Архитектура Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:40, реферат

Краткое описание

Пирамида выдающегося военачальника и основателя 3 династии фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она находится в Саккарсе, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха — создателя Вселенной, покровителя искусств и ремёсел.

Вложенные файлы: 1 файл

ЕГИПЕТ.doc

— 7.12 Мб (Скачать файл)

ПИРАМИДЫ  И БОЛЬШОЙ СФИНКС.

 

Пирамида  выдающегося военачальника и основателя 3 династии фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она находится в Саккарсе, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха — создателя Вселенной, покровителя искусств и ремёсел.

В конструкции  пирамиды Джосера, которую обычно называют матерью египетских пирамид», отражены три основных принципа возведения подобных сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование именно камня как строительного материала. Эти особенности позднее получили развитие в пирамидах фараонов 4 династии.

На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (греч. Хефрен), Менкаура (греч. Микерин). Пирамиды были когдато облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные треугольники. Величайшая из них пирамида Хеопса — построена в XXVII в. до н. э. Ее создатель — племянник фараона Хемиун. Пирамида (высотой около ста сорока семи метров, со стороной основания двести тридцать три метра) сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн. Они удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один па другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведёт в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошённым саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.

 

Пирамида  фараона Джосера. XXVIII в. до н. э. Саккара.

Пирамиды  фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. XXVII в. до н. э. Гиза.

 

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы — собор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Все сведения, факты, цифры, домыслы отступают па второй план при непосредственной встрече с пирамидами. Один из спутников Наполеона в его египетском походе 1798—1799 гг. французский учёный Франсуа Жомар записал: «...когда вы подойдёте к подошве великой пирамиды, вас охватывает глубокое и сильное волнение, чувство потрясения и подавленности, вызываемые величием и простотой форм, контрастом между человеком и колоссальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его...".

Пирамиды в  Гизе, как и в Саккаре, составляли центр огромною погребального ансамбля — с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых, которые и после смерти правителя должны были находиться рядом с ним. В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Большой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров — вырубленное в основной своей части из скалы изображение льва с человеческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески.

 

Пирамида  фараона Хеопса. XXVII в. до н. э. Гиээ.


Пирамида  Хеопса (разрез).

 

Древнегреческий историк Геродот писал, что Хеопс  «приказал всем египтянам работать на него. Одним было приказано перетаскивать к Нилу камни, выломанные в карьерах Арабских гор; другие должны были нагружать их на суда для перевозки через реку и тащить их к Ливийским горам. На стройке постоянно находились сто тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца. Они уже потратили десять лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни, по это еще было ничто но сравнению со строительством самой пирамиды... Сама пирамида потребовала двадцать лет работы...». Строили пирамиды не рабы, как это принято считать, а крестьяне, которые ко время разливов Нила были свободны от полевых работ.

 

Молодой царевич, будущий фараон Тутмос IV (XV в. до н. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина, просившего освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос IV исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии, Плита существует и поныне.

Судя  по описаниям и гравюрам европейских художников, в начале 19 столетия снова были видны только голова и плечи сфинкса. Его лицо, обезображенное солдатами наполеоновской армии, лишилось носа (величина которого достигала роста среднего человека). После того как вновь произвели раскопки, открылись могучее львиное тело и вытянутые вперёд когтистые лапы сфинкса. Его широкое скуластое лицо (некогда окрашенное в красный цвет), возможно имеющее портретное сходство с фараоном Хефреном, непроницаемо и строго, глаза обращены на восток. Арабы называли Большого сфинкса Отцом Ужаса, но это изваяние, издавна манившее к себе людей, вызывает скорее ощущение спокойной силы, а не страха.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКУЛЬПТУРА  В ХРАМАХ И ПОГРЕБЕНИЯХ

 

В искусстве  Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие па троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.

Образы, созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и всё древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них изгонялось всё случайное, суетное, второстепенное. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В это же время они удивительно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего царства уникален. В портретных изображениях фараонов скульпторы воплотили стремление к значительному, совершенному. Существовало несколько видов канонического изображения фараона; идущего — с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне — его руки лежат на коленях; усопшего — в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти — жезл и плеть. Атрибутами фараона были также клафт — полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; немее — головная повязка; короны — белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей - изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н, э.), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе).

Деревянная  статуя вельможи Каапера (середина III тысячелетия до н. э.) — дородного степенного пожилого египтянина с посохом в руке — так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина 111 тысячелетия до н.э. ; на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряжённый, он словно ловит каждое слово своего властелина. В парных статуях царевича Рахотепа и сто супруги Нофрет (первая половина III тысячелетия до н. э.), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. По традиции статуя Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет, а статуя Нофрет — в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике, па шее у неё разноцветное ожерелье. У молодой женщины плотная фигура, её округлое, несколько тяжеловатое лицо, вырази тельные глаза подкупают непосредственной жизненностью.


 

Статуи  фараона Микерина, богиниХатор и богини — покровительницы нома (области)из заупокойного храма в Гизе. XXVII в. до н. э.

Статуя  фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе. XXVII в. до н. э.

Египетский  музеи.

Сидящий на троне  зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э.), построивший великую пирамиду Хеопса, — тучный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью.

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей использовался традиционный прием плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть чудовища — в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора, В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Сначала опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира. Стройная мускулистая фигура с широким разворотом плеч, гордый орлиный профиль говорят о его внутренней силе,

Наряду с  плоским, почти не вы ступающим над  поверхностью стены рельефом возник, а позже широко распространился  так называемый углублённый рельеф: врезанное изображение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт.

Рельефы развёртывались один над другим; каждый представлял  собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами — в  схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко выделялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые — женщин. Изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены.

"Владелец" гробницы как бы наблюдал за всем происходящим.

Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с  их окружением. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н. э.) огромная фигура вельможи расположена, согласно традиции, близ входа в гробницу; у его ноги стоит изящная Херватетхет, которая едва достигает колена супруга. Сильные мира сего выглядят торжественно и величест-венно даже в сценах, полных опас-ности и азарта, как, например, в сце не охоты на гиппопотама (гробница Ти, XXVIII в. до н.э.).

Окружающий  человека мир живых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнообразные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения. В символических атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообразы: в урее (эмблеме власти) — вставшая на хвост египетская кобра, в скарабее (солнечном талисмане) — африканский навозный жук. Эти образы навеяны самой природой.

 

ХРАМ ВАЕИРЭДЬ-БАХРИ

 

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или "дома" богов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н.э.), посвящённый богине Хатор, в Дейр эль-Бах-ри в Фивах, на западном берегу Нила (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини любви музыки и танца, глубоко почитался египтянами.

Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса Ш, она во время своего царствования  не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. С её именем связана так же далекая морская экспедиция в Пунг. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные  изваяния. Хрупкая, миниатюрная  женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом широко расставленными, удлиненные краской глазами всегда изображасъ в мужском облике: с накладной бородкой. Такова была традиция изображения фараонов. Хатшепсут, желая утвердить свою власть над подданными, не привыкшими видеть женщину на троне, следовало давно сложившимся правилам. После кончины царицы Тутмос 3 уничтожил статуи Хатшепсут, ее имя в надписях было сбито.

 Храм в Дейр эль-Бахри — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделённый огромной государственной властью. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Храм расположен на трёх террасах, соединённых пандусами (наклонными площадками) и обрамлённых столбами и колоннами. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изобража лось путешествие в далекую страну Пупт). На просторных террасах располагались водоемы, росли деревья.

 

ХРАМЫ ЛУКСОРА И КАРНАКА

 

Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванскме храмы Ипет Рее и Ипет Сут, посвящённые богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к величайшим созданиям древнеегипетского зодчества, строились начиная с XVI в. до н. э. в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отличались подчёркнутой монументальностью. Пилоны обрамляли входы в храмы. Расположенный вдоль берега Нила храм в Луксоре почти целиком воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим в XVI в. до н. э. и завершён уже в XV в. до н. э. Великолепны дворы Луксора, окружённые могучими золотистыми колоннами в виде папируса.

Информация о работе Архитектура Египта