Новый курс Рузвельта Ф.Д. – программа вывода американской экономики из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

Ф. Рузвельт пришел к власти, когда кризис в США достиг апогея. В последние, недели республиканского правления наступил банковский крах, явившийся прямым результатом потрясений в производственной сфере, приведших к исчерпанию средств вкладчиков. Он усугублялся также спекулятивной деятельностью банков, которые выбрасывали на рынок огромное количество ничем не обеспеченных «ценных» бумаг.

Содержание

Введение 3

1 Начало Великой депрессии 4

2 Программа Ф. Рузвельта 5

2.1 Стабилизация денежной системы 5

2.2 Администрация по оздоровлению промышленности 7

2.3 Пенсионные фонды 9

2.4 Жилищное строительство 10

2.5 Реформы в сельском хозяйстве 10

2.6 Борьба с безработицей 12

3 Итоги «Нового курса» 13

Заключение 15

Список использованных источников 16

Вложенные файлы: 1 файл

Антикриз.упр-е.docx

— 40.18 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

“Московский государственный университет приборостроения  и информатики”

 

 

 

         Филиал г. Углич      специальность 080109 
          

        Кафедра  ЭФ-4

 

Дисциплина: Антикризисное управление

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

Новый курс Рузвельта  Ф.Д. – программа вывода американской экономики из кризиса

 

 

Выполнил студент 5ЭФд. курса

Васильев Михаил Михайлович.

Проверил ___________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

 

Содержание

 

Введение 3

1 Начало Великой  депрессии 4

2 Программа  Ф. Рузвельта 5

2.1 Стабилизация  денежной системы 5

2.2 Администрация  по оздоровлению промышленности 7

2.3 Пенсионные  фонды 9

2.4 Жилищное  строительство 10

2.5 Реформы  в сельском хозяйстве 10

2.6 Борьба  с безработицей 12

3 Итоги «Нового  курса» 13

Заключение 15

Список использованных источников 16

 

Введение

 

Ф. Рузвельт пришел к власти, когда кризис в США достиг апогея. В последние, недели республиканского правления наступил банковский крах, явившийся прямым результатом потрясений в производственной сфере, приведших к исчерпанию средств вкладчиков. Он усугублялся также спекулятивной деятельностью банков, которые выбрасывали на рынок огромное количество ничем не обеспеченных «ценных» бумаг. Общее недоверие к банкам привело к тому, что вкладчики изымали золото и доллары, предпочитая держать их у себя дома. За два дня – 2 – 3 марта 1933 г. – из банков страны было изъято 500 миллионов долларов. Закрылись банки Нью-Йорка и Иллинойса – штатов, где находились центры финансовой мощи США.

Стало очевидным, что в таких условиях стране, как никогда нужно было энергичное правительство, способное остановить дальнейший спад, заставить работать механизм капиталистической экономики, не допустить развития движения социального протеста. 4 марта 1933 г. 32-й президент США занял Белый дом. В инаугурационной речи он сказал: «Единственное, перед чем мы должны испытать страх, – это сам страх. Стране нужны, и если я правильно понимаю ее права, стране требуются дерзкие, непрерывные эксперименты. Ведь это так естественно: избрать метод и испытать его. Если ничего не получается, надо честно признать это и попробовать другое. Самое важное – что-нибудь пробовать».

Реформы новой администрации охватили все  сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, финансовую и банковские системы, а также социальные и  трудовые отношения.

В историю экономическая политика, проводимая администрацией Ф. Д. Рузвельта  начиная с 1933 г. с целью выхода из кризиса, вошла под названием  «Новый курс» (англ. New Deal).

Теоретическую основу «нового курса» составили  воззрения английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической  экономики в сочетании с развитием  рыночных отношений.

 

1 Начало Великой депрессии

 

Вплоть  до финансового краха в октябре 1929 года вся страна – от банкиров до простых обывателей, словно обезумев, играла на бирже. В той или иной мере с рынком ценных бумаг были связаны 30 миллионов американских семей  при населении США 120 миллионов  человек. В 1929-м сменили собственников 920 550 032 акции. Фантастические состояния  наживались буквально за ночь. Те счастливцы, которые купили, например, в 1921 году акции «Дженерал моторс» за 25 тысяч долларов, к 1929-му были уже  миллионерами. Процветали финансовые пирамиды. Так, владельцы компании «Юнайтед фаундерс корпорейшн» увеличили  ее капитал за короткое время за счет доверчивых вкладчиков до 686 миллионов  долларов, затратив на создание своего «детища» 500 долларов собственных средств. Появился термин «новый богатый» (newly rich), обозначавший человека, который оказался обладателем огромных сумм в банках вследствие спекуляций, а не трудолюбия и пуританской этики. Неизбежным итогом этой безумной погони за деньгами стал перегрев экономики и отрыв  финансовой системы от того, что  сейчас именуется реальным сектором, то есть от материального производства.

Экономический рост в Соединенных Штатах прекратился  в июне 1929-го, в сентябре началось падение курса акций, а четыре месяца спустя, 29 октября наступил знаменитый «черный вторник», когда рухнули  акции даже самых надежных компаний.

Началась  Великая депрессия, в ходе которой  индекс промышленного производства США скатился со 114 пунктов в августе 1929 года до 54 в марте 1933-го. Объем  выпуска предметов длительного  пользования сократился за этот же период на 77 процентов. Акции гордости Америки компании «Дженерал моторс»  упали с 73 до 8 пунктов к концу  биржевой паники (13 ноября 1929 года).

Безработица выросла с 3,2 процента в 1929-м до 24,9 процента в 1933-м и 26,7 процента в 1934 году. 34 миллиона американцев оказались  вообще без какого-либо дохода. Резко  уменьшился сбор налогов, и мэрии  не могли поддерживать городское  хозяйство, систему школьного образования. Администрация Чикаго задолжала  учителям 20 миллионов долларов. В  Нью-Йорке 300 тысяч учащихся перестали  посещать уроки из-за отсутствия средств у муниципальных властей, а 20 процентов учеников, которые продолжали ходить на занятия, страдали от недоедания. К 1933 году обанкротились или закрылись около полутора тысяч колледжей.

Страна  была охвачена голодными маршами. Летом 1932-го 20 тысяч ветеранов мировой  войны разбили палаточный лагерь в центре Вашингтона, протестуя против сокращения льгот и пособий. Президент  Гувер распорядился ликвидировать  бивак и 28 июля, после того как  полиция оказалась неспособной  справиться с бывшими солдатами, бросил против них войска под командованием  майора Паттона, действовавшего под  общим руководством начальника штаба  армии генерала Макартура и его  адъютанта майора Эйзенхауэра. В  результате ветераны были разогнаны  и палаточный городок сожжен, однако эта операция вызвала огромное возмущение в стране, окончательно лишив Гувера всяких шансов на переизбрание.

Новый глава американского государства  Франклин Рузвельт, принявший бразды правления страной в марте 1933 года, получил возможность действовать  почти при полной поддержке конгресса, в котором его Демократическая  партия имела абсолютное большинство.

 

2 Программа Ф. Рузвельта

 

2.1 Стабилизация денежной системы

 

Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. 6 марта президент, воспользовавшись предоставленными полномочиями, провозгласил чрезвычайное положение и закрыл все банки страны. Был принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был положен дифференцированный подход к открытию банков. Все банки страны делились на три группы. В первую входили "здоровые" банки, которые следовало открывать в первую очередь; во-вторую, – банки, которые могли функционировать при условии оказания им помощи: В третью – те, которые не способны были функционировать; они должны были быть ликвидированы. Федеральная резервная система должна была выдавать ссуды нуждающимся банкам под залог ценных бумаг и государственных облигаций. Кроме того, банкам было разрешено  выпускать привилегированные акции с целью их скупки. Реконструктивной финансовой корпорацией, что дало бы банкам наличность, необходимую для преодоления кризиса доверия. Любой банк мог быть открыт только после специального разрешения правительства, при этом министр финансов был вправе затребовать любую информацию о деятельности банка. Уже к 15 марта приступили к работе банковские учреждения, признанные "здоровыми". Меры по "очищению" банков привели к сокращению их числа. Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных баков, то через год – 4890. В целом за 1933 – 1939 гг. при сокращении числа банков на 15% объем их активов вырос на 37%.

Для предотвращения утечки золота за границу  и его накопления в частных  руках с целый спекуляции 5 апреля 1933 г. был принят закон, запретивший  экспорт золота, а также указ об обязательной сдаче банкам гражданами США золотых запасов на сумму  свыше 100 дол. Одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Вслед за этим правительство  Ф.Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США  и за границей. Это означало ликвидацию механизма золотого стандарта в  стране и начало стремительного обесценивания  доллара по отношению к золоту; стоимость доллара упала на 30 %.

Вторым  важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности Гласса-Стигала, принятый 16 июня 1933 г., которому разделялись депозитные и  инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД). Первоначально  размер страхования депозитов не превышал 2500 дол. по каждому счету. Страховка  финансировалась из страховых сборов, выплачиваемых банками. К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большинства  вкладчиков иметь подобную защиту. Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс.. дол. подлежат страховке на 100%, от 10 до 50 тыс.. дол. – на 75, а свыше 50 тыс.. дол. – на 50%. Общественное доверие  к банковской системе стало быстро восстанавливаться.

Законодательство 1933 – 1935 гг. реформировало Федеральную  резервную систему. По банковскому закону 1935 г. Совет управляющих ФРС, назначаемый президентом США, получил полномочия на определение суммы резерва, который должен оставаться в банках – членах ФРС. Совет управляющих понижением или повышением уровня обязательного резерва мог увеличивать или уменьшать денежную массу, находившуюся в обращении. Кроме того, был создан Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, который, во-первых, устанавливал льготные учетные ставки (т.е. такие процентные ставки, по которым банки – члены ФРС могли получать кредиты в Центральном банке) и, во-вторых, регулировал покупку и продажу банками ФРС облигаций государственного займа.

В январе 1934 г. была проведена девальвация  доллара, которая установила официальную  цену золота на уровне 35 дол за унцию  по сравнению с прежней официальной  ценой 20,67 долл., что снизило его  золотое содержание на 41%. Была начата чеканка серебряной монеты, т.е. в стране вводился биметаллизм.

В тесной связи с банковско-денежными  мероприятиями совершенствовалось законодательство об упорядочении операций на фондовых биржах. В 1933 – 1934 гг. были приняты законы по регулированию  деятельности бирж, имеющие целью  навести порядок в торговле акциями  и пресечь биржевые спекуляции. Законом 1935 г. вводились довольно жесткие  меры регулирования холдинговых  компаний.

Девальвация доллара, изъятие монетарного золота из частных рук, облегчение доступа  к кредиту способствовали повышению  цен и создали механизм инфляционного  развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства  средства для проведения реформ в  других отраслях. Положительно повлияла на стабилизацию финансово-кредитной  системы США отмена «сухого закона». С отменой запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу.

 

2.2 Администрация по оздоровлению промышленности

 

Одним из важнейших законов, направленных на государственное регулирование  промышленности и трудовых отношений  с целью выхода из кризиса, стал закон о восстановлении промышленности, принятый 16 июня 1933 г. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые, во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определили бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределили бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение к кодифицированным отраслям положений антитрестовского законодательства.

Для проведения закона в жизнь создавалась  Национальная администрация по оздоровлению промышленности (НРА) во главе с генералом  Х. Джонсоном. НРА представляла собой огромную государственную машину федерального масштаба с соответствующими органами в штатах и городах. Через год после создания НРА кодексами были охвачены предприятия с общей численностью около 20 млн. человек. 450 кодексов распространялись на 95% всей промышленности и торговли США. Всего НРА одобрила около 750 кодексов, охвативших самые разнообразные виды производства – от черной металлургии и каменного угля до музыкальных инструментов и кухонной посуды. Каждый кодекс должен был служить своего рода руководством для определенной отрасли хозяйства, средством для избежания перепроизводства и сохранения «мира» в промышленности. Крупные монополии сначала с одобрением восприняли нововведения в промышленности, рассматривая деятельность НРА как возможность убрать с дороги мелкого предпринимателя – аутсайдера, который во время кризиса оказался более гибким и конкурентоспособным, чем некоторые крупные американские монополии. Их устраивало и снятие антитрестовских ограничений. Чистые доходы 200 важнейших промышленных корпораций в 1934 г. увеличились на 60% по сравнению с 1933 г.

Закон об оздоровлении промышленности затронул и трудовые отношения. Он предоставил  рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах. Однако предпринимателям не запрещалось заключать и индивидуальные соглашения с рабочими. В законе регламентировались три основных условия  труда:

а) минимальная заработная плата в  размере 12 – 15 дол. в неделю;

б) максимальный рабочий день (8 часов);

в) запрещение детского труда.

Через два года после введения в действие закона он подвергся критике со всех сторон. Недовольство рабочих было вызвано произвольной трактовкой хозяевами  некоторых пунктов закона. Мелкие предприниматели протестовали против усиления монополий, крупный бизнес критиковал правительство за постоянное вторжение в дела промышленности. В июне 1935 г. Верховный суд США  объявил деятельность НРА прекращенной, поскольку она распространялась на местную промышленность, что противоречило  Конституции США. По распоряжению Рузвельта 4 июня 1935 г. кодексы, фиксирующие уровень  производства и цены, были отменены. Одновременно правительство отказалось от попытки регулировать уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня и другие условия труда. Бюро труда в различных отраслях промышленности были распущены. Тем не менее, за два года эксперимента в промышленности удалось ликвидировать полный хаос и поднять индекс производства на 10 %.

Информация о работе Новый курс Рузвельта Ф.Д. – программа вывода американской экономики из кризиса