Новый курс Рузвельта Ф.Д. – программа вывода американской экономики из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

Ф. Рузвельт пришел к власти, когда кризис в США достиг апогея. В последние, недели республиканского правления наступил банковский крах, явившийся прямым результатом потрясений в производственной сфере, приведших к исчерпанию средств вкладчиков. Он усугублялся также спекулятивной деятельностью банков, которые выбрасывали на рынок огромное количество ничем не обеспеченных «ценных» бумаг.

Содержание

Введение 3

1 Начало Великой депрессии 4

2 Программа Ф. Рузвельта 5

2.1 Стабилизация денежной системы 5

2.2 Администрация по оздоровлению промышленности 7

2.3 Пенсионные фонды 9

2.4 Жилищное строительство 10

2.5 Реформы в сельском хозяйстве 10

2.6 Борьба с безработицей 12

3 Итоги «Нового курса» 13

Заключение 15

Список использованных источников 16

Вложенные файлы: 1 файл

Антикриз.упр-е.docx

— 40.18 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Пенсионные фонды

 

В 1935 г. при активной поддержке Эвелина  Бернса был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в  истории США общефедеральным  нормативным актом такого рода. Создавалось  Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости  и достигшим 65-летнего возраста, при условии «…если его общий  заработок, как это будет установлено  Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет  не превысит 3 000 долл. Выплачиваемая  ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого  общего заработка…» Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим повышением налога на 0,5 % через каждые следующие три  года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым  обложениям вводился налог в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5 %. В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

 

2.4 Жилищное строительство

 

Были  приняты меры для стимулирования жилищного строительства. Для этого  были созданы два новых органа: Федеральная домовая администрация (Federal Housing Administration) и Корпорация домовладельцев-заемщиков (Home Owners' Loan Corporation). Первая устанавливала  единые государственные стандарты  жилищного строительства, а последняя  стимулировала ипотечное кредитование. В результате сроки выплаты займов по ипотеке выросли от 5-10 до 30 лет, а количество американцев, владевших  собственным жильем — от 40 % до 66 % населения (через сорок лет, когда  займы были выплачены).

 

2.5 Реформы в сельском хозяйстве

 

«Новый курс» охватил и сферу аграрных отношений. 12 мая 1933 г. вошел в силу билль о помощи фермерам. Его основной раздел – закон о регулировании сельского хозяйства – ставил главной целью поднять уровень цен с тем, чтобы их паритет на продававшуюся и покупающуюся фермерами продукцию соответствовал соотношению цен за пятилетие, предшествовавшее первой мировой войне (1909 – 1914). Фермеры, которые добровольно соглашались ограничить объемы производства или уничтожить часть продукции, получали премии. Средства для компенсации черпались из фонда, созданного из налога на первичную переработку сельскохозяйственной продукции. Ключевыми мерами осуществления программы регулирования сельского хозяйства были сокращение посевных площадей и уничтожение произведенной продукции. За первый год действия этого закона площадь под пшеницей была сокращена на 7,5 млн. акров, 10 млн. акров под хлопком было перепахано, 6,2 млн. поросят были истреблены. В 1934 г. сбор хлопка в США сократился по сравнению с 1933 г. более чем на 25%, урожай кукурузы – более чем на 40%. Все эти мероприятия проводились в то время, когда десятки миллионов людей голодали, были разуты и раздеты.

Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив проценты по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долгов. С мая 1933 г. по октябрь 1937 г. федеральные земельные банки выдали 2,2 миллиарда долларов кредитов, приняли на себя 37% всех долговых обязательств фермеров. Эти меры вместе с премиальными платежами за сокращение посевных площадей, а они в 1933 – 1935 гг. составили 966 миллионов долларов, улучшили положение фермерства, хотя государственными дотациями в большей степени воспользовались собственники крупных хозяйств, чем владельцы мелких и средних ферм, которые не в состоянии были прибегнуть к хозяйственному маневрированию. В апреле 1936 г. Верховный суд США признал закон о регулировании сельского хозяйства незаконным.

Второй  этап в аграрной политике «нового курса» ознаменовался принятием в марте 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка. Цель правительства осталась прежней – поднять цены на продукцию, поставляемую на рынок крупными фермерами, однако способ, ее достижения изменился. Учитывая предыдущий опыт, когда крупные фермеры часто злоупотребляли правительственными субсидиями, премии были дифференцированными в зависимости от плодородия изъятой из обработки почвы, а не только от размера сокращаемой площади. Средства для выплаты аккумулировались уже не за счет особого налога, а выделялись из общего бюджета в размере 500 млн. дол.

Завершающим в аграрной политике «нового курса» стал закон 1938 г., который, усилив регулирующие функции государства, ввел концепцию «всегда нормальной житницы», согласно которой поддержание цен достигалось не путем уничтожения излишков продукции, а ее сохранения и сопровождалось выплатами фермерам в счет еще не проданных товаров. Одновременно правительство США, проводя политику демпинга за границей, стимулировало экспорт пшеницы и хлопка выдачей ввозных премий.

В итоге мероприятий «нового курса» процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность уменьшилась на 2 миллиарда долларов., денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли с 4,7 миллиардов долларов в 1932 г. до 8,5 миллиардов долларов в 1939 г. Паритет цен в 1936 - 1937 гг. поднялся до 92% уровня 1909-1914 гг.

Президент Ф. Рузвельт особенно гордился тем, что  ему удалось убедить конгресс США в необходимости создать  специальное Управление долины реки Теннеси (ТVA). Состояние дел в этом крупном регионе было плачевным. В 1920-е годы доход семьи здесь  не достигал и половины среднего дохода семьи по стране. По мысли Рузвельта, государственной корпорации ТVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), обуздать эрозию почвы, провести массированные  лесопосадки и помочь бедствующим  фермерам.

Деятельность TVA была весьма успешной. К пяти плотинам на Теннеси добавились еще 20. Река стала  судоходной. Были значительно улучшено земледелие, остановлена эрозия почвы, поднялись молодые леса. Доходы населения  этого региона резко пошли  вверх. Соревнование между TVA и частными компаниями окончилось поражением последних. «Без TVA, еще одного озарения ста  дней, две атомные бомбы, завершившие  Вторую мировую войну, никогда не могли быть созданы». Рузвельту часто  бросали обвинение в том, что TVA — «социализм». Он отвечал: «Называйте TVA хоть рыбой, хоть мясом, но оно удивительно  вкусно для жителей долины Теннеси».

 

2.6 Борьба с безработицей

 

Регулирующая  роль государства в период осуществления «нового курса» в наиболее выраженной форме проявилась в сфере социальной политики. Самой острой оставалась проблема безработицы. С целью организации помощи безработным была создана федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе с Г. Гопкинсом. На помощь безработным она израсходовала свыше 4 миллиардов долларов.

С апреля 1933 г. стала функционировать  система общественных работ. Были созданы  специальные лесные лагеря безработной  молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, где  молодые люди содержались в течение  шести месяцев на обеспечении  с выплатой 30 долларов в месяц, 25 из которых был обязан направить своей семье. Молодежь использовали на строительстве дорог и плотин, на лесов и парков. Всего через лагеря прошли 2 млн. человек. Организация общественных работ приняла широкий размах в июне 1933 г. после создания Федеральной администрации общественных работ во главе с Г. Икесом. На ее нужды было ассигновано свыше 3,3 миллиардов долларов. Она ведала работами на дорогах и автострадах, судостроительных верфях, в речных портах и т.д. В преддверии зимы, в ноябре того же года, было создано новое ведомство – Администрация гражданских работ. За четыре с половиной месяца деятельности она израсходовала 933 миллиона долларов, на ее объектах зимой трудились свыше 4 млн. человек.

Силами  лагерной молодежи были созданы лесонасаждения (высажено 200 миллионов деревьев), построено  значительное число мелиоративных  сооружений, мостов, проложены тысячи километров дорог и многое другое.

 

3 Итоги «Нового курса»

 

После двух лет осуществления «нового  курса» политическая ситуация в стране оставалась напряженной. Оздоровления экономики еще не произошло.

«Новый  курс» фактически завершился достаточно быстро, но он не прошел бесследно. Не отрицая  мнений и о его негативных, как  считают некоторые исследователи, сторонах, в целом Рузвельт и его  администрация сделали важный шаг  в сторону создания сотрудничества между государственным аппаратом  страны и процессом регулирования  экономики и трудовых отношений.

Такая политика была вызвана к жизни  не только интересами монополий, но и  обострением отношений между  власть держащими и рабоче-фермерским и безработным населением США.

Как считал сам Рузвельт, проблема современного капитализма состояла в перепроизводстве товарной продукции. Однако причину перепроизводства он видел в расстройстве сферы обращения. В связи с этим Ф.Рузвельт при осуществлении политики Нового курса обращал особое внимание на область кредита и торговли.

«Проблему реализации», как полагал Рузвельт, можно было разрешить путем сокращения избыточного производства и повышения  цен, а также путем достижения «полной занятости», то есть ликвидировав безработицу, благодаря чему увеличился бы покупательский спрос. Однако «полную  занятость» возможно было обеспечить, лишь полностью загрузив имеющиеся  производственные мощности, что зависело, в свою очередь, от наличия у предприятий  необходимых финансовых средств  и достаточно емкого внутреннего  рынка.

В целом в политике Рузвельта воплотились  черты либерально-реформистского варианта развития государственно-монополистического капитализма. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств  которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и  социальных программ.

Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против него выступали приверженцы старых методов антирабочего законодательства – представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Правая пресса и консерваторы упрекали Рузвельта в насаждении социализма. Сам президент считал, что он спас капитализм и предотвратил социальные потрясения. По мере выхода из кризиса, корпорации, главным образом через Верховный суд, стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств.

«Новый  курс» Рузвельта, проводившийся  по рецептам Дж. М. Кейнса, стал переломным моментом в истории современного капитализма, начался этап социально-ориентированного капитализма.

 

Заключение

 

Методология, стратегия и тактика реформ в  рамках «нового курса» продемонстрировали особую роль государственного регулирования  в системе капиталистического хозяйства  и показали, что гибкое и умеренное  регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в  трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым.

Осуществляя реформы «нового курса», администрация  Рузвельта рассчитывала обновить экономику  страны и избавить ее от подобных Великой  депрессии потрясений и кризисов. Однако эти цели полностью достигнуты не были. Лишь в 1939 г. экономика США  справилась с последствиями кризиса, но до Второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного  производства в 1939 г. составил 90% от уровня 1932 г. Уровень безработицы в шесть  раз превысил уровень 1929 г. и составил 17% рабочей силы.

Вместе  с тем реформы «нового курса» имели важное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимым. Со времени «нового курса» государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в разных формах, стало неотъемлемой частью рыночного механизма США. Важнейшим итогом реформ было и то, что они ознаменовали серьезный сдвиг в социальном развитии страны.

Надо  отметить, что часть нововведений Рузвельта, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют до сих пор.

 

Список использованных источников

 

1 Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др. Под общей редакцией В.Т. Голубовича. Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997 – 432 с.

2 Беляев А.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 311 с.

3 Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие. – 2-е изд., исправленное. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. – 496 с.

4 http://www.historicus.ru

5 http://ru.wikipedia.org

Москва 2011

 


Информация о работе Новый курс Рузвельта Ф.Д. – программа вывода американской экономики из кризиса