Курс лекций по предмету "Конфликтология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 16:19, курс лекций

Краткое описание

Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более тяготеют к психологии, к социально-психологическому пониманию конфликта. Следует отметить, что в отечественной науке, в отличие от западной, лидирующую роль в развитии конфликтологии как науки с самого начала играла психология. Для того чтобы проследить динамику развития конфликтологии, следует обратиться к истории.

Содержание

Тема 1. История становления конфликтологии как науки.
Тема 2. Методы исследования конфликтов.
Тема 3. Структура, функции и типология конфликтов
Тема 4. Детерминация и динамика конфликтов и их особенность в управлении персоналом организации.
Тема 5. Модели конфликтного взаимодействия
Тема 6. Отдельные виды конфликтов (внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты)
Тема 7. Производственно-трудовые конфликты
Тема 8. Семейные конфликты
Тема 9. Практика разрешения конфликтов в области управления персоналом организации.
Тема 10. Моделирование конфликтов: конструктивные стратегии и тактики разрешения конфликтных ситуаций
Тема 11. Посредничество специалиста по управлению персоналом в разрешении конфликта.
Тема 12. Переговоры как способ разрешения конфликтов в производственной сфере.

Вложенные файлы: 1 файл

Конфликтология.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

3. Наличие субъектов (субъекта) как  носителей конфликта, наделенных сознанием и волей. Находиться в конфликте можно только с кем-то – с другой группой, с другим человеком, с самим собой. Конфликт – только человеческое явление.

Если человек не воспринимает существующее противоречие как проблему, требующую решения, то психологически конфликта не существует. Осознание возникшей проблемы может переживаться в виде эмоционального дискомфорта, напряжения, тревожности и порождать потребность в ее преодолении.

Любой конфликт первоначально имеет осознанный характер, но в результате внутренней работы может происходить его вытеснение и подавление. Разрешение же вытесненного конфликта предполагает его осознание.

Негативные эмоции, враждебность по отношению к партнеру или желание нанести ему ущерб не являются обязательными признаками конфликта. Конфликт может развиваться и без взаимной враждебности участников или их разрушительных действий. Это создает возможность конструктивного управления конфликтами.

Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. Противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.

Всякий конфликт — это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта.

 

2. Конструктивные и деструктивные функции конфликта

Конструктивные:

1. Конфликт является источником развития. Например, социо-когнитивные конфликты, когда индивиды имеют разные ответы на одну и ту же проблему и мотивированы на достижение совместного решения, могут быть источником их интеллектуального развития. Противоречия, в том числе  конкуренция, соперничество, стимулируют развитие группы, способностей, активности.

2. Творческая функция конфликта: конфликт как средство инновации, творческой инициативы. Конфликт  стимулирует поиск нестандартных  подходов к решению сложных  проблем, оптимальный выбор из  альтернативных вариантов, оригинальные  идеи, отказ от устаревших традиций и привычек, изобретения.

3. Сигнальная функция: конфликт  – сигнал к изменению. Конфликт  сообщает нам о том, что что-то  не в порядке в наших отношениях  или в нас самих. Например, адекватной  реакцией родителей на неповиновение подростка будет приспособление своих требований к новому уровню развития ребенка, его самостоятельности и автономии. Конфликт позволяет обнаружить нерешенные проблемы, открыто выразить неудовлетворенность, неблагополучие, протест.

4. Информационная функция конфликта. Конфликт повышает уровень осведомленности участников друг о друге, может служить источником жизненного опыта. Столкновение в конфликте позволяет оппонентам лучше узнать друг друга, выявляет общие представления об истинном положении вещей, способствует согласованию взаимных интересов и обязательств.

5. Интегрирующая функция: конфликт – возможность сближения. Конфликт приводит к объединению совместных усилий на основе согласования взаимных интересов. Внутригрупповой конфликт позволяет извлекать полезные уроки из ошибок и промахов участников группы, стабилизировать их взаимоотношения, ориентировать каждого на соблюдение общих норм поведения.

6. Профилактическая функция: конфликт  – это возможность разрядки  напряжения, «оздоровления» отношений. Конфликт предотвращает разрушительные противоборства со значительным материальным ущербом и нравственными потерями, длительным разладом.

Деструктивные:

1 Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители.

2 Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

3 Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов.

4 Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.

5 Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и упадком нравов.

6 Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.

7 Конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.

 

Тема 3. Структура, функции и типология конфликтов

 

1 По сферам жизнедеятельности людей:

• бытовые;

• семейные;

• трудовые;

• воинские;

• учебно-педагогические и др.

2 По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:

• ресурсные;

• статусно – ролевые;

• социокультурные;

• идеологические и др.

3 По направленности воздействия и распределения полномочий:

• конфликты «по вертикали» (начальник — подчиненный, вышестоящая организация — нижестоящая организация);

• конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами).

Помимо этого, различают также конфликты:

• явные и латентные;

• конструктивные и деструктивные;

• кратковременные и длительные;

• реалистические и нереалистические. Конфликт, служащий средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта, является реалистическим. Нереалистический конфликт неотделим от самого конфликта и совпадает с ним. Так, существуют случаи, когда конфликт возникает исключительно из-за агрессивных импульсов, которые ищут для себя выражения.

• локальные, региональные и международные и т.д.

Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:

1) внутриличностные,

2) межличностные,

3) между личностью и группой,

4) межгрупповые,

5) межгосударственные (или между коалициями государств).

Ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.

 

3.1. Причины конфликтов

Причины конфликтов можно разделить на 3 группы:

1) противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов;

2) объективные факторы возникновения конфликтов;

3) личностные факторы возникновения конфликтов.

Следует также отметить, что необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода.

Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться совершенно искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную связь вещей. Так, поводом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.

1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов

Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворением дефицитных потребностей, из-за овладения которыми и возникает противоречие и происходит столкновение сторон. Таким образом, конечная причина всякого социального конфликта — это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.

Любой конфликт есть форма выражения этого противоречия интересов.

При этом сами интересы могут быть весьма разнообразными. Они могут быть материальными и идеальными, объективными и субъективными.

Не менее многообразны и противоречия интересов, которые вызывают конфликт. По своему характеру они могут быть:

1) внутренними и внешними;

2) антагонистическими и неантагонистическими;

3) основными и неосновными;

4) объективными и субъективными и т.д.

1 Внутренние противоречия социального конфликта выражаются в столкновении интересов внутри группы, организации, общности или общества в целом. Внешние противоречия возникают между двумя или несколькими относительно самостоятельными социальными системами.

2 Антагонистические противоречия — выражаются в таком конфликте, участники которого имеют непримиримо враждебные интересы. Способы разрешения таких конфликтов сугубо деструктивные: уничтожение обеих или одной из сторон конфликта или разрушение фундаментальных структур социальной системы, лишение ее возможности функционировать в прежнем качестве. Неантагонистические противоречия между интересами участников конфликта — те, которые допускают согласование, «примирение» интересов оппонентов. Главная особенность этих противоречий и возникающих на их основе конфликтов заключается в возможности компромиссов.

3 Основные противоречия играют решающую роль в возникновении и развитии конфликта и характеризуют взаимодействие между основными его участниками. Между тем как неосновные противоречия лишь сопутствуют конфликту. Они могут быть также связаны с взаимодействием между косвенными участниками конфликта. При этом основные и неосновные противоречия находятся между собой в диалектическом взаимодействии.

4 Объективные противоречия обусловлены объективными факторами, то есть такими явлениями и процессами, которые не зависят от воли и сознания людей. Поэтому избежать объективных противоречий нельзя. Субъективные противоречия обусловлены такими факторами, которые, напротив, зависят от воли и сознания людей.

Рассмотренные противоречия, конечно, не исчерпывают всю классификацию их типов. Кроме названных можно выделить: 1) главные и второстепенные; 2) постоянные и временные; 3) всеобщие, особенные и единичные; 4) коренные и некоренные противоречия.

2. Объективные факторы возникновения конфликтов

Современная конфликтология выделяет следующие объективные причины конфликта (на примере организации):

• ограниченность ресурсов, подлежащих распределению,

• взаимозависимость ответственности и заданий;

• несогласованность целей разных групп работников;

• плохие коммуникации;

• нечеткое распределение прав и обязанностей;

• некомпетентность, несоответствие занимаемой должности;

• чрезмерная загруженность сотрудников, превышающая личные возможности;

• неблагоприятный стиль руководства;

• плохие условия труда;

• инновации, нововведения на производстве;

• недостаточная разработанность правовых норм и процедур;

• слабая разработанность этических нормативов и отсутствие комитетов или комиссий по этике.

3. Личностные факторы возникновения конфликтов

Личностные причины конфликта связаны с наличием в любом конфликте личностных элементов. Напомним, что к ним относятся: основные психологические доминанты поведения личности; черты характера и типы личностей; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности.

 

 

 

Тема 4. Детерминация и динамика конфликтов и их особенность в управлении персоналом организации.

Конфликт — это всегда процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства. Любой конфликт характеризуется определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру конфликта как целостного явления.

По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

1. Объективные элементы конфликта

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются:

1) объект конфликта;

2) участники конфликта;

Информация о работе Курс лекций по предмету "Конфликтология"