Шпаргалка по «Возрастной анатомии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 14:41, шпаргалка

Краткое описание

1вопрос.. Общие закономерности роста и развития детей и подростков
Закономерности роста и развития организма
Особенностью современного поколения является гетерохронное развитие.
Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность)1. После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

Вложенные файлы: 1 файл

возрастная анатомия.docx

— 189.65 Кб (Скачать файл)

В дорсальной части моста лежат волокна медиальной петли, идущей от продолговатого мозга. над которым расположена ретикулярная формация моста. Латеральнее проходят волокна слуховой петли.

МОЗЖЕЧОК составляет более крупную, чем мост, часть заднего мозга, которая заполняет собой большую часть задней черепной ямки. В мозжечке различают верхнюю и нижнюю поверхности, границами между которыми являются передний и задний края. Верхняя поверхность мозжечка на целом мозге прикрыта затылочными долями полушарий большого мозга и отделена от них глубокой поперечной щелью большого мозга. В мозжечке различают непарную серединную часть - червь, два полушария. поперечными бороздами червь расчленен на мелкие извилины, которые придают ему некоторое сходство с кольчатым червем.

Обе поверхности полушарий и червя изрезанны множеством поперечных параллельно идущих мелких бороздок, между которыми находятся длинные и узкие извилины мозжечка. Группа извилин, отделенных более глубокими бороздами, образуют дольки мозжечка. Полушария мозжечка и червь состоят из белого вещества, расположенного внутри, и тонкой прослойки серого вещества коры мозжечка, окаймляющего белое вещество по периферии.

Кора мозжечка представлена тремя слоями нервных клеток. На сагитальном разрезе белое вещество мозжечка представлена тремя слоями нервных клеток и имеет вид ветвистого дерева. В толще белого вещества обнаруживаются отдельные парные скопления нервных клеток, которые образуют зубчатое, пробковидное, шаровидное ядра мозжечка и ядра шатра. В мозговом стволе следующим после моста отделом, небольшим, но функционально важным, является перешее ромбовидного мозга, состоящий из верхних ножек мозжечка, верхнего мозгового паруса и треугольной петли, в котором проходят волокна латеральной (слуховой ) петли.

СРЕДНИЙ МОЗГ состоит из дорсального отдела крыши среднего мозга и вентрального - ножек мозга, которые разграничиваются полостью - водопроводом мозга. Нижней границей среднего мозга на его вентральной поверхности является передний край моста, верхний зрительный тракт и уровень сосцевидных тел. На препарате головного мозга пластинку четверхоломия, или крышу среднего мозга, можно увидеть лишь после удаления полушарий большого мозга.

На основании головного мозга хорошо видна вторая часть среднего мозга в виде двух толстых белых расходящихся пучков, идущих в ткань полушарий большого мозга это ножки мозга. Углубление между правой и левой ножками мозга называются межножковой ямкой, из нее выходят корешки глазодвигательных нервов. Впереди о ядра глазодвигательного нерва лежит ядро медиального продольного пучка. Самым крупным ядром среднего мозга является красное ядро - одно из центральных координационных ядер экстрапирамидной системы.

Рядом с водопроводом лежит ретикулярная форма среднего мозга. На поперечном разрезе отчетливо видно черепное вещество, которое делит ножку мозга на два отдела: дорсальный - покрышку среднего мозга и вентральный - основание ножки мозга. В покрышке среднего мозга располагаются ядра среднего мозга и проходят восходящие проводящие пути. Вентральные отделы ножек мозга целиком состоят из белого вещества, здесь проходят нисходящие проводящие пути. Функциональное значение среднего мозга состоит в том. что здесь расположены подкорковые центры слуха и зрения; ядра головных нервов, обеспечивающих иннервацию поперечнополосатых и гладких мышц глазного яблока: ядра, относящиеся к экстрапирамидной системе, обеспечивающей сокращение мышц тела во время автоматических движений.

Через средний мозг следуют нисходящие (двигательные) и восходящие (чувствительные) проводящие пути. Область среднего мозга является также местом расположения вегетативных центров (центральное серое вещество) и ретикулярной формации. 2.2.

7вопрос. Рефлекс

Рефлексом называют целостную реакцию организма на раздражение, что осуществляется центральной нервной системой. Проявление рефлекса можно заметить в непроизвольных и произвольных движениях, в функционировании внутренних органов, в изменениях поведения, эмоций и чувствительности.

Восприятие раздражение происходит при помощи рецепторов. Это нервные окончания и структуры, чувствительные к раздражителям.

Каждый из рецепторов воспринимает определенные категории раздражителей – звук, свет, холод, давление, прикосновение, тепло и пр. По таким критериям рецепторы делятся на типы.

Как же проявляется рефлекс?

При раздражении в рецепторе происходит возбуждение, и рецепторы преобразовывают энергию раздражителя в нервные сигналы – электрической природы.

Полученная информация поступает в виде электрических импульсов и следует по волокнам чувствительных нейронов до контакта с другими нервными клетками. Сигналы передаются на вставочные нейроны, а затем – к двигательным. Сигнал может поступать также и от чувствительных нейронов на двигательные.

Нейроны поступают в центральную нервную систему, в спинной и головной мозг, где они уже образуют нервный центр рефлекса. Происходит обработка переданной информации, в результате которой создается команда управления.

После команда следует к исполнительному органу, где сигнал вызывает сокращение мышц.

Рефлекторная дуга

Рефлекторная дуга – это анатомическая основа рефлекса. Она представлена цепью нервных клеток, что обеспечивают проведение нервных импульсов от рецепторов к исполнительному органу.

 

Цепь состоит из пяти звеньев:

1. Рецептор восприятия раздражителя  – внутреннего или внешнего. Данный  рецептор и вырабатывает нервные  импульсы.

2. Чувствительный путь, состоящий  из отростков чувствительных  нейронов. Именно по ним нервные  сигналы поступают в нервные  центры мозга.

3. Нервный центр, в котором есть  вставочные и двигательные нейроны. Вставочные нейроны направляют  сигналы к двигательным, а последние формируют команды.

4. Центробежный путь из волокон  двигательных нейронов. По нему  нервные импульсы поступают к  исполнительному органу.

5. Исполнительный или рабочий  орган – железа или мышца.

Рефлекторный акт может быть осуществлен только при целостности всех компонентов рефлекторной дуги.

Рефлекторное кольцо

После рефлекторного воздействия на определенный орган, его рецепторы возбуждаются, и от них следует информация о состоянии органа или о достигнутом результате. Информация поступает по чувствительным путям в центральную нервную систему.

Получив сведения о состоянии органа, нервные центры вносят поправки в действия исполнительного органа или самой нервной системы в целом.

Обратная связь образовывает рефлекторное кольцо, по которому в действительности проходит рефлекторный акт.

Нервные сети и цепи

Чувствительные, вставочные и двигательные нейроны образуют нейронные сети и цепи. Именно они являются структурной основой рефлекторного акта: по их последовательным и параллельным соединениям распространяются сигналы и достигают различных нервных центров.

 

.8вопрос 2 Условный рефлекс. Условия, необходимые для выработки  условного рефлекса. Механизм образования.

Условные рефлексы, индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом. Осуществляются высшими отделами центральной нервной системы – корой головного мозга и подкорковыми образованиями; формируются в процессе онтогенеза на базе безусловных рефлексов. Термин «Условные рефлексы» предложен в 1903 И. П. Павловым. Исследование этого явления привело Павлова к созданию условнорефлекторной теории поведения животных и человека, нового учения о функциях мозга – физиологии высшей нервной деятельности.

^ Основные условия образования  условных рефлексов. Условные рефлексы  хорошо образуются только при  определенных условиях. Главнейшими  из них являются:

1) повторное сочетание действия  ранее индифферентного условного  раздражителя с действием подкрепляющего  безусловного или ранее хорошо  выработанного условного раздражителя;

2) некоторое предшествование во  времени действия индифферентного  агента действию подкрепляющего  раздражителя;

3) бодрое состояние организма;

4) отсутствие других видов активной  деятельности;

5) достаточная степень возбудимости  безусловного или хорошо закрепленного  условного подкрепляющего раздражителя;

6) надпороговая интенсивность условного  раздражителя.

Совпадение действия индифферентного раздражителя с действием подкрепляющего раздражителя (безусловного или хорошо ранее закрепленного условного раздражителя), как правило, должно повторяться несколько раз. При образовании новых условных рефлексов в одной и той же обстановке процесс формирования этих рефлексов ускоряется. Например, у собаки в опытах в камере первый условный рефлекс образуется после 10—20 сочетаний, последующие же — значительно быстрее. У человека многие условные рефлексы, в особенности на словесные раздражители, могут образовываться после одного сочетания.

Длительность времени предшествования действия нового условного раздражителя действию подкрепляющего не должно быть значительным. Так, у собак рефлексы особенно хорошо вырабатываются при длительности этого времени предшествования 5—10 сек. При сочетании в обратном порядке, когда подкрепляющий раздражитель начинает действовать ранее индифферентного, условный рефлекс не вырабатывается.

Образование условнорефлекторных связей, легко протекающее в условиях бодрого состояния организма, затрудняется при его заторможенности. Так, у животных, находящихся в сонливом состоянии, условные рефлексы или не образуются совсем, или же образуются медленно, с трудом. Заторможенное состояние затрудняет формирование условных рефлексов и у человека.

При доминировании в центральной нервной системе центров, не связанных с образованием данных условных рефлексов, формирование этих рефлексов затрудняется. Так, если у собаки возникло резкое возбуждение, например, при виде кошки, то в этих условиях образование пищевого слюноотделительного рефлекса на звук звонка или свет лампочки не происходит. У человека, поглощенного каким-либо делом, образование условных рефлексов на другие виды деятельности в это время также резко затрудняется.

Условные рефлексы образуются только при наличии достаточной возбудимости центров этих подкрепляющих рефлексов. Например, при выработке у собак пищевых условных рефлексов опыты ставятся при условии высокой возбудимости пищевого центра (голодном состоянии животного).

 

Механизм образования условных рефлексов.

Возникновение и закрепление условнорефлекторной связи происходит при определенном уровне возбуждения нервных центров. В связи с этим сила условного сигнала должна быть достаточной— выше пороговой, но не чрезмерной. На слабые раздражители условные рефлексы не вырабатываются совсем или формируются медленно и отличаются неустойчивостью. Чрезмерно сильные раздражители вызывают развитие в нервных клетках охранительного (запредельного) торможения, что также затрудняет или исключает возможность образования условных рефлексов.

В процессах фиксации информации большая роль отводится рибонуклеиновой кислоте (РНК). В опытах на крысах было показано, что применение препаратов, вызывающих снижение содержания РНК в нервной ткани, приводит к значительному снижению эффективности обучения, т. е. выработки условных рефлексов.

Условный сигнал вызывает возбуждение в мозговом отделе и в коре больших полушарий. При действии безусловного раздражителя возбуждается рефлекторный центр и одновременно импульсы поступают в кору головного мозга – в корковое представительство центра безусловного рефлекса.

Таким образом, при выработке условного рефлекса в коре головного мозга возникают 2 очага возбуждения – в корковых представительствах безусловного и условного раздражителей. Между ними постепенно устанавливается временная связь – циркуляция импульсов по замкнутым цепям. Этот процесс Павлов назвал замыканием новой условно-рефлекторной дуги.

 Возрастные особенности  условных рефлексов

Несмотря на морфологическую и функциональную незрелость нейронов коры головного мозга у новорожденных уже на второй неделе начинают вырабатываться первые условные рефлексы, связанные с пищеварением и дыханием (на внутренние — интерорецептивные раздражители). Они проявляются в пробуждении ко времени кормления, увеличении количества лейкоцитов в крови. Но выработка их происходит медленно, требует большого количества повторений.

            С 2 — 3 месяцев начинают вырабатываться  условные рефлексы на экстерорецептивные (внешние) раздражители:  сосательный  рефлекс на вид и прикосновение  к материнской груди, положение  тела; оборонительный при виде  намыленной руки при купании  или при виде человека в  белом халате, если они неоднократно  сопровождались болезненными для  ребенка ощущениями. Условные рефлексы  детей первых месяцев жизни  характеризуются неустойчивостью, что связано со слабостью корковых  нейронов и их быстрой утомляемостью. Сроки формирования условных  рефлексов связаны с морфологическим  созреванием анализаторов и с  тренировкой их функций. Значение  тренировки остается важным на  протяжении всего периода роста  и школьного обучения и даже  у взрослых людей (совершенствование  профессиональных и спортивных  навыков).

С возрастом увеличивается скорость образования условных рефлексов и их прочность. Условные рефлексы у детей дошкольного возраста (от 1 года до 7 лег) связаны с изменением отношения ребенка к окружающему его предметному миру и к окружающим людям. В первые три года жизни наибольшее значение в качестве безусловного раздражителя имеет пищевое подкрепление. Условно-рефлекторная деятельность  ребенка в последующие годы претерпевает изменения в двух направлениях: 1) становится более многообразной и 2) в качестве безусловного подкрепления основную роль играют ориентировочный, подражательный и игровой рефлексы, словесное поощрение и словесное наказание. Для детей до 3 лет характерна  большая прочность выработанных условных связей, для переделки прежде выработанных условных рефлексов требуется около 50 сочетаний условного сигнала с новым подкреплением.  Нейроны головного мозга обладают большой функциональной подвижностью, тем не менее, могут закреплять повторяющуюся систему условных раздражений и стойко ее удерживать. В этот же период времени у детей вырабатывается большое количество динамических стереотипов.

Информация о работе Шпаргалка по «Возрастной анатомии»