Теоретические и методологические аспекты денежно- кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Как отмечал Президент Республики Узбекистан Каримов И.А.: “...разразившийся глобальный финансовый кризис продемонстрировал серьезные пробелы и необходимость кардинального реформирования действующей мировой финансово-банковской системы, подтвердил отсутствие должного контроля за деятельностью банков, которые в основном обслуживали свои корпоративные интересы, увлекаясь различными спекулятивными операциями на кредитном рынке и рынке ценных бумаг”[1].

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты денежно-

кредитной политики……………………………………………………….

1.1. Сущность, задачи и методы монетарного регулирования…………..

1.2 Механизмы воздействия денежно-кредитной политики

на экономику страны………………………………………………………

1.3. Инструменты и развитие денежно- кредитной

политики в Узбекистане……………………………………………………

Глава 2. Макроэкономические результаты денежно- кредитной

политики Узбекистана…………………………………………………..

2.1 Становление и стратегия развития денежного рынка Республики…

2.2 Монетарная политика Центрального Банка Узбекистана……….

2.3 Анализ развития денежно- кредитного регулирования

Республики Узбекистан………………………………………………….

Глава 3. Основные направления развития денежно-кредитной

политики Узбекистана…………………………………………………..

3.1 Пути развития рынка государственных ценных бумаг…………..

3.2 Создание децентрализованного электронного

межбанковского рынка………………………………………………..
3.3. Перспективы и цели монетарной политики в 2006 году ……….

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курс раб.ДКП.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

    Наряду  с этим, населению и хозяйствующим субъектом предоставлен целый ряд налоговых льгот при покупке акции банков, которые послужили дополнительным стимулом для увеличения капитала банков. Например, в настоящее время при покупке акции банков предприятиями, учреждениями или физическими лицами их доходы, полученные в виде дивидендов, освобождаются от налога на доход (прибыль) до 1 января 2010 года.  

    Кроме этого, за этот же период налогооблагаемая база по налогу на доход (прибыль) хозяйствующих  субъектов уменьшается на сумму  средств, направленных на приобретение акции банков.  

    Налоговые и другие льготы, сохранение низких темпов инфляции, а также высокая  прибыльность акций и депозитов  банков создали прочную основу для  вовлечения свободных средств населения  и хозяйствующих субъектов в  банковских оборот. 

     Макроэкономическая  ситуация в Узбекистане в 2008 году характеризовалась позитивными  тенденциями. Основными из них стали: продолжение экономического роста, низкие темпы инфляции, увеличение реальных денежных доходов и занятости  населения, объемов внешней торговли, а также динамичное развитие малого бизнеса, предпринимательства и надомного труда (табл. 1).

     Таблица 1

     Ключевые  экономические показатели Узбекистана3, 2005-2008 гг.

     (в  % к предыдущему году)

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Валовой внутренний продукт 107,0 107,3 109,5 109,0
Промышленное  производство 107,2 110,8 112,1 112,7
Сельскохозяйственное  производство 106,2 106,2 106,1 104,5
Инвестиции  в основной капитал 105,7 111,4 122,9 128,3
Инфляция (ИПЦ) 7,8 6,8 6,8 7,8
Курс  сум./доллар США ( на конец периода) 1174,02 1240,00 1290,00 1393,00

 

     Объем ВВП в 2008 году увеличился в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года на 9%. На 12,7% возрос объем промышленного  производства, на 4,5% - сельского хозяйства, на 10,2% – транспортных перевозок, на 8,3% – строительства. Объем оказанных  услуг в прошлом году повысился на 21,3%, при этом их доля в ВВП составила 45,3%. В частности, объем услуг в торговле и общественном питании вырос на 26,8%, финансовых услуг – на 32,2%.

     Меры, осуществленные Правительством и Центральным  банком, способствовали удержанию инфляции в 2008 году в пределах целевых параметров – в прошедшем году уровень инфляции, рассчитанный по индексу потребительских цен, составил 7,8%. ЦБ РУз влияет на достижение поставленной цели по уровню инфляции, воздействуя с помощью инструментов денежно-кредитного регулирования на ее базовую составляющую.

     В условиях усложнившейся конъюнктуры  мировых рынков взвешенная валютная политика и меры по поддержке экспортного  потенциала привели к росту торгового  баланса. При этом объем экспорта в 2008 году увеличился по отношению к 2007 году на 28,7%, что положительно сказалось на сальдо внешнеторгового оборота, которое составило 69,2% к ВВП.

     Меры  денежно-кредитной политики в 2008 году были направлены на выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития и закрепление позитивных тенденций в экономике Республики Узбекистан. При их реализации учитывались внешние и внутренние макроэкономические условия. При этом особое внимание уделялось созданию благоприятных условий для экономического роста посредством полного удовлетворения потребностей экономики в денежных средствах и удержанию денежной массы в пределах экономически обоснованных границ. Целью денежно-кредитной политики являлось обеспечение устойчивости национальной валюты.

     Общей направленностью валютной политики в истекшем периоде 2008 года, с учетом динамики обменных курсов мировых валют, было удержание обменного курса национальной валюты в пределах целевых параметров и поэтапное снижение уровня ее девальвации. Дополнительным фактором обеспечения стабильности цен на внутреннем рынке, а также предотвращения негативного влияния внешнеэкономических факторов на внутренний рынок служит Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан, созданный с целью финансирования приоритетных отраслей экономики.

     В прошедшем году одним из важных инструментов управления денежной массой в экономике и регулирования ликвидности банков продолжала оставаться норма обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке. В соответствии с целевыми показателями денежной массы с 1 ноября 2008 года норма обязательных резервов по привлеченным депозитам юридических лиц в национальной и иностранной валюте установлена в размере 15% 

     

     Рис4. 1

     Реализация  процентной политики в 2008 году была направлена на поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте в банках и одновременно расширению возможностей по удовлетворению спроса субъектов экономики на банковские услуги. При этом процентная политика использовалась также в качестве антиинфляционного инструмента.

     В целях ослабления инфляционного  и девальвационного давления, вызванного в основном внешнеэкономическими условиями, управления денежной массой в экономике  и проведения жесткой денежно-кредитной политики ставка рефинансирования в 2008 году удерживалась на уровне 14% (рис 2 ).

     В результате взвешенного подхода  к изменению ставки рефинансирования наблюдались положительные изменения  в динамике депозитных и кредитных  процентных ставок коммерческих банков. В частности, снизились процентные ставки по кредитам коммерческих банков и ставки на денежном рынке. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам, выдаваемым коммерческими банками, в 2008 году составила 16,4%. На рынке государственных ценных бумаг также наблюдалось понижение процентных ставок. Так, уровень доходности государственных ценных бумаг (государственных среднесрочных казначейских обязательств) уменьшился с 6% до 5,7%. 

     

     Ри5с 2.

     Средневзвешенная  процентная ставка по депозитам физических лиц  на конец 2008 года составила 17,4% годовых. При этом подтверждением адекватности проводимой процентной политики явился устойчивый приток сбережений населения в банковский сектор. За 2008 год объем привлеченных денежных средств населения в банковских вкладах увеличился на 50,7% и на 1 января 2009 года составил 5771,6 млрд. сумов. При этом остатки банковских вкладов населения выросли на 69% и на 1 января 2009 года достигли 1723,8 млрд. сумов (рис 3).

     Продолжились  рост эмиссии электронных платежных  инструментов и развитие технической  инфраструктуры их применения. В 2008 году коммерческими банками дополнительно  выпущено в обращение 787,8 тыс. пластиковых карточек, установлено 9752 терминала в торговых и сервисных точках. В итоге количество банковских пластиковых карточек, выпущенных в оборот, достигло 4,5 млн. штук, а количество установленных терминалов – 27504 штуки. Для стимулирования деятельности банков в этом направлении продлены до 1 января 2010 года сроки действия таможенных и налоговых льгот по импорту и эксплуатации оборудования и комплектующих материалов, используемых при осуществлении платежей с помощью пластиковых карточек.

     Последовательно реализуется политика развития и укрепления банковского сектора. В 2008 году количество коммерческих банков в республике достигло 30. Из них 3 государственно-коммерческих банка, 11 акционерно-коммерческих банка, 11 частных банков и 5 банков с привлечением иностранного капитала. Филиальная сеть отечественных банков насчитывает 800 филиалов.

     Таким образом, определяющее влияние на развитие банковского сектора Узбекистана  в 2009 году окажет практическая реализация основных стратегических и тактических  задач его реформирования, предполагающих дальнейшее укрепление устойчивости кредитных организаций, повышение качества выполнения функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции, развитие рыночной дисциплины и транспарентности деятельности кредитных организаций. 

 

       5.Перспективы и цели денежно-кредитной политики в Республики Узбекистан 

     Центральный банк Узбекистана будет продолжать осуществлять денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности национальной валюты, дальнейшее углубление финансового посредничества коммерческих банков и повышение их эффективности.

     Основное  внимание будет уделено на полное удовлетворение потребности экономики  в денежных средствах и предотвращение роста цен. В целях недопущения образования недостатка платежных средств в обороте, что может привести к возникновению определенных трудностей в производстве и реализации товаров и другим негативным для экономики последствиям, Центральный банк будет предпринимать адекватные меры по своевременному обеспечению спроса в денежных средствах в реальном секторе экономике.

     В частности, особое внимание было уделено  на следующие показатели:

  • рост годового уровня индекса потребительских цен не выше 6-8 %;
  • реальный рост валового внутреннего продукта в 7,2 % и его дефлятора в  12%;
  • дефицит Государственного бюджета не выше 1,5 % от ВВП;
  • положительное сальдо внешнеторгового оборота.

     В основных направлениях монетарной политики Центрального банка на перспективу  определены параметры денежно-кредитных показателей исходя из целей и задач, направленных на удовлетворение спроса реального сектора на денежные средства, дальнейшее развитие производства, насыщение внутреннего рынка местными потребительскими продуктами, а также создание благоприятных условий для производства продукции на экспорт.   В частности, Центральный банк будет обращать внимание на обеспечение объема золотовалютных резервов на уровне не менее 6-месячного импорта с учетом цен на основные экспортные товары на мировом рынке. Также Центральный банк в целях обеспечения уровня цен в установленных Правительством параметрах будет принимать в координации с Министерством финансов все меры по резкому снижению роста регулируемых государством и подверженных сезонному колебанию цен на товары и услуги.

     Несмотря  на негативное воздействие финансового  кризиса, в 2008 году в основных отраслях экономики также были достигнуты позитивные результаты. Так, по сравнению  с прошлым годом темпы роста  в промышленности составили 12,7 %, в частности, в производстве потребительских товаров – 17,7 %, объем сферы услуг вырос на 21,3 % (табл. 1).

     Стабильными темпами развивались и другие отрасли экономики: строительство  выросло на 8,3 %, объем грузо- и  пассажироперевозок на транспорте –  на 10,2 %, сфера торговли – на 7,2 %.

     Монетарная  политика Центрального банка в течение 2009 года будет направлена на обеспечение  изменения денежной массы в установленных  параметрах в целях обеспечения  стабильности национальной валюты и  сдерживания уровня инфляции, а также  удовлетворения реального спроса на деньги.

     Прогнозируется, что рост денежной массы будет  происходить за счет неинфляционного  источника увеличения золотовалютных резервов. Ожидается, что рост экспорта превысит импорт, что приведет к  формированию положительного торгового  баланса и росту золотовалютных резервов. Центральный банк в целях снижения влияния роста золотовалютных резервов на инфляцию будет оперативно принимать адекватные меры. В частности, Центральный банк посредством рыночных инструментов монетарной политики будет осуществлять на постоянной основе операции на денежном рынке, в том числе операции по привлечению свободных денежных средств коммерческих банков в депозиты и выпуску собственных ценных бумаг.

     В целях обеспечения путем дальнейшего  повышения уровня капитализации финансовой устойчивости банков, имеющих стратегическое значение, а также активизации их участия в реализации инвестиционных проектов, на основе соответствующих указов и постановлений Президента Республики Узбекистан определено выделение средств из госбюджета по повышению уставного капитала коммерческих банков. В частности, осуществляются соответствующие меры по повышению уставных капиталов государственно-коммерческого «Халк банки» в 2009-2012 годах до 200 млрд. сум, акционерно-коммерческого банка «Микрокредитбанк» в 2009 году до 150 млрд. сумов, акционерно-коммерческого банка «Агробанк» (бывший «Пахтабанк») до 100 млрд. сумов, акционерно-коммерческого банка «Кишлок курилиш банк» (бывший «Галлабанк») - до 150 млрд. сумов, уставного капитала государственного акционерно-коммерческого банка «Асака» до 300 млрд. сумов (табл. 2).

     Таблица 2.

     Динамика  средств, выделяемых из госбюджета для  повышения уставного капитала банков6, млрд. сумов

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты денежно- кредитной политики