Зарубежный опыт формирования социального партнерства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:35, реферат

Краткое описание

Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей тяжелую трансформацию экономического устройства, является гармония в
обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих
противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе цивилизованных переговоров.

Содержание

Введение
1)Исторические аспекты становления социального партнерства
2)Определение социального пратнерства
3)Принципы социального пратнерства
4)Представители работников в социальном партнерстве
5)Уровни социального партнерства
6)Формы осуществление социального партнерства
7)Подходы в социальном партнерстве
8)Роль государства в системе социального партнерства
9)Особенности социального партнерства в России
10)Зарубежный опыт в формировании социального партнерства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Зарубежный опыт формирования социального партнерства.docx

— 57.33 Кб (Скачать файл)

Согласно исследованиям Организации  экономического сотрудничества и развития нельзя отдать предпочтение одной модели, поскольку каждая из них имеет  сильные и слабые стороны Нет модели, которая бесспорно гарантировала низкий уровень инфляции, конкурентоспособность предприятий, низкий уровень безработицы, высокую социальную защищенность и согласие в обществе Исследования показывают, что социально-трудовые е дносины должны быть гибкими, быстро приспосабливаться к необходимым смиін.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

- коллективные переговоры по  подготовке проектов коллективных  договоров;

- обеспечение гарантий трудовых  прав работников и совершенствования  трудового законодательства;

- участие работников и их  представителей в управлении  предприятием;

- участие работников и работодателей  в решении трудовых противоречий

Обеспечивать надлежащий уровень  существования системы социального  партнерства призвано коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений, которое реализуется на разных уровнях управления.

Уровни коллективно-договорного  регулирования

Виды сделок

Представители сторон социального  партнерства

Национальный уровень

Генеральное соглашение

- профессиональные союзы и их  объединения с всеукраинским  статусом в лице уполномоченных  ими органов;

- объединение организаций работодателей со всеукраинским статусом в лице уполномоченных ими органов;

- Кабинет Министров Украины

Отраслевой (межотраслевой) уровень

Отраслевая (тарифная) соглашение

- профессиональные союзы и их  объединения в лице уполномоченных  ими органов, которые объединились  в пределах соответствующей отрасли  (нескольких отраслей);

- организации работодателей и  их объединения в лице уполномоченных  ими органов, которые объединились  в пределах соответствующей отрасли  (нескольких отраслей);

- министерства, ведомства, другие  центральные органы исполнительной  власти

Территориальный уровень

Территориальная соглашение

- профессиональные союзы и их  объедини ния в лице уполномоченных ими органов, которые объединились в пределах соответствующих административно-территориальных единиц;

- организации работодателей и  их объединения в лице уполномоченных  ими органов, которые объединились  в пределах соответствующих административно-территориальных  единиц;

\"местные органы государственной  исполнительной власти

Производственный уровень

Коллективный договор

- один или несколько профсоюзных  или иных уполномоченных на  представительство трудовым коллективом  органов;

- работодатель или уполномоченный  им орган


 

Заключение соглашений па разных уровнях  предусматривает дальнейшее развитие социального диалога, достижения стабильности и согласия в обществе В апреле 2008 г заключено Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Ук страны, всеукраинскимми объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008-2009 гг, которая предусматривала спрямовування скоординированных усилий на радикальное ускорение лю Иуды развития и выполнения первоочередных задач в социально-экономической и трудовой сфере, повышение уровня занятости населения и надлежащее материальное обеспечение работников Содержание Генеральной у годы предусматриваетє:

- гарантии труда и обеспечения  продуктивной занятости;

- минимальные социальные гарантии  оплаты труда и доходов всех  групп и слоев населения, которые  обеспечивают достаточный уровень  жизни;

- размер прожиточного минимума, минимальных нормативов;

- социальное страхование;

- трудовые отношения, режим работы  и отдыха;

- условия охраны труда и окружающей  среды;

- удовлетворение духовных потребностей  населения;

- условия роста фондов оплаты  труда и установления межотраслевых  соотношений в оплате труда отношении положений соглашений, действующие на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, являются обязательными для применения при заключении сделок другого уровня и коллективных договоров как минимальные гарантии.

Соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между  работниками и работодателями, заключается  на государственном уровне территории и отрасли Соглашение вступает в  силу со дня подписания и действует  и есть до заключения нового или  пересмотреу.

С целью координации деятельности, связанной с коллективно-договорным регулированием социально-экономических  и трудовых отношений, и совершенствование  социального диалога на производственном уровне (предприятий и орг ний) заключаются коллективные договор.

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, предприятия, филиалы с работодателями Согласно Закону Украины \"О коллективных договорах и соглашениях\" колет ективно договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организацияхганізаціях,

независимо от форм собственности  и хозяйствования, использующих наемный  труд и обладающих правами юридического лица

В статье 13 этого Закона определены основные составляющие коллективного  договора в раскрывающих его содержание:

- изменения в организации производства  и труда;

- обеспечение продуктивной занятости;

- нормирование и оплата труда,  определение форм, системы, размеров  заработной платы и других  видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.);

- установление гарантий, компенсаций,  льгот;

- участие трудового коллектива  в формировании, распределении и  использовании прибыли предприятия,  учреждения, организации (если это  предусмотрено Уставом);

- введение режима работы, продолжительности  рабочего времени и отдыха;

- определение условий и охраны  труда;

- обеспечение жилищно-бытового, культурного,  медицинского обслуживания, организации  оздоровления и отдыха работников;

- гарантии деятельности профсоюзной  или других представительных  организаций трудящихся;

- обусловлены способы регулирования  фондов оплаты труда и определения  квалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда

Таким образом, отношения в сфере  социального партнерства фактически регулируются посредством множества  противоречивых подзаконных нормативно-правовых актов Общая стратегия развития социального партнерства должно базироваться на принципах добровольности, равноправия сторон, учета интересов  участников переговоров, экономической  заинтересованности сторон социального  партнерства в участии в договорных отношений ах, обязательного выполнения договоренностей и ответственности  за нарушение соглашений Должны получить законодательное обоснование нормы, направленные на усиление содействия государства в развитии социального партнер ства, формирование его многоуровневой системы как необходимого условия демократизации социально-трудовых отношенияхин.

Как показывает зарубежный опыт развития социального партнерства, в индустриально  развитых странах социальное партнерство  приобретает различных форм

В Австрии, Швеции, Японии, Германии, Швейцарии  и Нидерландах применяется корпоративная  система социального партнерства, которая предусматривает использование  специальных органов, процедур и  механизмов в е идносина.

В Великобритании, США и Канаде, где специальные институты социального  партнерства отсутствуют, действует  так называемая плюралистическая система  социального партнерства, по которой  согласование супер речливих интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса, а также развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компани.

В Украине и России применяется  трипартистська система социального партнерства, которая предусматривает определенные механизмы, обеспечивающие реализацию соглашений

Мировой опыт подтверждает, что ни одна страна с развитой рыночной экономикой не обходится без активного вмешательства  государства в процессы регулирования  социально-трудовой сферы, хотя сфера, методы и масштабов чтобы государственного влияния различен.

Во многих западных странах (ФРГ, Франция, Бельгия, Италия) при содействии государственных  органов разработаны справочно-методические материалы по вопросам тарификации  работ и персонала, нормирования труда, регламента ции трудовой деятельности.

В США, где профсоюзы традиционно  видят основной задачей защиту интересов  работников своего предприятия, социальный диалог с работодателями все больше касается субконтрактных отношений, способе ей их ограничений с целью сохранения рабочих мест для кадрового \"ядра предприятиймства.

В Мексике, Аргентине, Бразилии, Чили профсоюзные объединения пытаются всячески влиять на создание новых  рабочих мест

Обобщая практику функционирования объединений  работодателей в зарубежных странах, можно выделить следующие задачи работодателей:

- обеспечение представительства  и защиты общих интересов и  прав работодателей в социально-трудовых  отношениях;

- участие в проведении переговоров  и заключении сделок;

- координация действий в выполнении  обязательств, взятых согласно заключенным  договорам;

- содействие урегулированию коллективных  трудовых споров и предотвращению  забастовкам;

- координация деятельности по  выполнению научно-технических и  социально-экономических программ;

- налаживание постоянных контактов  со средствами массовой информации  и общественностью;

- развитие сотрудничества с  иностранными и международными  организациями работодателей, объединениями,  союзами и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

В России система социального партнерства  в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное — не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвященных теме социального партнерства, а также посредством активного сотрудничества со СМИ.

Все выше перечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты:

1) участие в социальном партнерстве  экономит время на решение  проблем, связанных с неудовлетворенностью  работников условиями труда, повышением  производительности труда, качества  продукции и как следствие  увеличение прибыли; 

2) заинтересованность в конструктивном  и взаимовыгодном сотрудничестве  с работодателем; 

3) наиболее оптимальный  способ достижения стабильности  развития организации. В России социальное партнерство, по существу, представляет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени: изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения; замена "директора" на "работодателя" мало что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с "вымиранием" старых, отлаженных связей.

Признаваемая всеми  необходимость совершенствования  правового поля социального партнерства  выдвигает па первый план проблему улучшения механизмов исполнения законов. Законов принято немало, но они  не выполняются, и прежде всего из-за нестабильной экономической ситуации. Спад производства, кризис не способствуют развитию системы социального партнерства.

Институты социального  партнерства как формы созданы, но в них отсутствует содержание, из-за кризиса сторонам уже нечего делить. Как отметил директор Московского  офиса Международного бюро труда: "Социальный диалог без экономического развития недостижим". Усилия государства  и профсоюзов, направленные на создание объединение работодателей, выглядят как проявление стратегии выживания. Работодатель, используя эту ситуацию, лоббирует свои производственные и экономические интересы в рамках институтов социального партнерства. Каждая сторона старается выжить за счет других.

Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы  не находит адекватного отклика  со стороны государства. Уступив  свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным  работникам. Новые собственники, пользуясь  отсутствием законов, часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя  права трудящихся.

Информация о работе Зарубежный опыт формирования социального партнерства в России