Несостоятельность (банкротство) юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. В настоящее время общепризнанным является понимание института несостоятельности (банкротства) как неотъемлемого элемента рыночной экономики, который служит определенным стимулом эффективной работы хозяйствующих субъектов. Экономическая природа несостоятельности (банкротства) объективно является следствием конкурентных отношений, возникающих в рыночной среде. Для российской экономики, вступившей на путь реформирования, институт банкротства является относительно новой категорией в теории и практике предпринимательской деятельности, несмотря на то, что в мировой, да и в российской хозяйственной жизни это понятие имеет уже долгую историю.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика несостоятельности (банкротства) 5
1.1 История развития правового регулирования несостоятельности в России 5
1.2 Понятие и признаки несостоятельности 12
1.3 Меры по предупреждению банкротсва 15
Глава 2. Разбирательство дел о банкротстве 17
2.1 Рассмотрение дел о банкротстве 17
2.1 Собрание кредиторов 20
2.3 Уполномоченные органы 22
2.4 Арбитражный управляющий 23
Заключение 25
Библиографический список 27

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право (Автосохраненный).docx

— 81.72 Кб (Скачать файл)

Итак, анализ действующего российского  законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности: 1) наличие денежного обязательств должника долгового характера; 2) неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения: 3) наличие задолженности юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;4) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.Законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) гражданина, а именно: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

1.3 Меры по предупреждению  банкротсва

Одной из новелл нового закона о банкротстве является статья 44 «Меры по обеспечению требований кредиторов». Арбитражный суд принимает меры по обеспечению требований кредиторов предусмотренные статьей 76 АПК: наложение ареста на имущество или денежные средства; запрещение совершать определенные действия; запрещение другим лицам совершать определенные действия; приостановление взыскания по исполнительному документу; приостановление реализации имущества. Так, арбитражный суд может запретить совершать без согласия арбитражного управляющего определенные сделки. Пункт 2 статьи 58 закона указывается перечень сделок, которые органы управления вправе совершать только с согласия временного управляющего. При этом суд должен указать характер сделок или сумму сделок, для совершения которых требуется согласие временного управляющего.18 
          Одной из мер по обеспечению требований кредиторов является право суда обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности, иное имущество должника на хранение третьим лицам. В отличие от статьи 76 АПК, статья 44 закона содержит открытый перечень мер, направленных на обеспечение требований кредиторов.

          Вышеперечисленные меры, принимаются на любой стадии арбитражного процесса, только по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, по собственной инициативе суда принятие меры не допускается. Решение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов рассматривается арбитражным судом не позднее следующего дня после поступления заявления (статья 75 АПК).Предусматривается срок действия назначенных арбитражным судом мер по обеспечению требований кредиторов, при этом не требуется вынесения определения об их отмене: 1) до введения следующей процедуры банкротства (внешнее управление, конкурсное производство); 2) до момента утверждения арбитражным судом мирового соглашения; 3) до момента принятия решения об отказе в признании должника банкротом.19 

Глава 2. Разбирательство дел о банкротстве

2.1 Рассмотрение дел о  банкротстве

Прежде чем перейти  к вопросу о порядке производства дел о банкротстве, необходимо исследовать вопрос о применении процессуальных норм при разбирательстве дел данной категории.

Единые правила для  дел любой категории, включая  дела о несостоятельности, установлены в Арбитражном Процессуальном кодексе. Вместе с тем, в статье 143 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан» определено, что эти дела рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК. Это же положение закреплено и в статье 28 указанного закона. Отдельные процессуальные нормы содержатся и в других статьях, поэтому глава «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде» применяется если иное не предусмотрено другими главами (в частности статьями 133, 144, 148, 153, 157, 158, 159 и т.д.). Вместе с тем, эти процедуры могут быть введены судом независимо от даты принятия указанных дел к производству. 20

Для подачи заявления в  арбитражный суд необходимо наличие  двух признаков: во-первых - требование к должнику – юридическому лицу должно в совокупности составлять не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда; во-вторых – указанные требования не погашены в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 29 закона). Отсутствие какого-либо из указанных признаков является основанием отказа в принятии заявления о признании должником банкротом (ст.42). Особенностью данного процессе является то, что в нем отсутствуют истец, а есть заявитель, впрочем нет и ответчика.

Заявление о признании  несостоятельным может быть подано как кредитором, так и самим должником. В зависимости от того, кто подает заявление закон устанавливает различный порядок его оформления и содержания. Так, при подачи заявления самим должником закон устанавливает следующие правила: Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно должно быть подписано руководителем должника – юридического лица или лицом, его заменяющим.

Должник обязан направить  копии заявления кредиторам и  иным лицам, участвующим в деле (статья 33). Перечень документов, которые должны быть приложены, содержится в статьях 34 закона и 104 Арбитражном процессуальном кодексе РФ и является исчерпывающим. Порядок и содержания заявления, подаваемого кредитором, регулируется статьями 35-37 закона. 21

Для обращения в арбитражный  суд необходимо уплатить государственную пошлину. В соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г. в редакции Федерального закона от 19 июля 1997 г.№ 105-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» заявление о признании предприятия банкротом оплачивается государственной пошлиной в размере 20 минимальных размеров оплаты труда. 22

В случае не выполнения при  подачи заявления как кредитором, так и должником, требований, предусмотренных статьями 32-40 закона о банкротстве арбитражный суд возвращает заявление. «В статье не содержится конкретных условий для принятия заявления о признании должника банкротом. Имеется лишь указание общего характера о необходимости соблюдения требований, предусмотренных АПК и законом».

При соблюдении всех необходимых  требований и отсутствия оснований для отказа в принятии или возвращения заявления, судья единолично, не позднее трех дней, выносит определении о принятии. В определении при введении наблюдения указывается о назначении временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии таких предложений – из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

Подготовка дела к судебному  разбирательству состоит из двух этапов. «Прежде всего судья производит действия, предусмотренные в статье 112 АПК, которые могут иметь место в деле о банкротстве, имея в виду, что это – не экономический спор. Так, в деле о банкротстве нет истцов и ответчиков, не участвуют третьи лица, поэтому пункт 1 не применяется. Остальные действия, предусмотренные в статье 112 могут совершаться, однако вместо принятия мер по обеспечению иска судья принимает меры по обеспечению требований кредиторов, вправе по собственной инициативе назначить экспертизу». Затем, при наличии возражений должника по требованиям кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов арбитражный суд проверяет обоснованность возражений должника. Заседание суда для решения указанного вопроса проводится в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве. В отличие от предварительной подготовки дела, проверка обоснованности возражений должника производится в коллегиальном составе. При коллегиальном рассмотрении дела в состав арбитражного суда должно входить трое или другое нечетное число судей. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в течение трех месяцев (ст. 47).

Сообщение о признании  должника банкротом публикуется  арбитражным судом, принявшим такое решение, в «Вестнике Высшего Арбитражного суда» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению за счет имущества должника, а при его отсутствии за счет средств кредиторов. Поскольку закон не содержит четко указания о содержании публикации для арбитражного суда, вероятнее всего, это должно быть просто сообщение о признании должника банкротом. Так, например, в редакцию «Вестника высшего арбитражного суда РФ» поступило письмо из Комитета по управлению имуществом Калининградской области с просьбой опубликовать официальное объявление о добровольной ликвидации ГП «Север». Однако в письме не содержалось информации о принятии решения о добровольной ликвидации и об официальном объявлении предприятия-должника банкротом в установленном законом порядке, поэтому такое письмо не достаточно для требуемой публикации. 23

2.1 Собрание кредиторов

Организация и проведение собрания кредиторов возложена на временного управляющего. Он определяет дату проведения собрания, учитывая, что указанное собрание должно состояться не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, рассылает кредиторам уведомления о сроке, дате и месте проведения собрания, с указанием количества голосов, которыми они будут обладать.

Общие принципы проведения и компетенции собрания кредиторов установлены в статьях 12, 13, 14. В  данной главе стоит остановится на избранных моментах, присущих первому собранию кредиторов. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы (кредиторы по денежным обязательствам, за исключение граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия), а также налоговые и иные уполномоченные органы): 1) требования которых признаны установленными и направлены временному управляющему; 2) размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованию кредиторов до проведения первого собрания.

Без права голоса в первом собрании кредиторов участвуют: работники  должника по требованиям о взыскании  задолженности по заработной плате  и выплате выходных пособий; временный  управляющий и руководитель должника; в случаях предусмотренных законом - органы местного самоуправления и иные органы исполнительной власти.

Кредиторы обладают числом голосов пропорционально сумме  требований. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа присутствующих голосов. Собрание кредиторов, в отличие от закона о банкротстве 1992 г., определявшего кворум, правомочно независимо от числа представленных на нем голосов при условии, что все кредиторы были надлежащее уведомлены о проведении собрания (статья 12 закона).

На первом собрании кредиторов принимается одно из решений, совершенно по-разному определяющих судьбу должника: 1) о введении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. При этом принимается решение о количественном и персональном составе кредиторов. 2) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании и об открытии конкурсного производства. При этом решение должно содержать предлагаемый срок внешнего управления и кандидатуру внешнего управляющего, а так же, как в случае принятия решения о введении внешнего управления, о количественном и персональном составе кредиторов.

Арбитражный суд на основании  решения первого собрания принимает  решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение. Тем не менее, в отличие от решения о введении внешнего управления, когда это оно, по сути, является обязательным для арбитражного суда, решение об обращении с ходатайством о признании должника банкротом не является таковым, и суд при наличии обстоятельств, указанных в п.3 ст. 67 закона, вправе вынести определение о введении внешнего управления.

В случае если на первом собрании кредиторов не принято решение о  введении внешнего управления или решение  о заключении мирового соглашения, либо они не представлены в суд в течение недели с момента проведения собрания, арбитражный суд самостоятельно на основании имеющихся документов и при наличии признаков банкротства принимает решение о признании должника банкротом и об открытии банкротства.24

2.3 Уполномоченные органы

К новому в законодательстве можно отнести введение двух категорий  лиц, привлекаемых к разбирательству  дел. Первая – «лица, участвующие  в деле о банкротстве». К ним  относятся: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; налоговые и иные уполномоченные органы; прокурор; государственный орган по делам о банкротстве и финансовому  оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных законом. Вторая категория – «лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве»: представитель работников должника; представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия; иные лица в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 2 нового Закона о банкротстве уполномоченными  органами являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Федерации и муниципальных образований. Согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2002 г. N 855 «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства» и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 100, таким органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. В случае неисполнения должником требований по уплате обязательных платежей в размере, установленном Законом о банкротстве 2002 г. в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, налоговые или таможенные органы не позднее 3 месяцев с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника направляют в адрес Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или территориального ее органа уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 218 «О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства»25

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц