Концепция защитной программы антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 22:36, контрольная работа

Краткое описание

Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры. По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ – защитная, она основана на проведении сберегающих мероприятий, за счет сокращения всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для значительной, не говоря уже о подавляющей части организаций. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по антикризисному управлению.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

Концепция защитной программы антикризисного управления

 

        Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях экономической неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность подвержена различным кризисным ситуациям, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

 

         Причиной банкротства большинства предприятий в период общего мирового кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, резкие трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, нестабильность финансового рынка. В этой связи, особенно значимой становится проблема антикризисного управления несостоятельными предприятиями в сложившихся условиях.

 

         Антикризисное управление - это управление, включающее комплекс мероприятий, начиная с предварительной диагностики кризиса и заканчивая разработкой и внедрением методов по его устранению и выведению предприятия из кризисного состояния с минимальными потерями, посредством использования всего потенциала предприятия и современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии антикризисной стабилизационной программы. Антикризисное управление это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации.

Концептуальная установка антикризисного управления организациями выражается в следующих основных положениях:

-     кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

-     кризисы в определённой степени можно ускорять, предварять и отодвигать;

-     к кризисам можно и необходимо готовиться;

-     кризисы можно смягчать, кризисные процессы в определённой степени управляемы, управление процессами выхода из кризиса способно ускорить эти процессы и минимизировать их негативные последствия;

-     управление в условиях кризиса требует особых подходов, инструментов, знаний и навыков.

Причиной возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия могут быть внешние либо внутренние факторы:

1)     внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура потребностей, уровень доходов и накоплений населения; величина платёжеспособного спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла;  международная конкуренция;

2)     внутренние факторы: ошибочная рыночная стратегия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре и др.

Указанные причины влияют на развитие факторов ухудшения финансово-экономического и хозяйственного состояния предприятия. Причины кризиса и банкротства предприятий в большинстве случаев обусловлены непродуманностью системы менеджмента и ошибками управления.

 

         Реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства предприятия предусматривает следующие основные направления:

-     Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;

-     Определение масштабов кризисного состояния предприятия;

-     Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия;

-     Создание и реализация плана антикризисного управления.

 

         Процесс антикризисного управления несостоятельными предприятиями должен быть эффективным, то есть, должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на проведение процедуры банкротства не превышали доходов, полученных от процесса управления. Для этого необходимо применять некий набор приемов управления, которые в совокупности составляют методологию управления несостоятельными предприятиями в рыночной экономике.

 

         Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры. По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ – защитная, она основана на проведении сберегающих мероприятий, за счет сокращения всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для значительной, не говоря уже о подавляющей части организаций. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий.

       Технология антикризисного прорыва состоит из двух фаз: 1) фаза «комы» - разработка первоочередных мер, затормаживающих развитие процесса ухудшения ситуации и создающих условия для выхода предприятия из кризисного состояния: - проведение экспресс-диагностики; - объявление на собрании акционеров «чрезвычайного положения»; - смена руководящего звена и формирование антикризисной команды (состав руководителей и специалистов, объединенных целью оздоровления предприятия); - укрепление морального духа трудового коллектива; - выработка первого варианта антикризисной программы по финансовому оздоровлению;  2) фаза «шоковой терапии» - осмысление причин возникшей ситуации и разработка мер по выходу из нее: - инвентаризация имущества; - проблемная диагностика, анализ финансового и технико-экономического состояния; - оценка инновационного потенциала; - анализ сильных и слабых сторон деятельности; - уточнение целей, путей, выработка мер по их выполнению;   - прогнозы и предварительная оценка вариантов развития предприятия; - разработка окончательного варианта антикризисной программы; - распределение и мобилизация ресурсов для их выполнения; - выполнение программы и подведение итогов. Оборонительная стратегия, или стратегия выживания, предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная или у нее недостаточно средств для проведения активной наступательной стратегии; фирма опасается проводить последнюю из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов или наказующих мер со стороны государства. Однако такой тип стратегии довольно опасен и требует самого пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам научно-технического прогресса и действиям фирм-конкурентов. Фирма может оказаться на грани краха и вынуждена будет уйти с рынка, так как незамеченные вовремя изобретения конкурентов приведут к снижению их издержек производства и подорвут позиции обороняющей компании. - стратегия выживания - эволюционное развитие предприятия с учетом сложившегося положения, т.е. плавное, с минимальными перестройками, но надежное улучшение показателей, вплоть до выхода его из состояния кризиса;  стратегия прорыва обеспечивает существенное улучшение всех аспектов деятельности предприятия за минимально короткое время и предполагает ориентацию на лидирующее положение на рынке. Стратегия выживания применяется, когда предприятие попадает в критическую ситуацию по различным обстоятельствам. Эта стратегия связана со снижением цен на товары, чтобы привлечь покупателей, если не новизной и качеством, то хотя бы дешевизной своих изделий. Мировая практика знает различные варианты этой стратегии применения различных скидок цен на товары: за скорость оплаты покупки (при оплате за наличный расчет), за размер партии, за объем покупок в течение года, за внесезонные закупки и т. д. Стратегия прорыва - стратегия развития и укрепления позиций организации на уже освоенном рынке на основе модернизации продукции, дифференциации и гибкой смены ассортимента товаров, улучшения обслуживания покупателей. Понятно, что более привлекательной является наступательная стратегия, или стратегия прорыва, которая преследует цель завоевать определенную долю на рынке, а нередко занять и лидирующие позиции на новом рынке или в новой отрасли.         Наступательная стратегия, как правило, основана на реализации определенной инновации и предполагает предпринимательский подход. Вариантов данной стратегии в практике мирового бизнеса достаточно много. Наступательные стратегии основаны, как правило, на научных открытиях и изобретениях, рассчитаны на занятие лидирующего положения на рынке или в отрасли. Однако они требуют значительных финансовых затрат, имеют высокую степень риска, но в случае успеха дают высокие результаты. Политика защитных действий (защитная политика) и соответствующая ей тактика предусматривает резкое сокращение всех видов расходов, закрытие и распродажу подразделений, оборудования, сокращение определённых частей рыночных сегментов и сбыта продукции, распродажу продукции по сниженным ценам. Политика наступательных действий (наступательная политика), напротив, предполагает тактику активных действий. Они связаны, например, с мероприятиями по модернизации оборудования, внедрению новых технологий. К ним можно отнести рациональное регулирование цен, поиск новых рынков сбыта, реализацию прогрессивной стратегической концепции, реинжиниринг бизнес-процессов.

 

Система антикризисного управления персоналом

       Персонал предприятия – это глубокая и сложная структура, которая нуждается в твердой и упорядоченной системе управления.

       Сам процесс управления персоналом представляет собой целую совокупность действий руководителя, которые включают подбор и распределение персонала; планирование и организацию работы сотрудников; диагностику персонала; учет его движения; программы по повышению квалификации; мотивацию и стимулирование труда и, конечно, предоставление благоприятных и безопасных условий труда.

        Антикризисное управление, помимо всех вышеперечисленных мер, предполагает наличие дополнительных программ деятельности сотрудников, а также включает социально-психологические факторы.

       В современных условиях, когда стабильное состояние – это чаще всего недолговременное явление, нужно уделять особое внимание вопросам быстрой адаптации сотрудников к изменяющимся условиям, их мотивации и обеспечения гарантиями.

        С возникновением новых условий и факторов решение задач в рамках старых программ становится неэффективным, и требуется разрабатывать новые, соответствующие условиям среды.

        В общем виде система антикризисного управления персоналом – это комплекс подсистем общего и линейного руководства, а также отдельные функциональные подсистемы, отвечающие за выполнение определенных задач.

       Подсистема общего и линейного руководства представлена высшим руководством, менеджерами старшего и среднего звена. Они осуществляет общий управленческий процесс.

       Функциональные подсистемы предназначены для выполнения следующих задач:

1) управление подбором и распределением  персонала;

2) планирование рабочего процесса  сотрудников;

3) управление системой мотивации;

4) управление трудовыми отношениями;

5) управление развитием персонала;

6) управление социально-правовой  базой;

7) информационное обеспечение системы  управления персоналом.

        Структура системы управления вообще зависит от характеристик самого предприятия: его масштаба, характера деятельности, территориального расположения, сферы бизнеса и т. д. Как правило, в крупных организациях система управления персоналом достаточно сложная и разветвленная, в то время как в средних и малых организация одна подсистема может выполнять сразу несколько функций.

        Для обеспечения должного уровня антикризисного управления персоналом, руководителям необходимо обратить внимание на планирование и разработку кадровых стратегий при работе с ним. Основные меры здесь:

1) привлечение новых сотрудников  и специалистов;

2) переквалификация сотрудников  в связи с использованием новых  программ и технологий;

3) разработка системы гарантий (социальных, правовых и т. д.);

4) организация системы трудоустройства  сотрудников при перепрофилировании  предприятия.

        В последнее время пристальное внимание в сфере антикризисного управления персоналом уделяется кадровому маркетингу. Это комплекс мер, направленный на повышение квалификационного уровня сотрудников и развитие персонала.

       Основные методы, применяющиеся в кадровом маркетинге, это создание образовательных учреждений в рамках данного предприятия для подготовки узких специалистов; привлечение студентов и аспирантов для стажировки и практики; сотрудничество с различными службами занятости; разработка системы обучения для действующих сотрудников с целью повышения их профессионального уровня; использование лизинга персонала.

       Еще одним важным направлением в антикризисном управлении персоналом является использование так называемых профессиограмм – это линия качеств сотрудника, которые необходимы и предпочтительны для данной должности. Профессиограммы имеют большое значение с точки зрения планирования и прогнозирования возможных потребностей в том или ином уровне сотрудника (его квалификации) на определенном этапе функционирования предприятия. Ни одно предприятие не может обойтись без своей организационной культуры, это является частью его существования. Кроме того, эффективное управление невозможно построить на статичных основах, необходимо использовать новейшие разработка в области организационно-культурной базы предприятия.

        В настоящее время выделяют четыре основных типа организационной культуры:

1) предпринимательская – предполагает рыночную форму управления;

2) партиципативная – основана на демократическом стиле;

3) бюрократическая – основной  силой является воля руководителя;

4) органическая – основа –  коллективная форма управления

 

 

 

Организация управления бизнес-процессами (базовыми функциям) в условиях реструктуризации

      Если под структурой понимается организационная структура, то реструктуризация – это изменение организационной структуры, если рассматривается структура бизнес-процессов, то реструктуризация – это изменение бизнес-процессов.

Информация о работе Концепция защитной программы антикризисного управления