Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена исследованию теории и практики правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) должников отдельных категорий, а именно стратегических предприятий и организаций. Цель выполнения курсовой работы – комплексный анализ действующего законодательства в сфере регулирования отношений по поводу проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций……………………………………....5
1.1 Общие положения ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении к особой категории должников - стратегических предприятий и орга-низаций……………………………………………………………………………….5
1.2 Опыт муниципальных банкротств в США ………………………....................7
Глава 2 Правовое регулирование проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций …………………………………….12
2.1 Признаки банкротства стратегического предприятия. Основания для возбуждения дела………………………………………………………………………...12
2.1.1 Порядок делопроизводства банкротства стратегических предприятий и организаций…………………………………………………………………………13
2.2 Процедуры банкротства, проводимые на стратегическом предприятии или организации …………….………………………………………………………….17
Глава 3 Основные проблемы правового регулирования банкротства стратегических предприятий и организаций ………………………………………………...23
3.1 Предпосылки возникновения проблем правового регулирования банкротства стратегических предприятий и организаций………………………………….23
3.2 Перспективы совершенствования правового регулирования банкротства стратегических предприятий и организаций……………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………………33
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов ……………..37

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 89.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Правовое регулирование проведения процедур банкротства

стратегических предприятий и организаций

 

2.1.Признаки банкротства стратегического предприятия. Основания для

возбуждения дела.

   Особенности статуса стратегических должников определяются их ролью в обеспечении обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, этим определяются и особенности правовой регламентации отношений несостоятельности (банкротства) данных субъектов.      В отличие от общих признаков банкротства, законодатель установил ряд особенностей для стратегических предприятий и организаций.    Во-первых, стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.     В-вторых, для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей. При этом названная задолженность должна быть подтверждена для кредиторов и уполномоченного органа по денежным обязательствам - вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда, на основании которого выдан исполнительный лист; для уполномоченных органов об уплате обязательных платежей - решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

 

2.1.1 Порядок делопроизводства  банкротства стратегических

предприятий и организаций.

 

Порядок и последствия  принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом определяется статьей 42 Федерального закона «О несостоятельности» 
     В целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела о банкротстве должника вопрос о принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) к производству арбитражного суда решается в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления такого заявления в арбитражный суд.          С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у заявителя уже по истечении 30 дней с даты направления (либо предъявления к исполнению) исполнительного документа по вступившему в законную силу решению суда о наличии долга, в службу судебных приставов и копии этого документа — должнику.            При этом заявление должно быть подано с соблюдением всех требований, предъявляемых Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к его форме и содержанию.  
       В случае  если обращение в арбитражный суд с заявлением должника в соответствии с действующим законодательством является обязательным, но к указанному заявлению приложены не все документы, предусмотренные статьей 38 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», указанное заявление принимается арбитражным судом к производству и недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.  
       О принятии заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу. В нем указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. …………………………………. 
    В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона банкротстве подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.…………………………………  
       При подготовке дела о банкротстве судья должен совершить следующие действия:  
     - провести судебное заседание по проверке обоснованности требований  
     заявителя к должнику;                                 ………  
     - рассмотреть заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле  
     о банкротстве; установить обоснованность требований кредиторов в порядке, определенном статьей 71 Закона о банкротстве (пункт 2 статьи 50 Закона о  
банкротстве).  
       Кроме того, судья по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, принять меры для примирения сторон (пункт 4 статьи 50 Закона о банкротстве.          В определении о возбуждении производства по делу о банкротстве должника судом указывается саморегулируемая организация, из числа членов которой может быть утвержден временный управляющий. Кроме этого, указывается дата судебного заседания по рассмотрению обоснованности требований заявителя к должнику. Копии указанного определения направляются заявителю, должнику, в регулирующий орган, в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, не позднее следующего дня после дня его вынесения.………………………………..  
       В определении арбитражного суда, направляемом в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, указываются требования к кандидатуре временного управляющего. В случае если заявитель не указал требования к кандидатуре временного управляющего, указанное определение направляется в заявленную саморегулируемую организацию без указания требования к кандидатуре временного управляющего.     Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о банкротстве, предусмотренные АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в порядке апелляционного производства в течение десяти дней со дня их вынесения.                                                                              
       Важнейшей составляющей эффективности судебного процесса при рассмотрении дел о признании должника банкротом являются также сроки проведения процедур банкротства.          После принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) к производству суд в силу пункта 2 статьи 62 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вводит в отношении должника наблюдение, назначает временного управляющего.         В статье 134 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлен срок подготовки дела к судебному разбирательству, который не должен превышать двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд.     В соответствии со статьей 152 АПК РФ срок для рассмотрения арбитражным судом первой инстанции дела и принятия решения по нему, составляет один месяц. Этот срок исчисляется со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено АПК РФ, то есть после подготовки дела к судебному разбирательству. Общий срок рассмотрения дела до принятия по нему решения в соответствии с нормами АПК РФ составляет три месяца.       

  Поскольку дела о банкротстве рассматриваются по правилам АПК РФ, с особенностями, установленными законодательством о банкротстве, и срок для подготовки дела к судебному разбирательству строго не установлен, то по аналогии с нормами АПК РФ представляется, что данный срок составляет два месяца.  
       В судебном заседании дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий пяти месяцев со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству. Общий срок рассмотрения дела о банкротстве - не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.                                                              …  
          В соответствии с пунктом 3 статьи 223 АПК РФ определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о банкротстве и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства, отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня их вынесения. В таком же порядке обжалуются определения, предусмотренные пунктом 1 статьи 61 Закона о банкротстве.             В соответствии со ст.193 Закона, Правительство Российской Федерации кроме общих требований к кандидатуре арбитражного управляющего, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации. Такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации. А именно:

1. Наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее 1 года стажа руководящей работы.

2. Участие в качестве арбитражного  управляющего не менее чем  в 2 делах о банкротстве, за  исключением дел о банкротстве  отсутствующего должника, при условии,  что в течение последних 3 лет  кандидат не отстранялся от  осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей.

3. Наличие высшего юридического, или экономического образования,  или высшего образования по  специальности, соответствующей  сфере деятельности должника.             К числу особенностей банкротства стратегических предприятий и организаций относится запрещение внешнему управляющему отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

  

2.2 Процедуры банкротства, проводимые на стратегическом предприятии или организации.

  Законодатель установил определенные особенности для отдельных стадий банкротства стратегического предприятия (организации): финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.    Первое собрание кредиторов должно решает вопрос не только о введении в отношении стратегического предприятия одной из процедур банкротства, но и определяет саморегулирующую организацию, которая должна представить кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям. В случае если названные вопросы не решены, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия (организации) в пределах семимесячного срока, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения (п.1 ст.194 Закона).       Масса особенностей процедур банкротства связана и проистекает из хозяйственной деятельности должника как стратегического предприятия. Так, во-первых, внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Во-вторых, внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав должника, которые могут быть связаны с государственным заказом.            В зависимости от характера имущества (обычное имущество, ограниченно оборотоспособное имущество) продажа осуществляется в форме открытого или закрытого конкурса. Соответственно, при продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество (п.5, 6 ст195).       К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.            За Российской Федерацией сохраняется преимущественное право приобретения имущества (предприятия) должника, которое используется для государственных заказов и нужд. Кроме того, Российская Федерация в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Указанные средства должник обязан направить на погашение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. Вышеназванные правила не распространяются на обычное имущество стратегического должника (например, на предприятия, которые не связаны с гос. заказом – сеть кафе и т.д.). Если нет возможности отложить рассмотрение дела (истек семимесячный срок), арбитражный суд:

1) Либо выносит определение о  введении в отношении должника  финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.    Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. Применяться может любой (за исключением задатка, удержания, неустойки) способ обеспечения исполнения обязательств, включая государственные гарантии.   При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.

2) Либо выносит определение о  введении внешнего управления  в отношении должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления (например, при неутверждении судом графика погашения задолженности или при недостаточности денежных средств), в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления.        Особые правила в отношении данной категории должников применяются и в тех случаях, когда собрание кредиторов приняло решение о введении внешнего управления либо конкурсного производства, но определенный субъект ходатайствует о введении финансового оздоровления. Вопросы об обеспечении, о субъектах его предоставляющих и графике погашения задолженности решаются таким же образом.          При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, арбитражный суд, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.    В графике погашения задолженности должника должно быть предусмотрено, что погашение задолженности по обязательным платежам устанавливается в соответствии с требованиями налогового законодательства. Таким образом, по обязательным платежам особенностей для стратегических предприятий и организаций не предусмотрено.Рассмотрим особенности процедур банкротства подробнее.             По общим правилам арбитражный  управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его кредиторам не более чем через месяц после своего утверждения (п.1 ст.106 Закона); собрание для рассмотрения плана созывается не позднее двух месяцев с даты утверждения внешнего управляющего, кредиторы и уполномоченные органы должны быть уведомлены о собрании и ознакомлены с планом не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания (п.2 ст.107).         Внешний управляющий стратегическим должником имеет дополнительную обязанность. Он должен не менее чем за 15 дней до даты проведения собрания направить план внешнего управления в федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в отрасли экономики, в которой действует стратегический должник. Практически одновременно план внешнего управления рассматривается и кредиторами, и этим органом. Указанный орган не имеет права вносить в план какие-либо изменения; он компетентен только разработать и представить собранию, а также в арбитражный суд свое заключение о плане внешнего управления. В заключении должен быть дан анализ предусмотренных планом мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, и тех результатов, к которым они могут привести. Не исключено, что заключение государственного органа может содержать предложения относительно иных мер, проведение которых он в отношении должника считает целесообразным в рамках внешнего управления.  Важно подчеркнуть, что полномочный государственный орган, вправе до даты утверждения собранием кредиторов плана внешнего управления в отношении должника направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению, если ранее финансовое оздоровление в отношении данного должника не применялось (п.2 ст.195 Закона).     Это возможно при соблюдении следующих условий: государственным органом разработан (и приложен к ходатайству) график погашения задолженности, который предусматривает начало погашения задолженности не более чем через месяц после вынесения судом определения о переходе к финансовому оздоровлению и погашение всех требований кредиторов в течение года с момента начала расчетов, которые должны будут производиться равными долями пропорционально размерам требований.

В конкурсном производстве так же есть свои особенности. При продаже предприятия - должника обязательным условием конкурса являются обязательства покупателя обеспечить сохранением целевого назначения указанного имущественного комплекса, а также выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборону заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

  При продаже предприятия-должника (являющегося стратегическим предприятием или организацией), предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация имеет право преимущественного приобретение этого предприятия.   В случае продажи на торгах предприятия-должника – стратегической организации, не являющейся федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация вправе в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного предприятия по цене, определённой по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях, установленных для проведения конкурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные проблемы правового регулирования банкротства

стратегических предприятий и организаций

 

3.1. Предпосылки возникновения  проблем правового регулирования

банкротства стратегических предприятий и организаций

 

Несовершенство существующего  нормативно-правового регулирования  сферы финансового оздоровления и банкротства стратегических организаций  приводит к возникновению трудностей в применении норм законодательства. В качестве подтверждения приведем несколько примеров из судебной практики применения процедур банкротства в  отношении стратегических организаций.

В практике арбитражных судов  бывают ситуации, когда должник, в  отношении которого решается вопрос о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), не содержится в Перечне стратегических предприятий и организаций, но подпадает  под описание п. 1 ст. 190 Закона о банкротстве (кроме того, возможны ситуации, когда  должник, не входящий в ныне действующие  перечни, входил в перечень, действовавший  ранее, например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998г. № 784 «О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности, акции которых не подлежат досрочной продаже»1 таким образом, вопрос может быть сформулирована так: следует ли считать утвержденный Правительством РФ перечень как исчерпывающий и исключающий применение оценочных параметров п.1 ст.190 Закона о банкротстве?

Информация о работе Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций