Анализ развития институтов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:44, автореферат

Краткое описание

Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют (структурируют и закрепляют как общественно признанные практики) подобную борьбу различных интересов.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы института как категории институциональной экономики 3
1.1 Определения института. Классификация институтов. 3
1.2 Функционирование и взаимодействие институтов в экономике 6
2. Анализ развития институтов в России 8
2.1 Историческая динамика развития 8
2.2 Особенности функционирования и развития 15
3. Предложения по совершенствованию развития институтов 20
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Sergin.docx

— 73.74 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Анализ развития институтов в России

    1. Историческая динамика развития

Институт  банкротства.

Институт банкротства  возник из отношений должника и его  кредиторов, основан на этих отношениях, но в процессе своего развития перерос  этот уровень и не может в настоящее  время рассматриваться только с  экономической или правовой точки  зрения, изолированно от социальных, политических, организационных, нравственных проблем. 

Историю развития взаимоотношений  должника и кредиторов можно проследить со времен первобытного общества и  рабовладельческих государств, когда  к не способному выполнить свои обязательства  должнику применялись такие наказания, как физическое насилие, посадка  в долговую яму, изгнание из общины, обращение в рабство. 4

В первобытном обществе социальные отношения поддерживались с помощью  традиций, обычаев, религиозных представлений, общих принципов доброго и  правильного, что не исключало властного  характера этих норм и принуждения  к следованию им. В случае нежелания  подчиняться этим правилам, в том  числе и нравственной норме "взял – отдай" нарушитель подвергался  избиению, изгнанию из общины или смерти. 

Одним из последствий перехода человечества к производящей экономике  стало образование государств в 7 – 5 тысячелетии до н.э., в которых  получило развитие и регулирование  имущественных отношений. Возникает  такое явление, как долговая кабала – личная или имущественная зависимость  должника от кредитора, включающая в  себя возможность физической расправы или обращения в рабство. В  Древнем Египте одной из форм возникновения  рабской зависимости была самопродажа египтян за долги. В соответствии с Законами царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н.э.) должник должен был погасить долг за счет своего имущества или отработать его сам (или его жена, дети) в доме кредитора в течение срока до 3 лет. По законам Среднеассирийского царства (Ассирия, XII в. до н.э.) при неуплате долга должник переходил в собственность кредитора, который мог избивать его и продавать в рабство. В Древней Индии кредитору предоставлялось право использовать для получения долга хитрость, принуждение, захват животных, сыновей или самого должника, приводить силой его в свой дом, морить голодом и избивать до тех пор, пока долг не будет уплачен. В Древнем Китае невыплатившие долг люди подвергались уголовному преследованию с применением таких наказаний, как битье палками, обращение в рабство, отрубание конечностей, смертная казнь. 5

Генезис института банкротства  как части системы регулирования  взаимоотношений должника и кредиторов представляется целесообразным показать на примере Древнего Рима, где она  достигла позиций, использовавшихся и  продолжающих в значительной степени  использоваться до настоящего времени. До 326 г. до н.э. обеспечение обязательств в Древнем Риме также носило личностный характер: в случае неуплаты долга в срок должник поступал в личное распоряжение кредитора, который мог держать его в течение 60 дней в заточении в своем доме, трижды за это время выводя на Форум, где объявлялась сумма долга, затем должник продавался в рабство за границу. Законами XII таблиц устанавливалось, что должник, не вернувший долг сразу нескольким кредиторам, мог был быть разрублен ими на части. С 326 до 17 г. до н.э. кредитор уже не имел права превращать должника в раба или убивать его. После этого сохраняется только одна форма личной расправы – увод должника домой, где кредитор мог наложить на него оковы или заставить работать на себя до отработки долга либо до его уплаты родственниками или друзьями. Однако основным способом принудительного исполнения обязательств в этот период стало обращение взыскания на имущество должника. Кредитор вводился судом во владение имуществом должника с целью обеспечения его сохранности и в течение 30 дней должен был объявить о намечающейся распродаже. 

Кредиторы выбирали также  управляющего имуществом должника, который  готовил закон о продаже имущества, определял стоимость имущества  и обязательств должника, а также  условия торгов. Устанавливалась  очередность требований (к первой очереди относился фиск, местные  власти, опекаемый, кредиторы на похоронные расходы, ремонт дома и приданое). Суд  должен был одобрить закон о продаже  имущества и объявить распродажу, которая проводилась одним лотом, обычно в форме публичного аукциона, победителем которого становился предложивший наивысшую цену. Таким образом, на смену личной расправе приходит экспроприация  имущества должника. Одновременно вводится ряд мер для защиты интересов кредиторов от злонамеренных действий должника: отмена ранее произведенного отпуска рабов; введение обратимости сделок, произведенных должником в пользу третьих лиц в течение 1 года до судебного решения об изъятии имущества; отказ в иске кредиторам, заключавшим сделки с намеренно стремившимся уменьшить свои активы должником. 

После гибели Римской империи  в Европе столетия господствовали регрессивные тенденции в праве и практике регулирования взаимоотношений  должника и кредиторов. Нарушение  договора снова стало влечь за собой не только личную, но и имущественную  ответственность должника, который, в случае неисполнения обязательств, становился рабом кредитора, а согласно Баварской правде (VIII в. н.э.) в рабство  также обращались его жена и дети. В Германии в 16 веке несостоятельные  должники приравнивались к ворам, которых  можно было подвергнуть немедленной  казни. До середины XIX века в ряде европейских  государств законодательство предусматривало  для банкротов применение различных  телесных наказаний вплоть до смертной казни. И хотя позже снова появились  нормы, дающие кредитору возможность  обратить взыскание на имущество  должника, это не всегда избавляло  того от физической расправы. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществе взаимоотношения должника и кредиторов в случае невыполнения обязательств носили преимущественно  характер долговой кабалы, направленной против личности должника, его здоровья и жизни. 6

По мере развития торговли, усложнения экономических связей, в  качестве самостоятельного элемента системы  взаимоотношений должников и  кредиторов в области коммерческой деятельности выделился институт банкротства, который начал достаточно часто  использоваться в отношении купцов и торговцев. Одним из первых начинает регулировать эти отношения английские статуты "о купцах" 1283 и 1285 г., а с XVI в. специальным законом вводится норма о пропорциональном разделении имущества должника между его кредиторами, которая стала применяться не только к купцам, но и ко всем должникам. В то же время, продолжают применяться и крайне жестокие физические наказания вплоть до смертной казни, обусловленные религиозно-моралистическим подходом к преступлениям. В связи с резким увеличением масштабов явления начинают различать неосторожное, несчастное банкротство (в отношении которого чаще используется понятие несостоятельности) и злонамеренное банкротство. К примеру, уже "Русской Правдой" в таких случаях были предусмотрены различные санкции. 

На территории современной  Беларуси до включения ее в состав Российской империи отношения должника и кредиторов регулировались нормами  статутов Великого Княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов, которые достаточно четко и подробно, на высоком уровне правовой культуры рассматривали нюансы этих отношений. 

Одним из наиболее прогрессивных, вобравшим в себя лучшие стороны  законодательства ряда европейских  стран, был российский Устав о  банкротах 1800 года, который выделял  несостоятельность от несчастья, от небрежности и от пороков и  действовал, с некоторыми изменениями, до 1917 года (с 1903 г. – в составе Устава судопроизводства торгового). 

Институт банкротства  в период позднего феодализма и становления  капитализма служил преимущественно  целям экономической справедливости, защиты интересов кредиторов и вывода с рынка неэффективных предпринимателей (предприятий). Его основой стало  конкурсное производство, предусматривающее  рассмотрение дела в суде, отстранение  должника от управления своим имуществом и назначение для этого специального лица, формирование конкурсной массы  за счет имущества должника и распределение  ее соразмерно требованиям кредиторов в соответствии с определенной очередностью. 7

Социальный  институт

Уже на ранних этапах развития общества началось формирование социальных институтов (производственных организаций институтов, духовной жизни, семьи). Но синкретический характер человеческой деятельности обусловил и синкретичность первых институтов, выразившуюся в многофункциональности, нерасчлененности их функций. “Неразвитость труда по всем его параметрам (орудия и прочие технические средства, производственный опыт и навыки, кооперация и дифференциация труда), преобладание... живого труда над овеществленным, привязанность производства к природным условиям... выступают причиной присущего первобытному обществу синкретизма общественных отношений, невычленности различных сфер общественной жизни, слитности материального и духовного производства. Община — универсальный институт, осуществляющий хозяйственную, семейно-бытовую, культовую и другие функции. Определяя собой все стороны общественной жизни, материально-производственная деятельность еще не обособляется от других видов деятельности. Кровнородственные отношения, связующие элементы социальной структуры и внутри общины, и между общинами, также характеризуются синкретизмом”.

Данные  этнографических исследований свидетельствуют, что довольно скоро появились  признаки распада синкретизма. Община, род и племя начали разделяться, “в общине при всей ее универсальности  на первый план все больше выходит  производственная деятельность, институты же рода и племени берут на себя функцию межобщинного общения, в силу экзогамии к ним естественно отходят и брачно-семейные отношения”. Начинает складываться тенденция усложнения общественной структуры.

Усложнение  отношений внутри родов, племен, общин  в результате произошедшего прогресса в изготовлении орудий труда, перехода к производящему хозяйству и обособления скотоводства и ремесла привело к формированию иерархии родов, племен, их союзов. В этот период появляются институты старейшин, вождей, жрецов, в обязанность которых входила организация коллективных трудовых процессов, военного дела, культовых действий, а также сохранение и передача от поколения к поколению социального опыта.

Дальнейшее  развитие общества, “введение земледелия и животноводства переворачивает весь жизненный уклад первобытных  людей. Внутри общины, перерождающейся  в соседскую, все большую хозяйственную  самостоятельность приобретает  семья. Вместе с тем развиваются  и усложняются формы кооперации труда, являющиеся условием существования семейного хозяйства”. Это, в свою очередь, ведет “к изменению форм обмена взаимной деятельностью, ее результатам, к постепенному нарушению равнообеспечивающего принципа распределения и потребления жизненных средств. Получающее все большую экономическую самостоятельность семейное хозяйство превращается в главную форму организации производительных сил, вытесняя в данной роли родовую общину”. Так постепенно (через ряд реформ) на смену кровнородственной общине приходит община соседская, земледельческая община.

Зарождение  системы социальных институтов началось в период разложения первобытнообщинного строя и было связано с процессом общественного разделения труда. Разделение труда привело к появлению и развитию частной собственности, которая, в свою очередь, привела к разделению общества на классы, что и обусловило необходимость появления таких социальных институтов, основной функцией которых было осуществление классовых интересов и потребностей, охрана существующего социального порядка.8

Таким образом, уже на ранних этапах развития общества появляется потребность в  формировании механизмов управления социальными  процессами, Т.е. соответствующих социальных институтов. В качестве их предвестников  на ранних ступенях первобытного общества выступали советы старейшин, родоплеменные  советы, народные собрания, функции  которых еще не были четко определены, в основном они выполняли военные, судейские и жреческие функции. В период становления классового общества формируется социальный институт управления, обеспечивающий функционирование общества в целом, его общностей и социальных групп в интересах господствующего класса, — государство.

В эпоху средневековья  социальные институты выступали прежде всего как средства закрепления отношений личной зависимости и внеэкономического принуждения, “сращивания” политической власти и экономического господства, а также обеспечения устойчивости социального целого, общества. Среди институтов феодального владения можно отметить такие, как майорат, феод, иммунитет, вотчина и др. В классовом обществе в этот период происходит выделение сословия профессиональных служителей культа, возникают особые религиозные организации, что ведет к становлению церкви, религии в качестве особого социального института. Религия как социальный институт играла важную роль в интеграции политически и экономически раздробленного общества. Она приобрела и начала осуществлять нерелигиозные функции — политические, экономические (церковь была крупным земельным собственником в этот период). Ей были полностью подчинены наука, образование и искусство.9

Становление капитализма привело к развитию целостной системы социальных институтов, обеспечивающих функционирование разных сфер общественной жизни: производство и потребление материальных благ, духовное производство, распространение  и потребление духовных ценностей  и т.д. В это время возникают  институты науки, образования, искусства  и т.д.

История появления и развития социальных институтов — это история постепенного превращения социального института  традиционного типа в современный  социальный институт. В ходе своего развития социальные институты стали  более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов. Так, например, в первобытном обществе, как уже было отмечено выше, особую роль играла семья, в феодальном обществе в качестве базовых выступали  религиозные институты, в России после Октябрьской революции  господствующее место занимали политические институты, в первую очередь, Коммунистическая партия, а в капиталистическом  обществе особую роль играют экономические  институты.

Развитие  социальных институтов может осуществляться двумя путями: 1) появление новых  социальных институтов; 2) развитие и  совершенствование уже сложившихся  социальных институтов.

Первый  путь развития институтов в настоящее  время характерен для многих народов  бывшего СССР, где создаются такие  важнейшие институты, как финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и т.д.10

Второй  путь — развитие и совершенствование  уже сложившихся социальных институтов — в свою очередь также может  проходить по-разному: а) за счет внутренней дифференциации, специализации связей, функций, учреждений. Например, в настоящее  время в рамках института здравоохранения  появилась тенденция к превращению  наркологической службы в самостоятельный  институт; б) за счет перерегулирования  социального института. В данном случае основные участники институализированных социальных связей стремятся кардинально  изменить принципы регуляции, не уничтожая  при этом сам институт, так как  потребность в нем сохраняется. Например, институт собственности в  России. Многих в настоящее время  не устраивает моральное, материальное, юридическое регулирование их прав и обязанностей, связанных с собственностью. Если раньше граждане не владели и  не распоряжались собственностью, но имели право на гарантированный  минимум уровня жизни, то сегодня  часть населения уже хочет  владеть, распоряжаться, рисковать, имея при этом лишь только шанс жить зажиточно  и независимо. А так как не все  население России не удовлетворено  сложившейся системой регуляции, поэтому  становлению новых форм собственности  ставятся всевозможные препоны и препятствия.

Информация о работе Анализ развития институтов в России