Строение зрительного анализатора и его особенности у детей. Основные зрительные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:34, реферат

Краткое описание

Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.
Зрительная система реагирует на световые раздражители. В физическом смысле свет – это электромагнитное излучение с различными длинами волн, от сравнительно коротких (красный) до более длинных (синих). Мы видим объекты потому, что они отражают свет. Цвета, которые мы различаем, определяются тем, какую из частей видимого светового спектра отражает или поглощает предмет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Дети с нарушениями зрения………………………………………..
Строение зрительного анализатора и его особенности у детей….
Основные зрительные функции глаза и их нарушения…………...
Гигиена и охрана зрения, организация лечебно-восстановительной и санитарно-просветительной работы………27
Заключение…………………………………………………………………...31
Литература…………………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ГИГИЕНА И ОХРАНА ЗРЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, способствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации.

Гигиенические мероприятия  в целях охраны остаточного зрения у детей должны быть направлены на создание условий, облегчающих работу зрительного анализатора. Должно предупреждаться  утомление и последующее снижение функциональных возможностей глаза. Быстро возникающее зрительное утомление приводит к резкому снижению работоспособности детей, что отражается на их общем состоянии. Чрезмерные зрительные нагрузки в неблагоприятных условиях, особенно при необратимых, глубоких повреждениях зрительного анализатора, могут приводить к утомлению и ухудшению общего состояния организма ребенка в целом.

При установлении режима дня для детей с нарушение  зрения, при регламентировании различных  учебных нагрузок следует иметь  в виду не только различные факторы, определяющие характер внешних условий, в которых приходится работать ребенку, но и общее состояние его организма – наличие других дефектов в его органах и функциональных системах, а также ослабление организма вследствие перенесенных заболеваний. Своевременная смена видов деятельности и обстановки, в которой проводятся учебные занятия, может содействовать повышению работоспособности детей. Так, периодическая перемена положения тела во время урока или занятий предупреждает появление утомления. На занятиях, связанных с напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание), время от времени надо отвлекать детей от работы рассказом или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых глазам.

Важная роль в охране зрительного анализатора и его  функций принадлежит вспомогательным  и защитным частям глаза, которые, в  свою очередь, требуют бережного  ухода и соблюдения гигиенических  требований.

Профилактика зрения предполагает уход за вспомогательными и защитными частями глаза не только со стороны их эстетического вида, но и со стороны сохранения зрения. Неправильное использование косметических средств может привести к раздражениям и воспалительным процессам.

Особое внимание обращается на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра диапозитивных фильмов и телевизионных передач. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения у детей лежит рациональное освещение рабочего места и помещений. Освещенность рабочего места, лестниц, коридоров, спален, игровых комнат и особенно физкультурных залов в дошкольных учреждениях и школах для слепых и слабовидящих детей должна быть намного выше, чем в массовых школах и дошкольных учреждениях.

Глаз лучше приспособлен к дневному освещению, поэтому в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением зрения следует вводить наиболее близкое к нему люминесцентное освещение. Спектр излучения люминесцентных ламп близок к спектру дневного света. Современные люминесцентные лампы обладают равномерным свечением и дают мягкий рассеянный свет. Яркость их ниже яркости нити накала электрической лампы. В отличие от ламп накаливания они почти совсем не создают теней и бликов на освещаемой поверхности. В организации гигиенической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, следует руководствоваться нормативными материалами Министерства здравоохранения.

Лечебно-восстановительная  работа в дошкольных учреждениях  и школах для детей с нарушением зрения осуществляется врачами-специалистами (окулист, педиатр, психоневролог) и средним медицинским персоналом (медсестры). В своей работе врачи руководствуются соответствующими приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и другими документами, издаваемыми органами здравоохранения. Вся лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения детей [4].

С этой целью проводятся следующие мероприятия:

а) консервативное лечение  глазных заболеваний (медикаментозная  терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);

б) своевременное направление детей, нуждающихся в хирургическом лечении, в глазной стационар;

в) активное плеоптическое  и плеопто-ортоптическое лечение;

г) назначение очковой  коррекции;

д) подбор специальных  средств коррекции.

При проведении лечебно-восстановительной  работы в зависимости от показаний следует консультировать детей в глазных институтах, клиниках. Для получения консультативной помощи и методического руководства дошкольные учреждения и школы закрепляются за соответствующим специализированным учреждением, оказывающим офтальмологическую помощь. Врачи осуществляют методическое руководство работой педагогических коллективов дошкольных учреждений и школ по вопросам гигиены, охраны и восстановления зрения у детей.

Одним из направлений в  области охраны остаточного зрения является санитарно-просветительная работа в дошкольных учреждениях, семье и школе. Ее должен проводить офтальмолог совместно с врачом-педиатром, педагогами, воспитателями и родителями. Работа должна вестись систематически и по плану. Для этого должны привлекаться высококвалифицированные кадры офтальмологов, дефектологов, физиологов, психологов и других специалистов. Эта работа должна помогать врачам, педагогам, воспитателям дошкольных учреждений и школ систематически обучать детей и родителей основам общей гигиены и, в частности, гигиены зрения. В целях расширения знаний и представлений о гигиене детей необходимо чтение лекций, проведение семинаров и бесед о достижениях современной науки в области физиологии анализаторов, гигиены зрения, лечения глазных болезней, сенсорного развитии и воспитания [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, нейропсихологические исследования подтверждают общую концепцию  о том, что зрительная система  организована как некий многоканальный аппарат, перерабатывающий одновременно разнообразную зрительную информацию, аппарат, различные «блоки» (каналы) которого могут поражаться изолированно при сохранной работе других «блоков» (каналов) Вследствие этого возможно появление нарушений восприятия только предметов, или только лиц, или только цветов, или только букв, или только пространственно ориентированных объектов.

Феноменология нарушений  зрительного восприятия дает важные сведения для понимания общих  принципов строения и функционирования зрительной системы.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что наблюдающие у слабовидящих детей нарушения различной способности, глазодвигательной координации, цветоразличения, сужение границ поля зрения приводят к изменениям в процессах зрительного восприятия: фрагментарности, уменьшению объема, замедлению темпа, сокращению содержания, неточностям, ошибочным суждениям. Почти у всех слабовидящих детей проявляются особенности в формировании зрительных образов (удлинение стадий, появление подэтапов и др.), которые зависят от сложности предметов и изображений, опыта ребенка в оперировании или, характера и степени нарушения зрения.

Все это предполагает дифференцированный подход к детям, применения специальных приемов  и способов обучения, создания условий  для чтения, письма, игровой и  трудовой деятельности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- Москва, Международная педагогическая академия, 1994. (с. 61-66).
  2. Астахов Ю.С. Агнелопуло Г.В. Дэналиашвили О. А. Глазные болезни.- СПб., 2001 г.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения.- М., 1990г.
  4. Ермаков В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики.- Москва: «Владос», 2000г. (с. 33-48).
  5. Жохов В.П., Особова Т.З. Учителю о близорукости.- Москва, 1990г.
  6. Федоров С.Н. Глаза в глаза.- Москва,1984 г.
  7. Каплан А.И., Детская слепота:Цветовое остаточное зрение.- Москва, 1979г.
  8. Ковалевский Е.И. Детская офтальмология.- Москва, 1980г.
  9. Морозов Е.И. Пособие для педагогических работников школ слепых и слабовидящих по офтальмологии.- Киев, 1987г. 

 

 


Информация о работе Строение зрительного анализатора и его особенности у детей. Основные зрительные функции