Курс лекций по предмету "Конфликтология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 16:19, курс лекций

Краткое описание

Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более тяготеют к психологии, к социально-психологическому пониманию конфликта. Следует отметить, что в отечественной науке, в отличие от западной, лидирующую роль в развитии конфликтологии как науки с самого начала играла психология. Для того чтобы проследить динамику развития конфликтологии, следует обратиться к истории.

Содержание

Тема 1. История становления конфликтологии как науки.
Тема 2. Методы исследования конфликтов.
Тема 3. Структура, функции и типология конфликтов
Тема 4. Детерминация и динамика конфликтов и их особенность в управлении персоналом организации.
Тема 5. Модели конфликтного взаимодействия
Тема 6. Отдельные виды конфликтов (внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты)
Тема 7. Производственно-трудовые конфликты
Тема 8. Семейные конфликты
Тема 9. Практика разрешения конфликтов в области управления персоналом организации.
Тема 10. Моделирование конфликтов: конструктивные стратегии и тактики разрешения конфликтных ситуаций
Тема 11. Посредничество специалиста по управлению персоналом в разрешении конфликта.
Тема 12. Переговоры как способ разрешения конфликтов в производственной сфере.

Вложенные файлы: 1 файл

Конфликтология.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

3) среда конфликта.

Объект конфликта

Основные характеристики объекта конфликта:

1) под объектом конфликта понимают ту ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта;

2) объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида: материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные, религиозные, политические и т.д.;

3) объект конфликта не существует безотносительно его субъектов. Напротив, он всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти интересы находятся в противоречии;

4) объект конфликта носит релятивистский характер, что прямо вытекает из предыдущего положения;

5) объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) количестве или качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны, участвующие в конфликте;

6) объект конфликта может быть явным и латентным.

Участники конфликта

Другой основной элемент социального конфликта — его участники. Исследователи подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

1 Основные участники конфликта – это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами (от лат. opponents — возражающий) конфликта.

2 К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной.

Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) — они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники:

• инициаторы (зачинщики);

• организаторы;

• пособники;

• посредники (медиаторы).

1) Инициаторы (зачинщики) — те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами.

2) Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу.

3) Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии.

4) Посредники (медиаторы) — третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Роль посредника — это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы.

Среда конфликта

Еще один объективный элемент конфликта — его среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта.

Микросреда конфликта — это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды — это малая социальная группа.

Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта: I) физическую, 2) общественно-психологическую и 3) социальную. Все они проявляются как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом.

2. Личностные элементы  конфликта

Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играют основные психологические доминанты поведения личности: 1) ценностные ориентации; 2) цели; 3) мотивы; 4) интересы; 5) потребности.

Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого. Рассмотрим их более подробно.

1 Ценностные ориентации людей как субъектов конфликта формируются в процессе социализации личности и выражаются в тех моральных, идеологических, политических и других принципах, на основе которых субъект противоборства оценивает характер конфликта и строит свое поведение в этой ситуации. Ценностные ориентации обнаруживаются прежде всего в целях участников конфликта.

2 Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата на достижение которого направлено действие человека. Применительно к конфликту цель его субъектов – это представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства и к достижению которой стремятся его участники.

3 Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности. Применительно к конфликту мотив — это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий субъектов конфликта. Такой основой вступления в конфликт в конечном счете выступает необходимость реализации его субъектами своих интересов.

4 Интересы участников конфликта — это осознание ими объекта конфликта как своей потребности. Отсюда повышенное внимание именно к данному объекту конфликта, а не к другому. Именно противоречие интересов рождает конфликт. Если объект не представляет никакого интереса, конфликт из-за него не возникает. Это объясняется тем, что основой интереса является потребность.

5 Потребность. С точки зрения психологии потребность субъектов конфликта — это такое их состояние, которое выражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимость для их существования. Поэтому она является самым глубинным источником активности субъектов и толкает их на конфликтные действия. Потребность, таким образом, является тем состоянием личности, которое регулирует ее поведение, в том числе и конфликтное поведение. Но при этом эта регуляция осуществляется во взаимосвязи с интересами, мотивами, целями и ценностными ориентациями личности.

 

Динамические характеристики конфликта – это то, какие именно события происходят в конфликте. В отличие от структурных компонентов, дают возможность прогнозировать развитие конфликта. К динамическим характеристикам относятся стадии развития конфликта, процессы, возникающие на этих стадиях и регуляторы динамики конфликта.

Общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный период);

2) открытый конфликт (собственно конфликт):

• инцидент (начало конфликта),

• эскалация (развитие) конфликта,

• завершение конфликта;

3) послеконфликтный период.

1. Предконфликтная ситуация

Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и противоречий интересов. Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, ели условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной.

Неадекватное осознание проблемной ситуации может иметь двоякого рода последствия. 1) Оно может способствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого конфликта. 2) Оно может способствовать форсированию наступления явного конфликта, его искусственному подталкиванию.

Адекватное и своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации является важнейшим условием наиболее оптимального разрешения предконфликтной ситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта.

Признаки, по которым ситуация определяется человеком как конфликтная (Гришина):

- наличие противоречий между участниками ситуации

- противодействие, противостояние  участников ситуации друг другу

- аффективные проявления участников  ситуации (враждебность, страдание, напряжение).

Общая логика профилактики конфликта должна включать следующие действия со стороны его участников:

1) переговоры и договоренности относительно степени опасности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем;

2) сбор возможно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации. Главная задача на этой стадии — выявление реальных интересов и целей сторон, которые могут привести их к конфликту;

3) выяснение степени вероятности и возможности бесконфликтного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;

4) разработку конкретных задач и действий по конструктивному разрешению предконфликтной ситуации, то есть решение имеющихся проблем, не доводя дела до конфликта.

2. Открытый конфликт

На стадии открытого конфликта становится очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию.

Взаимодействие в открытый период конфликта

Двухмерная модель стратегий поведения в конфликтном взаимодействии К. Томаса и Р. Киллмена: ориентация на свои интересы, ориентация на интересы противоположной стороны.

На основе оценки интересов возможны 5 форм реагирования в конфликте: соперничество (конкуренция, борьба), уход (избегание), уступчивость (приспособление), кооперация (сотрудничество), компромисс. Соперничество характеризуется высокой направленностью на собственные интересы и низкой - на интересы соперника; уход – низкой направленностью и на свои интересы и на интересы противника; уступчивость - высокой ориентацией на интересы соперника и низкой - на свои; сотрудничество - высокой ориентацией на интересы противника и свои; компромисс - средней ориентацией на интересы соперника и свои.

Емельянов: указывает на то, что при выборе стратегии поведения в конфликте значение имеет не только предмет конфликта, но и ценность межличностных отношений. Если для участников межличностные отношения (любовь, дружба и пр.) не представляют ценности, то будет выбираться стратегия соперничества.

Гришина выделяет 3 формы реагирования на конфликт:

1) Уход от конфликтного взаимодействия  – избегание, игнорирование конфликта. В межличностном конфликте уход может реализоваться в двух стратегиях поведения:

а) Избегание – игнорирование проблемы, ее откладывание, нежелание вступать с партнером во взаимодействие по поводу возникших разногласий, ограничение контактов с ним.   

б) Уступчивость – человек решает возникшую проблему за счет отказа от собственных интересов и идет навстречу интересам партнера. Уступающий отдает приоритет ценности межличностных отношений по сравнению с ценностью предмета конфликта.

2) Борьба (с собой или партнером) – попытка подавления одной  из сторон конфликта другой. Участники не признают право другого на неприятие своего влияния и не стесняются в средствах своего влияния друг на друга. Приемы борьбы:

- создание свободы маневра для  себя и максимальное ограничение  свободы противника

- противодействие концентрации  сил противника, их расчленение (разжигание конфликта между членами группы, против которой ведется борьба)

- проволочки, выжидание, удержание  предыдущего состояния (включая  некоторые уступки)

- угрозы и запугивание (демонстрация  противнику своей возможности  нанести ему удар, если он сам не выполнит определенное неблагоприятное для себя действие). Демонстрация усиления собственных ресурсов – «я сильнее тебя», «если ты не..., то я...». «Если вы не решите мой вопрос, то мне придется обратиться к вашему руководству».

- ложные маневры, дезинформация

- унижение противника, оскорбления  в его адрес.

Коряк различает два приема давления:

- использование в своих целях  мотивов оппонента, например материальной заинтересованности, продвижения по службе и др. Для противника создается ситуация выбора между достижением его целей в конфликте и удовлетворением мотивов. Такое давление может оказывать руководитель на подчиненного, муж на жену и др.

- создание угрозы Я-концепции  оппонента, его представлениям о  себе путем обращения к чувству страха (страха оказаться в унизительном положении), чувству неуверенности в себе, чувству вины.

Информация о работе Курс лекций по предмету "Конфликтология"