Спорные ситуации по земельному, транспортному, водному налогу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:07, контрольная работа

Краткое описание

Часто, при исчислении и уплате организациями водного налога, возникают спорные моменты, многие из которых находят свои решения только через суд. Примеры таких разбирательств, судебных решений по исчислению и уплате водного налога я хотела бы рассмотреть далее.

Вложенные файлы: 1 файл

практика арбитраж.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

1. Спорные ситуации по водному земельному, транспортному налогам

 

Часто, при исчислении и уплате организациями водного  налога, возникают спорные моменты, многие из которых находят свои решения  только через суд. Примеры таких  разбирательств, судебных решений по исчислению и уплате водного налога я хотела бы рассмотреть далее.

Дело 1

Обязанность по уплате водного  налога возникает при получении  лицензии на водопользование (Постановление  ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2006 по делу N А26-7577/2005-213).

Суть дела

Налоговым органом проведена  камеральная проверка представленной налогоплательщиком декларации по водному  налогу за первый квартал 2005 г.

По результатам проверки налоговый орган принял решение  о доначислении водного налога.

В ходе проверки было установлено, что налогоплательщик имеет две лицензии на использование акватории озера Выгозеро Сегежского района: лицензию со сроком действия до 31.12.2006 (площадь акватории 0,02 кв.км) и лицензию со сроком действия до 31.05.2005 (площадь акватории 0,0342 кв.км), а также договоры пользования поверхностными водными объектами, заключенные с Комитетом природных ресурсов. Однако в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 333.9 НК РФ налогоплательщик не исчислил и не уплатил в бюджет водный налог с указанных в лицензиях объектов налогообложения за первый квартал 2005 г.

Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа в части доначисления водного  налога по приведенным основаниям, в связи с чем обжаловал  его в арбитражном суде.

 

Позиция суда

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. В НК РФ не приведены для целей налогообложения понятия "водопользование", "водопользователь", "лицензия на водопользование" и другие понятия и термины, связанные с водопользованием. Определение этим понятиям дано в статье 1 Водного кодекса РФ. Следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ понятия, приведенные в статье 1 Водного кодекса РФ, подлежат применению и для целей налогообложения.

Налогоплательщик ссылается  на то, что не использует водные объекты  в соответствии с выданными ему  лицензиями, а потому не является плательщиком водного налога. Однако этот довод судом отклонен.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса РФ под "использованием водных объектов" (то, о чем говорит  налогоплательщик) понимается получение  различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц.

Понятие "пользование  водными объектами (водопользование)" имеет другое значение - это юридически обусловленная деятельность граждан  и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов, а водопользователем признается гражданин или юридическое лицо, которому предоставлены права пользования водными объектами путем выдачи лицензии на водопользование и заключения соответствующего договора (статьи 1 и 46 Водного кодекса РФ).

В данном случае водопользование  в соответствии с законодательством  Российской Федерации осуществлял  в первом квартале 2005 г. налогоплательщик, так как имел действующие лицензии на водопользование - специальные разрешения на пользование водными объектами и заключенные договоры, зарегистрированные в установленном порядке.

Довод налогоплательщика  о том, что фактически использование  водных объектов, на которые заявитель  имеет лицензии, производилось другой организацией и эта организация  уплатила водный налог за первый квартал 2005 г. со спорного объекта, не может быть принят во внимание, поскольку фактическое использование водных объектов без соответствующей лицензии и заключенного договора не является основанием для начисления и уплаты водного налога, что следует из приведенных норм права.

С передачей налогоплательщиком названной организации имущества, необходимого для использования  акватории озера Выгозеро, к организации  не может автоматически перейти  право пользования водными объектами, на которые у налогоплательщика имеется лицензия, поскольку налогоплательщик не обладает соответствующими полномочиями - не имеет распорядительной лицензии - специального разрешения на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами. В соответствии со статьей 47 Водного кодекса РФ права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование для собственных нужд и цели использования водных объектов при переходе указанных прав не меняются. В данном случае водные объекты используются в производственных целях.

Дело 2

Забор дренажных вод  не является объектом налогообложения  водным налогом (Постановление ФАС  Западно-Сибирского округа от 07.09.2006 N Ф04-3268/2006 (26017-А27-29)).

 

 

 

Суть дела

Налоговым органом проведена  выездная налоговая проверка налогоплательщика, по результатам которой налоговым  органом принято решение.

Не согласившись с  решением в части доначисления платы  за пользование водными объектами, начисления пеней по плате за пользование водными объектами, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его в данной части недействительным.

Позиция суда

Согласно статье 1 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О" плате  за пользование водными объектами" (Закон утратил силу с 01.01.2005) (далее - Закон N 71-ФЗ) плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами.

В соответствии со статьей 2 указанного Закона объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

осуществления забора воды из водных объектов;

удовлетворения потребности  гидроэнергетики в воде;

использования акватории  водных объектов для лесосплава, осуществляемого  без применения судовой тяги (в  плотах и кошелях), а также для  добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

осуществления сброса сточных  вод в водные объекты.

Статья 1 Водного кодекса  РФ дает основные понятия, термины. Так, водный объект - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Использование водных объектов - получение различными способами  пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан  и юридических лиц.

Дренажные воды - вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая в водные объекты. Таким образом, дренажные воды - это воды, не используемые для удовлетворения каких-либо потребностей. Такие воды забираются из водных объектов, что сопутствует технологическому процессу, в данном случае добыче угля.

Таким образом, Законом N 71-ФЗ не установлен такой объект налогообложения, как пользование водным объектом путем забора дренажных вод.

С введением главы 25.2 "Водный налог" в НК РФ законодатель во избежание спорных ситуаций включил в перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения водным налогом, забор дренажных вод.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.9 НК РФ объектами  обложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи, признается забор воды из водных объектов. Эта норма касается забора воды как из поверхностных, так и из подземных источников.

Подпункт 14 пункта 2 статьи 333.9 ПК РФ исключает из объекта налогообложения  водным налогом забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Дело 3

Поскольку на организацию  в спорный период были возложены  полномочия по выдаче лицензий на пользование  объектами водных биологических  ресурсов, то налоговый орган правомерно привлек ее к ответственности за несообщение сведений о выданных лицензиях (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2006, 20.09.2006 N ФОЗ-А73/06-2/3149).

 

Суть дела

Решением налогового органа, вынесенным на основании акта о нарушении законодательства о налогах и сборах, организация привлечена к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 129.1 ПК РФ за повторное в течение 2004 г. несообщение сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на право добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Организация с решением налогового органа не согласилась и обжаловала его в арбитражный суд.

Позиция суда

В соответствии со статьей 333.6 ПК РФ органы, выдающие в установленном  порядке лицензию (разрешение) на пользование  объектами животного мира и лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов, не позднее 5 числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.

Организация в течение 2004 г. неправомерно не сообщила сведения о выдаче разрешений на право добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Таким образом, суд пришел к выводу об обоснованном привлечении организации к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ.

Довод жалобы о реорганизации  территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации и передаче в связи с этим функций по выдаче лицензий (разрешений) Управлению Федеральной  службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору области исследован судом. В результате установлено, что названное Управление приступило к оформлению, выдаче, регистрации лицензий (разрешений) с 01.07.2005. Срок представления сведений по спорным лицензиям (разрешениям) истек 05.09.2004 и 05.11.2004.

 

Дело 4

Поскольку налогоплательщик является поселкообразующей организацией, то он правомерно применял пониженную ставку сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (Постановление  ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2006 по делу N А42-11980/2005).

Суть дела

Налоговый орган провел камеральную проверку сведений о  полученной лицензии (разрешении) на пользование  объектами водных биологических  ресурсов, суммах сбора за пользование  объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, за 2005 г., представленных в налоговый орган налогоплательщиком (колхозом).

По результатам проверки вынесено решение об отказе в привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности, которым ему предложено уплатить сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В ходе проверки установлено, что при исчислении суммы сбора, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщиком была применена ставка, исчисленная  в соответствии с пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ в размере 15 процентов от ставок, установленных в пункте 4 этой же статьи.

Налоговый орган указал, что налогоплательщик не имеет права  на применение пониженной ставки, так  как он зарегистрирован только в 2002 г., в 2001 г. не имел промышленных квот, следовательно, им не соблюдено условие применения пониженной ставки.

Налогоплательщик обжаловал  решение налогового органа в суд, при этом указал, что он является правопреемником рыболовецкого  колхоза, которому в 2001 г. выделялись квоты на вылов водных биологических ресурсов на бесплатной основе (трески - 478 тонн и пикши - 138 тонн). Эти квоты и были применены налогоплательщиком при исчислении сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

 

Позиция суда

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Пунктом 4 статьи 333.3 НК РФ установлены ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов.

Пунктом 7 этой же статьи установлено, что ставки сбора за каждый объект водных биологических  ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо - и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ. При этом пониженная ставка сбора применяется в отношении объема промышленных квот, не превышающего годового объема промышленных квот, выделенного этим организациям на бесплатной основе в 2001 г.

В целях настоящей  главы градо - и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 01.01.2002 не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.

Информация о работе Спорные ситуации по земельному, транспортному, водному налогу