Архитектура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Владимир крестился. Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного» храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов.

Содержание

1. Архитектура Киевской Руси………………………………………...3
2. Архитектура в период феодальной раздробленности……………..5
3. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества………………..7
4. Архитектура Новгорода и Пскова…………………………………...10
Литература……………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат архитектура.docx

— 178.42 Кб (Скачать файл)

I глава. Ранневизантийская  архитектура

1. Истоки и происхождение  византийской архитектуры.

Вопрос об истоках и  происхождении византийской архитектуры  до сих пор оживлённо дебатируется в научной литературе. Идут споры  также и о времени сложения византийского зодчества.

При переходе от поздней античности к Византии бытовали самые разнообразные  архитектурные типы, которые, взаимно  перекрещиваясь, друг на друга влияли и перерождались. Такая пестрая  картина очень характерна для  переходного времени. Постепенно, шаг  за шагом, по-разному в различных  областях позднеантичного мира в  архитектуре стали намечаться и  медленно развиваться отдельные  особенности, которые вошли позднее  в систему ранневизантийского общества. Наиболее существенными были особенности, связанные с появлением и развитием  купола и центрической архитектурной  системы.

Накануне образования  византийской архитектуры довольно широко был распространён базиликальный архитектурный тип. В разных областях он имел различные варианты. Наиболее ярко базиликальный план был выражен в сооружениях Италии, и особенно самого Рима.

Оставаясь в пределах архитектурного типа базилики, следует отметить укорочение базилик, которое мы обнаруживаем в  различных частях тогдашнего христианского  мира, и главным образом на Востоке.

Очень существенной разновидностью храмового здания этого периода  был мартирий, т. е. церковь над могилой святого. Среди различных по плану мартириев особенно выделяются большие монументальные постройки с планом в виде четырёхлистника. Они появились в восточных областях позднеантичного мира. Многие из них имели ещё деревянные купола, но встречались и такие, которые были перекрыты куполами из кирпича. Четырёхлистник в плане очень сильно выделял центральную точку главного помещения, даже в ущерб алтарю.

Из всех архитектурных  типов, существовавших накануне возникновения  византийского зодчества, купольная  базилика, которая была потом положена в основу Константинопольской Софии, имела для византийской архитектуры наибольшее значение.

В отношении строительных материалов и конструктивных приёмов  архитектура периода сложения византийского  зодчества распадается на две  больших школы, из которых каждая внесла свой очень существенный вклад  в его образование. Одна из этих школ — столичная, константинопольская; другая, восточная, наиболее ярко представлена постройками Сирии.

Для сирийской школы характерна кладка из прекрасно отёсанных каменных блоков. Перекрытия — обычно деревянные. Очень часто в монументальных сооружениях, а может быть и в  жилых постройках, применялись купола из дерева, внутренние поверхности  которых иногда были украшены мозаикой. Сирийская каменная кладка представляет собой дальнейшее развитие античной, греческой кладки. Однако возможно, что в некоторых случаях наружные поверхности стен покрывались тонким слоем штукатурки.

В константинопольской школе  строительные материалы и технические  приёмы были менее однородными и  представляют собой сложную картину. Основным отличием от Сирии является здесь очень широкое применение кирпича и сводов.

Решение вопроса о происхождении  каменной кладки, в которой несколько  рядов камня чередуются с рядами кирпича, очень существенно для  выяснения истоков столичной  византийской кладки. Можно утверждать, что около 400 г. в Малой Азии чередование  камня и кирпича в кладке стен было широко распространено. В качестве примеров его применения можно привести такие памятники, как постройки IV в. в Никомидии и церковь Марии в Эфесе, а также вне Малой Азии арку Галерия и церковь Георгия в Фессалониках. В Константинополе аналогичная кладка встречается в городских стенах и других ранних постройках. В церкви Сергия и Вакха в кладке впервые начинает преобладать кирпич. В её стенах каменные прокладки служат только дополнением к кирпичной кладке. В Софии они применены лишь в самых ответственных местах. Преобладание кирпича наблюдается в Константинополе уже в кладке ипподрома.

В отношении художественной стороны архитектуры в период ранневизантийского зодчества отчётливо  выступают две основные тенденции. Сирийская и отчасти малоазийская архитектура склоняется к отчетливым геометрическим объёмам, поставленным изолированно, к небольшим проёмам  окон, малому их числу, к статичным  интерьерам. В константинопольской  архитектуре и в архитектуре  других крупнейших городов византийского  мира наблюдается тенденция к  сложным динамическим интерьерам, к  преобладанию их над наружными массами  здания, к расчленённым, даже подчас раздробленным объёмам и их связи  с городской застройкой.

2. Византийская городская  застройка.

До конца существования  византийской империи в ней продолжали жить традиции античного градостроительства. Особенно это было выражено в Константинополе. Тенденция к регулярной планировке заметна вплоть до поздневизантийского  периода.

Уже в ранневизантийский  период в городском ансамбле проявилась централизация, отражавшая ведущее  начало византийского государства. Улицы сходятся к центру города, в котором главное место занимает собор.

Очень большое значение для  византийского города имели окружавшие его мощные крепостные стены, что  обусловлено историческими предпосылками  жизни Византийской империи, постоянно  находившейся под угрозой нападения  варваров. Стены многих византийских городов, в особенности Константинополя, представляли собой архитектурные  сооружения, влиявшие на развитие зодчества.

Сравнительно мало известна жилая застройка византийских городов. Можно утверждать, что в рядовых  городских жилых домах преобладала  свободная планировка чисто утилитарного характера. Система византийского  дворца представляла собой развитие обычного жилого дома. Наиболее выдающиеся богатые дома и дворцы имели на фасадах, выходящих на главные улицы, колоннады, которые несли перекрытия над тротуарами.

Особым типом архитектурного ансамбля были византийские монастыри. Наиболее своеобразными были загородные монастыри, обычно представлявшие собой  крепостные ансамбли. Основными их зданиями были жилые и хозяйственные  постройки монахов, примыкавшие  к крепостным стенам, а в центре помещались храм и трапезная.

Характер византийской культуры ярко проявился в преобладании в  византийском зодчестве храмовых построек. Типы византийских церквей были очень  разнообразны и развивались по отдельным  историческим периодам. Наиболее выдающимися  типами являются: купольная базилика, перистильный тип церкви, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах и крестовокупольные постройки. Во всех этих архитектурных типах господствовал купол над амвоном, перекрывавший центральную часть здания, к которой примыкает алтарь в апсиде. Центральная часть окружена дополнительными помещениями для присутствующих при богослужении.

Византийские архитекторы стремились по возможности облегчить стены  и столбы. Они делали большие проёмы и связывали таким образом интерьеры с наружным пространством. Отдельные части интерьера всегда были органически связаны в одно компактное целое. Что же касается храмовых интерьеров, несмотря на большие проёмы и хорошую связанность с наружным пространством, они всегда трактованы как особый мир. Церковный интерьер — символическое изображение вселенной. Такая интерпретация получила дополнительное наглядное выражение и в живописи. Характер изображения фигур и сцен влиял и на пространство интерьера, придавая ему облик, отличный от реального пространства природы.

Поскольку христианское богослужение, в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед  византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться  большое количество людей. Крестово-купольный  тип храма полностью соответствовал данным требованиям.

а). Византийский крестово-купольный  храм

Наиболее удачным типом  храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, увенчанная куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенная алтарем  на восток. Эта композиция получила название крестово-купольной.

   


 

В классическом крестово-купольном  храме квадратное в плане здание делилось рядами столбов или колонн на нефы - межрядовые пространства, идущие от входа к алтарю. Нефов, как правило, было 3, 5 или 7, причем ширина центрального нефа вдвое превышала ширину боковых. Точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагались четыре главных столба, несущих купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф - поперечный или трансепт. Квадратное подкупольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые) своды. На четыре главных столба опирался барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (главный купол символизирует Христа, 5 куполов - Христа с евангелистами, 13 куполов - Христа с апостолами).

Вход в храм, обрамленный  порталом, располагался с западной стороны. Если хотели придать зданию более вытянутую прямоугольную  форму, с западной стороны пристраивали нартекс. Нартекс обязательно отделялся от центральной части храма - наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

С восточной стороны располагался алтарь, где происходила важнейшая  часть христианского богослужения. В области алтаря стена выдавалась полукруглыми выступами - абсидами (апсидами), крытыми полукуполами - конхами.  
Если купол символизировал Церковь небесную, то алтарь - Церковь земную. В алтаре размещался престол - возвышение, на котором проходило таинство евхаристии - пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Позднее севернее алтаря стали устраивать жертвенник (также с престолом, но меньшего размера), а южнее - дьяконник - помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд.  
Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой (устройство первой алтарной преграды приписывают Святому Василию Великому). Преграда отделяла священнослужителей от мирян и придавала евхаристическому действу особую торжественность и таинственность.

Внутренняя отделка, роспись  храма должны были отражать всю сущность христианского учения в зрительных образах. Персонажи Священной истории  в росписи храма размещались  в строгом порядке. Все пространство храма мысленно делилось на две части - "небесную" и "земную". В "небесной" части, под куполом - царство Христа и небесного воинства. На барабане храма следовало изображать апостолов, на главных столбах - четырех евангелистов ("столпов евангельского учения"). В абсиде, в центре "земной" части храма изображали Богоматерь (как правило, Оранту), заступницу всех людей перед Богом. Северная, западная и южная части храма, как правило, расписывались в несколько ярусов, причем верхние ярусы заполнялись сценами из земной жизни Христа, чудесами и страстями. В нижнем ярусе, на высоте человеческого роста писали Отцов Церкви, мучеников и праведников, которые как бы вместе с прихожанами возносили молитву Богу.

Крестово-купольная композиция получила большое распространение как в Византии, так и в сложившейся вокруг нее зоне ортодоксии, особенно на Руси. Храм, показанный на рисунке - русский храм, полностью отвечающий византийскому архитектурному канону, но имеющий, в то же время чисто русские черты (например, купол луковичной формы характерен именно для русского зодчества, византийские архитекторы предпочитали полукруглые купола).

3. ²Золотой век² империи.

Если вначале между  раннехристианским и византийским искусством было действительно трудно провести разделяющую их границу, то к началу правления Юстиниана (527-565гг.) положение изменилось. Константинополь не только в значительной мере восстановил политическое господство над Западом — то, что он стал ²столицей искусства² также не вызывало сомнений. Сам Юстиниан, как покровитель искусств, не знал себе равных со времён Константина. Заказанное им или выполненное при его поддержке поражает поистине имперским величием, и мы полностью соглашаемся с теми, кто назвал это время ²золотым веком².

Первой крупнейшей византийской стройкой Константинополя является церковь Сергия и Вакха. Она была сооружена около 527 г. — года вступления на престол Юстиниана I и представляет собой одну из первых его строек. Существует предположение, что здание построено Анфимием и Исидором — знаменитыми зодчими Константинопольской Софии, что подтверждается сходством этих храмов. Действительно, церковь Сергия и Вакха является одним из главных предшественников Софии.

Общая система церкви Сергия и Вакха основана на центрической композиции, применявшейся в предыдущие столетия в Сирии и Малой Азии. Церковь в Эсре в Сирии (515 г.) построена на 12 лет раньше церкви Сергия и Вакха и является произведением, в котором суммированы достижения архитекторов предыдущего периода в области создания центрических построек. Она представляет собой в плане восьмиугольник, вписанный в квадрат. Переходом между ними служат угловые ниши. Восемь столбов несут купол. Они членят внутреннее пространство храма на центральную часть и окружающий её обход. В церкви Сергия и Вакха применена та же система, но усложнённая тем, что между столбами помещены поочерёдно прямоугольные и полуциркульные в плане экседры. Благодаря им центральный восьмигранник, увенчанный куполом, органичнее связан с квадратом плана.

Неизвестно, как именно происходило  богослужение, но, видимо, именно пространство под куполом было главным вместилищем  присутствующих. Назначение здания в  качестве придворной церкви говорит  о том, что в его центральной  части находились во время службы император с семьёй и придворные.

Внутри купол доминирует над всем остальным. Экседры имеют  небольшие размеры. На фоне внутреннего  обхода отчётливо выступает подкупольное пространство. Благодаря ажурности колоннад из середины интерьера хорошо видна окружающая галерея.

Первоначально преобладание купола было выражено ещё более отчётливо  с помощью золотой мозаики, сплошь покрывавшей его огромную внутреннюю поверхность.

Довольно мощные подкупольные столбы напоминают более ранние здания в Сирии и Малой Азии. Ряд композиционных приёмов, в том числе существовавшая мраморная облицовка, доходившая до основания сводов, несколько облегчал массу столбов. Этому способствовал также прорезной каменный карниз, проходящий на уровне капителей колонн нижнего яруса и связывающий все части здания воедино.

Детали интерьера церкви Сергия и Вакха несут на себе следы  античной традиции, что выражается в довольно сильной выпуклости обломов  карниза и в некоторой скульптурности нижних капителей. Однако широкое применение прорезного орнамента говорит о стремлении к лёгкой ажурности форм.

Информация о работе Архитектура Киевской Руси