Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Аналитическая основа антикризисного регулирования……………………3
1.1. Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования ……………………………………………………...…………...3
1.2. Функции антикризисного регулирования……………………..….………7
2. Роль государственного регулирования кризисных ситуаций……………..9
2.1. Государственное регулирование кризисных ситуаций……………….….9
2.2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций………….16
2.3. Нормативно-законодательная деятельность……………………………..19
Заключение ………………………………………………………………….….27
Список используемых источников…………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.61 Кб (Скачать файл)

Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, обеспечения широкого доступа населения к услугам  здравоохранения.

В условиях кризиса  возрастает необходимость сочетания  рыночных механизмов с государственным  регулированием социально-экономических  процессов на всех уровнях - от федерального до муниципального.

 

 

 

2.3 Нормативно-законодательная деятельность.

 Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.

«Экономической  Конституцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

В современной  практике понятие «банкрот» введено  в Указе Президента Российской Федерации  от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке  и оздоровлению несостоятельных  государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур».

В период приватизации государственной (муниципальной) собственности  предполагалось запустить механизм банкротства на основе нормативных  актов, таких как Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»; указы Президента Российской Федерации от 23.05.1994 г. «О реформе государственных предприятий», «О некоторых вопросах налоговой политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», от 2 июня1994 г.«О продаже государственных предприятий—должников»; постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. Были приняты три варианта Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» – от 19.11.1992 г. № 32291, от 08.01.1998 г. № 6 ФЗ, от 26.10.2002 г. № 127 ФЗ.7

 К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.03.1994 г. «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 1994 г. «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г.

 В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Невозможно устранить государство из таких социальных сфер как трудовые отношения, занятость, развитие домохозяйств.

   В рамках  программы антикризисных мер  Правительства РФ в 2009 году были выделены семь основных приоритетов:

  • полное удовлетворение социальных обязательств;
  • сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала;
  • стимулирование внутреннего спроса;
  • поддержка долгосрочных целей модернизации страны;
  • освобождение малого бизнеса от давления чиновников;
  • развитие национальной финансовой системы;
  • поддержание макроэкономической стабильности и создание необходимых условий роста экономики.

Для практической реализации задач антикризисного регулирования  используется ряд инструментов: нормативно-законодательное  регулирование; финансовая политика; промышленная политика и т.д. Нормативно-законодательная  деятельность государства подра­зумевает создание правовой базы для проведения антикризисного уп­равления и включает основные нормативные акты в данной сфере.

  Финансовая политика предполагает использование фи­нансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикри­зисных мер. Этот вид регулирования основывается на использовании бюджетной системы государства, где аккумулируются государственные финансовые ресурсы,  Одним из ключевых вопросов в условиях кризиса является  обеспечение устойчивости финансовой системы. В рамках антикризисной программы Правительства для решения данной проблемы проводятся меры по расширению ресурсной базы и увеличению ликвидности всей финансовой системы, повышению доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и обеспечению санации банков. Достижение рассмотренных приоритетов финансовой политики во многом связано с обеспечением привлекательности экономики, что требует постепенного сокращения инфляции. Правительство ставит задачу удержать рост цен в 2009 году примерно в тех пределах, которые были зафиксированы в прошлом году. В последующем возможно замедление инфляции до 10% в 2010 году и 7,5 % в 2011 году. Таким образом, необходимо сочетать решение нескольких задач: обеспечить экономику достаточным количеством ликвидности и в то же время не допустить разгона инфляции.

 Проведение финансовой политики в условиях кризиса во многом направленно на поддержку реального сектора экономики.8 Важное значение для обеспечения доступности банковского кредита имеет рефинансирование банковской системы, упрощение процедур предоставления государственных гарантий и субсидирование процентных ставок по кредитам.  В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, более 2 триллионов рублей. В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным участием и Внешэкономбанку субординированным кредитам, направляется 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.

 В настоящее время многие предприятия активно используют возможность получения государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере до 10 млрд. рублей по каждой гарантии. При этом максимальный размер предоставления государственных гарантий в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции с 50 до 150 млн. долларов США. Наряду с этим предприятия сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного машиностроения получают возможность субсидирования процентных ставок по кредитам. В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса, субсидируются процентные ставки по кредитам малым предприятиям.

 Одним из важнейших направлений финансового регулирования выступает проведении бюджетной политики, при­званной обеспечивать финансовую поддержку предприятий в кризисной ситуации и смягчать отрицательные последствия кризисов. Задачами бюджетной политики в условиях кризиса являются: обеспечение управляемости экономики; обеспечение удовлетворения минимальных социальных потреб­ностей и смягчение социальной напряженности, в том числе в ходе проводимых реформ; выравнивание уровней социально-экономического развития на различных территориях за счет совершенствования системы межбюд­жетных отношений. В кризисных условиях особенно необходима взвешенная бюджетная политика, направленная на поддержание баланса между целями усиления социальной поддержки населения, стимулирования внутреннего спроса, развития отраслей экономики - с одной стороны, и целями поддержания приемлемого уровня инфляции, равновесного курса рубля, обеспечения допустимого уровня бюджетного дефицита - с другой.  В связи с сокращением доходной части бюджетов всех уровней происходит резкое увеличение государственных расходов. При этом, важнейшим источником покрытия дефицита бюджета выступают средства, полученные от перераспределения доходов от добычи природных ресурсов. Перераспределение ресурсов призвано обеспечивать социаль­ную защиту различных слоев и групп населения в целях поступатель­ного развития экономики. Государство должно гарантировать минималь­ный социальный пакет - социальный стандарт, финансируемый из федерального бюджета. Это осуществляется изъятием части доходов богатых слоев населения и перераспределением в пользу наи­более бедных слоев населения.

 Промышленная  политика включает совокупность  действий государства способствующих  экономической жизнеспособности  предприятий и отраслей. Государственная  промышленная политика подразумевает  про­гнозирование ситуации на будущие периоды, определение основных приоритетов промышленного развития и разработку мер, которые по­зволят стимулировать инвестиционные программы для скорейшего продвижения реформ, сокращать и (или) ликвидировать неэффектив­ные производства. Важным инструментом регулирования промышленной деятельности выступает мониторинг предприятий, являющихся ключевыми для российской экономики, с тем чтобы предотвратить как массовые увольнения, так и утрату накопленного нашей экономикой за годы роста производственного потенциала. Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также определение неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью, базируется на селективном подходе, учитывающем: их роль в отрасли и регионе (системообразующие), текущий спрос на продукцию предприятий. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям является обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства. Неэффективные предприятия не поддерживаются за счет средств налогоплательщиков. Государство прилагает необходимые усилия для минимизации последствий банкротства для работников этих предприятий и местных сообществ, обеспечит сохранение стратегически важных производственных активов таких предприятий в ходе процедур банкротства. Другим действенным механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий.

 В рамках промышленной политики определяется список системообразующих предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении и особенно нуждающихся в государственной поддержке. Для общей поддержки реального сектора на федеральном уровне Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден перечень из 295 системообразующих организаций. Отраслевыми министерствами и ведомствами сформирована система мониторинга за состоянием этих предприятий.  Для поддержки предприятий государство использует такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам. В дополнение к федеральному перечню сформирован перечень предприятий регионального значения (1148), мониторинг за состоянием которых ведется Минрегионом России совместно с региональными органами власти. На госгарантии по кредитам предприятий в 2009 году выделяется 300 млрд. рублей из федерального бюджета. Для всех предприятий в 2009 году снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.

В рамках промышленной политики реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных  явлений в ключевых секторах экономики. При этом значительное внимание в антикризисной программе Правительства уделяется отраслям, имеющим значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важным с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспечения обороноспособности страны, обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (ТЭК, транспорт). Наряду с этим, промышленная политика определяет точки роста. Наиболее вероятными "точками роста" скорее всего, станут предприятия, опирающиеся на уникальные природные ресурсы России, - золотодобывающие, производящие химические удобрения, предприятия промышленной химии, производства, задействованные в авиапромышленности и высоких оборонных технологиях. В долгосрочном плане наиболее перспективным представляется образование мощных хозяйственных структур с участием государства в высокотехнологичных отраслях, где для производства конкурентоспособной продукции необходимо обеспечить непрерывность финансирования научно-конструкторских разработок, единое управление всем комплексом решаемых стратегических задач. В настоящее время государство  стимулирует инновации в экономике через реализацию "технологичных" федеральных целевых программ, расходы на которые постепенно снижаются.

  Таким образом, проведение антикризисного регулирования характеризуется различными направлениями воздействия на социально-экономические результаты. При этом, невозможно добиться успеха, по рассмотренным направлениям антикризисной программы без серьезной государственной поддержки науки. Динамика расходов на исследование и разработки за счет собственных средств предприятий частного сектора крайне мала и растет медленно. Между тем, в большинстве развитых стран доля расходов именно предпринимательского сектора в объеме национальных НИОКР приближается к 65 процентам, а в ЕС - к 75 процентам. Поэтому приоритетное место в антикризисной программе приобретает инвестирование в научно-исследовательские разработки, что позволит повысить уровень науки и современной индустрии. Наряду с этим эффективная реализация антикризисных мер требует информационной открытости, выступающей неотъемлемым атрибутом инновационной экономики, основанной на демократическом участии общества в государственном управлении.9

 

 

 

Заключение

Итак, рассмотрев данную тему, мы пришли к следующим  выводам. Антикризисное управление система управленческих мер и решений по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин. Государство всегда регулирует кризисные ситуации: правительство использует все уровни имеющихся в его распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации. В течение последних лет в России удалось сформировать авторитетную и дееспособную систему антикризисного регулирования. Функционирование каждого ее элемента осмыслено и продумано. Перед каждым ее участником сформулированы четкие и ясные задачи, скоординированы отношения и разграничены пределы компетенции.

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций