, оформлявших восточный вход в Петропавловскую крепость. На высоком аттике Петровских ворот размещен деревянный прямоугольный горельеф, на котором изображен апостол Петр, молитвой низвергающий волхва на землю (прославление деяний Петра I в аллегорической форме). А над сводчатым проездом укреплено свинцовое изображение двуглавого орла – символа Российской Империи. Из-под свода ворот можно увидеть Петропавловский собор, значение которого в архитектуре 18 в. сложно переоценить. Колокольня собора, увенчанная золоченым шпилем и флюгером в виде ангела, поднимается из-за стен крепости на 122, 5 метра. Даже сейчас колокольня является одной из самых выразительных вертикальных доминант города.

Собор являлся для России 18 в. явлением новаторским, так как он демонстрировал отступление от традиционного русского храмостроения. Собор представляет собой удлиненное с запада на восток прямоугольное здание, внутренне пространство которого мощные пилоны расчленяют на три пролета одинаковой высоты (16 метров). В западно-европейской архитектуре такой тип  культовых зданий называется зальным. Прообразом для плановой и силуэтной композиции собора являлась структура прибалтийских лютеранских храмов зального типа с башней – колокольней, увенчанной шпилем. Высотная силуэтная композиция исходит из обширных просторов Невы.

Петр I не спешил скорее построить собор, но торопился возвести колокольню. Это было обусловлено  политическими соображениями императора. Шпиль на высокой колокольне должен был стать символом утверждения России в устье Невы и созидательной силы русского народа. Золотой шпиль был виден издалека, поэтому служил ориентиром при подъезде к городу как с моря, так и с сухопутья. Стоит отметить, что первоначально высота колокольни была 112 метров. Но в 1858 г. инженер Д. И. Журавский заменил деревянную конструкцию шпиля железной, увеличив высоту колокольни на 10 метров.

Внешний архитектурный облик собора  ритмично расположенные раскрепованные пилястры большого ордера. На колокольне их характер меняется в соответствии с уровнем яруса. Колокольня порыта позолоченным сомкнутым сводом, несущим фонарик, который служит основанием шпиля.  Световой барабан с куполом а основном объеме здания сдвинут к востоку, чтобы в подкупольном пространстве могла поместиться верхняя часть иконостаса. Деревянный позолоченный резной иконостас в стиле барокко — лучший образец своего жанра в русском искусстве. Он был выполнен по проекту зодчего И. П.  Зарудного  в 1722-1727 гг. В 1714 году по проекту Доменико Трезини было построено мазанковое здание. В нем должны были располагаться коллегии. Здание состояло из нескольких вытянутых в линию двухэтажных корпусов. Но, увы, оно не соответствовало престижу высшего органа управления империей. В 1724 году был объявлен конкурс на проект нового здания, которое должно было располагаться на Васильевском острове. Предпочтение было отдано проекту Трезини.

Трехэтажное здание длиной около 400 метров состоит из двенадцати соединенных торцами одинаковых корпусов с раздельными крышами и портиками, увенчанными фигурными аттиками. По традиции архитектуры петровского времени здание окрашено в два цвета:  стены—кирпично-красным,  детали — белым. Вдоль восточного фасада намечалось прорыть канал от Невы к зданию Гостиного двора (не сохранилось), которое располагалось за зданием коллегий. С 1835 года здание Двенадцати коллегий принадлежит Университету.

В 1715 году Доменико Трезини разработал проект планировки Васильевского острова. Этот проект оказал большое влияние на развитие градостроительных принципов в русской архитектуре. Он предусматривал геометрически правильную планировку с взаимно перпендикулярным направлением улиц и каналов. Земля, извлеченная при рытье каналов, должна была использоваться для увеличения высоты низкого острова и защиты его от наводнений. Этот проект до конца не был осуществлен.

Еще один проект планировки города исполнил приглашенный Петром I из Франции архитектор Жан-Батист Леблон. Леблон предлагал всю застройку на Васильевском острове и частично на Адмиралтейской Петербургской сторонах заключить в правильный овал оборонительных стен и бастионов, исключив возможность дальнейшего развития города. Поэтому этот план был отвергнут. Сейчас он экспонируется в Русском отделе Эрмитажа.

Реальный генеральный план Санкт-Петербурга относится к концу 1730-х годов. Он был создан выдающимся  русским архитектором-градостроителем П.М. Еропкиным.

В 1737 году была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении. Она составляла план существующей застройки города и разрабатывала новый. Единственным архитектором-специалистом в комиссии был П.М Еропкин, который привлек архитекторов петровской выучки М.Г. Земцова и И.К. Коробова.

Тогда и был составлен инженером Зихгеймом натурный план города на основании геодезической съемки. План впервые зафиксировал существующую застройку Петербурга и явился подосновой для разработки проекта города Еропкиным. Его план города закрепил естественно сложившуюся трёхлучевую систему основных магистралей, пресеченных дугообразно протекающей Мойкой и Фонтанкой. Этот план на протяжении 18 столетия являлся основой для градостроительного развития Петербурга. Северный берег Невы приобрел завершенный вид.

Что касается южного берег Невы, то в его застройке значительное место занимает импозантный дворец А. Д. Меньшикова. Он создавался в несколько этапов на протяжении 10 лет – с 1710 по 1720 год. Начал его строительство М.Д. Фонтана и продолжил в 1713 году И.Г. Шедель. Трёхъярусная ордерная система система дворцовых фасадов с поярусными ритмичными рядами пилястр исходила из художественных принципов архитектуры итальянского Возрождения.  Во дворце находятся замечательные парадные комнаты, называемые Варваринской половиной, находящиеся на втором этаже восточной части здания. Они облицованы голландскими изразцами. Также во дворце располагаются помещения полуподвального этажа с многообразными типами сводов, которые выполнены псковскими каменщиками.

В 1981 году дворцу был возвращен его изначальный облик, измененный в середине 18 века. Он был воспроизведен по гравюре, рисунку и археологическим данным. Сейчас дворец является филиалом Государственного Эрмитажа, отведенным для экспозиции, посвященной русской культуре 18 века. 

Существует и загородная резиденция князя Меньшикова в городе Ломоносов. Это обширный дворец, в композиции которого были учтены все особенности рельефа побережья Финского залива.

В архитектуре обоих дворцов использованы ордера в виде пилястр и колонн, трактованных в стиле барокко.

Важное место в архитектурной панораме берегов Невы занимает необычный силуэт здания Кунсткамеры – первого в России музея, библиотеки и обсерватории. В постройке этого уникального здания принимали участие несколько архитекторов, в том числе и известный русский архитектор М.Г. Земцов. Строительство Кунсткамеры велось с 1718 по 1734 гг.

Два крыла этого трёхэтажного здания на цокольном этаже объединяет четырёхъярусная башня. Рустованные углы ризалитов и переломов стен башни в сочетании с двухцветной окраской фасада придают зданию нарядный вид. После пожара в 1747 году некоторые декоративные элементы были утрачены, в частности статуи в нишах нижнего яруса башни, а также барочные фронтоны на ризалитах. При восстановлении фасад был упрощен.

В 1710 году Петром I был издан указ о застройки южного берега Финского залива. В соответствии с этим указом была выстроена усадьба Меньшикова в г. Ломоносов, которая являлась одной из первых среди загородных дворцовых ансамблей.

В 1714 году развернулось строительство Петергофа. Первым был возведен Нагорный дворец, располагавшийся на кромке крутого подъёма берега Финского залива. Первоначальный вид дворца с пристенным портиком большого коринфского ордера на среднем ризалите известен только по гравированному изображению, так как дворец подвергался перестройке и был расширен в середине 18 в. Ф. Б. Растрелли.

В 1714-- 1723 гг. архитекторы Ж.Б. Леблон, И.Ф. Браунштейн и Н. Микетти выстроили небольшой дворец для Петра I, состоящий из нескольких маленьких комнат для императора и большого парадного зала. Одноэтажный дворец “Монплезир” раскрыт большими окнами к морю и саду, длинными коридорами соединен с квадратными входными коридорами—люстгаузами. В коридорах была размещена одна из первых картинных галерей в России, составленная из произведений, подобранных Петром I. Перед южным фасадом Монплезира во всю его ширину разбит небольшой “голландский” сад с цветниками и фонтанами архитектора Н. Микетти. В Верхнем саду и Нижнем парке Петергофского ансамбля архитекторы Н. Микетти, И. Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, фонтанный мастер П. Саулем и инженер-механик В. Туволков создали множество фонтанов и каскадов. Идея трёхлучевых композиций планировки принадлежала Петру I, который уделял особое внимание созданию пригородной резиденции, которая должна была соответствовать престижу главы империи.

В Нижнем парке на искусственном острове И.Ф. Браунштейн выстроил “Эрмитаж” (1721—1725 гг.) — павильон для уединения. Пример был взят с подобных сооружений, располагавшихся в западно-европейских парках. Этот же архитектор возвел небольшой двухэтажный дворец “Марли” (1720—1723 гг.) – простой, но в то же время изящный. Был  возобновлен и реставрирован в 1980-х годах.

Еще одна загородная резиденция Петра I создавалась в Стрельне Н. Микетти. Она строилась в 1720-1726 гг.  Это был большой репрезентативный дворец с богато декорированными фасадами. Работу над проектами дворца и парка с системой каналов, начатую Микетти, завершали М.Г. Земцов и П.М. Еропкин.

Немного информации о величайших архитекторах петровского времени и об их творениях.

Микетти Николо (1675—1759 гг.).  Представитель итальянской художественной школы стиля барокко — был учеником великого архитектора Карла Фонтана. В Россию его пригласил русский дипломат Ю. Кологривов. В Санкт-Петербурге он проявил себя как зодчий, паркостроитель и специалист фонтанного искусства. В России его деятельность не была долгой – Микетти пробыл здесь с 1718 по 1723 гг. В основном он создавал пригородные резиденции. Его самые известные творения—это дворец в Стрельне и дворец в Екатеринентале. Дворец в Екатеринентале в настоящее время является художественным музеем. Стрельнинский дворец имеет статус “дворца конгрессов”. В  2006 году в нём проходил саммит «Большой восьмерки». 

Информация о работе Архитектура Санкт-Петербурга