Антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение комплекса мероприятий по прогнозированию банкротства и разработка рекомендаций в области антикризисного управления на предприятии.
Для реализации поставленной цели в дипломной работе поставлены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:
1) изучение понятия, видов и процедур банкротства;
2) рассмотрение сущности и принципов антикризисного управления предприятием в современных условиях;
3) рассмотрение основных этапов программы финансового оздоровления предприятия.

Содержание

Введение.
Глава 1 Теоретические основы механизма несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта.
1.1 Определение понятия "банкротство", причины и виды банкротства предприятий.
1.2 Основные процедуры банкротства и формы их реализации.
1.3 Методики прогнозирования банкротства предприятия.
Глава 2 Антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятия
2.1 Сущность, принципы и содержание антикризисного управления предприятием.
2.2 Основные этапы программы финансового оздоровления предприятия.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая переделанная.docx

— 56.60 Кб (Скачать файл)

 

Модель британского ученого  Таффлера была разработана в 1997 г. на основе оценки ключевых показателей финансово-хозяйственной деятельности корпорации. В основу расчета положено исчисление четырех показателей финансового состояния организации и предложены весовые коэффициенты для каждого из них. В качестве индикативных показателей автором предлагаются следующие: отношение прибыли от продаж к сумме краткосрочных обязательств; отношение оборотного капитала к сумме обязательств; отношение краткосрочных обязательств к сумме активов; отношение выручки от продаж к сумме активов.

По результатам расчетов, в соответствии с моделями Альтмана и Лиса, исследуемая организация испытывает серьезные проблемы с платежеспособностью, а вероятность банкротства диагностируется как высокая. В то же время, в соответствии с расчетами по модели Таффлера, а также моделями отечественных ученых и специалистов, организация имеет неплохие долгосрочные перспективы на протяжении всего исследуемого периода

При диагностировании вероятности  банкротства необходимо использовать методики, которые в наибольшей степени  адаптированы к специфике составления  отчетности по отечественным стандартам. Кроме того, рассмотренные дискриминантные  факторные модели дифференцируют финансовое положение организации достаточно узко.

Необходимо отметить, что  в настоящее время широкое  распространение получил матричный  метод рейтинговой оценки финансового  состояния предпринимательских  структур, основанный на сравнении  исследуемых организаций с «эталонным»  предприятием. По нашему мнению, матричный  метод эффективен лишь при сравнительном  анализе, однако более важным является выявление категории финансового  состояния и возможность объективной  оценки деятельности руководством хозяйствующего субъекта. Сравнение с «эталонным»  предприятием позволяет выявить  конкурентные преимущества организации, т.е. ее рейтинг, однако не говорит о  сложившейся категории финансового  состояния и уровне эффективности. Кроме того, предложенная оценочная  шкала финансового состояния  организаций (ее верхние границы  значений показателей) может являться эталоном для сравнения организаций, к тому же расхождения по рейтингу при применении двух методов получаются небольшими, что позволяет говорить об эффективности предлагаемой методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1 Сущность, принципы и содержание антикризисного управления предприятием.

Необходимо различать  два понятия: управление предприятием и антикризисное управление предприятием. 
Под управлением предприятием понимается комплекс мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых менеджерами с целью обеспечения финансовой устойчивости, максимизации прибыли и возрастания стоимости предприятия. 
Целью управления предприятием является недопущение его кризисного состояния и тем более банкротства. Если предприятие доведено до такого состояния и банкротство не является фиктивным или преднамеренным, то это свидетельствует прежде всего о плохом менеджменте на предприятии, и в дальнейшем вряд ли такие руководители способны вывести это предприятие из кризисного состояния. 
Антикризисное управление существенно отличается от традиционного управления предприятием, имеет свою специфику, которая связана с существенными изменениями в условиях деятельности предприятия, а также с непредсказуемостью ситуации и новыми управленческими проблемами. 
В условиях кризиса, кризисных тенденций или их последствий на определенный период могут существенно измениться и цели деятельности предприятия. 
Имеется еще и фактор времени, отпущенного по закону на выход из банкротства и погашение долгов. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что антикризисное управление существенно отличается от управления действующим предприятием, в первую очередь по цели и решаемым задачам. 
В экономической литературе имеется немало определений антикризисного менеджмента. Нам представляется, что наиболее репрезентативное из них следующее: «Антикризисный менеджмент — такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы». 
Можно сказать и так, что антикризисное управление — это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к предприятию-должнику, осуществляемых в рамках антикризисного законодательства. 
Механизм антикризисного управления предприятием-должником состоит из следующих основных элементов (понятий): 
-диагностики финансового состояния; 
-оценки бизнеса предприятия; 
-маркетинга; 
-организационно-производственного менеджмента; 
-управления персоналом; 
-финансового менеджмента; 
-антикризисной инвестиционной политики; 
-антикризисного бизнес-планирования; 
-организации ликвидации предприятия. 
Эффективность антикризисного управления предприятием в значительной мере зависит от выявления истинных причин, почему предприятие оказалось в таком положении. Только в этом случае можно предпринять действенные меры по выводу предприятия из кризисного состояния. Это истина, но почему-то о ней часто забывают.

С позиций финансового  менеджмента возможное наступление  банкротства представляет собой  кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно финансировать свою хозяйственную деятельность.'

Система антикризисного финансового  управления базируется на определенных принципах.

Постоянная готовность к  возможному нарушению финансового  равновесия организации. Финансовое равновесие организации очень изменчиво в динамике. Его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется реакцией на изменение внешних и внутренних условий ее хозяйственной деятельности. Ряд этих условий усиливает конкурентную позицию и рыночную стоимость организации. Другие, наоборот, вызывают кризисные явления в ее финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике определяет необходимость постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия организации на любом этапе ее экономического развития.

Ранняя диагностика кризисных  явлений в финансовой деятельности организации с целью своевременного использования возможностей их нейтрализации.

Дифференциация индикаторов  кризисных явлений по степени  их опасности для финансового  развития предприятия. Финансовый менеджмент использует в процессе диагностики банкротства организации арсенал индикаторов ее кризисного развития. Эти индикаторы фиксируют различные аспекты финансовой деятельности организации, характер которых с позиции генерирования угрозы банкротства неоднозначен. В связи с этим в процессе антикризисного управления организацией необходимо при разработке мероприятий для восстановления финансового равновесия соответствующим образом учитывать индикаторы кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития организации.

Срочность реагирования на отдельные кризисные явления  в финансовом развитии организации. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом организации, но и порождает новые, сопутствующие ему кризисные финансовые явления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждому диагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать организация. Менеджмент на данном этапе может быть направлен на реализацию трех принципиальных целей, адекватных масштабам кризисного состояния организации:

устранение неплатежеспособности организации;

восстановление финансовой устойчивости организации (обеспечение  ее финансового равновесия в краткосрочной  перспективе);

изменение финансовой стратегии  с целью обеспечения устойчивого экономического роста организации (достижение ее финансового равновесия в долгосрочной перспективе), самофинансирование.

Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы ее финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращением объемов операционной производственной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т. п. «Включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозы банкротства должно исходить из реального уровня этой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или организация будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно для данного уровня угрозы банкротства).

Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного финансового состояния. В борьбе с угрозой банкротства, особенно на ранних стадиях ее диагностики, организация должна рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности. Опыт показывает, что при нормальных маркетинговых позициях организации угроза банкротства полностью может быть нейтрализована внутренними механизмами антикризисного финансового управления и в пределах финансовых возможностей организации. Только в этом случае организация может избежать болезненных для нее реорганизационных процедур.

Выбор эффективных форм санации  организации. Если масштабы кризисного финансового состояния предприятия не позволяют выйти из него за счет использования внутренних механизмов и финансовых резервов, организация вынуждена прибегнуть к внешней помощи, которая обычно принимает форму его санации.

В общем случае политика антикризисного финансового управления заключается в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и «включении» механизмов финансового оздоровления организации, обеспечивающих ее выход из кризисного состояния.

2.2 Основные этапы программы финансового оздоровления предприятия

Финансовое оздоровление вводится на основании ходатайства  должника или иных лиц, круг которых  определён законом, первому собранию кредиторов или в случаях, установленных законом, арбитражному суду.

Указанное ходатайство и  прилагаемые к нему документы  должны быть представлены временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Решение об обращении с  ходатайством о введении финансового  оздоровления принимается на общем  собрании большинством голосов учредителей (участников)должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника- унитарного предприятия.

Решение об обращении с  предложением о введении финансового  оздоровления должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности  и предлагаемый срок финансового  оздоровления.

К решению должны прилагаться:

план финансового оздоровления;

график погашения задолженности;

протокол общего собрания учредителей (участников) должника или  решение уполномоченного органа об обращении с предложением о  введении финансового оздоровления;

перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение  с ходатайством о введении финансового  оздоровления;

сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником  обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии  такого обеспечения).

Финансовое оздоровление может быть также введено на основании  ходатайства третьего лица (третьих  лиц). Такое ходатайство должно содержать  сведения о предлагаемом третьим  лицом обеспечении исполнения должником  обязательств в соответствии с прилагаемым  к ходатайству графиком погашения  задолженности.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании  соответствующего решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового  оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утверждённый судом график погашения задолженности.

Управление деятельностью  должника в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение.

Управление должником  в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений. Должник не вправе без согласия административного  управляющего совершать сделки, которые:

увеличивают задолженность  более чем на пять процентов суммы  включённых в реестр требований кредиторов;

связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника;

влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

влекут за собой получение  займов (кредитов).

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.

С момента введения финансового  оздоровления вступают в силу следующие  правовые последствия:

Вводится особый, предусмотренный  законом, порядок предъявления требований кредиторов к должнику;

Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

Аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим должнику имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;

Приостанавливается выполнение исполнительных документов;

Запрещается выделение доли участия предприятия-должника;

Запрещается выкуп должником  собственных акций;

Не допускается выплата  дивидендов и иных платежей по эмиссионным  ценным бумагам;

Не допускается прекращение  обязательств должника путем зачёта встречных требований;

Приостанавливается начисление штрафов, пеней, неустоек и других финансовых санкций по договорам;

На сумму требований кредиторов и сумму обязательных платежей начисляются  проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБРФ на дату введения финансового оздоровления;

Неустойки (штрафы, пени) подлежат погашению после удовлетворения всех остальных требований кредиторов;

Должник может передавать имущество в безвозмездную аренду;

Любая реорганизация предприятия возможна только с согласия кредиторов.

Основное управление организацией-должником  осуществляют соответствующие органы управления должника. Административный управляющий в ходе финансового  оздоровления имеет ограниченный круг обязанностей, в которые, помимо прочего, входят ведение реестра требований кредиторов, созыв собрания кредиторов и контроль за показателями деятельности должника.

Не позднее чем за месяц  до истечения установленного срока  финансового оздоровления должник  обязан предоставить административному  управляющему отчёт о результатах  проведения финансового оздоровления и соответствующие бухгалтерские  документы.

Административный управляющий  рассматривает отчет должника о  результатах проведения финансового  оздоровления и составляет заключение, которое направляется кредиторам.

Если требования кредиторов не удовлетворены или указанный  отчёт не представлен административному  управляющему, административный управляющий  созывает собрание кредиторов, которое  полномочно принять решение об обращении  с ходатайством в арбитражный  суд о введении внешнего управления либо об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

По итогам процедуры финансового  оздоровления суд принимает одно из следующих решений:

О прекращении производства по делу о несостоятельности, если все  требования удовлетворены;

Информация о работе Антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятия