Шпаргалка по «Возрастной анатомии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 14:41, шпаргалка

Краткое описание

1вопрос.. Общие закономерности роста и развития детей и подростков
Закономерности роста и развития организма
Особенностью современного поколения является гетерохронное развитие.
Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность)1. После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

Вложенные файлы: 1 файл

возрастная анатомия.docx

— 189.65 Кб (Скачать файл)

Отдельно стоит отметить, что эти типы нервной деятельности Павлов считал общими у человека и животных. Но вместе с тем, им же была предложена классификация специфически человеческих типов нервной деятельности, основанная на соотношении двух сигнальных систем и невозможная у животных.

В эту классификацию вошли три типа ВНД - Художественный с преобладанием первой сигнальной системы, Мыслительный с преобладанием второй, и промежуточный - Средний.

2. Особенности ВНД у детей

а. Особенности ВНД у детей

Основной отличительной чертой высшей нервной деятельности у детей является факт динамического развития и пластичности самой ее системы.

Несмотря на то, что высшая нервная деятельность ребенка крайне схожа с высшей нервной деятельностью и ее типами, как следствие, у взрослого человека, нельзя забывать о том, что в отличии от взрослого человека психика ребенка не сформирована до конца и свойства ВНД, формирующие впоследствии ее типы, крайне зависимы от возрастных особенностей ребенка. Так, для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа их высшей нервной деятельности. В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом, иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей высшей нервной деятельности с ее типологическими свойствами.

Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.

13вопрос . Типы ВНД у детей, особенности их классификации (по Красногорскому)

нервная система ребёнок нейрофизиология

H.И. Красногорский приводит следующую  подробную характеристику типов  ВНД у ребенка, учитывая в ней  безусловнорефлекторные, условнорефлекторные действия, речевые реакции и общее поведение ребенка.

1. Сангвиник. Положительные условнорефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2. Флегматик. Положительные условные  рефлексы образуются с нормальной  скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между  корой и подкорковой областью  обеспечивает контроль коры над  прирожденными рефлексами. Флегматик  легко приспосабливается к социальной  среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько  медленнее, чем у сангвиника, она  спокойна, равномерна, без резко  выраженных эмоций, жестикуляции  и мимики.

3. Холерик. Характеризуется сильными  условными реакциями, подверженными  большому влиянию подкорковых  областей. Повышенная подкорковая  деятельность не всегда достаточно  регулируется корой. Условные связи  образуются медленней, чем у предыдущих  типов, что связано с повышенной  возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика  неустойчивы. Дети такого типа  учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения  в приспособлении своих реакций  и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру  быстрой, но неровной и формируется  труднее, чем у предыдущих типов.

4. Меланхолик. Это энергетический  тип. Пониженная деятельность коры  сочетается со слабой деятельностью  подкорковых центров, что особенно  выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает  реагировать на слишком сильные  или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются  медленно, после многих сочетаний  безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций  часто не соответствует закону  силы. Для меланхолика характерно  преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый  тип нервной системы у ребенка  является благоприятной почвой  для возникновения нарушений  деятельности коры.

Таким образом классификация Красногорского практически повторяет внешне классификацию Павлова, за исключением того, что в своих экспериментах Красногорский опирался на детей и в первую очередь учитывал рефлекторные реакции ребенка и соотносил результат с возрастными особенностями развития      Заключение

Теперь, благодаря всему вышеописанному можно сделать вывод, что Павлов в своих работах касательно высшей нервной деятельности человека и классификации ее типов сделал серьезный шаг вперед в области физиологии, сопоставив темперамент и особенности нервной системы человека, выделив свойства высшей нервной деятельности, дав всему этому имена. Он позволил углубиться в изучение процессов физиологии мозга и нервной системы.

Так же мы рассмотрели отличительные черты ВНД ребенка, выявив при этом что основной проблемой при классификации ее типов у детей, является гибкость и неустойчивость нервной системы в силу возрастных особенностей. Однако, несмотря на это H.И. Красногорский, опираясь на рефлекторные, речевые и общепсихические реакции ребенка, согласно его возрасту, смог дать полную классификацию типов ВНД ребенка, внешне, как уже и говорилось, схожую, с классификацией Павлова.

14вопрос Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Условно методы определения уровня «школьной зрелости» можно разделить на три группы: 1) методы определения уровня морфологического развития ребенка, 2)методы оценки психофизического развития, 3)методы оценки психических функций и мотивационной, личностной сферы ребенка. Ребёнок считается готовым к школе, если по физическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал более 20 баллов по результатам тестовой беседы, 3–9 баллов за тест Керна-Ирасека, не имеет нарушений фонематического восприятия. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы. Важным показателем созревания систем регуляции телесной сферы ребенка являются формирование способности к сложно координированной двигательной активности. Наиболее интересным в ряду прочих является показатели сформированности мелкой моторики рук. К 6–7 годам нормально развивающийся ребенок способен: выполнять карандашом горизонтальную и вертикальную штриховку, копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размеры и пропорции, способен к письму и рисованию. К первому классу у ребенка должно быть развито внимание: 1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10–15 мин. 2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

15 вопрос Гигиенические требования к уроку:

1.Организация урока (подготовлен  класс, проверенный, влажная уборка  спортивного зала, влажность от 30-60%, движение воздуха – 0,3 м/с, спортивный зал – 0,5 м/с, освещенность – 300 лк);

2.В процессе урока должны  быть микропаузы – физкульт-минутки;

3.Изучение нового материала  на уроке:

*В младших классах – 45 минут;

*В средних классах – 20 минут;

*В старших классах – не  более 30 минут;

4.

Максимальная наглядность;

5.Должна соблюдаться структура  урока:

*Вводная;

*Основная;

*Заключительная.

6.Разнообразие методов;

7.Нельзя требовать долго фиксированную  позу;

8.Строгое соблюдение перемен.

В течение дня самым продуктивным считается 2-3 урок. Вторник, среда – самые продуктивные дни

В расписание урока не рекомендуется сближать предметы одного типа. Самые трудные предметы – математика и иностранный язык, физика и геометрия, гуманитарные предметы, родной язык и физкультура.

17вопрос Общие свойства анализаторов.

* Чрезвычайно высокая чувствительность  к адекватным раздражителям. Количественной  мерой чувствительности является  пороговая интенсивность, то есть  наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.

* Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать  различие по интенсивности между  раздражителями.

* Адаптация, то есть способность  анализаторов приспосабливать уровень  своей чувствительности к интенсивности  раздражителя.

* Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.

* Способность анализаторов некоторое  время сохранять ощущение после  прекращения действия раздражителя. Такая "инерция" ощущений обозначается  как последствие, или последовательные  образы.

* Постоянное взаимодействие анализаторов  в условиях нормального функционирования.

Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека. См.: Небылицын В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. //Типологические особенности в нервной деятельности человека. - М.: Просвещение, 1969.

Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии - психофизика.

Строение анализатора

· Периферическая часть (отдаленная) - это рецепторы, воспринимающие раздражение и превращающие его в нервное возбуждение.

· Проводниковый отдел (афферентные или чувствительные нервы) - это проводящие пути, передающие сенсорное возбуждение, рождённое в рецепторах.

· Центральный отдел - это участок коры больших полушарий головного мозга, анализирующий поступившее к нему сенсорное возбуждение и строящий за счёт синтеза возбуждений сенсорный образ.

Таким образом, например, окончательное зрительное восприятие происходит в мозге, а не в глазу.

Понятие сенсорная система шире, чем анализатор. Она включает в себя дополнительные приспособления, системы настройки и системы саморегуляции. Сенсорная система предусматривает обратную связь между мозговыми анализирующими структурами и воспринимающим рецептивным аппаратом. Для сенсорных систем характерен процесс адаптации к раздражению.

Адаптация - это процесс приспособления сенсорной системы и ее отдельных элементов к действию раздражителя.

Отличия между понятиями «сенсорная система» и «анализатор»

1) Сенсорная система активна, а  не пассивна в передаче возбуждения.

2) В состав сенсорной системы  входят вспомогательные структуры, обеспечивающие оптимальную настройку  и работу рецепторов.

3) В состав сенсорной системы  входят вспомогательные низшие  нервные центры, которые не просто  передают сенсорное возбуждение  дальше, а меняют его характеристики  и разделяют на несколько потоков, посылая их по разным направлениям.

4) Сенсорная система имеет обратные  связи между последующими и  предшествующими структурами, передающими  сенсорное возбуждение.

5) Обработка и переработка сенсорного  возбуждения происходит не только  в коре головного мозга, но  и в нижележащих структурах.

6) Сенсорная система активно  подстраивается под восприятие  раздражителя и приспосабливается  к нему, т. е. происходит её адаптация.

7) Сенсорная система сложнее, чем  анализатор.

Вывод: Сенсорная система = анализатор + система регуляции.

начение органов чувств. Схема строения анализаторов. Основные функциональные особенности, классификация

Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего нас материального мира и внутренней среды организма. Органы чувств — это «окна», через которые внешний мир проникает в наше сознание, отмечал В. И. Ленин.

Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация как самых примитивных, «животных», функций нашего организма, так и высших познавательных психических процессов человека, дающих ему неограниченную власть над природой.

Ощущения — это элементарные процессы психического отражения отдельных особенностей предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний нашего организма. На их основе формируется восприятие, являющееся более сложным наглядно-образным отражением целостных предметов и явлений.

Информация о работе Шпаргалка по «Возрастной анатомии»