Разновидности кризисов в социально-экономическом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Развитие– это приобретение нового качества. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, подразумевающий определенность и закономерность наступления и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его базисом, развитие прерывает различные процессы функционирования, но формирует предпосылки для его осуществления на новом качественном уровне. И возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое наступление кризисов.

Содержание

Понятие кризиса в социально—экономическом развитии 3
Разновидности кризисов 3
Признаки кризиса 4
Сущность и закономерности экономических кризисов 5
Причины экономических кризисов 6
Кризисы в развитии организации 7
Необходимость и возможность антикризисного управления 8
Признаки и особенности антикризисного управления 9
Эффективность антикризисного управления 10
Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении 12
11) Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

антикризисное управление к,р.docx

— 33.40 Кб (Скачать файл)

5) Причины экономических кризисов

Отсутствует единая точка  зрения относительно причин экономических  кризисов.

К. Марксполагал, что причины  цикличности капиталистического воспроизводства  – в самой природе капитализма, непосредственно в противоречиях  между собственниками средств производства и наемными работниками.

Согласнопсихологической теории кризиса И. Шумпетера, на каждой фазе экономического цикла у населения  формируется свое отношение к  инвестициям.

Экономической наукой к настоящему времени разработан целыйряд концепций  экономических циклов. П. Самуэльсон, например, отмечает следующие: денежную теорию, которая выделяет в качестве причины цикла экспансию банковского  кредита; теорию нововведений, объясняющую  цикл использованием в производстве важных нововведений (И. А. Шумпетер, Х. Хансен); психологическую теорию, трактующую фазы циклов как следствие пессимистического  и оптимистического настроения у  людей (А. С. Пигу); теорию недопотребления, согласно которой циклы возникают  при слишком большой доле дохода, идущей на сбережения, по сравнению  с потреблением (Д. А. Гобсон, Р. Фостер и др.); теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что  источником спада может стать  в большей степени излишнее, чем  малое вложение средств (Ф. Хайек, Л. Мизес и др.); теорию солнечных  пятен – погоды, урожая (У. С. Джевонс).

Заслуживает внимания точка  зрения ряда отечественных ученых—экономистов, которые выделяют три этапа в  изменении взглядов на экономические  циклы.

Первый этап охватывает период с начала XVIII в. до середины 1930–х гг. Тогда доминировали концепции, утверждающие, что кризисы в экономике или  вообще не возникают в условиях рынка (Дж. С. Милль, Ж. Б. Сэй, Д. Рикардо), либо возникают случайно и рыночная экономика  способна самостоятельно их преодолевать (Ж.Ш. Сисмонди, Р. Родбертус, К. Каутский).

Второй этап охватывает период с середины 1930–х до середины 1960–х гг. Выделение этого периода связано  с исследованиями Дж. М. Кейнса и  с его выводом о том, что  капиталистический рынок содержит различные виды монополий и может  включать разную степень воздействия  государства.

Третий этап продолжается с середины 1960–х гг. до настоящего времени.

Особенности данного периода.

1. Большое внимание уделяется  разграничению экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин  цикличности рыночной экономики.

2. Определилась позиция  ряда ученых-экономистов, согласно  которой государство в развитых  странах далеко не всегда стремится  к антикризисному регулированию,  сглаживанию циклических колебаний  и к стабилизации экономического  равновесия, а провоцирует и поддерживает  цикличность.

6) Кризисы в развитии  организации

Возможность кризисаопределяется  рискованным развитием, которое  проявляется в вероятности возникновения  кризиса, опасности кризисных ситуаций. Это могут быть факторы внешние  и внутренние, общие и специфические.

Необходимо различать  факторы, симптомы и причины кризиса. Симптомы проявляются в критериях  и в динамике показателей, отражающих функционирование и развитие организации.

К проблеме возникновения  кризисов в организации можно  подойти и с системологических  позиций. Система в процессе своей  жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии. Различают статическую  и динамическую устойчивость. На устойчивость системы влияют внешние и внутренние факторы. Все переходные периоды  можно классифицировать тремя уровнями.

Первый уровень(гомеостатический) связан с такими изменениями, которые  отражаются только на поведении системы, но не изменяют ее структуры и элементного  состава.

Второй уровень(инновационный) связан с такими изменениями, которые  отражаются на структуре и элементном составе системы.

Третий уровень(бифуркационный) связан с такими изменениями, которые, значительным образом отражаются на структуре и элементном составе  системы.

Одной из наиболее рациональных программ антикризисных мероприятий  – выделение пятиэтапного цикла  развития.

Первый этапимеет название эксплерентного. Он характеризует зарождение фирмы в рыночной экономической  среде, формирование ее первоначальной структуры. Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и  внутренней интеграции фирмы, но уже  появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики.

Такие организации (фирмы) называются эксплерентными. Компания продолжает расти и увеличиваться и вступает в новый этап – патиентный.

Третий этапразвития организации  – виолентный. Компания завоевывает  устойчивое положение на рынке.

Организация может успешно  конкурировать. Виоленты – это фирмы  со стратегией активного маркетинга, массовым выпуском пользующейся спросом  продукции, крупные инновационные  предприятия.

Четвертый этапназывается коммутантным. Он представляет собой состояние  фирмы в период упадка, когда развитие заходит в тупик.

Так появляются фирмы—коммутанты – малые и средние предприятия, ориентированные преимущественно  на региональные рынки, использование  достижений фирмвиолентов. Пятый этапназывается леталентным.

Он характеризуется деструктуризацией  фирмы, прекращением ее существования  в прежней форме. На данной стадии возникают фирмы – леталенты. Это распадающиеся фирмы или  фирмы, осуществляющие диверсификацию с полным изменением профиля деятельности.

В практике антикризисного управления очень важно уметь диагностировать  наступление кризиса, отделять изменения  переходного периода от изменений  нормального функционирования фирмы.

7) Необходимость и возможность  антикризисного управления

Термин«антикризисное управление»  возник сравнительно недавно с началом  реформирования экономики России и  с постепенным вхождением страны в состояние кризиса. Очевидно, что  для выхода экономики из кризиса  необходим новый тип управления, кардинально отличающийся от менеджмента, осуществляемого в стабильных условиях.

Обострение кризиса в  России вызвало потребность в  директивном антикризисном управлении. Этот особый тип управления получил  название антикризисного.

При этом возникает вопрос о необходимости антикризисного управления как практической деятельности, науки и учебной дисциплины после  выхода страны из кризиса, ведь, безусловно, экономический кризис, каким глубоким он ни был, когда—нибудь пройдет.

Но история экономического развития многих стран и особенности  развития воспроизводственных процессов  в социально—экономических системах, рассмотренные в предыдущей лекции свидетельствуют, что кризисы и  цикличность являются неотъемлемыми  характеристиками любого процесса развития.

Антикризисное управление–  это такой вид управления, при  котором развиты механизмы предвидения  и мониторинга кризиса, анализа  его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных  последствий кризиса и использования  его результатов для будущего более устойчивого развития.

Возможность антикризисного менеджмента связано с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью  человека, который может искать и  выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций,

мобилизовываться на выход  из наиболее тяжелых и опасных  ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться  к проблемным ситуациям. Также возможность  антикризисного управления определяется знанием циклического характера  развития социально—экономических  систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к  ним. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития.

Все проблемы антикризисного управления можно распределить по четырем  группам. Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

Вторая группа проблем  антикризисного управления связана  с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта  группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Проблематику антикризисного управления можно представить и  в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально—экономических  систем, проблемы разработки управленческих решений. Четвертая группа проблем  включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

8) Признаки и особенности  антикризисного управления

Антикризисное управление имеетпредмет воздействия– проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного  обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого  обострения, наступления кризиса. Любое  управление должно содержать черты  антикризисного и задействовать  антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации.

Сущность антикризисного менеджментаопределяют следующие  характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в  определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы  можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта  и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В зависимости от разновидности  кризиса будет различаться и  механизм управления им.

Особенности процессов и  технологий антикризисного менеджментаможно выразить в следующем: мобильность  и динамичность в использовании  ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование  программно—целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных  мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации  управленческих решений.

Важным элементом системы  антикризисного управления являются егофункции.

1. Функции антикризисного  управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного  управления и определяют его  результат. Они отвечают на  простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на  всех стадиях кризиса. Можно  выделить шесть функций: предкризисное  управление; управление в условиях  кризиса, управление процессами  выхода из кризиса, стабилизация  неустойчивых ситуаций (обеспечение  управляемости), минимизация потерь  и упущенных возможностей, своевременное  принятие решений.

2. Важнейшей чертой антикризисного  менеджмента является интеграция  неформального и формального  управления.

3. Для антикризисного управления  особое значение имеет перспективность,  возможность выбрать и построить  рациональную стратегию развития.

Существуют разныестратегииантикризисного  управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизацие ситуаций посредством использования  резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий  устранения последствий кризиса.

9) Эффективность антикризисного  управления

Важным показателем антикризисного управления является его эффективность.

Она характеризуется соотношением эффекта, т. е. степени достижения целей  смягчения, локализации или позитивного  использования кризиса, и затраченных  ресурсов.

На эффективность антикризисного управления влияют следующиефакторы.

1. Профессионализм антикризисного  управления и специальная подготовка.

Антикризисное управление должно стать необходимым элементом  любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового  и пр.

2. Искусство управления, данное  природой и приобретенное в  процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне  факторов эффективности антикризисного  управления.

3. Методология разработки  рискованных решений. Такая методология  должна быть создана и освоена,  потому что она в значительной  мере определяет такие качества  управленческих решений, как своевременность,  полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение  будущего и не субъективное, а  основанное на точном, научно  обоснованном анализе позволяет  постоянно осуществлять мониторинг  приближающегося кризиса.

5. Важным фактором эффективности  антикризисного управления является  также корпоративность, т. е.  понимание и принятие всеми  работниками целей организации,  готовность самоотверженно работать  для их достижения, это особый  вид интеграции всех сотрудников,  развитие внутреннего патриотизма  и энтузиазма.

6. Лидерство также входит  в совокупность факторов эффективного  антикризисного управления.

7. Оперативность и гибкость  управления заключаются в изменении  управления в соответствии с  ситуациями, адаптации управления  к условиям кризиса.

8. Стратегия и качество  антикризисных программ. Во многих  ситуациях возможна потребность  в изменении стратегии управления  и в разработке специальных  программ антикризисного развития.

9. Отдельным пунктом следует  выделить человеческий фактор. Здесь  подразумевается обязательное наличие  антикризисной команды – ближайших  помощников антикризисного менеджера,  которые могут пользоваться его  особым доверием.

10. Система мониторинга  кризисных ситуаций является  крайне важным фактором эффективности  антикризисного управления. Это  организованные действия по непрерывному  постоянному определению вероятности  и реальности наступления кризиса  для его своевременного обнаружения  и распознавания.

Информация о работе Разновидности кризисов в социально-экономическом развитии