Лекции по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 20:55, курс лекций

Краткое описание

Анатомические функции организма человека.
Морфологические функции организма человека.
Биохимические функции организма человека.
Физиологические функции организма человека.
Система студенческих спортивных соревнований.
Утомление и восстановление после физической и умственной работы.
Ориентация на здоровье у интериалов и экстериалов.
Методы психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности студентов.
Жизненно-необходимые умения и навыки.
Форма и содержание самостоятельных занятий физкультурой.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (вопрос №10 неправильно).docx

— 144.84 Кб (Скачать файл)

Функции:

1)раздражимость (возбудимость) — способность организма отвечать на различные изменения окружающей среды или состояния собственных органов и тканей. Ответ на раздражение позволяет либо предупредить нежелательные воздействия, отстраниться от них, либо изменить какие-то свои процессы адекватно воздействиям. Если нежелательные процессы уже возникли, то благодаря регуляторным механизмам они могут быть преодолены или компенсированы;

2)размножение — свойство самовоспроизведения, т.е. рождение потомства, сходного в основных чертах с родителями, одна из основных функций организма, отличающая его от неживой природы и направленная на сохранение вида, популяции;

3)рост, развитие, старение — возрастные процессы становления взрослого организма, совершенствования его строения и регуляторных возможностей, а затем постепенного снижения активности всех функций, приводящие к естественной смерти индивидуума.

4)обмен веществ и энергии;

5)питание;

6)иммунная (формирование иммунного ответа - распознавание, уничтожение и выделение из организма чужеродных веществ, образующихся в нём и поступающих извне)

6)пищеварение;

7)дыхание;

8)выделение продуктов жизнедеятельности;

9)сердцебиение;

10)самообновление клеток;

11)реакции на изменение внешней среды;

12)движение;

13)артериальное давление;

14)температура тела;

15)внутриглазное давление;

И другие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Система студенческих спортивных соревнований.

Первые студенческие игры прошли в Турине в 1959 году. Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от внутри - вузовских зачетных соревнований в учебной группе, на курсе к межвузовским и т.д. до международных студенческих соревнований. Внутри - вузовские спортивные соревнования включают в себя зачетные соревнования внутри учебных групп, учебных потоков на курсе, соревнования между курсами факультетов, между факультетами. Состязание может быть или личным (для каждого выступающего), или командным, или лично-командным; доступным каждому студенту, или для «спортивной элиты» учебной группы, курса, факультета, определяемой на предварительных соревновательных этапах.

Внутри - вузовские соревнования по видам спорта (в том числе массовые кроссы, эстафеты и др.)

 

 ↓

Зачетные соревнования на учебных занятиях

 

 ↓

Соревнования на первенство учебных групп

 

 ↓

Соревнования на первенство курсов

 

 ↓

Соревнования на первенство факультетов (соревнования на первенство общежитий)

 

 ↓

Соревнования на первенство вуза

 

 ↓

Межвузовские соревнования по видам спорта или комплексные спортивные мероприятия

 

 ↓

Товарищеские соревнования между курсами, факультетами, вузами

 

 ↓

Районные, городские соревнования

 

 ↓

Областные соревнования

  ↓

Зональные соревнования (по территориальному или ведомственному признаку)

  ↓

Российские студенческие соревнования и участие в составе сборных команд в соревнованиях Российской Федерации

 

 ↓

Международные спортивные соревнования студентов

 

 ↓

Товарищеские соревнования между отдельными факультетами или вузами

 

 ↓

Чемпионаты и универсиады Международной федерации университетского спорта (ФИСУ)

 

 

Места проведения Универсиад


Год

Игры

Летняя Универсиада

Игры

Зимняя Универсиада

Город

Страна

Город

Страна

2015

XXVIII

Кванджу

Республика Корея

XXVII

Гранада

 Испания

2017

XXIX

Тайбэй

 Китайская Республика

XXVIII

Алматы

 Казахстан

2019

XXX

Бразилиа

 Бразилия

XXIX

Красноярск

 Россия


 

 

 

 

 

6.Утомление и восстановление после физической и умственной работы.

Утомление - временное снижение или утрата работоспособности организма, органа или ткани, наступающее после нагрузок. Утомление является нормальным физиологическим процессом, который приводит к прекращению работы мышцы.

Причины утомления после физической работы:

  1. накопление мышцей продуктов обмена веществ;
  2. факторы, связанные со снижением уровня энергообеспечения работающих мышц;
  3. ухудшение деятельности ЦНС.

Причины умственной усталости:

  1. негативные эмоциональные переживания;
  2. каждодневные влияния стрессов;
  3. монотонная работа;
  4. нехватка свежего воздуха в душных помещениях;
  5. большое количество различной информации, поступающих к нам извне (компьютер, телевизор, радио, книги и т.д.).

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор. Различают две фазы утомления:

  1. компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
  2. некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

 

Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация) . Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой - через несколько часов. Поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов - готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы. С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок. Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса. Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Ориентация на здоровье у экстериалов и интериалов.

Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстериальный (внешний) и интериальный (внутренний). В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на пространстве, простирающемся от экстериального к интериальному типу.

Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в различной степени касается различных областей социальной жизни.

У интериалов обнаружена более активная, чем у экстериалов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстериалы же наоборот более тревожны, подвержены депрессиям, психическими заболеваниям.

Мой тип – экстериальный. Считаю, что всегда события, происходящие со мной - результат случая или других причин. Часто переживаю по мелочам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Методы психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности студентов.

Психопрофилактика – это система мероприятий, цель которых – изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение. Состояние психического здоровья является одним из основных показателей здоровья общества и нации в целом. Психопрофилактика решает следующие задачи:

  1. предотвращение действия на организм болезнетворной причины;
  2. предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения;
  3. предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В профилактике психических заболеваний большую роль играют общепрофилактические мероприятия, такие, как устранение инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды.

Все мероприятия, относимые к психической профилактике, направлены на повышение выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся: правильное воспитание ребенка, борьба с ранними инфекциями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, которые делают психику человека неустойчивой к внешним воздействиям.

Психогигиена – система специальных мероприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психического здоровья человека и общества в целом.

Содержанием психогигиены является система мероприятий, направленных на оздоровление среды обитания человека, а так же повышение устойчивости психического здоровья и сопротивляемости психики по отношению к действию различных патогенных факторов. Психическое здоровье подразумевает благополучие всего организма.

Методы психопрофилактики и психогигиены включают в себя психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям. В числе психопрофилактических мероприятий могут быть — массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними, информация населения и т.д.

 

 Создание условий для позитивных переживаний: 
1) Арттерапия – оказание помощи с помощью искусства. Терапевтическое воздействие музыки, цвета, архитектуры известно давно. Но следует отличать искусство от массовой культуры. От плохой музыки заболит голова, массовая эстрада притупляет, утомляет. 
2) Музыкотерапия - Музыкальное воздействие весьма индивидуализировано и музыку пациенту лучше прослушивать через наушники, чтобы не мешать другим. Музыка влияет на настроение, снижает тревогу, напряженность.  
3) Функциональная музыка – это музыкальный фон, на периферии сознания. Музыка должна быть приятной, ритмичной, приносить удовольствие, вызывать состояние легкого возбуждения.  
4) Библиотерапия – разновидность психотерапии, использующая художественную книгу как одну из форм лечения словом, заключенным в художественную форму. Предполагает позитивное воздействие на человека с помощью книг, которое может способствовать развитию личностных качеств, поднимать настроение, отвлекать от боли. 
5) Колортерапия – воздействие на человека с помощь цвета. Цвет помещения, одежды влияет на эмоциональное состояние пациентов. Особенности восприятия цвета зависит от индивидуальных особенностей человека, культуры. 
6) Аромотерапия – позитивное воздействие на человека посредством запахов. Организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает приятные или неприятные ассоциации и воспоминания. 
7) Натурпсихотерапия – положительное эмоциональное воздействие природы на человека (санаторно-курортное лечение). Положительный эффект: позитивное эмоциональное воздействие, успокаивающий, отвлекающий, активизирующий эффекты, эстетическое воздействие природы.

 

 

  •  

     

     

     

     

     

    Информация о работе Лекции по "Анатомии"