Основные пути финансового оздоровления предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 06:08, контрольная работа

Краткое описание

Практически все бизнес-процессы на предприятии связаны с финансами, и, как правило, пик кризиса в любой области проявляется в финансовой дестабилизации. Финансовый менеджмент предполагает эффективную организацию финансовой деятельности, тогда как кризис может лишь проявляться в финансовой дестабилизации, а причины вызваны неправильной организацией различных бизнес-процессов. Антикризисное управление же предполагает систему управления предприятием, которая имеет комплексный системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные пути финансового оздоровления предприятия
1.1 Финансовое оздоровление - смысл, путь реализации, источники финансовых ресурсов
1.2 Программа финансового оздоровления и её основные цели

Заключение
Список использованных источников
Глоссарий ключевых слов
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ.rtf

— 1.46 Мб (Скачать файл)


Рис. 1. Система причинно-следственных связей, влияющих на рентабельность деятельности организации

 

 

Продолжение приложения 1


Рис. 2. Возможные причины (наиболее вероятные) снижения объема продаж

 

 

Продолжение приложения 1

 


Рис. 3. Причины высокой себестоимости продукции

 

 

Продолжение приложения 1

 


Рис. 4. Причины низкого уровня управления

 

 

Приложение 2. Классификатор причин неплатежеспособности организации

 

Таблица 1 Внешние причины неплатежеспособности организации

Общеэкономические

Государственные

Рыночные

Прочие

Рост инфляции (выше 3-4 %)

Неплатежеспособность федеральных, муниципальных органлв по своим заказам и обязательствам

Усиление конкурентной борьбы

Негативные демографические тенденции

Низкая платежеспособность населения

Нестабильность налоговой системы, таможенных правил

Отсутствие государственной поддержки отечественных товаров и услуг

Стихийные бедствия, техногенные катастрофы

Нестабильность валютного рынка

Повышение цен на энергоресурсы, транспорт и т.д.

Увеличение на рынке товаров-субститутов, более дешевых или более качественных товаров конкурентов

Криминогенные ситуации

Рост безработицы

Политическая нестабильность

Большое количество посредников

Ограбление (денежное, информационное) организаций, убийство, похищение руководителей

Замедление платежного оборота у организации

Бюрократический рэкет

Финансовые кризисы кредитных организаций

Развитие науки и техники

Увеличение числа  кризисных организаций (в т.ч. партнеров организации)

Неудовлетворительная работа механизма исполнения решений арбитражных судов

Высокая стоимость кредитных ресурсов

 
   

Нестабильность фондового рынка

 
   

Наличие беспредела в проверках со стороны налоговой инспекции

 

 

 

Продолжение приложения 2

 

Таблица 2 Внутренние причины неплатежеспособности организаций

Операционные (производственные)

Финансовые

Низкий уровень использования основных фондов

Неэффективная структура активов (низкая ликвидность)

Физический и моральный износ основных фондов

Высокая доля заемного капитала

Устаревшая технология производства

высокая доля краткосрочных источников заемного капитала

Высокий размер страховых и сезонных запасов

Низкая рентабельность производства

Несоответствие продукции потребительским запросам

Малоэффективное использование кредитных ресурсов

Недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции

Высокая плата за пользование кредитными ресурсами

Низкая активность по разработке новой продукции (услуг)

Неэффективная (отсутствие) финансовая политика

Низкое качество продукции (услуг)

Высокая доля и рост дебиторской задолженности, в том числе просроченная

Использование некачественных материалов и комплектующих для изготовления продукции

Высокая доля и рост кредиторской задолженности

Отсутствие входного и выходного контроля качества продукции

Неэффективная ценовая политика

Высокие цены на материалы, сырье, комплектующие

Высокая стоимость аренды

Высокая себестоимость продукции

Высокая доля и рост штрафов,, пеней, неустоек

Неэффективная структура текущих затрат (высокая доля постоянных издержек)

Нерациональные договорные отношения с поставщиками и потребителями

Перерасход ресурсов, материалов, наличие брака

Слабый учет прогноза внешних факторов

Высокие производственные затраты ресурсов и труда

Слабый анализ конкурентов

Неэффективный маркетинг по поиску поставщиков

Рост доли готовой продукции в запасах

Неэффективный маркетинг по продвижению продукции

Рост объемов незавершенного производства

Неэффективная организация процессов управления

Рост расходов на энергоресурсы на единицу продукции

Дублирование и неэффективное выполнение функций управления

Хищение (воровство) продукции, материалов

Отсутствие контроля за выполнением управленческих решений

Отсутствие финансового контроля за рентабельностью отдельных видов продукции

Наличие управленческих конфликтов

Громоздкая организационная структура управления

Нерациональная организация складского хозяйства

Недостаток собственного капитала

Нарушения трудовой дисциплины

Неэффективный фондовый портфель

Нерациональная организация труда

Удлинение сроков строительства объектов и монтажа оборудования

Нерациональная кооперация при производстве продукции

Перерасход инвестиционных ресурсов

Высокий уровень накладных, непрофильных, транспортных расходов

Непродуманные капитальные вложения

Превышение численности работников над необходимым количеством

Низкая прибыль

Недостаточный объем выпуска продукции

Неоправданное новое оборудование

Затоваривание продукции и невостребованность услуг

Недостижение необходимой конкурентной себестоимости продукции

Отсутствие ресурсосберегающих технологий

Недостаток капитала для модернизации производства

Отсутствие надежной сети сбыта

 

Низкий уровень денежной составляющей в выручке

 

Несвоевременное поступление материалов

 

Несвоевременный ремонт и обновление оборудования

 

Неудовлетворительная организация учета

 

Снижение объема продаж

 

снижение объема выручки

 

низкий уровень использования производственных площадей

 

Недостаточный объем запасов материальных ресурсов

 

Высокий размер коммунальных расходов

 

 

 

 

Приложение 3

 

Таблица Мероприятия финансового оздоровления

цель

мероприятия

Повышение эффективности использования основных средств

Оборудование

Определение перечня оборудования, не (мало)используемого в текущей производственной деятельности

Рассмотрение возможности альтернативного использования излишнего или мало используемого оборудования для производства других видов продукции, возможно, в кооперации с другими предприятиями

Продажа излишнего или мало используемого оборудования

Сдача в аренду желающим предпринимателям излишнего или мало используемого оборудования

Обмен оборудованием между предприятиями

Консервация оборудования для исключения его из налогооблагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом

В случае арендованного оборудования изучить возможности перезаключения арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях, в противном случае отказаться от него

Определение круга потенциальных покупателей излишнего оборудования, в первую очередь среди кредиторов, а также, предприятий,  эксплуатирующих аналогичное оборудование

Административные, производственные и складские помещения

Определение перечня площадей мало используемого в текущей хозяйственной деятельности, сокращение их в соответствии с ожидаемым уровнем производства

Рассмотрение вариантов централизации деятельности предприятия за счет перевода подразделений в меньшее количество месторасположений с целью высвобождения дополнительной площади

Рассмотрение возможности использования свободных помещений для организации новых, более выгодных видов деятельности и производства, возможно, в кооперации с другими предприятиями

Определение круга потенциальных покупателей и пользователей площадей, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков и материальных ресурсов, клиентов-покупателей

Продажа излишков площадей

Сдача в аренду излишков площадей

В случае невозможности продажи/сдачи - их консервация с целью уменьшения текущих энергетических затрат, затрат по их охране, уборке и т.п.

В случае аренды помещений изучить возможности перезаключения арендных договоров с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него, искать другого арендодателя

Сдача в аренду земельных участков кредиторам, клиентам, сторонним организациям

Сокращение капитальных вложений

Остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эффективны (убыточны) в результате изменения внешних факторов, рассмотрение возможности возврата большей части средств

Изменение графиков инвестиций с целью уменьшения рисковой денежной нагрузки путем пересмотра этапов капитальных вложений в связи с изменением внешних обстоятельств

Определение возможности передачи объектов незавершенного строительства для привлечения сторонних инвесторов для быстрейшего окончания строительства и ввода в эксплуатацию

Консервация объектов капитального строительства с целью снижения текущих затрат 

Переориентирование инвестиционного проекта на новую деятельность, возможно, в кооперации с новыми инвесторами и др.

Рационализация производственных запасов

Уменьшение размеров неприкосновенных запасов за счет договоренности о более коротком сроке выполнения заказов на поставку и более равномерном поступлении материалов

Распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема запасов, которые не являются критическими для функционирования

Определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используемых в производстве, или запасов, образовавшихся от закрытия нерентабельного производства, или залежавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т.д.

Уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресурсов

Определение круга потенциальных потребителей материальных ресурсов, в первую очередь, кредиторов-поставщиков, клиентов-покупателей

Рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров со скидками с тем, чтобы получить дополнительные средства и снизить издержки хранения

Определение возможности переработки, восстановление качества залежавшихся запасов

Рационализация производства

Закрытие нерентабельных производств с высвобождением материальных ресурсов, персонала, оборудования и производственных площадей

Сокращение длительности (цикла) незавершенного производства за счет применения более современной технологии

Повышение качества продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества

Увеличение выпуска продукции на рентабельных участках производства за счет концентрации на них материальных и трудовых ресурсов

Переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке, путем кооперирования с другими предприятиями и привлечения средств инвесторов

Прекращение производства продукции «на склад»

Сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов производства и продаж

Прекращение видов деятельности, обслуживающих основное производство (ремонт, транспорт, изготовление непрофильных изделий и т.д.) с передачей их специализированным фирмам и др.

Всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты и др.)

Ускорение оборота денежных средств

Создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобретающих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за продукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по сравнению с договором, оплата в срок)

Создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим

Применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от объема поступающих средств от клиентов, с которыми они работают

Рассмотрение продажи дебиторской задолженности своему банку (факторинговые операции) или кредиторам

Рассмотрение отношений с клиентами, потребляющими продукцию организации, их финансового состояния с точки зрения возникновения возможных рисков и установление в зависимости от них возможных лимитов товарного кредита, предоставляемых каждому клиенту, и др.

Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности

Уменьшение общехозяйственных расходов в части затрат на автотранспорт, представительские расходы, на командировки, охрану и т.д.

Внедрение ресурсосберегающих технологий

Упрощение организационной структуры с целью устранения излишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала

Введение более жесткого контроля за потреблением энергоресурсов

Осуществление закупок материалов совместно с другими покупателями у одного поставщика с целью уменьшения транспортных и других расходов

Снижение затрат за счет интеграции с поставщиками, или клиентами, или другими производителями

Сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю

Сокращение затрат на рекламу продукции за счет пересмотра рекламного бюджета, определение, сочетаются ли расходы на рекламу с повышением объема продаж, определение возможности оплаты рекламных услуг с помощью бартерных операций и т.д.

Повышение механизации производственного процесса и сокращение ручного труда

Тщательный отбор сырья и компонентов с определенными техническими характеристиками

Сокращение затрат на покупку сырья и материалов

Замена импортных материалов на аналогичную продукцию отечественного производства

Внесение конструктивных, технологических изменений в выпускаемую продукцию для того, чтобы иметь возможность перейти на новые (для повышения качества) или более дешевые материалы

Внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников с целью сокращения затрат на единицу продукции

Уменьшение объемов материальных отходов и рассмотрение возможности их использования для производства сопутствующей продукции и др.

Уменьшение оттока

денежных средств

Разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации в целях определения приоритетности оплаты кредиторской задолженности

Удлинение сроков платежей менее важным поставщикам

Нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию, что уменьшает затраты в производстве

Реструктуризация кредиторской задолженности

Определение перечня кредиторов, долги которым следует погасить полностью ли частично в первую очередь (просроченная задолженность - более трех месяцев, объем более 100, 0 тыс. руб.)

Определение возможности переноса срока оплаты задолженности с учетом дополнительного вознаграждения с целью своевременной оплаты в будущем и т.д.

Погашение задолженности кредиторам активами должника (материальными ресурсами, продукцией предприятия, услугами и т.д.)

Рассрочка платежа кредиторам

Изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии ценных бумаг

Индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей одним, своевременная оплата другим)

Всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты полностью или части процентов, отсрочка или рассрочка платежа)

Переоформление задолженности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов, увеличения срока погашения долга

Улучшение инкассации дебиторской задолженности

Оформление исков в арбитражном суде по менее важным клиентам

Определение возможности и необходимости погашения дебиторской задолженности продукцией, услугами, товарами дебитора

Переоформление дебиторской задолженности векселями

Оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого (товарного) кредита

Систематический контроль расчетов по отсроченным и просроченным задолженностям

Применение скидок в обмен на ускорение платежа (дебиторам, которые вряд ли заплатят в ближайшее время)

Продажа долга с дисконтом 10 - 15 % третьей стороне или дебитору дебитора

Реструктуризация банковских кредитов

Пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки), рассмотрение возможности рефинансирования полученного кредита в другом банке

Переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный

Заключение договора финансирования под уступку прав требования

Увеличение объемов продаж

Проведение маркетинговых исследований и наблюдений за различными оптовыми ценами по аналогичной продукции в данном и соседних регионах

Определение групп продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, определение конкурентных преимуществ и возможности извлечения выгоды из них

Проведение анализа цены и объема реализуемой продукции и нахождение наиболее разумного компромисса: уменьшение отпускной цены, чтобы увеличить долю предприятия на рынке и объем продаж, и др.

Совершенствование организации маркетинга для увеличения объема продаж

Поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которые существует неудовлетворенный платежеспособный спрос

Информирование потребителей о свойствах продукции, ее качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции

Формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и т.д.)

Формирование системы послепродажного обслуживания продукции

Внедрение (применение) системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей  и т.д.)

Развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат

Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия и др.

Совершенствование организации управления

Сокращение числа звеньев и уровней управления

Централизация или децентрализация функций управления в зависимости от конкретных условий производства

Разработка новых функциональных положений , уменьшающих дублирование функций

Увольнение малоквалифицированных руководящих работников или повышение их квалификации

Создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия

Внедрение эффективного информационного обеспечения

Разработка методов мотивации управленческого персонала в результатах деятельности предприятия

Внедрение мероприятий по снижению документооборота (уменьшение бюрократизации в аппарате управления)

Улучшение производственной и организационной структуры управления и др.

Совершенствование системы бухгалтерского учета

Проведение переоценки имущества в связи с изменением рыночных условий

Составление налогового календаря

Внедрение информационных программ по обработке бухгалтерских документов и предоставлению VIP-информации для руководителя

Реорганизация системы производства и управления

Разделение организации на ряд самостоятельных фирм

Выделение наиболее рентабельных производств в самостоятельные организации и ликвидация убыточных производств

Присоединение организации к другой, близкой по производству продукции и ликвидация юридического лица должника

Соединение (слияние) организации с другой, близкой по производству продукции и образование нового юридического лица

Преобразование ООО (ЗАО) организации-должника в открытое акционерное общество и др.


 

 

 

Приложение 4

 

Основные разделы плана финансового оздоровления:

  1. Титульный лист. Указываются наименование компании, время составления плана и период, на который составлена программа.
  2. Исполнительское резюме. На одном-двух листах вкратце дается информация о том, что и за счет чего будет сделано на предприятии (суть предложений), объектах незавершенного строительства, видах деятельности и выпускаемой продукции, объемах и структуре выручки и т.д.
  3. Оглавление.
    1. Описание компании - общая характеристика. Сведения об организационно-правовой форме, форме собственности, структурных подразделениях, системе управления, численности работников, основных и вспомогательных производствах, непроизводственных объектах, объектах незавершенного строительства, видах деятельности и выпускаемой продукции, объемах и структуре выручки и т.д. Желательно привести сведения о профессиональном, образовательном и возрастном уровнях персонала.
    1. Описание бизнеса компании и состояния рынка выпускаемой продукции. Целесообразно дать характеристику как звена технологических циклов выпуска продукции, т.е. привести сведения по основным поставщикам и потребителям продукции; основным видам продукции и объемам выпуска и поставок различных покупателям; загрузке производственных мощностей. Желательно позиционировать компанию, охарактеризовать конкурентов т перспективы развития рынка.
    2. Анализ финансового состояния компании и причин необходимости его оздоровления. Именно в этом разделе отражаются и формулируются те проблемы, которые и послужили причинами создания самого плана. Рекомендуется привести результаты финансового состояния компании в динамике за один-два года и на последнюю отчетную дату. Также необходимы основные показатели финансового состояния, структуры баланса предприятия, анализ ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, затрат по различным видам продукции и полученных финансовых результатов.
    3. Маркетинговый план. Определяется сегмент рынка, который будет главным на время реализации плана финансового оздоровления. Определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, долю рынка каждого; привести описание клиентуры покупателей и показать конкурентные преимущества продукции предприятия. Также описывается, каким образом предлагается продавать товар (услугу), как проводить рекламную политику, рассматривается ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, прогноз новой продукции и др.
    4. Направления развития компании. На основе проведенного финансово-экономического анализа и маркетинговых исследований формулируются основные мероприятия, которые должны привести к исправлению ситуации. Дается описание необходимых действий, сроки и условия их проведения, ожидаемый от них эффект.
    5. План производства. Необходимо доказать производственные возможности компании по реализации плана финансового оздоровления. Следует описать вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом; производственный процесс. Должны найти отражение вопросы, насколько быстро может быть увеличен (сокращен) выпуск продукции.

10. Финансовый план. Доказывается наличие финансового эффекта от реализации мероприятий. Необходимо соотнести ожидаемые финансовый потоки, поступающие от реализации товаров (работ, услуг), с налоговыми и иными обязательными платежами. Раздел должен содержать прогноз финансовых результатов на время реализации плана (отправная точка прогноза - текущее финансовое состояние компании по его бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату).

 

Приложение 5

 

График для анализа влияния изменения постоянных издержек на доходы фирмы: при изменении постоянных издержек линия совокупных издержек перемещается параллельно линии издержек плана, принятого в качестве наиболее вероятного исхода (основного плана); Q1, и Q2 --новые точки безубыточности, соответствующие изменению постоянных издержек.

 

Рис. 1.1. График для анализа влияния изменения постоянных издержек на доходы фирмы

 

АС - линия совокупных издержек; ОD - линия совокупного дохода; Q - точка безубыточности в наиболее вероятном варианте; Q1, Q2, - точки безубыточности при изменении постоянных издержек

График для анализа влияния изменения переменных издержек на доходы фирмы: при изменении переменных издержек линия совокупных издержек АС меняет угол наклона: становится более пологой при снижении переменных

 

 

 

расходов и более крутой - при их увеличении.

 


Рис. 1.2. График для анализа влияния изменения переменных издержек на доходы фирмы

 

АС - линия совокупных издержек; ОD - линия совокупного дохода; Q - точка безубыточности в наиболее вероятном варианте; Q1, Q2, - точки безубыточности при изменении переменных издержек

Для более тонкого анализа целесообразно использовать нелинейные графики.

 

 


 



Информация о работе Основные пути финансового оздоровления предприятия