Организация производственного процесса в исторической перспективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 04:44, реферат

Краткое описание

В этом реферате я хочу донести до вас прогресс производства который был достигнут за многие годы, столетия, тысячелетия. Рассказать, как человек с самых низов, с «камнем в руке» и отсутствием каких-либо знаний научился производить для собственного существования те или иные предметы, технологии, которыми мы пользуемся до сих пор. Как начал приспосабливать и улучшать орудия труда, так сказать для облегчения собственной жизни, и после этого длительного процесса нашего существования мы пришли к новейшим технологиям, модификациям которые и дальше будем усовершенствовать.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый доклад.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Промышленное производство сосредоточивалось на все более крупных предприятиях. Чтобы получить наибольшую прибыль и победить в конкурентной борьбе, в конце XIX в. промышленники и банкиры стали объединяться и создавать национальные и международные союзы, или монополии (от греч. monos — один и poleo — продаю). Это были организации предпринимателей, которые договаривались между собой о размерах производства, рынках и ценах. Таким образом они подавляли конкурентов, подчиняли или разоряли мелкие предприятия и банки. Однако мелкие предприятия не были полностью уничтожены — по численности они в тысячи раз превышали крупные объединения и сохранились до наших дней. Ведь одни предприятия разорялись, другие создавались. 
Американский художник Джордж Луке протестует против засилья монополий. Он изобразил их в 1890 г. в виде монстров, пожирающих все окружающее. «Современная угроза» — так называется эта картина 
Не исчезла и конкуренция. Соперничество гигантских монополий, мелких и средних производств сопровождает развитие капиталистической экономики до настоящего времени. Период господства монополий, начинающийся с конца XIX — начала XX в., получил название периода монополистического капитализма, или империализма (от лат. imperium — власть). Сначала под империализмом понимали лишь внешнюю политику, направленную на территориальные захваты и создание громадных империй. Позже этот термин стал использоваться для обозначения новой стадии капитализма, исходным моментом и главной особенностью которой были монополии. 
Существовали различные типы монополий: синдикаты, картели, тресты и др. Участники синдиката договаривались о ценах и совместном сбыте товаров, сохраняя самостоятельность в других сферах деятельности. Для картеля характерно соглашение не только о ценах и рынках, но и количестве выпускаемой продукции. Руководство треста управляло всей деятельностью входивших в него предприятий и банков. Одним из важнейших моментов в экономической истории конца XIX — начала XX в. явилось создание капиталистической системы мирового хозяйства, основы которой были заложены еще в эпоху Великих географических открытий. Экономика одной страны оказалась тесно связанной с хозяйством других стран благодаря железным дорогам и пароходам, возросшей торговле и широким денежным операциям. Мировая экономика напоминала единый организм, в котором все было взаимосвязано. Центральное место в ней до конца XIX в. занимала Англия, а потом — США. 
 
Население. Урбанизация.

С конца XVIII в. население Западной Европы быстро увеличивалось и за столетие выросло более чем в два раза. В начале XX в. первое место по численности жителей занимала Германия (67 млн человек), а самой густонаселенной страной оставалась Бельгия. Благодаря повышению уровня жизни и успехам медицины уменьшилась смертность, а средняя продолжительность жизни увеличилась с 35 до 55 лет. 
В конце XIX в. большая часть населения Европы жила еще в сельской местности, но оно постоянно уменьшалось, в то время как под воздействием бурного развития промышленности и торговли численность горожан быстро увеличивалась. Роль городов сильно возросла во всех сферах жизни. Этот процесс называется урбанизацией (от лат. urbanus — городской). Члены благотворительного общества с продуктами и одеждой навещают бедную семью. Наиболее важную роль играли крупные города с населением свыше 100 тыс. человек (в конце XIX в. их было около 100). Они были средоточением экономической, политической, культурной жизни страны. Здесь находились крупные предприятия и банки, принимались важнейшие решения, работали крупнейшие музеи и театры. Жизнь в городах становилась более удобной, комфортной. На улицах стало чище и светлее, чем прежде, благодаря благоустройству, появлению освещения, уборочных машин, системы канализации. Дома подключались к центральному отоплению и водоснабжению, в них устанавливались лифты. Были построены большие вокзалы, рынки, магазины. В первые десятилетия промышленного переворота был широко распространен детский труд. В 1840 г. для изучения этого вопроса в Англии была создана парламентская комиссия. Она выявила следующие факты: в каменноугольных копях дети часто начинали работать с четырех лет. Находясь в маленькой нише, они должны были отворять дверь, чтобы пропустить вагонетки с каменным углем, а затем закрывать ее снова. Это было необходимо для предотвращения взрыва газов. Дети вставали в три часа утра, спускались в шахту и находились под землей в темноте до пяти-шести часов вечера. Восьмилетние дети возили на себе вагонетки с каменным углем. Так как крыша копи была низка, они обвязывали вокруг тела веревку и ползком тащили вагонетку. Приведенные факты произвели ошеломляющее впечатление, и через некоторое время были приняты законы, ограничившие детский труд.

Две мировые войны

Погубившие миллионы жизней мировые войны не могли не сказаться и на производствах. Бешеными темпами развивались военная отрасль, металлургия, лёгкая промышленность и всё, что могло бы понадобится армии. Огромные состояния сколотили себе те, кто являлся собственником пусть и небольшой, но тем не менее оборонной промышленности. Так же, с наращиванием до сумасшедших масштабов скорости производства ресурсов заводы и предприятия проходили неоднократные модификации и усовершенствования. Таким образом, мировые войны с их нездоровым аппетитом являлись своего рода сильнейшим толчком к развитию всей промышленности, однако, сильно страдали по причине массовых разрушений, нехватки сырья и рабочей силы столь присущим для войны.

 

 

Глава 5: Настоящее время

Топливно - энергетический комплекс – основа мировой экономики

В развитии топливно-энергетической промышленности мира выделяют три главных этапа: угольный, нефтегазовый, современный. В конце XIX и начале XX в. в промышленной энергетике и международной торговле топливом господствовал уголь. Еще в 1948 г. доля угля в общем, потреблении основных источников энергии составляла 60%. Но в 50—60-е гг. структура потребления энергоресурсов существенно изменилась, на первое место вышла нефть — 51%, доля угля сократилась до 23%, природного газа составила 21,5%, гидроэнергии - 3%, ядерной энергии - 1,5%. Такого рода изменения в структуре потребления энергоресурсов были обусловлены широким освоением новых крупных источников нефти и природного газа; рядом преимуществ этих видов топлива перед твердым топливом (высокая эффективность добычи, транспортировки, потребления); возросли масштабы использования нефти и природного газа не только как топлива, но и как промышленного сырья. Начиная с 80-х гг. в качестве приоритетного выдвигается направление, предусматривающее переход от использования преимущественно исчерпаемых ресурсов к использованию неисчерпаемых, нетрадиционных источников энергии (энергия ветра, солнца, приливов и отливов, ядерная энергия, геотермические источники, гидроресурсы и др.). В итоге доля нефти в общем, потреблении и производстве энергоресурсов стала сокращаться (до 38% в 2000 г.), вновь возрастает значение угла (31%), упрочил позиции природный газ (23,5%). Все более заметным становится рост использования гидроэнергии, ядерной и других (альтернативных) источников энергии. В современном хозяйстве нефть и нефтепродукты широко используются как в энергетических целях, так и в качестве химического сырья. Нефть относится к не возобновляемым ресурсам. Разведанные запасы нефти составляют на 2004 год 210 млрд. т (1200 млрд. баррелей), неразведанные — оцениваются в 52—260 млрд. т (300—1500 млрд. баррелей). Мировая добыча нефти в настоящее время (за 2006 год) составляет около 3,8 млрд. т в год , или 30 млрд. баррелей в год.  Ведущую роль в мировой добыче нефти играет организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в которую входят Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Индонезия, Венесуэла. Весьма велика в мировом производстве нефти и роль стран СНГ, прежде всего России, Азербайджана (Апшеронский полуостров, шельф и дно Каспия), Туркмении (месторождения в районе Узбоя), Казахстана (месторождения Тенгизское, Карачаганакское, полуостров Мангышлак, Урало - Эмбинский бассейн). Далее представлены данные о добычи нефти на крупнейших месторождениях мира за 2006 и 2008 год: Таблица 2 Добыча нефти на крупнейших месторождениях мира Как видно из таблицы, больше всего нефти добывается в Персидском заливе (за 2006 год- 250 млн. т). Если сравнивать показатели за 2006 и 2008 года, то  можно утверждать что имеется тенденция к увеличению объемов добычи нефти в мировом хозяйстве. Десятку крупнейших производителей нефти образуют Саудовская Аравия, Россия, Иран, Китай, Венесуэла,  Мексика, ОАЭ, Алжир, Казахстан, Ангола. На экспорт направляется около половины всей добываемой нефти. Помимо стран-членов ОПЕК, доля которых в мировом экспорте нефти составляет 65% , ее крупнейшими поставщиками на мировой рынок являются также России, Мексика, Великобритания. Резкий рост цен на нефть в 2003—2008 годах, а также ограниченность запасов нефти делают актуальными развитие технологий с уменьшенным потреблением нефтепродуктов, а также развитие альтернативных генерирующих мощностей, не использующих продукты нефтепереработки. Природный газ так же, как и нефть, используется как топливо и как сырье для химической промышленности. Природный газ находится в земле на глубине от 1000 метров до нескольких километров. В недрах газ находится в микроскопических пустотах (порах). Поры соединены между собой микроскопическими каналами — трещинами, по этим каналам газ поступает из пор с высоким давлением в поры с более низким давлением до тех пор, пока не окажется в скважине. Движение газа в пласте подчиняется определённым законам. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. Крупнейшие в мире производители природного газа представлены в таблице: Таблица 4 Крупнейшие мировые газодобытчики В 2005 году в России объём добычи природного газа составил 548 млрд. м³. Внутренним потребителям было поставлено 307 млрд. м³ через 220 региональных газораспределительных организаций. На территории России расположено 24 хранилища природного газа. Протяжённость магистральных газопроводов России составляет 155 тыс. км. В 2009 году США впервые обогнали Россию не только по объему добытого газа (624 млрд. м³ против 582,3 млрд. м³), но и по объему добычи товарного газа, то есть идущего на продажу контрагентам. Это объясняется ростом добычи сланцевого газа.  В экологическом отношении природный газ является самым чистым видом минерального топлива. При сгорании его образуется значительно меньшее количество вредных веществ по сравнению с другими видами топлива. Однако сжигание человечеством огромного количества различных видов топлива, в том числе природного газа, за последние полвека привело к некоторому незначительному увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, который является парниковым газом. Некоторые ученые на этом основании делают вывод об опасности возникновения парникового эффекта и как следствие — потепление климата. Металлургический комплекс Несмотря на сокращение значения металла как конструкционного материала, в настоящее время он по-прежнему остается основой современной промышленности, и в частности машиностроения. В течение ряда лет мировая металлургия переживала довольно тяжелый период приспособления к структурным сдвигам в современной экономике. В наибольшей степени эти проблемы коснулись черной металлургии. За последние десятилетия резко увеличилось металлосбережение во всех сферах хозяйства. В связи с этим уменьшилось удельное потребление стальной продукции на единицу ВВП.  Мировым лидером в производстве стали является Китай, доля которого по итогам I полугодия 2009 года составила 48 %. По данным Международного института чугуна и стали (IISI) производство стали в 2007 году в мире составило: Таблица 5 Производство стали в мире за 2007 год В 2008 году в мире было произведено 1 млрд 329,7 млн т. стали, что на 1,2 % меньше, чем в 2007 г. Это стало первым сокращением годового объема производства за последние 11 лет. По итогам первых шести месяцев 2009 г. производство стали в 66 странах мира, доля которых в мировой сталелитейной отрасли составляет не менее 98 %, сократилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 21,3 % — с 698,2 млн. т до 549,3 млн. т. Китай увеличил производство стали относительно аналогичного периода 2008 года на 1,2 % — до 266,6 млн т. в Индии производство стали возросло на 1,3 % — до 27,6 млн т. В США производство стали упало на 51,5 %, в Японии — на 40,7 %, в Южной Корее — на 17,3 %, в Германии — на 43,5 %, в Италии — на 42,8 %, во Франции — на 41,5 %, в Великобритании — на 41,8 %, в Бразилии — на 39,5 %, в России — на 30,2 %, на Украине — на 38,8 %. В июне 2009 г. производство стали в мире составило 99,8 млн т., что на 4,1 % больше, чем в мае 2009 г. Большие изменения происходят в международной торговле черными металлами. Традиционными экспортерами металлопродукции из черных металлов являются Япония и страны ЕС. И в настоящее время на их долю приходится свыше половины мирового экспорта. Первое место принадлежит Германии. Но в последние годы существенно укрепляются позиции Республики Корея, которая активно внедряется на рынки США, Японии и Китая. Корея - крупнейший в мире косвенный экспортер стали. Так, в 90-е гг. сталеёмкость экспорта Кореи в 10 раз превышала соответствующий показатель стран ЕС и в 3 раза - Японии. Корея, в частности, экспортирует 60% автомобилей, около 90% судов, 60% электротехнического и электронного сектора. В настоящее время в мире производится приблизительно 70 различных видов цветных металлов. Пятью «грандами» считаются алюминий, медь, цинк, никель, свинец. На их долю приходится св. 97- 98% общей выплавки. Заметное место занимают также олово, кобальт, хром, вольфрам, молибден и некоторые другие. По данным на 2010 год, доля цветной металлургии в российском  ВВП — 2,6 %, в промышленном производстве — 10,2 % Особенно велико экономическое значение алюминия. Крупнейшие в мире районы добычи бокситов, сырья для производства алюминия, находятся в Северной Австралии, на полуострове Йорк, а также в Гвинейском районе в Африке и в зоне Карибского бассейна (Ямайка) и др. Выпуск алюминия тяготеет к центрам производства электрической энергии. В 2007 году в мире было произведено 38 млн. т первичного алюминия, а в 2008 — 39,7 млн. т. Лидерами производства являлись:  КНР (в 2007 году произвёл 12,60 млн. т, а в 2008 — 13,50 млн. т); Россия (3,96/4,20); Канада (3,09/3,10);  США (2,55/2,64);  Австралия (1,96/1,96);  Бразилия (1,66/1,66);  Индия (1,22/1,30);  Норвегия (1,30/1,10);  ОАЭ (0,89/0,92); Бахрейн (0,87/0,87);  ЮАР (0,90/0,85);  Исландия (0,40/0,79);  Германия (0,55/0,59);  Венесуэла (0,61/0,55);  Мозамбик (0,56/0,55);  Таджикистан (0,42/0,42). Медная промышленность получила большое развитие в странах, обладающих крупными месторождениями медной руды. На первом месте - Чили, второе место принадлежит США. Большое значение имеют также Индонезия, Австралия, Канада, Россия. Один из крупнейших районов медной промышленности сложился в Центральной Африке. Это так называемый медный пояс, протяженностью 500 км, на территории Заира и Замбии. Здесь добывается медная руда, производится выплавка черной и рафинированной меди. Великой никелевой державой считают Россию. Она производит, что составляет 24,2% никеля от общемирового производства. Производство никеля в Канаде составляет 186,2 тыс. т (17,8% общемирового производства), в Австралии - 124,9 тыс. т (11,9%), на о. Новая Каледония - 90,3 тыс. т (8,6%), в Индонезии - 83,9 тыс. т (8,0%). На современном этапе повышается внимание к выплавке редких металлов (титана, магния, германия, тантала, ниобия и др.), которые имеют не только чисто экономическое значение, но и важны для военно-стратегических целей. К числу цветных металлов относятся также золото (основная добыча осуществляется в ЮАР - 447,2 т, США - 340,0 т, Австралии - 302,6 т) и серебро (наиболее крупные производители Мексика, Перу, США, Австралия и Чили). Машиностроение – главная отрасль мировой промышленности Машиностроение — главная отрасль мировой промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции. Среди отраслей промышленности машиностроение — наиболее трудоемкое производство. Особенно высокой трудоемкостью отличаются приборостроение, электротехническая и аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и другие отрасли, выпускающие сложную технику. В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифицированной рабочей силой, наличие определенного уровня производственной культуры, центров научных исследований и разработок. Близость к сырьевой базе важна лишь для некоторых отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горношахтного оборудования, котлостроение и др.). В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран - США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония - 15%, ФРГ - около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин. При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению. В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В развитых странах машиностроение базируется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции. Машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, на технически несложных, невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение. Машиностроение подразделяется на общее, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. отрасли, транспортное машиностроение и электротехнику, включая электронику. Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования. Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет и включает в настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнительно новые для отрасли страны - Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша. В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - отсутствие спроса на их продукцию. Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся страны. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении. Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы — США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах. В территориальной структуре мирового машиностроения выделяют четыре главных региона — Северную Америку, зарубежную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию и СНГ. На Северную Америку (США, Канада, Мексика, Пуэрто-Рико) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В международном разделении труда регион выступает как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. В США, занимающих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и др. На страны Европы (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион представлен машиностроением всех видов, особо выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения ФРГ — крупнейший экспортер в регионе и мире продукции общего машиностроения. Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона -относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона — Япония — вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер изделий наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок. Особый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ. Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Большое развитие получили здесь отрасли ВПК, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.). За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения — Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.). 

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что промышленность никогда не стоит на месте. Все годы своего существования – от зари времён до горизонтов далёкого будущего технологии производства улучшаются и будут улучшаться. От примитивных приспособлений – до роботов и сложнейшей аппаратуры, от ручного труда к труду машин. Человек создавал и будет создавать нечто, что будет делать его жизнь проще и комфортнее. В подготовленном мною докладе наглядно продемонстрированы наиболее значимые факторы развития производства, а так же наиболее значимые изобретения, так же способствующие его развитию, что позволяет составить полную картину развития мировой промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1948.

Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.

Разделение труда и мануфактура (Глава 12 из книги К. Маркса «Капитал»)

Поляк Г. Б. История мировой экономики

В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998. 

http://refleader.ru/jgeujgatybew.html

http://wikipedia.org


Информация о работе Организация производственного процесса в исторической перспективе