Архитектура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Владимир крестился. Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного» храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов.

Содержание

1. Архитектура Киевской Руси………………………………………...3
2. Архитектура в период феодальной раздробленности……………..5
3. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества………………..7
4. Архитектура Новгорода и Пскова…………………………………...10
Литература……………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат архитектура.docx

— 178.42 Кб (Скачать файл)

Церковь Сан-Витале в Равенне является выдающейся постройкой того же времени (526-547 гг.). Имеет в плане восьмиугольник и увенчана центральным куполом.

Под верхним рядом окон в стене главного нефа расположена серия полукруглых ниш, захватывающих территорию боковых нефов, они как бы объединяются, создавая новое, необычное пространственное решение. Боковые нефы сделаны двухэтажными, — верхние галереи предназначались для женщин. Новая, более рациональная конструкция сводов позволила разместить по всему фасаду здания большие окна, заполняющие светом его внутренние объёмы. Неординарность внешних архитектурных форм соответствует богатому внутреннему декору очень просторного интерьера. Слева и справа от алтаря помещены мозаики, на которых мы видим Юстиниана, его придворных, местное духовенство присутствующими на службе. На противоположной стене изображена императрица Феодора со своими придворными дамами. Эти мозаики свидетельствуют о том, что к постройке Сан-Витале император также имел непосредственное отношение.

4. Величайший из архитектурных  памятников Византии – Софийский  Собор.

Собор Софии в Константинополе (532-537 гг.) — наиболее грандиозное  и самое выдающееся произведение византийского зодчества — является одним из значительнейших памятников мировой архитектуры. Именно на него следует обратить главное внимание при изучении византийского зодчества.

Строители Константинопольской  Софии — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были выдающимися инженерами и архитекторами, очень развитыми, высокообразованными людьми, владевшими всей суммой знаний своей эпохи. Оба они имели очень широкий как архитектурный, так и общий кругозор. Это позволяло им свободно выбирать в прошлом то, что могло пригодиться при сооружении величайшего здания современности.

Собор Софии в Константинополе  относится к тем произведениям  архитектуры, которые глубоко связаны  с прошлым, в которых учтены все  основные достижения архитектуры предшествующих эпох, но в которых доминирует новое. Новое назначение, новые конструктивные приёмы и новые архитектурно-художественные особенности настолько преобладают в Софии, что именно они выступают на передний план, отодвигая традиционное и заслоняя его собой.

Константинопольская София  была главным зданием всей Византийской империи. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Вследствие того, что в Византии религия играла огромную роль в жизни  государства, София была главным  общественным зданием империи. Это  выдающееся значение Софии было очень  наглядно выражено в выборе места  для неё и в самой постановке её среди господствующих зданий византийской столицы. Главные улицы города сходились  от нескольких городских ворот к  центральной улице (Меси). Последняя  завершалась площадью Августион, на которую выходили София, Ипподром и Большой дворец византийских императоров. Весь этот комплекс общественных зданий, среди которых господствовала София, был конечной целью движения по городским улицам, противоположный конец которых разветвлялся в основные дороги европейской части империи. Августион и примыкавшие к нему здания занимали вершину треугольника, на котором находился Константинополь, расположенный на оконечности европейского материка, выдвинутой в сторону Азии. Это было место пересечения двух основных торговых путей античности и средних веков : западно-восточного сухопутного пути, соединявшего Европу с Азией, и северо-южного морского пути (так называемого ²из варяг в греки²), который связывал Скандинавию со Средиземным морем. София была наиболее крупным, компактным и массивным архитектурным сооружением не только на Августионе, но и во всей столице. Ею было отмечено место, которое действительно можно было назвать центром мира в ранневизантийское время.

Она не стояла изолированно, а была окружена множеством разнообразных  зданий и дворов. Её нельзя было непосредственно  обойти кругом. Видная только из примыкавших  к ней дворов и улиц, она возвышалась  над соседними сооружениями, колоннадами  перистильных дворов и площадей. Один только её восточный фасад был  открыт целиком : апсида была видна доверху. Такое расположение в ансамбле придавало особенно большое архитектурное значение венчающим частям здания. Именно они были видны над другими постройками при приближении к Софии; издали они увенчивали собой центр столицы, и даже архитектурный ансамбль всего Константинополя.

В основе нового типологического  решения Софии, найденного Анфимием и Исидором, лежали требования быта, которые были отражены в организации плана собора. София представляла собой здание, в котором широкие народные массы, стекавшиеся в собор с улиц и площадей столицы, встречались с высшей аристократией и чиновничеством империи во главе с императором и патриархом, выходившими из соседнего Большого дворца. Эти встречи сопровождались сложными театрализованными церемониями религиозного характера. Последовательность действий в символической форме изображала историю мира, как она трактована в священном писании. Условные движения и действия производились в строго регламентированном порядке многочисленными священнослужителями различных рангов во главе с патриархом и императором. Они были одеты в богатые одежды из красиво подобранных ценных тканей. Посредством торжественных шествий и строго зафиксированных возгласов и песнопений изображались наиболее существенные моменты истории человечества, которые концентрировались вокруг истории Христа.

Для того чтобы проводить  такие богослужения, необходимо было создать сооружение, обладающее большим  свободным центральным пространством  для церемоний и вмещающее  просторные окружающие его помещения  для огромного числа зрителей. В центре должна была находиться кафедра-амвон  — место средоточия церемоний, изображающее по ходу действия то пещеру, где родился  Христос, то гору, на которой он был  распят и т.д. Центральная часть  здания должна была иметь придаток в виде алтаря, изображавшего небесное царство, в то время как она  сама представляла землю, где и происходили  изображаемые события. Между землёй и небом осуществлялось постоянное общение, однако алтарь отделялся от зрителей невысокой преградой, скрывавшей небесный мир. Присутствующие могли  заглянуть в него лишь периодически, когда открывались врата. Перед  главным помещением должна была находиться более закрытая часть интерьера, в которой участники процессий  могли собираться прежде, чем выйти  в главное помещение.

Аналогичные функциональные требования, возникшие в менее  развитой форме ещё в предшествующий период, породили архитектурный тип  купольной базилики, который и  был выбран для главного храма  Византийской империи Анфимием и Исидором. Однако колоссальные размеры Софии, особая многолюдность и своеобразие происходивших в ней церемоний — всё это заставило архитекторов Софии заново продумать сам архитектурный тип купольной базилики и по-новому его организовать с учетом римского архитектурного опыта, хорошо им известного.

Анфимий и Исидор, оба родом из Малой Азии, положили в основу своей постройки малоазийский тип купольной базилики, где центральная часть здания была перекрыта куполом. Этим в здание было внесено начало центричности, вследствие чего базилика сильно укоротилась, как бы подтянувшись к куполу. Такая купольная базилика содержала в себе основные необходимые помещения : главное центральное помещение, к которому примыкает алтарная часть, двухъярусные галереи для зрителей и нартекс.

Возникает вопрос об основном отличии подобных купольных базилик  — предшественниц Софии — от древнехристианских базилик Рима —  этих первых наземных храмов христиан в западной столице империи после  официального признания новой религии. Отличие заключается в прибавлении  купола. В древнехристианской базилике всё было направлено к алтарю, который  являлся основным, единственным центром  интерьера. В купольной базилике, наряду с алтарём, возникает второй центр под куполом. Это свидетельствует  о глубоком изменении самой концепции  церковного здания, обусловленном изменением религиозной идеологии.

При дальнейшем развитии купольной  базилики купол не вытеснил алтарную апсиду. Однако постепенно именно он становился главным видимым центром интерьера. Внесённое им центрическое начало усиливалось  всё больше и больше. Базилика укоротилась  и подтянулась к куполу. В результате основной архитектурный акцент был  перенесён с апсиды на купол, и  здание из базилики превратилось в  центрическое сооружение.

Основная трудность, которая  стояла перед архитекторами при  проектировании Софии, заключалась  в том, что существовавшие в византийском мире купольные базилики обладали очень  скромными размерами, в то время  как София должна была стать грандиозным  сооружением. Другая трудность, чисто  конструктивная, состояла в том, что  деревянное перекрытие не подходило  для интерьера диаметром более 30 м. Купол необходимо было сделать  каменным и по соображениям идейно-художественного  порядка. Он должен был изображать небесный свод, увенчивающий землю — центральную  часть интерьера. Всё здание внутри должно было выглядеть однородным, оно всё должно было быть каменным от основания до замков сводов.

Сводчатые здания очень больших  размеров были хорошо известны Анфимию и Исидору. По-видимому, их зодчие и взяли за образец, выбрав при этом наиболее грандиозные и замечательные постройки. Замыслам зодчих соответствовали самая грандиозная римская базилика, при этом сводчатая, и наиболее выдающееся купольное здание, при чём оказалось возможным соединить воедино особенности этих двух сооружений. Этими двумя постройками были базилика Максенция и Пантеон. Если бы в наше время архитектору предложили назвать два наиболее выдающихся римских здания, он не мог бы выбрать лучше.

План Софии отчётливо  свидетельствует о том, что именно базилика Максенция была положена в основу её системы. План расчленён четырьмя промежуточными столбами на девять частей, так что центральный неф стал трёхчастным. От купольных базилик зодчие заимствовали хоры, которые позволяли им намного увеличить вместимость боковых нефов, предназначенных для молящихся.

Наиболее выдающимся архитектурным  достижением двух строителей Софии  является приём, при помощи которого они связали воедино в своём  произведении базилику Максенция и купол Пантеона. Этот приём относится к наиболее смелым и удачным идеям в архитектуре прошлого. Это гениальное решение охватило одновременно функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры. Оно привело к удивительно полноценному комплексному архитектурному образу.

Анфимий и Исидор изобрели систему полукуполов, связывающую купол Софии с её базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. В принципе должно было быть шесть малых полукуполов, но один из них был заменён цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса. Это отступление от общей системы великолепно выделяло главный входной портал и два меньших портала по его сторонам. Через эти порталы из нартекса входили процессии, через главный портал проходили император и патриарх. Полукупола прекрасно связали базилику и купол. Этим была создана купольная базилика совершенно нового типа, единственной представительницей которого является Константинопольская София.

Композиционный приём, применённый  Анфимием и Исидором, фиксирует расположение купола в самом центре здания. В купольных базиликах предшествующего времени расположение купола постоянно колебалось в связи с возможностью удлинить или укоротить цилиндрические своды, находящиеся к западу и к востоку от купола. Обычно алтарь всё-таки притягивал к себе купол.

В Софии полукупола создают  к востоку и к западу от купола аналогичные формы, имеющие одинаковую глубину. Благодаря этому купол  не может быть сдвинут со своего места и уверенно отмечает центр  здания. Одновременно с этим конха апсиды включена в систему полукуполов. Это означает, что алтарная часть закономерно привязана к куполу и к главной части интерьера. Так создана архитектурная система, узаконившая оба центра Софии — купол и апсиду, амвон и алтарь. Вследствие этого система полукуполов великолепно связала направленность к алтарю базилики и центричность купольной постройки. В Софии базилика и купол внутренне органически связаны друг с другом. Это действительно настоящая купольная базилика, венец всего развития этого архитектурного типа.

Не менее значительную роль полукупола Софии сыграли и  в отношении архитектурно — конструктивном. Огромный купол Софии создаёт  очень сильный распор. В южном  и северном направлениях распор погашается мощными столбами, по два с каждой стороны. Своды боковых нефов, расположенные  в двух ярусах, участвуют в погашении  распора купола в том же направлении. В восточном и западном направлениях распор погашается полукуполами. Выдающееся значение такого решения заключается  в том, что полукупола выполняют  свою конструктивную роль, не загромождая  интерьера главной части и  не нарушая его целостности.

Замечательно и художественное значение Системы купола и полукуполов  Софии. Эта система одновременно решает целый комплекс художественных проблем.

Полукупола все вместе образуют геометрическую фигуру, приближающуюся к овалу. Именно этим они создают  промежуточное связующее звено  между базиликой и центрическим зданием. В принципе образованы три  вписанных друг в друга фигуры, постепенно переходящие одна в другую : прямоугольник основного очертания плана, овал полукуполов и окружность купола. Овал служит переходом от прямоугольника к окружности.

В конкретном пространственном выражении эта схема принимает  особенно законченную и органическую форму. Полукупола продолжают ритм нарастания пространства интерьера от боковых  нефов к центральному. По мере развития полукуполов в направлении купола пространство нарастает вплоть до кульминационной точки в центре. В обратную сторону центральное пространство под куполом постепенно ниспадает в обе стороны и сменяется далее пространством боковых нефов.

Сравнение Софии и Пантеона вскрывает коренное отличие между  ними в трактовке купола. В Пантеоне подкупольное пространство статично, это замкнутый огромный в своей компактности кусок пространства, твёрдо очерченный стенами и куполом. В Софии центральное пространство интерьера легко, воздушно и динамично. Ажурные колоннады связывают его со всеми окружающими соседними помещениями. Пространство со всех сторон нарастает по направлению к венчающему куполу. Самый купол возникает и как бы строится во времени на глазах у зрителя; он постепенно развивается из полукуполов. Последние охватывают собой только часть интерьера, в то время как купол замыкает сверху интерьер весь в целом.

Огромное центральное  пространство Софии и гораздо  боле низкие и тесные, разделённые  на два яруса боковые нефы скомпонованы по-разному и контрастируют друг с другом. Вместе с тем они дополняют  друг друга и, сочетаясь, образуют единый архитектурный образ.

Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые  залы. Как показывают исследования Большого константинопольского дворца, это сходство действительно имело  место и, переходя из дворца в Софию, знатные прихожане видели перед  собой как бы продолжение анфилад  дворцовых залов. Каждый боковой  неф Софии воспринимается как  несколько неясное в своих  границах и размерах живописное пространство. Поперечные стенки с арками прикрывают собой не только наружные стены, но и колоннады среднего нефа. По мере движения вдоль нефа поперечные стенки и колонны образуют самые различные  сочетания, видные в различных ракурсах и многообразных взаимных пересечениях. Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. Внизу они плотнее, так как прорезаны только тремя  большими окнами в каждом подразделении  стены. Над этими окнами открывается  сплошное застекление под полуциркульной кривой свода, так что свет свободно вливается в интерьер. На противоположной  стороне нефа этому соответствуют  колоннады, открывающиеся в средний  неф.

Информация о работе Архитектура Киевской Руси