Теоретические и методологические аспекты денежно- кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Как отмечал Президент Республики Узбекистан Каримов И.А.: “...разразившийся глобальный финансовый кризис продемонстрировал серьезные пробелы и необходимость кардинального реформирования действующей мировой финансово-банковской системы, подтвердил отсутствие должного контроля за деятельностью банков, которые в основном обслуживали свои корпоративные интересы, увлекаясь различными спекулятивными операциями на кредитном рынке и рынке ценных бумаг”[1].

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты денежно-

кредитной политики……………………………………………………….

1.1. Сущность, задачи и методы монетарного регулирования…………..

1.2 Механизмы воздействия денежно-кредитной политики

на экономику страны………………………………………………………

1.3. Инструменты и развитие денежно- кредитной

политики в Узбекистане……………………………………………………

Глава 2. Макроэкономические результаты денежно- кредитной

политики Узбекистана…………………………………………………..

2.1 Становление и стратегия развития денежного рынка Республики…

2.2 Монетарная политика Центрального Банка Узбекистана……….

2.3 Анализ развития денежно- кредитного регулирования

Республики Узбекистан………………………………………………….

Глава 3. Основные направления развития денежно-кредитной

политики Узбекистана…………………………………………………..

3.1 Пути развития рынка государственных ценных бумаг…………..

3.2 Создание децентрализованного электронного

межбанковского рынка………………………………………………..
3.3. Перспективы и цели монетарной политики в 2006 году ……….

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курс раб.ДКП.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)
Наименование  банка Объявленный уставной капитал Эмиссия и размещение дополнительных акций
всего в том числе
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Халқ  банки 200 120 20 30 30 20 20
Асакабанк 300 147 100 48 - - -
Узпромстройбанк 100 65 63 2 - - -
Микрокредитбанк 150 72 54 18 - - -
Прочие 150 86 35 51 - - -
Итого   491 272 149 30 20 20

     В соответствии с Законом «О Центральном  банке Республики Узбекистан» Центральный  банк в целях обеспечения макроэкономической стабильности, выполнения целей и  задач, поставленных Правительством, создания условий для экономического роста  и обеспечения устойчивости национальной валюты будет проводить денежно-кредитную политику с широким использованием следующих рыночных механизмов:

  • изменение норм обязательных резервных требований;
  • проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами;
  • процентная политика;
  • проведение операций на внутреннем валютном рынке.

     При этом Центральный банк будет постоянно  совершенствовать инструменты денежно-кредитной  политики, расширяя масштаб их применения.

     Также предусматривается установить единую для депозитов в национальной и иностранной валюте норму обязательных резервных требований. Проведение Центральным банком этих мер позволит усовершенствовать методы эффективного управления активами и пассивами банковской системы в национальной и иностранной валюте, и улучшит условия для выдачи коммерческими банками кредитов.

     В 2009 году Центральный банк будет изменять процентные ставки исходя из цели стабильности национальной валюты на денежном рынке, т.е. недопущения резких изменений  процентных ставок и валютного обменного курса, а также уменьшения влияния монетарных факторов на рост цен. Проведение Министерством финансов совместно с Центральным банком мероприятий, направленных на обеспечение стабильности регулируемых цен и тарифов, расширит возможности влияния на уровень инфляции посредством процентных ставок. Процентная политика, проводимая в 2006 году, будет направлена на сдерживание процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков на реально положительном и низком уровне. Снижение стоимости кредитов, выдаваемых реальному сектору, создаст, в свою очередь, условия для снижения цен на товары.

     Также намечается принятие ряда мер по снижению разницы (маржи) между депозитными  и кредитными процентными ставками коммерческих банков путем внедрения  в банковской системе новых технологий при привлечении депозитов и выдаче кредитов и соответственно снижения расходов. Исходя из этого, Центральный банк будет давать соответствующие рекомендации коммерческим банкам при осуществлении процентной политики в 2009 году.

     Наряду  с этим, путем мониторинга процентных ставок на денежном рынке, с целью предотвращения их резких колебаний и воздействия на инфляционные процессы, Центральный банк будет увеличивать своё участие на этом рынке и расширять объем проводимых операций.

     В целях дальнейшего совершенствования реформ, проводимых в банковской системе, в течение 2012 года намечается осуществлять следующие меры:

  • проведение монетарной  политики,  направленной  на  обеспечение стабильности национальной  валюты,  с  широким  использованием  современных  рыночных инструментов управления денежных агрегатов;
  • дальнейшее совершенствование Центральным банком и коммерческими банками налично-денежного обращения для резкого сокращения небанковского оборота наличных денег, повышения доверия населения и бизнеса к банковской системе, и, в первую очередь, за счет беспрепятственной выдачи наличных денег с депозитных счетов  клиентов,  полной  унификации  наличного  и  безналичного  денежного обращения;
  • в целях дальнейшего повышения доверия хозяйствующих субъектов и населения к банковской системе увеличение количества предлагаемых видов банковских услуг при их качественном улучшении;
  • принятие конкретных мер по повышению капитализации и финансовой устойчивости банков, увеличению ресурсной базы банков посредством привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов в долгосрочные банковские депозиты и направление их на кредитование реального сектора;
  • дальнейшее укрепление денежного обращения, совершенствование безналичных расчетов и широкое внедрение использования пластиковых карточек в розничной торговле и в сфере услуг, а также в осуществлении других операций;
  • продолжение последовательной работы по развитию малого бизнеса, дехканских и фермерских хозяйств, расширению механизмов и объемов микрокредитования и микролизинга;
  • с принятием Закона «О микрофинансировании» создание специализированного банка с  филиалами  во  всех  регионах,  предоставляющего  широкий  спектр  услуг по микрокредитования и микролизинга для субъектов малого бизнеса  и частного предпринимательства, включая выдачу льготных кредитов;
  • в целях дальнейшего развития местного производства и повышения благосостояния населения широкое внедрение практики микрокредитов не только для приобретения автомобилей,  а также для покупки товаров длительного пользования (мебели, телевизоров, холодильников, стиральных машин и электротехники);
  • после принятия Закона Республики Узбекистан «Об ипотеке» развитие рынка ипотечных кредитов посредством создания необходимых условий и нормативно-правовой базы и увеличение выдачи данных кредитов;
  • передача коммерческими банками соответствующим органам фискального надзора несвойственных им функций, в том числе учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженностей и экспортно-импортных операций;
  • широкое внедрение системы эффективного управления существующих ресурсов с помощью современных методов управления активов и пассивов коммерческих банков;
  • повышение уровня корпоративного управления в коммерческих банках, а также усовершенствование системы внутреннего аудита;
  • осуществление необходимых мер по повышению роли коммерческих банков в дальнейшем развитии межбанковского рынка;
  • в целях всестороннего стимулирования экспорта и экономии валютных ресурсов, их рационального и эффективного использования направление валютных ресурсов, в первую очередь, на техническое перевооружение, обновление и модернизацию производства, обеспечивающего увеличение экспортного потенциала предприятий.
 

 

      ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

      Денежно-кредитная  политика страны- один из мощнейших  инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.             

      Обладая такими средствами, как пересмотр  резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

      Результаты  монетарного регулирования по-разному  расцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздействия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономической активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введение монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на реальный ВВП.

      Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика  не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

      Денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

      В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.

      Государству необходимо  регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе,  необходимо инвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения.

      При этом денежно-кредитная политика Центрального банка на ближайшее десятилетие  должна быть дополнена рядом стратегических задач:

  • дальнейшее развитие как биржевого, так и внебиржевого  валютного рынков, межбанковского кредитного рынка;
  • уменьшение доли государственной собственности в активах коммерческих банков;
  • предоставление льгот для коммерческих банков, принимающих участие в реализации приоритетных инвестиционных проектов;
  • снижение ставки рефинансирования.

     В целях дальнейшего совершенствования реформ, проводимых в банковской системе, в течение 2012 года намечается осуществлять следующие меры:

  • проведение монетарной  политики,  направленной  на  обеспечение стабильности национальной  валюты, с широким использованием современных  рыночных инструментов управления денежных агрегатов;
  • дальнейшее совершенствование Центральным банком и коммерческими банками налично-денежного обращения для резкого сокращения небанковского оборота наличных денег, повышения доверия населения и бизнеса к банковской системе, и, в первую очередь, за счет беспрепятственной выдачи наличных денег с депозитных счетов  клиентов,  полной  унификации  наличного  и  безналичного  денежного обращения;
  • дальнейшее укрепление денежного обращения, совершенствование безналичных расчетов и широкое внедрение использования пластиковых карточек в розничной торговле и в сфере услуг, а также в осуществлении других операций;
  • продолжение последовательной работы по развитию малого бизнеса, дехканских и фермерских хозяйств, расширению механизмов и объемов микрокредитования и микролизинга;
  • в целях дальнейшего развития местного производства и повышения благосостояния населения широкое внедрение практики микрокредитов не только для приобретения автомобилей,  а также для покупки товаров длительного пользования (мебели, телевизоров, холодильников, стиральных машин и электротехники);
  • повышение уровня корпоративного управления в коммерческих банках, а также усовершенствование системы внутреннего аудита;
  • осуществление необходимых мер по повышению роли коммерческих банков в дальнейшем развитии межбанковского рынка;

     Таким образом, во многом конечный эффект от воздействия валютной политики на макроэкономическую динамику определяется чувствительностью  экспорта, инвестиций, инфляции и других ключевых макроэкономических индикаторов к динамике обменного курса и условиям доступа к валютному рынку.

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты денежно- кредитной политики