Анализ экономического состояния предприятии, находящегося в кризисе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Кризисы бывают разные: от медицинских и духовных до производственных и экономических, которые в свою очередь делятся на валютные, биржевые, денежно-кредитные, финансовые. Они объединены общими проявлениями в виде абсолютного падения производства, недогрузки производственных мощностей, роста безработицы, нарушений в денежно-кредитных и валютно-финансовых сферах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 3
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………….. 5
Оценка кризисных факторов……………………………….. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 13
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

антикриз.упр..doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА»

(НОУ  ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь 
 
 

                               Факультет Менеджмента 

                               Специальность «Менеджмент организации» 

                               Кафедра экономики, предпринимательства и

                               менеджмента 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  дисциплине: «Антикризисное управление» 

Название  темы: «Анализ экономического состояния предприятии, находящегося в кризисе» 
 
 
 

                                                      Выполнила:

              Студентка IV курса, группа МВ-2008

              Мартюшева C.С. 
               

                   Проверил:

                   Ковшов  В.С. (к.э.н., доцент)

                                                                                 
 

                                                                ____________  ________________                                             (личная подпись)   (расшифровка подписи) 
 
 
 
 
 
 

Пермь, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 3
  ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………….. 5
  Оценка кризисных факторов……………………………….. 9
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 13
  СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………….. 14
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход), резкий крутой перелом  в чем-либо, тяжелое переходное состояние; острое затруднение в чем-либо преимущественно с предметами потребления; тяжелое положение.

      Кризисы бывают разные: от медицинских и  духовных до производственных и экономических, которые в свою очередь делятся на валютные, биржевые, денежно-кредитные, финансовые. Они объединены общими проявлениями в виде абсолютного падения производства, недогрузки производственных мощностей, роста безработицы, нарушений в денежно-кредитных и валютно-финансовых сферах.

      Развитие  российской экономики на современном  этапе характеризуется неоднозначной и динамично меняющейся экономической средой, наличием сложных управленческих проблем. Многие предприятия испытывают трудности и находятся в кризисной ситуации.

      Процесс неравномерного развития экономики  и тем более отдельных ее частей, колебание объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

      Кризисные ситуации, для преодоления которых  не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия.

      Изменения, происходящие во внешней среде бизнеса, закономерно вызывают появление новых принципов управления. Чем больше проявилось воздействие внешней среды, тем больше внимания высшее руководство должно было уделить изучению процессов, происходящих в окружении организации, и разработке адекватных реакций на возможные внешние воздействия, способов долгосрочного развития.

      Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия: в какие-то моменты оно может не производить прибыли, либо производить убытки. Но это краткосрочные, эпизодические ситуации, которые не меняют сущности предприятия как производителя прибыли (рисунок 1). Они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если же предприятие неэффективно в целом, экономический кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой ликвидации, продажи имущества для расчетов к кредиторами, которая называется банкротством предприятия, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалось в кризисе, и разработать соответствующие меры по их устранению. [3]

Рисунок 1 – Жизненный цикл предприятия и его кризисные ситуации [2]

      Накопленный за годы реформы опыт управления деятельностью  предприятия в условиях кризиса  показал реальную значимость разработки данного направления экономических исследований. Однако современные методы антикризисного управления требуют четкого реагирования и постоянной адаптации к изменяющимся рыночным условиям. Постоянный процесс совершенствования и разработки экономического механизма антикризисного управления востребован предприятиями в современных условиях. Он должен быть реализован с помощью следующих основных этапов:

  1. Выявление основных факторов и признаков кризисных явлений в экономике предприятия.
  2. Оценка кризисных факторов.
  3. Разработка и определение экономических методов антикризисного управления в стратегии предприятия.
  4. Внедрение экономических методов антикризисного управления и контроль за их реализацией. [6]
  5.  
    1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ          НА ПРЕДПРИЯТИИ
 

      Всю совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису, можно разделить на две группы: [2]

  1. внешние по отношению к предприятию, на которые оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено;
  2. внутренние, возникающие в результате деятельности самого предприятия.

      Анализ  факторов является первичной операцией  антикризисного управления, так как  он обеспечивает базу как для оценки факторов возникновения кризисной ситуации, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей предприятию внедрить ряд экономических методов антикризисного управления.

      Анализ  внешних факторов предприятия направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать организация, если методы управления будут успешными, а также какие осложнения могут ее ожидать, если она не сумеет адекватно отреагировать на внезапные изменения окружения. Анализ включает в себя обзор макро- и микроокружения.

      Изучение  макроокружения предполагает изучение общих условий деятельности предприятия во внешней среде и включает рассмотрение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического процесса развития общества, инфраструктуры и т.п. Анализ микроокружения направлен на оценку состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении кризисного состояния. К основным факторам микроокружения относятся покупатели, поставщики, конкуренты и рынок рабочей силы.

      Анализ  внутренних факторов вскрывает те возможности и отличительные преимущества, которыми предприятие обладает в конкурентной борьбе, а также слабые стороны хозяйствования предприятия, являющиеся причиной нестабильного и кризисного положения.

      Внутренние  факторы анализируются по следующим  направлениям:

  • кадры предприятия, их потенциал, квалификация;
  • организация управления;
  • производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;
  • финансы предприятия;
  • маркетинг;
  • организационная культура.

      На  основе проведенных социологических  исследований ряда российских промышленных предприятий составлена таблица 1, в которой представлены структура внешних и внутренних факторов кризисных явлений и их значимость в современных условиях.

      Таблица 1 – Внутренние и внешние факторы кризисных ситуаций [6]

Виды  внешних и внутренних факторов Значимость, %
1. Отраслевые
1.1. Состояние  рынка, сильная конкуренция 29,0
1.2. Недобросовестность  контрагентов, конкурентов 27,5
1.3. Низкий  уровень законодательной защиты отрасли 26,0
1.4. Значимость  предприятия в РФ 17,5
Итого 100
2. Акционерные
2.1. Государственное  вмешательство 30,6
2.2. Передел  акционерного капитала на основе  поглощения 29,4
2.3. Высокий  износ оборудования 20,0
2.4. Низкий  уровень обеспечения прав акционеров 13,5
2.5. Несогласованность  позиций крупных акционеров 6,5
Итого 100
3. Кооперационные риски  инфраструктуры 
3.1. Транспортные 29,0
3.2. Сбытовые 28,5
3.3. Снабженческие 27,9
3.4. Финансовые 14,6
Итого 100
4. Регулирование деятельности предприятия
4.1. Изменение  федерального налогообложения 25,3
4.2. Изменение  местного налогообложения 21,0
4.3. Изменение  рыночной конъюнктуры, спад спроса  на продукцию 20,7
4.4. Риск  штрафов и санкций 18,0
4.5. Риски  отмены льгот 15,0
Итого 100
5. Технологические
5.1. Риск  пожара 68,0
5.2. Риск  затопления 32,0
Итого 100
6. Финансовые
6.1. Дефицит  денежных средств 26,0
6.2. Низкий  уровень кредитоспособности  предприятия 19,0
6.3. Изменение  процентных кредитных ставок 15,0
6.4. Ошибочная ценовая политика 13,5
6.5. Высокий  уровень дебиторской задолженности 12,0
6.6. Диспропорция  в использовании длинных и  коротких денег 7,5
6.7. Высокий  темп роста затрат, связанный  с увеличением объемов выпуска продукции 7,0
Итого 100
7. Качество управления
7.1. Ошибки  в принятии стратегических и  тактических решений управленческой командой 26,7
7.2. Низкий  уровень использования информационных  технологий 22,0
7.3. Уровень  квалификации аппарата управления 20,8
7.4. Неблагоприятные  условия работы с контрагентами 18,5
7.5. Неконтролируемый  рост управленческих расходов 12,0
Итого 100
 
 

 

    1. Оценка  кризисных факторов
 

      После того как определены внутренние и  внешние факторы кризисного состояния предприятия, наступает этап анализа и всестороннего обзора сложившейся рыночной ситуации, в которой действует организация. Необходимо учитывать, что анализ вышеуказанных факторов предполагает, что решения, принятые на основании учета только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной системностью, так как выверенные и хорошо обоснованные методы антикризисного управления могут быть разработаны лишь на базе тщательного анализа с выявлением полного перечня факторов, определяющих деятельность предприятия, и наиболее вероятных тенденций их развития и изменения на базе установления основных сил и механизмов, способных оказать на них существенное влияние.

      Отправной точкой для подобной оценки может  послужить SWOT-анализ, который позволяет качественно проанализировать и структурировать сильные и слабые стороны деятельности предприятия, а также потенциальные внешние угрозы и благоприятные возможности. При этом следует отметить следующее:

  • сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны — факторы деятельности предприятия, на которые оно может оказывать влияние (внутренние факторы);
  • возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) — факторы, находящиеся вне контроля предприятия и оказывающие влияние на его развитие (внешние факторы).

      Методология вышеуказанного анализа предполагает заполнение SWOT-матрицы, в которой отражаются, а потом последовательно сопоставляются внутренние особенности (сильные и слабые стороны) и внешние аспекты деятельности предприятия (возможности и угрозы). Исходя из соотношения факторов, принимается решение об оптимальном направлении развития бизнеса и соответствующего экономического механизма управления предприятием, что отражается в таких разделах матрицы, как поля сочетания факторов.

      SWOT-анализ  может проводиться по следующим направлениям:

  • предприятию в целом;
  • отдельным бизнес-направлениям;
  • отдельным рынкам, на которых предприятие функционирует;
  • отдельным товарно-рыночным комбинациям;
  • в текущей, краткосрочной или долгосрочной перспективе.

Информация о работе Анализ экономического состояния предприятии, находящегося в кризисе