Основные методы предупреждения кризисов и банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Новеллой нового закона о несостоятельности (банкротстве) можно назвать специальную вторую главу, предусматривающую предупреждение банкротства, где указано, что все субъекты и органы исполнительной власти "обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций" (п.1 ст.26 Закона).
Характер и целеустремленность предупредительных мер определяется знанием динамики, структуры и причин банкротства в целом по стране, в регионах юридических лиц различных организационно-правовых форм и граждан. Это зависит от распространенности и динамики отдельных видов банкротств и типов процедур банкротства.

Содержание

Введение 3
1. Общие понятия и типология кризисов 4
2. Основные методы предупреждения банкротства 7
2.1 Диагностика финансового состояния предприятия 7
2.2 Формирование антикризисных стратегий 16
2.3 Деструкция и финансовое оздоровление 19
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 40.56 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение высшего     профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине «Антикризисное управление»

на тему «Основные методы предупреждения кризисов и банкротства»

 

 

 

 

 

                                                     Исполнитель:                                                                                          студентка 6 курса ИМВЭД                                                                                                          группа 6-ВЗ-1,

                                                                                                                      0831245                                                                                                         Кырова Наталья

                                                                                                           Александровна

 

                                                   

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание

 

Введение 3

1. Общие понятия и типология  кризисов 4

2. Основные методы предупреждения  банкротства 7

2.1 Диагностика финансового  состояния предприятия 7

2.2 Формирование антикризисных  стратегий 16

2.3 Деструкция и финансовое  оздоровление 19

Заключение 22

Список литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Новеллой нового закона о  несостоятельности (банкротстве) можно  назвать специальную вторую главу, предусматривающую предупреждение банкротства, где указано, что все  субъекты и органы исполнительной власти "обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций" (п.1 ст.26 Закона).

Характер и целеустремленность предупредительных мер определяется знанием динамики, структуры и причин банкротства в целом по стране, в регионах юридических лиц различных организационно-правовых форм и граждан. Это зависит от распространенности и динамики отдельных видов банкротств и типов процедур банкротства.

В целом теория предупреждения банкротства должна быть нацелена на преодоление, нейтрализацию кризисных  процессов, включая антикризисное управление, и связывать воедино процессы изучения, прогнозирования и собственно предупреждения банкротства.

Таким образом, предупреждение банкротства - это совокупность знаний о деятельности по совершенствованию  отношений, связанных с конкурсным процессом в целях выявление  и нейтрализации причин банкротства  и условий, им способствующих; выявления  и нейтрализация процессов и  явлений, обуславливающих совершение, рост и распространение отдельных  форм  и видов преднамеренного и фиктивного банкротства, факторов, влияющих на формирование антиобщественных черт у определенных юридических лиц и граждан; устранение конкретных условий, обуславливающих реализацию процедур банкротства отдельными юридическими лицами и гражданами, определение форм и методов контроля в конкурсном процессе.

 

 

 

1. Общие понятия и типология кризисов

Существование социально-экономических  систем представляет собой циклический  процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов. Социально-экономическая система, под  которой мы можем понимать гражданское  общество, хозяйствующий субъект (предприятие), интегрированную структуру бизнеса, имеет две основные тенденции  в существовании: функционирование и развитие. Функционирование —  это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность  системы и ее сущностные характеристики. Развитие — это приобретение нового качества, необходимого для прогрессивных  перемен, приспособления к новым  условиям среды, которое характеризует  изменения в предметах, средствах  труда и в самом человеке. Применение новых синтетических материалов, развитие микроэлектроники, робототехники, информационной и биотехнологии, использование  электронной техники в комплексе  со станками и роботами, все это  является источником значительного  роста производительности труда  и качества изготавливаемых материальных благ. Однако, с другой стороны обновление технологической основы общественного  воспроизводства является одной  из причин, провоцирующих цикличность, а следовательно, и кризисные  явления в функционировании системы. Экономика никогда не находится  в состоянии покоя. Процветание  не редко сменяется крахом, показатели национального дохода, уровня занятости, темпов роста производства, а также  цены и прибыли понижаются. В конце  концов, достигается нижняя точка, и  опять начинается оживление. Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесий в ней. Кризисы можно определить по факторам их проявления — наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса — это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.

Типология кризисов включает отдельные группы:

- экономические, отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации;

- социальные, возникают при обострении противоречий и столкновении интересов различных социальных групп и часто являются продолжением экономических кризисов, потому что последние сопровождаются такими негативными социальными проявлениями, как падение уровня занятости, рост цен на потребительские товары, снижение уровня жизни граждан, сокращение государственных ассигнований на образование и здравоохранение;

- организационные, в организационном устройстве социально-экономической системы могут обостряться отношения, связанные со структурным построением, разделением и интеграцией деятельности, распределением функций, регламентацией деятельности подразделений, административных единиц, регионов, филиалов, дочерних фирм, представительств;

- психологические, наиболее ярко проявляются в периоды больших перемен в обществе, в условиях нестабильности и падения уровня жизни людей;

- демографические,

- экологические, вызваны природными, стихийными явлениями, такими как: землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения, а также часто они являются результатами жизнедеятельности человека.

 

Эти группы распределяются таким образом, по структуре отношений в социально-экономической системе, по проблематике ее развития. Причем разные типы кризисов можно представить как цепочку, в которой разрыв одного звена, т. е. появление фактора одного из типов кризиса тянет за собой возникновение факторов других типов.

Причины кризиса могут быть: объективными — связанными с циклическим развитием системы, потребностями модернизации, реструктуризации, воздействием внешних факторов, и субъективными отражающими ошибки менеджеров в управлении, недостатки в организации производства, несовершенство инновационной и инвестиционной политики.

Последствия кризиса определяются его характером, типом, уровнем проявления негативных циклических факторов, выбором методик антикризисного управления, которое может сгладить негативные тенденции, способствовать преодолению неблагоприятных факторов, а может, напротив, спровоцировать новый кризис.

Крайним проявлением кризисного состояния предприятия является банкротство, оно означает его фактическую несостоятельность, т. е. невозможность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. За строгими формулировками Федерального Закона о банкротстве скрываются: развал отечественной индустрии; тысячи людей, оказавшихся за воротами предприятия; устаревание материально-технической базы общественного производства.

Технология антикризисного управления включает в себя ряд последовательных шагов по реализации механизма воздействия на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов разных типов.

 

 

 

 

 

2. Основные методы предупреждения банкротства

2.1 Диагностика  финансового состояния предприятия

 

Финансовое состояние  предприятия рассматривается как  результат взаимодействия всех элементов  системы финансовых отношений внутри предприятия и определяется всей совокупностью производственно-хозяйственных  факторов. Действие каждого из факторов может являться основой для выводов  о возможностях финансового оздоровления предприятия.

Учитывая, что предприятие  является одновременно и субъектом, и объектом в системе антикризисных  процедур, наиболее важным представляется деление факторов на внешние и  внутренние.

Предлагаемый подход к  диагностике финансового состояния  основан на последовательной оценке действия внутренних и внешних факторов, определяющих глубину финансового  кризиса, выбор и перспективность  применения методов финансового  оздоровления.

Диагностика финансового  состояния осуществляется в следующей  логической последовательности:

1. Состояние реализации  и производства продукции.

2. Состав и структура  выпускаемой продукции.

3. Конкурентоспособность  продукции.

4. Наличие и эффективность  использования производственных  ресурсов.

5. Финансовое состояние  предприятия и его финансовая  устойчивость.

6. Оценка финансового  результата деятельности.

7. Эффективность управления  финансовыми ресурсами.

Такой методологический подход к диагностике несостоятельности  предприятия позволяет установить причины, степень глубины кризиса  и возможность повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления.

1. В анализ состояния производства и реализации продукции определяющей характеристикой состоятельности предприятия является способность производить и продавать продукцию. Эта способность определяется объемом продукции, произведенной и реализованной в отчетном периоде.

Состояние производства и  реализации продукции, структура и  динамика выпускаемой продукции  являются главными факторами, определяющими  экономическую устойчивость предприятия.

Диагностика финансово-экономического состояния должна начинаться с анализа  производства и реализации продукции, определяющих стабильность получения  выручки - основного источника платежа  по обязательствам предприятия.

Наличие производства и реализации продукции свидетельствует о  жизнеспособности предприятия. Сохраняя производство, предприятие поддерживает в рабочем состоянии оборудование, технологию, коммуникации. Не рвутся связи  с поставщиками и покупателями. В  условиях кризиса производство может  быть нерентабельным. Но сохранение производства является первой задачей в условиях неплатежеспособности предприятия.

Оценка состояния производства и реализации продукции предприятия  включает изучение:

- динамики производства  и реализации продукции; устойчивости  ее производства и сбыта состояния

- расчетов с потребителями  продукции; состава и структуры  выпускаемой продукции и ее

- конкурентоспособности.

Динамика изменения объемов  производства и реализации продукции  оценивается на основе индексов изменения  объемных показателей. Базой для  сравнения являются показатели объема и реализации продукции аналогичного периода прошлого года.

Устойчивое состояние  производства и реализации продукции  характеризуется одинаковыми темпами  изменения объемов товарной и  реализованной продукции и устойчивым соотношением их абсолютных величин. Значительное отклонение в темпах изменения объемных показателей служит индикатором  сбоя в производственном процессе или  системе сбыта продукции, что  может являться основной причиной неплатежеспособности.

Превышение объема товарной продукции над объемом реализации продукции свидетельствует о  проблемах сбыта на предприятии. Индикатором этого явления являются увеличивающиеся запасы готовой  продукции на складе.

Превышение объема реализованной  продукции над товарной свидетельствует  о снижении остатков готовой продукции  на складе, об активизации маркетинговой  политики или о повышении платежеспособного  спроса на выпускаемую продукцию.

Состояние расчетов с потребителями  продукции на анализируемом предприятии  характеризует уровень оплаты реализованной  продукции, который рассчитывается как отношение оплаченной потребителями  продукции к отгруженной продукции.

Задолженность по оплате отгруженной  продукции образует основную сумму  дебиторской задолженности. Рост дебиторской  задолженности характеризует изъятие  из оборота капитала, для пополнения которого предприятие привлекает заемные  средства, что часто является основной причиной неплатежеспособности.

Оценка состава выпускаемой  продукции проводится на основе формы  
№ 1-п статистической отчетности по следующим направлениям:

Информация о работе Основные методы предупреждения кризисов и банкротства