Особенности банкротства отдельных категорий должников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

В финансово-хозяйственной деятельности предприятий нередко возникает необходимость расторжения или изменения ранее заключенных договоров.
В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Поэтому в период действия договора стороны вправе по обоюдному соглашению как изменить, так и расторгнуть его при соблюдении условий, предусмотренных действующим законодательством.

Содержание

Введение
3
1. Сущность, содержание и состав участников мирового соглашения
5
2. Условия и последствия расторжения мирового соглашения
11
3. Особенности банкротства отдельных категорий должников
17
Заключение
34
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная антикризисное управление.docx

— 64.69 Кб (Скачать файл)

 

2. Банкротство  сельскохозяйственных организаций

Банкротство сельскохозяйственных организации  имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных  участков (преимущественно сельскохозяйственного  назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы. Согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" сельскохозяйственными организациями  признаются юридические лица, основным видом деятельности которых, является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее  семидесяти процентов общей суммы  выручки.

Суть первого  специального правила, регулирующего  банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделаются иные сельскохозяйственные организации  или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может  осуществляться в той мере, в какой  их участие в обороте допускается  земельным законодательством.

Общие положения, регулирующие порядок введения наблюдения и его последствия, содержатся в  гл.IV Закона о банкротстве. В частности, в ст.70 Закона предусмотрено проведение временным управляющим анализа финансового состояния должника в целях определения степени достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника.

Анализ финансового  состояния осуществляется в ходе наблюдения и в отношении сельскохозяйственной организации. Особенностью его проведения является обязательный учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических  условий. Кроме того, должна также  учитываться возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Особенностью  финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией, в первую очередь срока, на который  внешнее управление вводится, является то, что четко и однозначно его  определить и закрепить в законе невозможно. Продолжительность этих процедур поставлена в зависимость  от длительности периода сельскохозяйственных работ. Иными словами, финансовое оздоровление и внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ  с учетом времени, необходимого для  реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Тем не менее, законодатель устанавливает ограничение срока финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией: финансовое оздоровление не может превышать общие сроки, отводимые для внешнего управления должником, более чем на один год, а внешнее управление - не более чем на три месяца. По общим правилам, финансовое оздоровление вводится на срок не превышающий двух лет, а внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Таким образом, срок финансового оздоровления сельскохозяйственной организацией в совокупности должен составлять не более 3 лет, а внешнего управления - 21 месяца.

При определенных обстоятельствах имеется и другая возможность для продления срока  внешнего управления данной категории  должников юридических лиц. В  случае, если в течение срока финансового оздоровления или внешнего управления, имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлен на один год.

При продаже  имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации  на первых торгах выставляется предприятие  должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством  и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным  участком, примыкающим к земельному участку должника.

Арбитражный управляющий при продаже имущества  должника проводит независимою оценку его стоимости и предлагает лицу, имеющему преимущественное право покупки приобрести это имущество по оценочной стоимости. Если указанные лица в течении месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права должника, арбитражный управляющий реализует имущество должника - сельскохозяйственной организации в общем порядке.

 

3. Банкротство  финансовых организаций

К финансовым организациям относятся, в частности, кредитные организации, страховые  организации, профессиональные участники  рынка ценных бумаг. Процедуры банкротства  таких организаций должны осуществляться по специальным правилам, предусмотренным  соответствующими законами, однако, поскольку  в настоящее время существует только Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», регулирование банкротства финансовых организаций осуществляется по общим  правилам, с изъятиями, предусмотренными § 4 гл. 9 Закона о банкротстве.

 

3.1 Банкротство  кредитных организаций

В соответствии со ст.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" под  кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для  извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Банка  России имеет право осуществлять банковские операции.

Перечень  таких операций предусмотрен Федеральным  законом "О банках и банковской деятельности" и включает в себя, в частности: привлечение денежных средств физических и юридических  лиц во вклады (до востребования  и на определенный срок); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.

 

Кредитные организации  могут создаваться и действовать  в форме банка или небанковской кредитной организации. При этом банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Под банковской кредитной организацией разумеется кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, в том числе в их допустимых сочетаниях, определяемых Банком России.

Необходимость правового регулирования особенностей банкротства кредитных организаций  диктуется тем, что в отличие  от большинства иных коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью  в сфере предпринимательской  деятельности, кредитные организации  наделены лишь ограниченной (целевой) правоспособностью, в рамках которой  они могут выполнять соответствующие  банковские операции и совершать  определенные сделки. Кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Кроме того, деятельность кредитных  организаций по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц и последующему размещению их от своего имени нуждается в строгом надзоре и контроле со стороны государства. Нельзя не принимать во внимание также характер и размер негативных последствий банкротства кредитных организаций для многочисленных вкладчиков и владельцев счетов - физических и юридических лиц.

В случае неплатежеспособности кредитной организации-должника возникающие при этом отношения должны регулироваться, в первую очередь, специальным нормативным правовым актом федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Закон о банкротстве. Иными словами, положения о несостоятельности (банкротстве) должника, содержащиеся в комментируемом Законе о банкротстве, применяются к отношениям, возникающим при банкротстве кредитных организаций, лишь в субсидиарном порядке.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации  понимается признанная арбитражным  судом ее неспособность удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство). Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.

Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом  дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления  о банкротстве банка нередко  служит детонатором панических настроении среди кредиторов и провоцирует  их на возврат денежных средств, находящихся  на счетах и во вкладах в указанном  банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.

В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.

Один из способов решения этой проблемы - исключение из числа кредиторов, предъявляющих  заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов.

 

Другой путь, введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о  банкротстве в арбитражном суде.

Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение  дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры  рассмотрения Центральным банком заявления  кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка.

Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным  банком с учетом всего комплекса  показателей, характеризующих его  платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный  банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность  возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового  обязательства. При наличии таких  признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем  введения временной администрации  либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его  присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в  имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным  судом дела о банкротстве неплатежеспособного  банка.

Заявление о  признании кредитной организации  банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций.

Особенностью  несостоятельности (банкротства) кредитных  организаций является также ограничение  процедур банкротства, применяемых  к этой категории должников. Арбитражным  судом может быть вынесено только решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного  производства или об отказе в признании  кредитной организации банкротом.

 

Данное ограничительное  правило продиктовано спецификой деятельности кредитных организаций: отзыв лицензии у банка или иной кредитной  организации означает невозможность  для последней осуществлять какие-либо банковские операции. Технически это выражается в прекращении всех приходных и расходных операций по банковским и внебалансовым счетам такой кредитной организации. При таких условиях исключается какая-либо возможность восстановления платежеспособности кредитной организации, в том числе и с помощью процедур финансового оздоровления, внешнего управления или мирового соглашения.

Следовательно, у арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, отсутствует выбор различных судебных актов, которые могут быть приняты последним по результатам рассмотрения дела. При наличии признаков банкротства должно быть принято решение о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства, при отсутствии таких признаков - решение об отказе в признании кредитной организации банкротом. В последнем случае кредитная организация подлежит ликвидации в обычном порядке.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлено  несколько специальных правил, касающихся существенных особенностей проведения конкурсного производства при банкротстве  кредитных организаций.

Во-первых, в  течение десяти дней с момента  получения определения арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего Банк России должен открыть ему счет. На этот счет, открытый конкурсному  управляющему в Банке России, в  короткий срок (десять дней) должны быть перечислены остатки денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации, признанной арбитражным судом банкротом, а также со всех остальных счетов этой кредитной организации, открытых в иных банках и кредитных организациях. На этот же счет должны быть перечислены все иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные последней в Банке России.

 

Во-вторых, объявление о банкротстве кредитной организации  должно быть опубликовано конкурсным управляющим за счет должника не только в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", но и  в "Вестнике Банка России", а  также в средствах массовой информации по месту нахождения кредитной организации.

Информация о работе Особенности банкротства отдельных категорий должников